За последнее десятилетие появилось много психологических работ, где показана важная роль семьи в воспитании и развитии детей. При этом внимание зарубежных психологов Ф. Вайсса, Т. А. Думитрашку, Р. Зайонца, Х. Маркуса было сконцентрировано, большей частью, на поисках связей между особенностями родителей и наличием определенных способностей у детей. В этой логике на первый план выдвигаются уровень образования и профессиональная квалификация родителей, степень сложности отцовской профессии, социально-экономический статус семьи, размер семьи, очередность рождения, длительность интервалов между рождениями детей.
В отечественной психологии можно выделить два направления. Так ученые Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, А. И. Захаров активно изучают нарушения в семейных отношениях, психологические травмы детей, полученные в ходе искаженного семейного воспитания. А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман, В. С. Собкин, Е. М. Марич, Е. Л. Бережковская делают предметом своего анализа воспитательные стратегии родителей и их ценностные ориентации, особенности семейного воспитания.
Однако все достижения в области семейной психологии не могут изменить той отрицательной динамики, которая происходит в современной семье [6].
Это связано, с нашей точки зрения, в первую очередь, с тем, что не вскрыты все механизмы влияния семьи на развитие личности ребенка, на его становление в онтогенезе.
Если сопоставить ту роль, которую играет семья и семейные отношения в становлении и воспитании ребенка, то логично предположить, что формирование самосознания непосредственно связано с особенностями семейных отношений ребенка. Именно семья в лице родителей представляет собой первый опыт общения ребенка с окружающим миром. При этом необходимо иметь в виду данные исследования различных авторов о том, что общение развивается, приобретая по мере своего развития разные формы и виды [4].
Эмпирические исследования развития самосознания ребенка показывают, что оно тоже проходит ряд стадий и фаз, наиболее значимые из них: осознание своих психических процессов, принятие точки зрения другого на себя, усвоение мнения других о себе, формирование стандартов и уровня притязаний, развитие самоконтроля, формирование семейной идентичности и самоидентичности, различные формы саморегуляции [5].
Проведенный анализ психологической литературы позволяет предположить, что развитие самосознания и самооценки ребенка тесно связано с его отношениями в семье (с социальной ситуацией развития). При этом конечно, мы говорим не о хорошей или плохой семье, а о тех закономерностях психического и личностного развития, которые реализуются в семейных отношениях детей разного возраста [3].
Вышесказанное определило актуальность нашего исследования.
Целью нашего исследования являлось изучение влияния основного стиля семейного воспитания, применяемого родителями, на самооценку и межличностные отношения детей 8–10 лет.
В исследовании приняли участие 2 группы детей: дети 8 лет — 31 человек, дети 10 лет — 31 человек. Также в исследовании приняли участие родители — 61 человек.
В исследовании применялись следующие методики: опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкого, методика для определения самооценки ребенка «Лесенка» А. М. Прихожан, проективная методика Тест-фильм Рене Жиля, адаптированная И. Н. Гильяшевой, Н. Д. Игнатьевой, тест школьной тревожности Филипса.
Анализируя результаты опросника для родителей АСВ, можно отметить, что не выявлено отклонений ни по одному из параметров типа воспитания у 3 родителей (4,9 %). Остальные 58 (95 %) родителей имели баллы, равные критериальному или превышающие его: одно — два отклонения выявлены у 32,7 % родителей, три и более отклонений — у 67,2 % родителей.
Выявлены значимые различия в отношении родителей к мальчикам и девочкам по шкале «Недостаточность требований — запретов» и по шкале «Применение санкций за невыполнение требований». Девочкам родители меньше предъявляют требований-запретов и реже наказывают за невыполнение требований (4,9 %), чем мальчиков (32,7 %).
Результаты исследования показали, что родители 10-летних детей предъявляют меньше требований и запретов и больше применяют санкции наказания, чем родители восьмилетних детей.
По методике «Лесенка» у детей 8 лет было установлено, что средняя самооценка по группе — 4,57 балла. Самый высокий балл самооценки по шкале «Внешность» — 5,06; затем «Поведение» — 4,9 балла; «Успешность учебной деятельности» — 4,52 балла; «Авторитет у одноклассников» — 4,45 балла; «Здоровье» — 4,39 балла. Самооценка детей по шкале «УУД» не совпадает с объективной оценкой учителя и родителей. Основным критерием для самооценки является ожидаемая оценка по поведению. Причем, девочки ожидают от мам более высоких оценок, чем мальчики, а мамы, в свою очередь, оценивают девочек выше, чем мальчиков, что совпадает с оценкой учителя.
Результаты детей 10 лет по методике «Лесенка» следующие. Средняя самооценка по группе — 3,94 балла. Самый высокий балл по шкале «Успешность учебной деятельности» — 4,61 балла; затем «Внешность» — 4,19 балла; «Поведение» — 4,06 балла; «Здоровье» — 3,87 балла; «Авторитет у одноклассников» — 3,68 балла. Самооценка детей по шкале «УУД» совпадает с объективной оценкой учителя и с оценкой родителей. Основным критерием для самооценки детей этого возраста является успешность учебной деятельности. Девочек и мамы, и учителя оценивают выше, чем мальчиков.
