Увлекательные задачи по физике | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (12) июнь 2017 г.

Дата публикации: 11.09.2017

Статья просмотрена: 3268 раз

Библиографическое описание:

Ершов, Н. З. Увлекательные задачи по физике / Н. З. Ершов, Т. С. Габышева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3.2 (12.2). — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/young/archive/12/942/ (дата обращения: 26.04.2024).



Физика – это наука о природе, а природа – храм, в котором обитает человек. Чем больше будет человек знать о храме, в котором он обитает, тем бережнее он будет к нему относиться и тем меньше неприятностей может с ним произойти. Поэтому незнание законов физики в наше время просто опасно, а знание и умение применять на практике, наоборот, необходимо и полезно. И оно тем более необходимо тем, кто решил посвятить себя изучению естественных наук или приобрести связанную с ними специальность.

В своём отношении к физике многие говорят, что физика мне нравится, но вот только задач я боюсь.

Осознание законов физики идёт через решение задач. Решая задачи, мы учимся мыслить, понимать глубоко природу.

В представленном проекте рассмотрены способы повышения интереса к решению задач по физике. Как сделать задачи увлекательными, чтобы захотелось их решить. Цель: Как сделать задачи увлекательными, чтобы захотелось их решать Задачи:1.Рассмотреть условия различных задач по физике с точки зрения их занимательности, необычности, вызывающих интерес.

2. Проанализировать, чем привлекательна задача.

3. Применить выявленные качества для преобразования условия задач с целью роста их привлекательности.

4.Составить задачи с применением результатов этого исследования.

5.Составить сборник занимательных задач на диске.

Мы рассмотрели школьные задачники по физике, занимательные задачи Я.И. Перельмана, Тульчинского, интернет-ресурсы, задачи Григория Остера и др., с целью узнать, какие качества задач вызывают желание её решить.

Веселые, с юмором задачи по физике Григория Остера, размещенные на стенде «Посмейся и реши!» вызвали интерес к их решению.

Все знают, что катить бревно легче, чем волочь (скользить).

Всегда ли катить легче, чем скользить? Мобилизует мысль.

Оживление вызывают задачи-эксперименты.

Например, изучая вес и невесомость, предлагается задача: Продемонстрируйте состояние невесомости.Весь класс с оживлением выполняет задание.

А это задача вызывает удивление.

Выдохнув на ладонь, Вы чувствуете тепло, а если дунете холод.Почему?

Ответ: Воздух во рту имеет температуру тела, что выше окружающего воздуха. Когда дуем, скорость воздуха(ветер)увеличивает скорость испарения, температура понижается.

Ещё одна задача, которая привлекает тем, что надо проявить сообразительность.

Всем учащимся предлагают встать и увеличить весовое давление на пол ровно в два раза. Не все догадываются, как это сделать и очень удивляются её очевидному решению.

По-другому, но интересна задача со сказочными персонажами:

Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течении 5 мин, затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплывала пруд шириной 1000м со скоростью 0,5м/с. С какой средней скоростью она гналась за бедным Иванушкой?

К этой задаче мы подобрали соответствующие картинки и ее привлекательность увеличилась.

G:\яга в ступе.jpgG:\ яга в ступ2.jpgG:\бя.jpg

Рис.1.Погоня Бабы Яги за Иванушкой

Пример занимательной задачи: почему не удается встать со стула, не нагибая корпуса вперед? Проверить на опыте.

(В.И.Зибер «Задачи-опыты по физике»).

Рассмотрев типы задач, приведённых выше, проанализировав их условия, мы определили следующие качества привлекательности:

– необычное содержание;

-форма условия;

-необычная постановка вопроса;

-картинка к задаче;

– вызывает удивление;

-требует проявления сообразительности.

С учётом условий привлекательности задач, мы преобразовали условия некоторых задач и придумали свои.

Сравните скорости – 50 км /час и 15 м /с. Вот так мы изменили ее условие.

Скорость волка 50 км/ч, скорость зайца 15 м/с. Сравните скорости животных.

Эта задача стала интересней. А это ещё лучше.

Волк со скоростью 50 км/ч гонится за зайцем, который улепётывает от него со скоростью 15 м/с. Удастся ли волку полакомится зайчатиной?

Условие стало веселее.

Ещё интереснее её можно сделать с помощью картинок.

G:\ вз.jpg

Рис.4. Ух, догоню!

Какая сила не даёт дедке вытащить репку?

Как её уменьшить?

H:\ir2.jpg

Рис.2. Как вытянуть репку?

Что легче? Сдвинуть всю стопку книг или вытащить одну нижнюю?

Задача с картинкой стала понятней.

H:\kh.jpg

Рис.3. Стопка книг, для размышления

Всегда интересны задачи с использованием местных условий.

Мы живём возле великой реки Лена и каждый, наверное, кто заплывал, знает, что плыть в глубь реки легче, чем выплывать. Думаешь, что от усталости. Оказывается, это проявление физического закона Бернулли. Там, где скорость течения больше, там давление меньше. На глубине скорость больше, у берега меньше, и эта разность давлений толкает на глубину. И вот возникла задача.

Кто плавал в реке Лена, знает, что заплывать легче, чем выплывать. Почему?

Ещё одна задача.

Из географии мы хорошо знаем, что чем выше в гору, тем холоднее. Т.е. чем ниже, тем теплее.

А у нас в городе, наоборот, в нижних частях города (ближе к даче), температура ниже. Чем объяснить это?

