Влияние стресса и структуры питания на уровень артериального давления у учащихся, проживающих в условиях Крайнего Севера | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (12) июнь 2017 г.

Дата публикации: 07.06.2017

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Габдракипов И. А., Хажина В. Г. Влияние стресса и структуры питания на уровень артериального давления у учащихся, проживающих в условиях Крайнего Севера // Юный ученый. — 2017. — №3.1. — С. 16-23. — URL https://moluch.ru/young/archive/12/1001/ (дата обращения: 23.01.2020).



 

Объект исследования: учащиеся (возраст 17-18 лет). Предмет исследования: влияние стресса и структуры питания на уровень артериального давления (АД) у учащихся, проживающих в условиях Крайнего Севера. Мы сделали предположение о том, что возможно на уровень АД учащихся влияют уровень стресса и специфика питания в условиях Крайнего Севера.

 

С 24 по 28 октября 2016 года проведён I этап измерения АД (конец 1 четверти) у группы учащихся 11-х классов (6 человек); с 07 по 11 ноября 2016 года – II этап измерения АД (начало 2 четверти).

07 ноября и 18 ноября 2016 года проведено анкетирование группы учащихся, участвующих в исследовании и эксперименте. Анкетирование включает два пункта:

А. экспресс-диагностику уровня стресса; Б. характеристику потребления пищевых продуктов и напитков. Пользуясь шкалой Ридера [1], подсчитали уровень стресса у участников исследования.

С 14 по 18 ноября 2016 года провели III этап эксперимента. Измерение давления на всех трёх этапах проводилось в школе после 6 урока. У учащихся контрольной группы (3 человека) рацион питания остался без изменения, учащиеся экспериментальной группы (3 человека) внесли коррективы в свой рацион питания. Употребляли северные продукты: бруснику, клюкву, шиповник, оленину, рыбу. 18 ноября 2016 года по окончании эксперимента измерили АД у учащихся.

Для выявления корреляции между уровнем АД и массой тела участников исследования определяли индекс массы тела по формуле Кетле: ИМТ=М/Н2 (кг/м2) [2].

В результате изучения теоретического материала, медицинской терминологии, проведённых наблюдений и исследований нами сделаны следующие выводы:

  1. Выявлена положительная корреляция между уровнем стресса участников и систолическим давлением, слабая зависимость между диастолическим давлением и уровнем стресса.
  2. Выявлена значимая корреляция артериального давления с 9 категориями продуктов.
  3. Выявлена отрицательная корреляция между уровнем артериального давления и частотой употребления местной рыбы.
  4. Выявлена отрицательная корреляция между уровнем систолического давления и частотой употребления дикоросов (брусники, клюквы, шиповника).
  5. На уровень артериального давления у учащихся влияют: несбалансированный рацион питания, стрессовые ситуации.

Ключевые слова: артериальное давление (систолическое, диастолическое), уровень стресса, структура питания, корреляция, индекс массы тела, гипотонические, гипертонические состояния, гипотония, гипертония.

Введение. Цель: изучение влияния стресса и структуры питания на уровень артериального давления у учащихся, проживающих в условиях Крайнего Севера. Для достижения цели решались задачи: изучить медицинскую терминологию; набрать группу учащихся для проведения исследования, эксперимента; провести контроль за уровнем артериального давления у учащихся – участников исследования; определить корреляцию артериального давления со следующими факторами: уровень стресса, частота употребления различных категорий продуктов, индекс массы тела; провести математическую обработку, вербальный и графический анализ данных.

У любого, даже абсолютно здорового человека, артериальное давление не бывает постоянно нормальным. Давление может повышаться, когда человек бежит, выполняет какую-нибудь физическую работу, эмоционально реагирует на различные жизненные ситуации. Но как только прекращается действие того или иного фактора, который послужил причиной повышения давления, оно приходит в норму в течение 5-10 минут. Если же давление снижается медленно или не снижается вообще, это может быть признаком развития гипертонической болезни.

