Влияние среды на формирование опорно-двигательного аппарата учащихся средней и старшей школы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №1 (1) февраль 2015 г.

Дата публикации: 29.01.2015

Статья просмотрена: 3631 раз

Библиографическое описание:

Ахвердиева, С. М. Влияние среды на формирование опорно-двигательного аппарата учащихся средней и старшей школы / С. М. Ахвердиева, Г. М. Ахвердиева, А. В. Банколе. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 1 (1). — С. 114-117. — URL: https://moluch.ru/young/archive/1/38/ (дата обращения: 17.12.2024).

“Богатство нации — это ее здоровье” А.Д. Сахаров

Приоритетный национальный проект развития России имеет четыре направления, одно из них — повышение качества здоровья человека, пропаганда здорового образа жизни.

Одним из основных показателей экологической безопасности является здоровье отдельного человека и населения в целом. Люди все чаще задумываются о своем будущем и о будущем нашей планеты, о том, как сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни.

Скелет и мышцы — опорные структуры и органы движения человека. На развитие опорно-двигательной системы влияют внутренние факторы и факторы внешней среды. Воздействия внешней среды многообразны, но наибольшее значение среди внешних факторов имеют питание и физические нагрузки.

Большинство подростков страдают заболеваниями опорно-двигательной системы. С каждым годом процент школьников с данными отклонениями увеличивается. Заболевания опорно-двигательной системы являются самыми распространенными среди учащихся, что связано, в первую очередь, с незаметным протеканием болезни, вследствие чего происходит ее переход в хроническую форму. Несерьезный подход к данному виду заболеваний еще более усугубляет ситуацию, и обычное лечение в таких случаях является неэффективным. Установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся факторов внутришкольной среды. Их вклад достигает 27 % от общего числа эндогенных и экзогенных влияний, воздействующих на показатели психосоматического статуса индивида. Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому необходимо «минимизировать риски для здоровья в процессе обучения», но для этого необходимо выявить те факторы окружающей среды, которые оказывают наибольшее влияние на формирование опорно-двигательного аппарата.

Для человека окружающей средой является не только природа, но и общество, которое живёт по своим законам и правилам.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Состояние здоровья у разных людей существенно отличается. Оценить его в целом позволяют: уровень работоспособности и социальный активности человека, способность противостоять обстоятельствам жизни, способность адаптироваться в окружающей среде.

Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитания.

Факторы, влияющие на здоровье человека, можно разделить на генетические, экологические и социальные. Основным из них, обусловливающим здоровье человека, является образ жизни. Здоровый образ жизни включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности, уровень культуры (в том числе поведенческой), гигиенические навыки, позволяющие сохранить и укрепить здоровье.

Опорно-двигательная система человека — это функциональная совокупность костей скелета, сухожилий, мышц, суставов, осуществляющих посредством нервной регуляции локомоции, поддержание позы и другие двигательные действия. С помощью опорно-двигательной системы осуществляется одна из важнейших функций организма — движение.

Совокупность твердых образований — костей, хрящей и укрепляющих их связок — называют скелетом. Он служит опорой и защитой всего тела и отдельных органов. Живая кость наполовину состоит из воды почти на четверть — из минеральных веществ, остальная часть — 30 % — органические соединения. Минеральные вещества представлены в основном солями кальция, фосфора и магния. В молодом возрасте между концами (эпифизами) и телом (диафизом) длинных костей сохраняются хрящевые прослойки. Их клетки способны размножаться, за счёт чего кость растёт в длину. Полное окостенение наступает к 20-25 годам.

Мышцы — органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Мышцы являются активной частью системы опоры и движения.

Статическая работа характеризуется непродолжительной непрерывной активностью одни и тех же мышц. При более длительном статическом напряжении мышц сдавливаются питающие их кровеносные сосуды, ухудшается снабжение мышц кислородом и питательными веществами, нарушается отток венозной крови.

И.М. Сеченов показал, что наиболее быстрое восстановление работоспособности мышц наступает не при полном покое, а при активном отдыхе.

Для формирования и поддержания сбалансированной мышечной массы необходимо употреблять белковую пищу в достаточных количествах. Это связано с тем, что мышцы в основном состоят из белков. Источником энергии для работающих мышц являются жиры и углеводы.