К сожалению, в школьных сборниках задач по физике мало задач, соответствующих выявленным критериям привлекательности.

Выводы:

Мы выяснили, какие качества повышают привлекательность задач по физике, вызывают глубокий интерес. Привели примеры задач по физике, преобразованных и составленных нами в соответствии с выявленными качествами. Составили сборник увлекательных задач на диске.

Литература:

  1. Я.И. Перельман Занимательная физика Москва «Наука» 1979
  2. В.И Лукашик Сборник вопросов и задач по физике 6-7 Москва «Просвещение»1988
  3. В.А. Золотов Вопросы и задачи по физике 6-7 Издательство «просвещение»,1971
  4. В.Н. Ланге Экспериментальные физические задачи на смекалку Москва «Наука» 1985
  5. Сборник задач по физике Составитель Г.Н. Степанова. Москва «Просвещение» 1997
  6. М.Е. Тульчинский Качественные задачи по физике Москва «Просвещение» 1972
  7. www.darchik.ru/.../154-cmeshnye-zadachi-iz-zadachnika-grigoriya-ostera.html
  8. www.pikabu.ru/…/vrednye_zadachi_grigoriya_ostera_2841359.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, физик, Лена, Остер, решение задач, стопка книг, скорость.


Похожие статьи

Методика решения задач на относительность механического...

задача, условие задачи, длина поезда, скорость, движение, время, метр, скорость сближения, единица. Возможные методы решения математических задач гидродинамики и подобных им задач математической физики.

Pешение качественных задач один из приемов развития...

Качественной задачей по физике называется такая задача, которая связана­ с качественной стороной физического явления, решаемая путем логических умозаключений, основанных на законах физики, путем построения чертежа, выполнения эксперимента...

Решение логической задачи разными способами и сравнение их...

Статья посвящена обзору различных способов решения логических задач и сравнению их эффективности. Логические задачи можно решать различными способами. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки.

Решение смешанной задачи для волнового уравнения...

В этой работе приближенно решена смешанная задача для волнового уравнения методом разделения переменных, методом вариационных итераций и методом разложения Адомиана. Все эти методы обеспечивает последовательность функций...

Теорема Стюарта и применение её для решения задач

Задачи, рекомендуемые для самостоятельного решения. Биссектриса AL1 пересекает

О. П. Зеленяк, Решение задач по планиметрии.

П. С. Моденов, Экзаменационные задачи по математике с анализом их решения, Москва «Книга по требованию».

«Наглядные» задачи в процессе обучения физике

В процессе решения задач проявляются основные закономерности мыслительной

В этом случае решение задач — один из методов обучения физике, на котором идет не изучение

Числа на линейке обозначают длину в сантиметрах. Чему равна скорость каретки в момент...

Типология текстовых задач в Едином государственном экзамене...

Решение текстовых задач — одно из базовых умений, необходимое для успешной сдачи

Весь процесс решения задачи можно разделить на несколько этапов: для начала нужно

‒ Если в условии задачи речь идет о движении плоте, то его скорость равна скорости течения...

Эстетическое воспитание учащихся при решении физических...

При обучении физике учащихся средней школы значительное количество учебного времени всегда отводится на решение задач. Образовательное и воспитательное значение физических задач в курсе физики средней школы трудно переоценить.

Нестандартные задачи по математике | Статья в журнале...

Гуманизация образования предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учет личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий...

Похожие статьи

Методика решения задач на относительность механического...

задача, условие задачи, длина поезда, скорость, движение, время, метр, скорость сближения, единица. Возможные методы решения математических задач гидродинамики и подобных им задач математической физики.

Pешение качественных задач один из приемов развития...

Качественной задачей по физике называется такая задача, которая связана­ с качественной стороной физического явления, решаемая путем логических умозаключений, основанных на законах физики, путем построения чертежа, выполнения эксперимента...

Решение логической задачи разными способами и сравнение их...

Статья посвящена обзору различных способов решения логических задач и сравнению их эффективности. Логические задачи можно решать различными способами. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки.

Решение смешанной задачи для волнового уравнения...

В этой работе приближенно решена смешанная задача для волнового уравнения методом разделения переменных, методом вариационных итераций и методом разложения Адомиана. Все эти методы обеспечивает последовательность функций...

Теорема Стюарта и применение её для решения задач

Задачи, рекомендуемые для самостоятельного решения. Биссектриса AL1 пересекает

О. П. Зеленяк, Решение задач по планиметрии.

П. С. Моденов, Экзаменационные задачи по математике с анализом их решения, Москва «Книга по требованию».

«Наглядные» задачи в процессе обучения физике

В процессе решения задач проявляются основные закономерности мыслительной

В этом случае решение задач — один из методов обучения физике, на котором идет не изучение

Числа на линейке обозначают длину в сантиметрах. Чему равна скорость каретки в момент...

Типология текстовых задач в Едином государственном экзамене...

Решение текстовых задач — одно из базовых умений, необходимое для успешной сдачи

Весь процесс решения задачи можно разделить на несколько этапов: для начала нужно

‒ Если в условии задачи речь идет о движении плоте, то его скорость равна скорости течения...

Эстетическое воспитание учащихся при решении физических...

При обучении физике учащихся средней школы значительное количество учебного времени всегда отводится на решение задач. Образовательное и воспитательное значение физических задач в курсе физики средней школы трудно переоценить.

Нестандартные задачи по математике | Статья в журнале...

Гуманизация образования предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учет личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий...

Задать вопрос