Повышенное артериальное давление – основной фактор риска развития сосудистых заболеваний мозга, ишемической болезни сердца, сердечной и почечной недостаточности, поражений глаз. У многих людей это приводит к ухудшению памяти, потере речи, параличу, иногда – к тяжелой инвалидности и преждевременной смерти [3].

У детей и подростков повышение АД встречается в 5-10 % случаев. До пубертатного возраста повышение АД наблюдается чаще всего при заболеваниях почек (около 70 %), эндокринной системы, сердечно-сосудистой системы и т.д. В пубертатном периоде высокая частота артериальной гипертензии обусловлена гормональной перестройкой, при которой большое значение имеет увеличение продукции адреналина и альдостерона.

У детей школьного возраста артериальная гипертензия чаще встречается при вегетативно-сосудистой дистонии (ВСД), при которой у детей выражена эмоциональная лабильность, они предъявляют много жалоб: на плохое самочувствие, раздражительность, лёгкую утомляемость, боли в области сердца, головные боли и т.д. [4].

Большая умственная нагрузка, плохой сон, переедание в сочетании с малоподвижным образом жизни ведут к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипотонию или гипертонию [5].

Тема работы выбрана нами неслучайно, автор – ровесник учащихся-участников исследования и участник эксперимента. Предполагаем, что, зная показатели артериального давления, можно контролировать свои гипотонические и гипертонические состояния, поведенческие, эмоциональные ситуации, связанные со стрессом, такие как беспокойство, депрессия и др.

Материалы и методы. Методы исследования: статистический метод, анализ теоретического материала, изучение специальной терминологии; осциллометрический метод, анкетирование, экспресс-диагностика, эксперимент, наблюдение, метод корреляции, метод группировки показателей, математическая обработка, вербальный и графический анализ данных.

Методика проведения исследования:

  1. Набрать группу учащихся из 6 человек среди 11-х классов для проведения исследования и эксперимента.
  2. Вести контроль за уровнем артериального давления (АД) у учащихся в течение 5 дней в конце первой четверти и в течение 5 дней в начале второй четверти.
  3. Вести контроль за уровнем артериального давления у учащихся экспериментальной группы после внесения корректив в рацион питания.
  4. Провести экспресс-диагностику уровня стресса, анкетирование среди учащихся-участников исследования на предмет характера их питания в течение всего периода эксперимента.

Материал для проведения исследования.

1. Для измерения артериального давления (АД) осциллометрическим методом нами использован цифровой тонометр (сфигмоманометр).

2. При проведении экспресс – диагностики уровня стресса использована шкала психосоциального стресса Л. Ридера.

3. Для определения индекса массы тела использована формула Кетле: ИМТ=М/Н2 (кг/м2), где ИМТ – индекс массы тела, М – масса тела (кг), Н – рост (м).

4. Для выявления зависимости между показателями использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена [6]:

Результаты и обсуждение

В исследовании приняли участие 6 учащихся 11-х классов. Проведён контроль за уровнем АД у учащихся в течение 5 дней в конце первой четверти и в течение 5 дней в начале второй четверти; у учащихся экспериментальной группы – 3-й контроль после внесения корректив в рацион питания.

Таблица 1

Показатели артериального давления у учащихся на I этапе исследования

№ учащихся

Дни недели

24.10

25.10

26.10

27.10

28.10

СД

ДД

СД

ДД

СД

ДД

СД

ДД

СД

ДД

№1

114

68

118

65

116

64

110

54

116

63

№2

114

75

118

79

120

84

115

76

120

82

№3

124

70

123

73

110

72

125

81

127

74

№4

94

70

100

66

112

73

113

70

110

68

№5

105

72

110

71

113

60

122

70

110

72

№6

130

81

138

51

136

59

134

72

118

69

По данным анализа измерений АД у группы учащихся на I этапе составлены графики измерения систолического и диастолического давления у учащихся и гистограмма динамики АД.

 

Рис. 1. Динамика АД у учащихся на I этапе исследования, мм рт.ст.

