Pешение качественных задач один из приемов развития логического мышления на уроках физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Статья просмотрена: 581 раз

Библиографическое описание:

Тошпулатова Ш. О. Pешение качественных задач один из приемов развития логического мышления на уроках физики // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 350-352. — URL https://moluch.ru/archive/17/1648/ (дата обращения: 20.07.2018).

Качественной задачей по физике на­зывается такая задача, которая связана­ с качественной стороной физиче­ского явления, решаемая путем логиче­ских умозаключений, основанных на за­конах физики, путем построения черте­жа, выполнения эксперимента, но без применения математических действий.

Следует отличать качественную за­дачу oт вопроса по проверке формальных знаний (например, что называется вольтом?, как формулируется закон Ома?,). Цель последних — закрепить формаль­ные знания учащихся; ответы на эти во­просы в готовом виде имеются в учебни­ке, и ученик должен лишь вспомнить их. В качественной задаче ставится такой вопрос, ответ на который в готовом виде в учебнике не содержится. (Например: если движущийся автомобиль резко за­тормозит, то его передок опускается. Почему?) Ученик должен составить ответ на качественную задачу, синтезируя дан­ные условия задачи и свои знания по фи­зике.

Решение качественных задач способ­ствует осуществлению дидактического принципа единства теории и практики в процессе обучения физике. В частности, применение экспериментальных задач развивает умение и навыки учащихся в обращении с физическими приборами, макетами, установками и моделями. Ка­чественные задачи с производственным содержанием знакомят учащихся с тех­никой, расширяют их кругозор, являют­ся одним из средств подготовки учащихся к практической деятельности. Таким об­разом, решение качественных задач по физике является одним из важных при­емов политехнического обучения.

Использование качественных задач способствует более глубокому понима­нию физических теорий, формированию правильных физических представлений, следовательно, предупреждает форма­лизм в знаниях учащихся. Решение ка­чественных задач вызывает необходи­мость анализировать и синтезировать явления, т. е. логически мыслить, приуча­ет учащихся к точной, лаконичной, ли­тературно и технически грамотной речи.

В процессе решения качественных за­дач прививаются навык наблюдательно­сти и умение различать физические яв­ления в природе, быту, технике, а не только в физическом кабинете. Разви­ваются смекалка, сообразительность, инициатива и творческая фантазия уча­щихся.

Чтобы решить качественную задачу, ученик должен уметь физически мыслить: понимать и излагать сущность состояний тел и процессов, происходящих в них, вскрывать взаимосвязь явлений (причинноследственные зависимости), уметь на основании законов физики предвидеть ход явления. Итак, решение качествен­ных задач дает возможность учителю установить глубину теоретических зна­ний и понимание учащимся изучаемого материала.

Методическая ценность качественных задач проявляется особенно при изуче­нии таких разделов курса физики, в ко­торых нет физических формул и явле­ния рассматриваются лишь с качествен­ной стороны (например, закон инерции, электромагнетизм).

Большую роль играют качественные задачи во внеклассной работе: в физи­ческих кружках, вечерах занимательной физики, школьных, областных и респуб­ликанских олимпиадах, в конкурсах и встречах команд КВН и др.

Психология указывает на одну из осо­бенностей детей среднего школьного возраста - конкретно-образное мышле­ние. Детям более доступны понятия, ос­нованные на конкретных предметах, на осязаемой наглядности, чем понятия, ус­танавливаемые на абстракциях. Подрост­ку более понятен индуктивный, а не де­дуктивный путь установления физиче­ского закона. Качественные задачи, свя­занные с конкретными, хорошо извест­ными детям предметами, легко воспри­нимаются учащимися, и те их решают охотнее, чем количественные задачи. Итак, на первой ступени изучения деть­ми физики качественные задачи в пре­подавании играют большую роль, чем количественные. Рассмотрим методику решения про­стых качественных задач — качествен­ных вопросов. При решении любых за­дач по физике анализ и синтез нераз­рывно связаны между собой. Поэтому можно говорить лишь о едином аналитикосинтетическом методе решения физических (и, в частности, качествен­ных) задач.

Пример 1. Одинаковы ли выталки­вающие силы, действующие на один и тот же деревянный брусок, плавающий сначала в воде, а потом в керосине?

Решение. Выталкивающая сила, дей­ствующая на погруженное в жидкость тело, равна весу вытесненной им жид­кости. (Логическая посылка, основанная на известном физическом законе.) Бру­сок в обеих жидкостях плавает. (Логи­ческая посылка, основанная на условии задачи.) Тело плавает, если вес тела ра­вен весу вытесненной им жидкости. (Ло­гическая посылка, основанная на извест­ном физическом законе.) Так как в обе­их жидкостях один и тот же брусок плавает, то он вытеснит одинаковые по весу количества жидкостей, следователь­но, выталкивающие силы в них будут оди­наковыми. (Вывод, полученный на осно­вании имеющихся посылок.)

Итак, ответ на качественный вопрос можно было получить, синтезировав из­вестный закон (об условии плавания тела) и условия задачи (тело плавает в обеих жидкостях).

Решение качественного вопроса мож­но представить в виде пяти этапов:

1.               Знакомство с условиями задачи (чтение текста, разбор чертежа, изучение прибора и т. п.), уяснение главного вопроса задачи (что неизвестно, какова конечная цель решения задачи).

2.               Осознание условий 'задачи (анализ данных задачи, физических явлений, опи­санных в ней, введение дополнительных уточняющих условий).

3.               Составление плана решения зада­чи (выбор и формулировка физического закона или определения, соответствую­щих условиям задачи; установление при­чинно-следственной связи между логи­ческими посылками задачи).