Осанка (привычное непринужденное вертикальное положение тела человека, сохраняющееся в покое и при движении) является важнейшим показателем физического развития человека. (рис.1)

Рис. 1 Наиболее распространённые виды осанки:

 


Правильная осанка способствует нормальному функционированию органов движения и внутренних органов человека, что способствует повышению работоспособности. При неправильной осанке голова выдвинута вперед, грудная клетка уплощена или впалая, плечи сведены вперед, живот выпячен. Поясничный и грудной изгибы позвоночника сильно выражены, наблюдается «круглая спина». Плоская спина — формируется в том случае, если у ребёнка не выражены физиологические изгибы позвоночника. У такого ребенка страдает амортизация при движениях и ходьбе, что является прямой причиной развития заболеваний межпозвоночных дисков. Искривление осанки это далеко не безобидная патология, грозящая лишь косметическим дефектом.

Дефекты осанки быстрее всего возникают в тот период, когда в позвонках и других костях грудной клетки еще много хрящевой ткани. Лордоз — это отклонение позвоночника выпуклой стороной вперед. Его подразделяют на два вида: шейный и грудной. Кифоз — это сутулость, избыточный изгиб позвоночника в грудном отделе. При кифозе сохраняется относительная симметрия тела.

С развитием цивилизации человеку приходится затрачивать меньше мышечных усилий. Это ведёт к снижению двигательной активности — гиподинамии.

Гиподинамия у детей способствует быстрой утомляемости и расстройствам в деятельности нервной системы. Недостаточная мышечная активность может явиться причиной наращивания избыточной массы тела за счёт отложений жира. Длительная гиподинамия сказывается на обмене веществ, что проявляется в ухудшении деятельности пищеварительной системы и увеличении слоя ткани.

Чтобы смягчить последствия гиподинамии, необходимо заниматься физкультурой, спортом, туризмом, физическим трудом. Под влиянием физических упражнений совершенствуются строение и деятельность всех органов и систем органов, повышается работоспособность и укрепляется здоровье.

При активном образе жизни процесс старения задерживается на 10-20 лет. Занятия в спортивных секциях могут дополнить ежедневные движения, но не заменить их. В день необходимо посвятить не менее 30 минут умеренной мышечной нагрузке. Многие малоподвижный образ жизни объясняют отсутствием возможности или времени для занятий спортом. Нужно использовать все виды двигательной активности: утреннюю гимнастику, уроки физкультуры, прогулки и игры на открытом воздухе, помощь по дому и школе. Общая продолжительность движений в режиме дня должна составлять: в 7-10 лет — 4-5 часов; в 11-14 лет — около 4 часов; в 15-17 лет — 3-4 часа.

Под влиянием физических упражнений совершенствуются строение и деятельность всех органов и систем органов, повышается работоспособность и укрепляется здоровье.

В результате проведенных исследований нами было установлено, что наиболее частыми заболеваниями опорно-двигательной системы учащихся 5-11 классов являются сколиоз, кифоз, лордоз, плоскостопие. Процент заболеваний увеличивается с возрастом учащихся. Процент учащихся, у которых выявлен сколиоз в 5 классе составляет — 3 %, а в 11-х — 40 %. Кифосколиоз в 5 классе составляет — 5 %, в 11 классе — 15 %. Такой вид нарушения как плоскостопие встречается у 5 % учащихся 5-х классов и у 60 % 11-классников. Процент нарушений осанки у школьников с 6 % возрастает до 23 %. Одним из факторов, приводящих к нарушениям опрно-двигательного аппарата, является ожирение, которое выявлено в наибольшем процентном соотношении у школьников 9-х, 11-х классов. Излишняя жировая ткань, откладываясь в разных местах, усложняет поддержку равновесия и перегружает межпозвоночные суставы, приводит к остеохондрозу.

В результате социологического опроса, нами было выяснено: около 40 % учащихся (девушки) неправильно подбирают обувь для повседневного ношения, 10 % учениц носят обувь на высоком каблуке с 10-11 лет, 17 % учащихся не предпочитают заниматься спортом, и ведут малоактивный образ жизни, несмотря на то, что школа предлагает бесплатные занятия в спортивных кружках и секциях, 32 % учащихся неправильно носят школьную сумку. При переносе тяжестей нагрузка должна распределяться равномерно. Учащиеся должны помнить, что нельзя носить сумку, портфель в одной руке.

У 16 % учащихся парта не соответствует росту, несмотря на то, что в начале года классные руководители рассаживают всех учащихся в соответствии с ростом и показателями здоровья (рис. 2).