 

Таблица 2

Показатели артериального давления у учащихся на II этапе исследования

№ учащихся

Дни недели

07.11

08.11

09.11

10.11

11.11

СД

ДД

СД

ДД

СД

ДД

СД

ДД

СД

ДД

№1

107

78

106

72

110

74

110

65

114

67

№2

108

76

111

78

116

77

114

75

116

79

№3

118

75

119

73

119

74

120

78

119

78

№4

100

60

100

61

108

63

106

62

109

65

№5

119

77

120

78

119

76

117

73

116

72

№6

111

73

121

72

122

75

118

76

123

78

По данным анализа измерений АД у группы учащихся на II этапе составлены графики измерения систолического и диастолического давления у учащихся и гистограмма динамики АД.

Рис.2. Динамика АД у учащихся на II этапе исследования, мм рт.ст.

 

По данным II этапа исследования (первая рабочая неделя 2 четверти после осенних каникул) наблюдаем, у участников №2,3,5,6 давление нормализовалось, у участников №1,4 показатели давления ниже нормы. Прослеживается нормализация давления у учащегося №6, у которого по результатам I этапа исследования было выявлено повышенное давление.

Таблица 3

Показатели АД у учащихся после проведения III этапа исследования

№ учащихся

Дни недели

14.11

15.11

16.11

17.11

18.11

СД

ДД

СД

ДД

СД

ДД

СД

ДД

СД

ДД

№1

119

76

115

70

120

78

112

60

119

80

№2

115

78

117

79

115

79

118

80

117

78

№3

119

75

117

73

118

72

118

73

119

73

№4

99

64

103

65

107

66

102

60

109

72

№5

120

76

118

74

120

76

119

77

118

77

№6

146

85

137

74

133

72

125

70

132

81

По данным анализа измерений АД у группы учащихся после проведения эксперимента составлены графики измерения систолического и диастолического давления у учащихся и гистограмма динамики АД.

Рис. 3. Динамика АД у учащихся на III этапе исследования, мм рт.ст.

 

07 ноября и 18 ноября 2016 года проведено анкетирование учащихся, участвующих в исследовании и эксперименте: провели экспресс-диагностику уровня стресса; составили характеристику потребления пищевых продуктов и напитков. Пользуясь шкалой Ридера, подсчитали уровень стресса у участников исследования.

Таблица 4

Показатели уровня стресса у участников исследования

Учащиеся

Уровень стресса, в баллах

№1

3,1

№2

2,4

№3

3,1

№4

2,7

№5

3

№6

3,7

Корреляция

Спирмена

СД

0,64

ДД

-0,217

 

По результатам анкетирования (п. Б) составили график (Рис. 4)

 

Рис. 4. Характеристика потребления пищевых продуктов и напитков

В таблице 5 показали зависимость между уровнем АД и категориями продуктов, употребляемых участниками исследования на I и II этапах исследования.

Таблица 5

Корреляция между уровнем АД и категориями продуктов, употребляемых участниками исследования на I и II этапах исследования

Категории продуктов

Корреляция Спирмена

с систолическим давлением

с диастолическим давлением

Морская рыба

-0,162

-0,676

Ракообразные

0,03

0,03

Пресноводная рыба из магазинов

-0,112

-0,715

Рыба, выловленная в местных водоёмах

0,667

0,152

Рис и продукция из риса

0,24

0,412

Отруби

-0,017

0,383

Макаронные изделия, хлеб и др. зерновые продукты

-0,307

0,264

Мясо оленя

0,376

0,148

Мясо дичи

0,152

0,324

Субпродукты

-0,055

-0,198

Лесные грибы

0,59

0,419

Листовые овощи

0,288

0,688

Бобы

0,538

0,881

Морковь, репа и др. корнеплоды (кроме картофеля)

0,831

0,631

Картофель

0,867

0,695

Овощи, травы, фрукты, выращенные на приусадебном участке, огороде, или местные продукты, купленные на рынке

0,802

0,317

Чаи (компоты)

0,248

0,019

Орехи

0,71

0,71

Свежие и пряные травы

0,362

0,705

Тёмный шоколад

0,281

0,11

В таблице 6 отобразили средние показатели артериального давления, уровень стресса, характеристику потребления северных продуктов и напитков участниками исследования на I и II этапах исследования.

