Опыт создания ментальных карт на уроках литературы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №2 (16) апрель 2018 г.

Дата публикации: 21.02.2018

Статья просмотрена: 350 раз

Библиографическое описание:

Пахтусова А. А., Прель А. Н., Погорелова М. В. Опыт создания ментальных карт на уроках литературы // Юный ученый. — 2018. — №2. — С. 8-13. — URL https://moluch.ru/young/archive/16/1118/ (дата обращения: 24.01.2020).



 

1.                  Организация, на базе которой шла работа над проектом

Проект «Опыт создания ментальных карт на уроках литературы» создан на базе ГБОУ г. Москва «Школа № 152». Здесь проводились

–                    занятия в рамках проектной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время,

–                    консультации для участников проекта и обучающихся 11б класса,

–                    мастер-классы для учащихся 5в и 7а классов.

2.                  Команда проекта

 

ФИО

ОУ, класс/

организация, должность

Функция в проекте

Задачи в проекте

Погорелова

Марина Валерьевна

Учитель литературы ГБОУ Школа № 152

Научный руководитель

Организация работы проектной команды;

научное сопровождение

Пахтусова Александра

ГБОУ Школа № 152,

8 «А» класс

Разработчик интеллект-карт, дизайнер

Разработка интеллект-карт

Прель Анастасия

ГБОУ Школа № 152,

8 «А» класс

Литературовед, разработчик презентации

Составление описания проекта, подготовка презентации

 

3.                  Формулировка проблемы, обоснование актуальности проекта.

Сегодня на человека обрушивается поток информации.

–                    Было подсчитано, что выпуски Нью Йорк Таймс за одну неделю содержат больше информации, чем человек 18 века получал за всю жизнь.

–                    90 % данных о мире были сформированы за последние два года.

–                    В 1900 годах знания человека увеличивались вдвое каждые сто лет. В 1950 — каждые 25 лет. В 2014 году — каждые13 месяцев. К 2020 году знания человека предположительно будут увеличиваться вдвое каждые 12 часов.

Как справиться с этим потоком? Как современному школьнику научиться обрабатывать большие объемы информации и развивать академическую карьеру, несмотря на трудности в учебе, нежелание запоминать? Как организовывать смысловое чтение, чтобы улучшить результаты тестов, развить критическое мышление? В условиях, когда поколение учащихся не испытывает радости от процесса добывания знаний, необходимо найти такие инструменты, которые помогали бы учиться более эффективно, раскрывать творческий потенциал и добиваться успеха. Актуальность нашей работы мы увидели в освоении инструмента, способного структурировать огромное количество полученной информации.

В поисках разработки решения обозначенной проблемы мы мы обратились к материалам сайта «TexTerra — агентство интернет-маркетинга» https://texterra.ru/, познакомились с программами для создания интеллект-карт (MindMeister, MindMup, XMind, MingManager — их существует более 15). Проанализировав представленные на сайте материалы, мы узнали, что слово Mind переводится как «разум». Майндмэппинг — это схематическое изображение ключевых мыслей книги, основных пунктов выступления или наиважнейшего плана действий. С их помощью удобно наводить порядок в информационном хаосе. Интеллект-карты имеют много названий: ментальная карта, майндмэппинг, карта мыслей, диаграмма связей, Mind-карта. Карта отдаленно напоминает дерево, или паука, или осьминога — что-то такое, у чего есть центр и ответвления. В центре — основная идея. От нее отходят ключевые пункты. Каждый пункт тоже при необходимости дробится на несколько пунктов поменьше. И так, пока вся проблема не будет четко проработана.

Мы поняли, что ментальные карты — это мощные инструменты, которые помогают нашему мозгу понимать и запоминать понятия, информацию, делать меньше заметок, минимально пересматривать их и все равно запоминать больше фактов, чем с обычными заметками. Так как в ментальных картах в основном используются ключевые слова, изображения и короткие фразы, это помогает записывать мысли намного быстрее обычного. Свободный поток идей может помочь при написании творческих заданий, при создании проекта, научной статьи.

Нам осталось выбрать удобную для работы программу и создать проектный продукт на основе полученных знаний.

4.                  Развернутая формулировка цели и задач, решение которых поможет эту цель достичь.

Основная цель работы — создать ментальные карты для использования их на уроках литературы как в ходе изучения художественных произведений, так и при подготовке к итоговому сочинению и сочинению в формате ЕГЭ. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1.                Освоение методики работы с программой «XMind»;
  2.                Разработка интеллект-карты «Федерико Гарсиа Лорка. Открыть для себя поэта»...;
  3.                Отбор программных произведений, используемых при аргументации в итоговом сочинении и в сочинении формата ЕГЭ;
  4.                Построение интеллект-карт по основным проблемам, предлагаемым на ЕГЭ;
  5.                Внедрение ментальных карт в школьную практику.