Рис. 2. Неправильные (А, Б) и правильные (В) позы учащихся, сидящих за партами

 

Учащиеся во время учебного процесса пересаживаются со своего места, тем самым нанося вред своему здоровью. 14 % учащихся не знают о последствиях нарушений опорно-двигательной системы. Многим учащимся, а это составляет 33 %, родители не делают замечаний при неправильном положении тела во время письма. Учащиеся недостаточно уделяют время прогулке на свежем воздухе. Утреннюю зарядку делают лишь 17 % учащихся, а ведь она способствует разминке мышц, суставов и связок.

На родительских собраниях было проведено анкетирование законных представителей, в котором приняло участие 500 человек. В ходе исследования было выявлено, что многие родители не владеют информацией о том, к каким последствиям могут привести нарушения опорно-двигательной системы. 29 % респондентов предпочитают не делать замечания детям при неправильном положении тела при письме или работе за компьютером. Однако 59 % опрошенных изъявили желание узнать больше о заболеваниях опорно-двигательной системы, о причинах и профилактике нарушений осанки. Наиболее предпочтительный вид получения информации — это презентации, буклеты и видеоролики.

В интервьюировании приняли участие медицинские работники школы и детской городской поликлиники № 48. В результате этого подтвердилось то, что процент заболеваний опорно-двигательной системы с каждым годом увеличивается. Основными причинами заболеваний являются: генетическая предрасположенность, гиподинамия, чрезмерные физические нагрузки, неправильное питание.

Находясь в общеобразовательном учреждении, необходимо заниматься физическими упражнениями на уроках физкультуры в следующих группах: основная, подготовительная и специализированные (группы А, Б).

Актуальность проблемы в том, что в данный момент развития нашей цивилизации достаточно большое количество людей являются носителями генов, несущих различную патологию. Необходимо заниматься самостоятельно, чтобы себя оздоравливать: зарядка по утрам, зарядка в школе перед занятиями, переменки с физическими упражнениями. Если в школе отсутствует зарядка, то ученики гиподинамичны (ограничена двигательная сфера). Образовательная организация предлагает спортивные занятия в секциях, но часто дети не идут на встречу, поэтому одна из главных задач нашей проектной работы — это разбудить интерес у подрастающего поколения к своему оздоровлению. Во время обучения в школе дети должны следить за своей осанкой, больше двигаться, чтобы их позвоночник и стопы были здоровыми. На основании проведенных исследований нами были разработаны красочные буклеты, содержащие информацию по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы в доступной форме. В настоящее время особенно важно, чтобы население овладело элементарными медицинскими знаниями, необходимыми в быту.

 

Литература:

 

1.      Агаджанян З.Б., Торшин В.И. Экология человека /М.: Крук, 1994

2.      Г.Л. Билич, В.А. Крыжевальский. Биология. Полный курс. Анатомия. / Издательство «ОНИКС 21 век» 2002 г

3.      Григорьев А.И. Экология человека: учебник для вузов / 2008.

4.      Казначеев В.П. Экология человека. / М.: Наука, 1988.

5.      Кашуба В.А. Биомеханика осанки http://www.medliter.ru

6.      Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология./ М.: Издательство Приор.- 1999г

7.      Р.П. Самусев, В.Я. Липченко. Атлас анатомии человека.

8.      / Издательство «ОНИКС 21 век. Мир и образование» 2003 г.

9.      А.С. Степановских. Экология учебник для вузов.

10.  Е.Е. Тен. Основы медицинских знаний./ Издательский центр «Академия» 2009 г.

11.  Фёдорова М.З. , Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. / М.: Вентана-Граф, 2004 г

12.  Г.А.Ягодин, М.В. Аргунова. Экология Москвы и устойчивое развитие. / Издательство: ОАО «Московские учебники» 2008

13.  http://marc.rsmu.ru

Основные термины (генерируются автоматически): опорно-двигательная система, учащийся, окружающая среда, здоровье, мышца, внешняя среда, грудная клетка, двигательная активность, здоровый образ жизни, неправильное положение тела.


Похожие статьи

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат учащихся

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста

Влияние физического развития на развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста

Влияние детско-родительских отношений на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Влияние эмоциональных состояний на процессы социализации и воспитания дошкольников

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат учащихся

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста

Влияние физического развития на развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста

Влияние детско-родительских отношений на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Влияние эмоциональных состояний на процессы социализации и воспитания дошкольников

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи у детей дошкольного возраста

Задать вопрос