Таблица 6

Сводные показатели I и II этапов исследования

 

Средние показатели АД, мм рт.ст.

Уровень стресса, в баллах

Северные продукты, употребляемые в пищу участниками исследования

 

СД

ДД

высокий

средний

низкий

оленина

рыба

дикоросы

№1

113,7

62,8

 

 

3,1

реже чем

1 раз

в месяц

реже чем

1 раз в месяц

реже чем

1 раз

в месяц

№2

115,6

78,3

 

2,4

 

*

реже чем

1 раз в месяц

реже чем

1 раз

в месяц

№3

119,6

74,2

 

 

3,1

реже чем

1 раз

в месяц

реже чем

1 раз

в месяц

2-6 раз

в неделю

№4

104,8

65,6

 

2,7

 

реже чем

1 раз

в месяц

реже чем

1 раз

в месяц

реже чем

1 раз

в месяц

№5

116,4

73,4

 

3,0

 

1 раз

в неделю

реже чем

1 раз

в месяц

1 раз

в месяц

№6

128,2

72,5

 

 

3,7

1 раз в месяц

1 раз

в месяц

2-6 раз

в неделю

* - участник №2 не употребляет в пищу все виды мяса.

 

Таблица 7

Сводные показатели АД у учащихся

 

Средние значения

Группа

Учащиеся

I этап

II этап

III этап

СД

ДД

СД

ДД

СД

ДД

Экспериментальная группа

№2

117,4

79,2

113

77

116,4

78,8

№3

121,8

74

119

75,6

118,2

73,2

№5

112

69

118,2

75,2

119

76

Контрольная группа

№1

114,8

62,8

109,4

71,2

117

72,8

№4

105,8

69,4

104,6

62,2

104

65,4

№6

131,2

66,4

119

74,8

134,6

76,4

 

Таблица 8

Показатели после проведения III этапа исследования

Учащиеся

Северные продукты, употребляемые в пищу участниками исследования (в баллах)

Рыба, выловленная

в местных водоёмах

Мясо оленя

Дикоросы

Экспериментальная группа

 

 

 

№2

3

-

7

№3

7

7

7

№5

2

7

7

Контрольная группа

 

 

 

№1

1

1

1

№4

5

1

1

№6

3

2

5

Корреляция

Спирмена

СД

0,11

-0,307

-0,505

ДД

-0,567

-0,193

0,01

 

На основании данных таблицы 7 составлена гистограмма (рис. 5).

 

Рис.5 . Показатели АД у учащихся на трёх этапах исследования, мм рт.ст.

Для выявления корреляции между уровнем АД и массой тела участников исследования определяли индекс массы тела по формуле Кетле: ИМТ=М/Н2 (кг/м2).

Таблица 9

Корреляция между уровнем АД и массой тела участников исследования

Участники исследования

Индекс массы тела ИМТ, в кг/м2

№1

26,8

№2

16,5

№3

25,8

№4

18,4

№5

24,7

№6

21,7

Корреляция Спирмена между ИМТ и уровнем давления

СД

0,140

ДД

-0.2

А. экспресс-диагностика уровня стресса. 3 участника имеют низкий уровень стресса – от 3,1 до 3,7 баллов; 3 участника – средний уровень стресса – от 2,4 до 3 баллов. Наблюдаем положительную корреляцию между уровнем стресса участников и систолическим давлением. Между диастолическим давлением и уровнем стресса выявлена слабая зависимость.

Б. Характеристика потребления пищевых продуктов и напитков.

На I и II этапах выявили зависимость АД с 11 категориями продуктов. Однако, в процессе проведения анализа результатов анкеты, нами были отсеяны, как недостоверные, показатели корреляции с частотой употребления местной рыбы и мяса дичи, так как все испытуемые, за исключением одного, употребляли данную категорию продуктов с одинаковой частотой.