5.                  Определение критериев результативности.

На стадии замысла мы планировали судить об успешности результата по следующим критериям:

–                    осведомленность участников работы во всех областях проекта, в том числе в области вмененных функциональных обязанностей в зависимости от способностей и возможностей;

–                    содержание и композиция созданных интеллект-карт способствует расширению кругозора обучающихся.

6.                  План выполнения проекта был стандартным:

 

Этап работы

Содержание

1

Выбор темы проекта

Обсуждение различных тем проекта и выбор

самой актуальной (сентябрь)

2

Обсуждение цели, задач и гипотезы проекта

Обсуждение цели и задач, направленных на

выполнение проекта (сентябрь)

3

Изучение источников

Знакомство с критической и научно-популярной

литературой, Интернет-источниками

(сентябрь-октябрь)

4

Подбор и освоение методов исследования

Наблюдение; анализ изученных материалов; сравнение различных точек зрения, концепций, трактовок; моделирование и построение (сентябрь-октябрь)

5

Выполнение практической части проекта

Составление плана мероприятий и выполнение их в соответствии с этим планом (октябрь-ноябрь)

6

Обработка результатов и их обсуждение

Оценка результативности выполненной работы (декабрь)

7

Оформление работы

Оформление пояснительной записки и создание (декабрь)

8

Разработка стратегии

развития проекта

Составление плана развития проекта в соответствии с полученными результатами (январь)

 

7.                  Подробное описание решения. Реализация плана, корректировка

Отправной точкой в работе над проектом стал возникший после летнего отдыха интерес к личности и творчеству испанского поэта Федерико Гарсиа Лорка. Некоторые даты привлекли наше внимание. Поэт родился в 1898 году. Летом 1928 года он опубликовал «Цыганское романсеро» — самое успешное произведение, которое ему самому нравилось больше всего и которое очень быстро принесло ему оглушительную славу. Так что 2018 год дважды юбилейный: 120 лет со дня рождения писателя и 90 — его знаменитой книги. Кроме того, в 2017 году Испания неоднократно была в поле зрения мировой общественности в связи с вопросами политического самоопределения. И творчество поэта показалось нам интересным для того, чтобы лучше понять суть испанцев, причины их настоятельных требований. Ведь Федерико Гарсиа Лорка рожден духом и судьбой Испании, её страстью и кровью, её обычаями, музыкой, верой в будущее. «Эта верность стихии своего народа и его лучшим глашатаям дает опору бессмертию Федерико Гарсиа Лорки… — вспоминал современник и друг поэта Хуан Маринельо. — Как всякий классик, он выходит за рамки своего времени, он составляет эпоху и её детище. Эта сама традиция и сама история, идущая вперёд. Именно поэтому его новизна поражает, но не раздражает, и его непривычный голос воспринимается как смелое новшество, к которому мы все в какой-то мере причастны!»

В ходе знакомства с личностью и творчеством поэта мы увидели, что один из самых известных поэтических циклов Лорки «Цыганское романсеро» неоднократно становился объектом литературоведческих и лингвистических исследований: досконально изучены стиховые структуры этой книги, исследованы приемы их воспроизведения в традиции русского поэтического перевода. От нас не требовалось сказать новое слово в филологии — это блестяще сделали ученые. Мы хотели структурировать большой объем добытого материала, чтобы его легче было осмыслить и применить. Так была создана наша первая интеллект-карта «Федерико Гарсиа Лорка. Открыть для себя поэта…»

Рис. 1. Интеллект-карта «Федерико Гарсиа Лорка. Открыть для себя поэта…»

 

Мы убедились, что карты мыслей отображают иерархию и отношения между отдельными темами и дают возможность увидеть общую картину. И решили пойти дальше — создать ментальные карты по художественным произведениям, изучаемым на уроках литературы, которые оказываются востребованными при подготовке к Государственной итоговой аттестации. Были разработаны и созданы карты по произведениям М. Ю. Лермонтова «Мцыри», Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и «Ревизор». В данный момент команда проекта работает над разработкой новых карт.