4.               Осуществление плана решения за­дачи (синтез данных условия задачи с формулировкой закона, получение отве­та на вопрос задачи).

5.               Проверка ответа (постановка со­ответствующего физического экспери­мента, решение задачи другим способом, сопоставление полученного ответа с об­щими принципами физики (законом со­хранения энергии, массы, заряда, зако­нами Ньютона и др.).

Схематически методику решения ка­чественного вопроса можно представить в виде схемы (см. рисунок).

В ряде случаев учащиеся, не владея навыками логического мышления, при­меняют прием выдвижения гипотезы (интуитивное мышление). Этот путь ре­шения задачи не следует отвергать. На­оборот, надо тщательно рассмотреть любое предложение, любую физическую идею решения задачи, доказать либо ее применимость, либо несостоятельность. При этом, конечно, завяжется дискуссия, которая будет способствовать развитию физического и логического мышления учащихся.

 

Литература

1.      Тошпулатова Ш.О. Качественные задачи по физике / Под редакцией ФАН. Ташкент, 2009.

 

Основные термины (генерируются автоматически): задача, условие задачи, качественная задача, готовый вид, знание учащихся, методика решения, решение задачи, жидкость, решение, физик.


Похожие статьи

Развитие продуктивного мышления школьников через решение...

Задача учителя не столько объяснить возможные способы решения экспериментальных задач, сколько познакомить учащихся с существующими видами подобных задач, показать особенности решения каждого вида.

Методические особенности обучения учащихся решению задач...

Важным фактором обучения учащихся решению задач является знание общей и педагогической психологии, логики и возрастной физиологии. Учителю следует постоянно учитывать особенности психики...

Система подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по физике...

Решение задач по физике мобилизует ученика на глубокое понимание материала, а главное — на использование теоретической физики для решения конкретных качественных и количественных задач.

Решение методом продолжения задач математической физики...

Основные термины (генерируются автоматически): решение задачи, краевая задача, нечетная функция, область, краевое условие, задача, уравнение, функция

Возможные методы решения математических задач гидродинамики и подобных им задач математической физики.

Задачи с практическим содержанием и их роль в осуществлении...

Например, решение задачи «Объясните принцип действия электромагнитного реле. В каких целях используются электромагнитные реле?

– Челябинск, 1990. – 467 с. 3. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе: Кн. для учителя.

Развитие творческого мышления учащихся на уроках физики...

Метод решения качественных задач, состоит в построении логических связей, основанных на физических законах. Такой метод помогает выработать понимание сущности физических явлений и их закономерностей, учит учащихся применять полученные знания на практике...

Реализация развивающей функции обучения через решение...

Средством решения задачи, безусловно, является физическая теория, но знание теории не является непосредственным гарантом умений решать задачи [1]. В этой связи важным является формирование знаний

Эстетическое воспитание учащихся при решении физических задач.

Решение проблемно-поисковых задач на уроках математики как...

При решении данной задачи учащиеся сначала высказывают свои предположения о том, от чего зависит длина зеркала, затем составляют функцию, выражающую длину зеркала. Далее делают вывод о том, что при наименьшем значении...

Особенности решения текстовых задач в вариантах ЕГЭ по...

Решение полученной математической задачи. Интерпретация найденного решения.

Указанные выше особенности решения текстовых задач позволяют качественно и быстро решить задачи такого типа, повысить самооценку учащихся, создать благоприятный климат...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие продуктивного мышления школьников через решение...

Задача учителя не столько объяснить возможные способы решения экспериментальных задач, сколько познакомить учащихся с существующими видами подобных задач, показать особенности решения каждого вида.

Методические особенности обучения учащихся решению задач...

Важным фактором обучения учащихся решению задач является знание общей и педагогической психологии, логики и возрастной физиологии. Учителю следует постоянно учитывать особенности психики...

Система подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по физике...

Решение задач по физике мобилизует ученика на глубокое понимание материала, а главное — на использование теоретической физики для решения конкретных качественных и количественных задач.

Решение методом продолжения задач математической физики...

Основные термины (генерируются автоматически): решение задачи, краевая задача, нечетная функция, область, краевое условие, задача, уравнение, функция

Возможные методы решения математических задач гидродинамики и подобных им задач математической физики.

Задачи с практическим содержанием и их роль в осуществлении...

Например, решение задачи «Объясните принцип действия электромагнитного реле. В каких целях используются электромагнитные реле?

– Челябинск, 1990. – 467 с. 3. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе: Кн. для учителя.

Развитие творческого мышления учащихся на уроках физики...

Метод решения качественных задач, состоит в построении логических связей, основанных на физических законах. Такой метод помогает выработать понимание сущности физических явлений и их закономерностей, учит учащихся применять полученные знания на практике...

Реализация развивающей функции обучения через решение...

Средством решения задачи, безусловно, является физическая теория, но знание теории не является непосредственным гарантом умений решать задачи [1]. В этой связи важным является формирование знаний

Эстетическое воспитание учащихся при решении физических задач.

Решение проблемно-поисковых задач на уроках математики как...

При решении данной задачи учащиеся сначала высказывают свои предположения о том, от чего зависит длина зеркала, затем составляют функцию, выражающую длину зеркала. Далее делают вывод о том, что при наименьшем значении...

Особенности решения текстовых задач в вариантах ЕГЭ по...

Решение полученной математической задачи. Интерпретация найденного решения.

Указанные выше особенности решения текстовых задач позволяют качественно и быстро решить задачи такого типа, повысить самооценку учащихся, создать благоприятный климат...

Задать вопрос