После внесения корректив в рацион питания экспериментальной группы, наблюдается отрицательная корреляция между уровнем диастолического давления и частотой употребления местной рыбы. Это говорит о том, что в местной рыбе содержится достаточное количество омега-3 жирных кислот и не превышено содержание натрия. В районах Крайнего Севера, где мы проживаем, местную рыбу употребляют преимущественно без консервантов.

Корреляция между уровнем АД и частотой употребления оленины малозначительная. Пришлое население Крайнего Севера (к данной категории относятся наши испытуемые) употребляет оленину в обработанном, преимущественно варёном, виде. При варке оленина теряет часть полезных элементов, которые и оказывают гипотензивное действие, однако она содержит меньше жиров, по сравнению со свининой, говядиной и мясом курицы, поэтому она не оказывает отрицательное воздействие на уровень артериального давления.

В случае с частотой употребления дикоросов наблюдается отрицательная корреляция с уровнем систолического давления, что говорит об обратной зависимости.

Корреляция между индексом массы тела и уровнем АД незначительна, близка к 0. По данным анкетирования наблюдаем, среди 6 участников исследования 1 имеет лишний вес, у 5 – вес в пределах нормы.

 

Литература:

 

  1. Вопросы психологии. Экспериментальные методики и аппаратура. О. С. Копина, Е. А. Суслова, Е. В. Заикин. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников [Электронный ресурс] // URL: http://www.voppsy.ru/issues/1995/953/953119.htm, свободный. – (Дата обращения: 06.10.2016).
  2. Исток-система Гастроскан. Индекс массы тела (ИМТ). [Электронный ресурс] // URL: http://www.gastroscan.ru/handbook/349/6688, свободный. – (Дата обращения: 04.10.2016).
  3. Бюро медицинской информации. Что такое артериальное давление? Нижнее и верхнее [Электронный ресурс] // URL: http://www.medinformburo.ru/content/?itemid=35, свободный. – (Дата обращения: 10.10.2016).
  4. Здоровье ребёнка. Норма и скачки артериального давления у ребенка. Причины и возможное лечение [Электронный ресурс] // URL: http://zdorovye-rebenka.ru/norma-i-skachki-arterialnogo-davleniya-u-rebenka-prichiny-i-vozmozhnoe-lechenie,   свободный. – (Дата обращения: 10.10.2016).
  5. Здоровый образ жизни. Физическое развитие и здоровье подростка. [Электронный ресурс] // URL: http://www.7ya.ru/article/Fizicheskoe-razvitie-i-zdorove-podrostka/, свободный. – (Дата обращения: 13.10.2016).
  6. ИнфаМед. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена [Электронный ресурс] // URL: http://www.infamed.com/stat/s05.html, свободный. – (Дата обращения: 15.10.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): артериальное давление, уровень стресса, III, учащийся, индекс массы тела, этап, уровень, диастолическое давление, экспериментальная группа, группа учащихся.


Похожие статьи

Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов...

Также мы измеряли артериальное давление и частоту сердечных сокращений. Рассчитывали индекс массы тела по соответствующей формуле. Также мы определяли тип саморегуляции кровообращения у студентов естественно-географического факультета по формуле: ТСК = АДД...

Методическая разработка исследовательского занятия по...

Пульс и артериальное давление определяют с помощью электронного тонометра. Измерения в покое (до физической нагрузки) производятся 3 раза, после чего вычисляется среднее значение показателей систолического и диастолического давлений.

Характеристика суточного колебания артериального давления...

Цель: исследование суточного колебания артериального давления у больных

Обследованные группы больных АГ отличаются и по уровню вариабельности как САД, так и

Межгрупповое различие в уровне систолического и диастолического АД днем во время...

Гемодинамические показатели школьников г.Ишима

В работе представлены результаты изучения гемодинамических показателей школьников г.Ишима. Диастолическое артериальное давление у школьников г.Ишима было достоверно выше, чем расчетное, практически во всех группах, за исключением девушек 14 и 15 лет.