Рис. 2. Интеллект-карта «Остап и Андрий. Сравнительная характеристика»

 

Рис. 3. Интеллект-карта «Романтический герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

 

Наша проектная деятельность опирается на комплекс дополняющих друг друга методов исследования, таких как

–                    метод анализа и обработки полученных данных,

–                    сопоставительный и компонентный анализ,

–                    метод моделирования,

–                    опрос информантов.

В работе было использовано следующее оборудование:

 

Название

Назначение

Кем предоставлено

Условия предназначения

Компьютер

Для знакомства с информацией и ее обработки

школа

Использование в учебном процессе

Мультимедийный проектор

Для трансляции результатов

школа

Использование в учебном процессе

 

8.                  Оценка эффективности проекта осуществлялась на основании анкетирования, проведенного среди обучающихся, и отзывов педагогов школы.

Транслируя приобретенный опыт, мы провели мастер-класс для учащихся 5 «В» и 7 «А» класса, во время которого познакомили ребят с сайтом «TexTerra — агентство интернет-маркетинга», рассказали о возможностях программы XMind и работе с ней, показали удобство использования. О заинтересованности пятиклассников в предложенном контенте мы узнали из ответов на вопросы, заданные в ходе анкетирования:

  1.                Пользовались ли вы этой программой раньше?

–                    Нет — 100 %;

–                    да — 0 %.

  1.                Что вам показалось наиболее интересным?

–                    Возможности дизайна — 25 %;

–                    большой объем информации в простой форме — 35 %;

–                    простота в использовании — 40 %.

3. Для чего вы можете создавать собственные интеллект-карты?

–                    Для подготовки к докладам, сообщениям — 30 %;

–                    для создания проектов — 20 %;

–                    для организации дня — 5 %;

–                    для подготовки к тестам, контрольным работа — 35 %;

–                    для подготовки к сочинениям — 10 %.

Также мы предложили разработанные нами ментальные карты выпускникам 2017–18 года для подготовки к итоговому сочинению. Наше предложение оказалось востребованным, о чем говорят устные отзывы одиннадцатиклассников и их ответы на вопросы анкеты:

  1.                Использовали ли вы при подготовке к итоговому сочинению материалы нашего проекта?

–                    Да — 75 %;

–                    нет — 25 %.

  1.                Пригодятся ли вам ментальные карты для подготовки к ЕГЭ?

–                    Да — 85 %;

–                    нет — 10 %;

–                    Затрудняюсь ответить — 5 %.

  1.                Что вас привлекло в интеллект-картах?

–                    Возможности дизайна — 15 %;

–                    большой объем информации в простой форме — 55 % %;

–                    простота в использовании — 30 %.

Учителя, познакомившиеся с результатами нашего проекта, давали положительную оценку и говорили о широких возможностях ментальных карт в осуществлении метапредметных связей, а также для построения интересных уроков в МЭШ.

9.                  Оценка полученного в ходе работы результата и перспективы дальнейшей работы над проектом.

Результатом работы считаем реализацию поставленных задач:

  1.               Освоили методику работы с программой «Xmind»;
  2.               Разработали интеллект-карту «Федерико Гарсиа Лорка. Открыть для себя поэта...;
  3.               Осуществили отбор программных произведений, используемых при аргументации в итоговом сочинении и в сочинении формата ЕГЭ;
  4.               Создали несколько интеллект-карт по проблемам, актуальным на итоговом сочинении и ЕГЭ по русскому языку;
  5.               Успешно осуществляем внедрение ментальных карт в школьную практику.

Практическая ценность проектной работы состоит в выявлении оптимальных приемов обработки и структурирования больших информационных потоков. Ментальные карты помогают эффективно осваивать объемные темы школьной программы и структурировать материал, облегчают запоминание при подготовке к контрольным работам и Государственной итоговой аттестации. Ментальные карты повышают читательскую грамотность, так как способствуют организации смыслового чтения и развитию критического мышления. Обучающийся, освоивший майндмэппинг, будет иметь преимущества на рынке труда по сравнению со сверстниками, заблудившимися в необъятном информационном поле. Учитель, построивший урок для МЭШ с использованием Mindmap, поможет не только своим ученикам, но и коллегам.

Дальнейшие шаги по работе над проектом

  1.                Создание интеллектуальных карт по программным темам курса “Литература 8–9 класс”;
  2.                создание ментальных карт по обобщающим темам курса «Русский язык» (например, Правописание НЕ с различными частями речи, Правописание Н-Н в суффиксах различных частей речи;)
  3.                Подготовка материалов для МЭШ;
  4.                Подготовка и проведение литературного вечера по творчеству Федерико Гарсиа Лорки с использованием майндмеппинга.