По методике Фильм-тест Рене Жиля дети 8 лет выделили как наиболее значимых для себя в личностном общении родителей как семейную пару; затем маму; бабушку или дедушку; отца; как менее значимых: учителя; брата или сестру; друга. Дети 10 лет выделили как наиболее значимых для себя в личностном общении родителей как семейную пару; на втором месте мама; затем бабушка или дедушка; менее значимы брат или сестра; учитель; отец; друг.
При определении уровня школьной тревожности по тесту Филлипса получены следующие результаты.
У детей 8 лет число несовпадений от общего числа вопросов в данной составляет 76 %, что свидетельствует о высокой тревожности учащихся. По фактору «Фрустрации потребности в достижениях» — 57 % (повышенная тревожность). Наличие данной тревожности указывает на отсутствие мотива самообразования. По фактору «Страх самовыражения» число несовпадений составляет 52 % (повышенная тревожность), показатель свидетельствует об эмоционально-отрицательном восприятии детьми системы своих отношений с педагогом и неустойчивости самооценки. По фактору «Переживание социального стресса» — 62 % несовпадений (повышенная тревожность), на фоне эмоционального состояния ребенка развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). Данный показатель тревожности можно соотнести с низким уровнем по шкале «Авторитет у одноклассников» мо методике «Лесенка».
В группе школьников 10 лет общее несовпадение по всему тесту составляет 43 %, что свидетельствует об отсутствии повышенной тревожности. Отмечен повышенный уровень тревожности по фактору «Страх несоответствовать ожиданиям окружающих» — 57 %, что свидетельствует об ориентации на значимых других в оценке своих результатов, поступков, мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, боязнь негативных оценок.
Нами были отобраны дети с высокой и низкой самооценкой. Далее мы попытались выяснить, различаются ли типы воспитания, применяемые родителями этих детей. Для этой цели применялся критерий Манна-Уитни. Выявлены значимые различия по 9 шкалам опросника АСВ. То есть типы воспитания родителей, дети которых имеют низкую самооценку, отличаются от типов воспитания родителей, дети которых имеют высокую самооценку.
Следующий этап нашего исследования состоял в том, что были отобраны родители, имеющие три и более отклонения в параметрах-стилях воспитания и родители, которые не имели отклонений в параметрах стиля воспитания (или имели одно отклонение). Выяснялось, что самооценка детей, родители которые применяют к ним негармоничные типы воспитания, и самооценка детей, родители которых проводят гармоничный тип воспитания, отличаются.
При изучении взаимосвязи типов воспитания и межличностных отношений детей также выявлены значимые различия.
Родители 8-летних детей имеют достоверно более низкие баллы по шкале «Гипопротекция» и достоверно более высокие по шкале «Перенос нежелательных качеств», чем родители 10-летних детей. То есть 8-летние дети реже, чем 10-летние предоставлены сами себе, им больше уделяют внимания. В то же время родители чаще переносят на восьмилетних детей свои негативные качества, с которыми они неосознанно борются в себе.
Анализ полученных данных показал, что самооценка детей 8–10 лет зависит от типа семейного воспитания. В свою очередь негармоничный тип воспитания оказывает влияние на самооценку детей этой возрастной группы. Полученные нами данные не противоречат результатам других исследований, которые сообщают, что самооценка детей младшего школьного возраста формируется в основном под влиянием ведущей учебной деятельности и ожиданий родителей.
Важно отметить, что родители 8-летних детей чаще, чем родители 10-летних детей проецируют на ребенка собственные нежелательные качества. Такие родители ведут непримиримую борьбу с отрицательными чертами и слабостями ребенка, стремятся в любом поступке выявить «истинную» причину.
Самооценка детей 8 лет достоверно выше, чем самооценка детей 10 лет. Самооценка детей 8 лет не совпадает с объективной оценкой учителя. Это можно объяснить тем, что у детей этого возраста еще не выработан критерий объективного оценивания себя как ученика, то есть адаптация к учебной деятельности еще не завершилась. Самооценка детей 10 лет совпадает с объективной оценкой учителя, что говорит о сформированности критерия оценки. То есть дети в этом возрасте боле объективно оценивают себя, исходя из результатов своей учебной деятельности, а не из ожиданий.
Интересно, что девочки ожидают более высокой оценки от мамы, а мамы и учителя оценивают девочек выше, чем мальчиков. В то же время родители более снисходительно относятся именно к девочкам, меньше выдвигают требований-запретов и реже применяют наказания. Мальчики 8 лет чаще отмечают отца как значимого для них в межличностном общении.
Дети обеих групп ожидают от родителей более высокой оценки, чем сами себе ставят, то есть дети верят, что родители принимают их такими, какие они есть. Но, интересно, что по шкале «Здоровье» дети оценивают себя ниже, чем родители. Это свидетельствует о том, что дети субъективно чувствуют себя хуже, чем думают родители. Возможно, родители не всегда внимательно относятся к жалобам детей на плохое самочувствие.
Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, не был свидетелем конфликтов, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.
Семья — главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности и искоренение ошибок в воспитании является возможным [2].
Литература:
- Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 2007. 168 с.
- Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 2003. 227 с.
- Земска, М. Семья и личность. М.: Прогресс, 2001. 126 с.
- Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 2006. 262 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2005. 567 с.
- Семья и формирование личности / под ред. А. А. Бодалева М.: ПЕРСЭ, 2009. 280 с.