Математическая модель динамики систолического артериального...

В настоящее время заболевания сердечно-сосудистой системы являются наиболее распространенными в России. Многие из них [11] связаны с артериальным давлением (АД). АД — один из важнейших параметров, характеризующих работу кровеносной системы.

Влияние индекса массы тела на кардиореспираторную систему...

Установлена корреляционная взаимосвязь показателей индекса массы тела и нарушений в кардиореспираторной системе у детей младшего школьного возраста. Выявлена высокая степень зависимости между средними значениями пикфлоуметрии...

Современная диагностика артериальной гипертензии...

Важнейшими проблемами артериальной гипертензии (АГ) в подростковом и молодом

По данным литературы, повышенное артериальное давление выявляется в 3 раза чаще у детей и

Имеется довольно четкая зависимость между индексом массы тела, уровнем лептина в...

Исследование вариабельности артериального давления у лиц...

Исследование вариабельности артериального давления у лиц молодого возраста.

не всегда отражает реальную гемодинамическую ситуацию и истинный уровень АД.

Кроме того, у пациентов с АГ и СОАС в отличии от группы АГ без СОАС выявлено уменьшение уровня...

Диагностика физических качеств детей 7–8 лет, проживающих...

экспериментальная группа (ЭГ) — в нее вошли 10 учащихся, которые 1 раз в

В отличие от учащихся контрольной группы, учащиеся экспериментальной группы посещали

Хотя средние показатели систолического и диастолического артериального давления...

Похожие статьи

Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов...

Также мы измеряли артериальное давление и частоту сердечных сокращений. Рассчитывали индекс массы тела по соответствующей формуле. Также мы определяли тип саморегуляции кровообращения у студентов естественно-географического факультета по формуле: ТСК = АДД...

Методическая разработка исследовательского занятия по...

Пульс и артериальное давление определяют с помощью электронного тонометра. Измерения в покое (до физической нагрузки) производятся 3 раза, после чего вычисляется среднее значение показателей систолического и диастолического давлений.

Характеристика суточного колебания артериального давления...

Цель: исследование суточного колебания артериального давления у больных

Обследованные группы больных АГ отличаются и по уровню вариабельности как САД, так и

Межгрупповое различие в уровне систолического и диастолического АД днем во время...

Гемодинамические показатели школьников г.Ишима

В работе представлены результаты изучения гемодинамических показателей школьников г.Ишима. Диастолическое артериальное давление у школьников г.Ишима было достоверно выше, чем расчетное, практически во всех группах, за исключением девушек 14 и 15 лет.

Математическая модель динамики систолического артериального...

В настоящее время заболевания сердечно-сосудистой системы являются наиболее распространенными в России. Многие из них [11] связаны с артериальным давлением (АД). АД — один из важнейших параметров, характеризующих работу кровеносной системы.

Влияние индекса массы тела на кардиореспираторную систему...

Установлена корреляционная взаимосвязь показателей индекса массы тела и нарушений в кардиореспираторной системе у детей младшего школьного возраста. Выявлена высокая степень зависимости между средними значениями пикфлоуметрии...

Современная диагностика артериальной гипертензии...

Важнейшими проблемами артериальной гипертензии (АГ) в подростковом и молодом

По данным литературы, повышенное артериальное давление выявляется в 3 раза чаще у детей и

Имеется довольно четкая зависимость между индексом массы тела, уровнем лептина в...

Исследование вариабельности артериального давления у лиц...

Исследование вариабельности артериального давления у лиц молодого возраста.

не всегда отражает реальную гемодинамическую ситуацию и истинный уровень АД.

Кроме того, у пациентов с АГ и СОАС в отличии от группы АГ без СОАС выявлено уменьшение уровня...

Диагностика физических качеств детей 7–8 лет, проживающих...

экспериментальная группа (ЭГ) — в нее вошли 10 учащихся, которые 1 раз в

В отличие от учащихся контрольной группы, учащиеся экспериментальной группы посещали

Хотя средние показатели систолического и диастолического артериального давления...

Задать вопрос