 

Литература:

 

  1.                Сайт https://texterra.ru/blog/obzor-15-besplatnykh-programm-dlya-sozdaniya-intellekt-kart.html (выбор программ, создание и объяснение значимости интеллект — карт)
  2.                Федерико Гарсиа Лорка “Цыганское романсеро” — сборник стихов
  3.                Л. С. Осповат. Статья «Гарсиа Лорка» — М.: Мол. гвардия, 1965. — 432 с. Тираж 115 000 экз. (Жизнь замечательных людей. Вып. 16 (410).).
  4.                Сайт http://www.garcia-lorca.ru/
  5.                М. Ю. Лермонтов «Мцыри» — Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Правда, 1988.
  6.                Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» — М., Детская литература, 2017. Серия «Школьная библиотека»
Основные термины (генерируются автоматически): итоговое сочинение, проект, урок литературы, Подготовка, работа, Государственная итоговая аттестация, критическое мышление, проектная деятельность, простая форма, смысловое чтение.


Похожие статьи

Использование технологии критического мышления в обучении...

Читать и не понимать — то же, что совсем не читать. Коменский Я. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования наряду с другими определяют задачу формирования навыков чтения и работы с текстом.

Технология развития критического мышления как средство...

Технология критического мышления актуальна на современном этапе развития общества тем, что

«Кластеры» — это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в

Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках...

Использование технологии критического мышления в процессе...

Критическое мышление — сложный процесс творческого интегрирования идей и

Данная технология позволяет активизировать и оптимизировать деятельность учеников на уроке

Павлова А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского...

Успешная подготовка к итоговому сочинению по литературе

Ключевые слова: итоговое сочинение по литературе,план сочинения-рассуждения, клише для

Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на

Итак, подготовка обучающихся к благополучной сдаче итогового сочинения по...

Использование проектной технологии развития критического...

Возможно их итоговое обсуждение классом.

Работая по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, учащийся реализует свои потребности и возможности учиться

Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках.

Формирование универсальных учебных действий как условие...

Поэтому необходимо каждому педагогу нашей школы выстроить свою работу на формирование универсальных учебных действий, которые требует государственная итоговая аттестация. Эти требования прописаны в новых стандартах. Они требуют новых подходов к пониманию...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

Это — междисциплинарная и проектная деятельность, использование

Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка и литературы начинается в

Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по...

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное...

На уроках литературы возможно использование различных форм этого вида деятельности: прогнозирование темы урока по отличительным признакам или ключевым деталям, прогнозирование времени написания произведения и этапа в биографии писателя или поэта.

Пути формирования универсальных учебных действий средствами...

Эти уроки требуют длительной подготовки. Проектная деятельность способствует

Цель проектной деятельности на уроках русского языка и литературы: формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитии учебных умений и...

Похожие статьи

Использование технологии критического мышления в обучении...

Читать и не понимать — то же, что совсем не читать. Коменский Я. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования наряду с другими определяют задачу формирования навыков чтения и работы с текстом.

Технология развития критического мышления как средство...

Технология критического мышления актуальна на современном этапе развития общества тем, что

«Кластеры» — это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в

Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках...

Использование технологии критического мышления в процессе...

Критическое мышление — сложный процесс творческого интегрирования идей и

Данная технология позволяет активизировать и оптимизировать деятельность учеников на уроке

Павлова А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского...

Успешная подготовка к итоговому сочинению по литературе

Ключевые слова: итоговое сочинение по литературе,план сочинения-рассуждения, клише для

Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на

Итак, подготовка обучающихся к благополучной сдаче итогового сочинения по...

Использование проектной технологии развития критического...

Возможно их итоговое обсуждение классом.

Работая по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, учащийся реализует свои потребности и возможности учиться

Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках.

Формирование универсальных учебных действий как условие...

Поэтому необходимо каждому педагогу нашей школы выстроить свою работу на формирование универсальных учебных действий, которые требует государственная итоговая аттестация. Эти требования прописаны в новых стандартах. Они требуют новых подходов к пониманию...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

Это — междисциплинарная и проектная деятельность, использование

Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка и литературы начинается в

Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по...

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное...

На уроках литературы возможно использование различных форм этого вида деятельности: прогнозирование темы урока по отличительным признакам или ключевым деталям, прогнозирование времени написания произведения и этапа в биографии писателя или поэта.

Пути формирования универсальных учебных действий средствами...

Эти уроки требуют длительной подготовки. Проектная деятельность способствует

Цель проектной деятельности на уроках русского языка и литературы: формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитии учебных умений и...

Задать вопрос