Осуществление и охрана личных неимущественных прав автора произведений науки, литературы и искусства после его смерти | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Авторское право и смежные права

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (5) май 2018 г.

Дата публикации: 08.05.2018

Статья просмотрена: 1164 раза

Библиографическое описание:

Вострикова, В. А. Осуществление и охрана личных неимущественных прав автора произведений науки, литературы и искусства после его смерти / В. А. Вострикова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 3 (5). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/91/3340/ (дата обращения: 27.04.2024).



Надпись на куполе здания штаб-квартиры Всемирной организации интеллектуальной собственности в Женеве гласит:

«Человеческий гений является источником всехпроизведений искусства и изобретений. Долг государства — обеспечить надежную их охрану».

Учитывая, что в современном обществе, где происходит активное внедрение цифровых технологий в жизнь, информатизация и компьютеризация, развитие социальных и иных сетей, в то время как понятие «творчество» претерпевает постоянные изменения с развитием общественных отношений, охрана объектов интеллектуальной деятельности оказывается под большей угрозой, чем ранее и требует более всестороннего и масштабного правового регулирования. Так как имущественные права основываются на личных неимущественных и последние дают им почву для получения соответствующего профита, они нуждаются в не менее детальном правовом закреплении.

Личные неимущественные права автора, как то: право на имя, право авторства, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, право на отзыв направлены на обеспечение защиты нематериальных интересов автора. Личные неимущественные права автора произведений науки, литературы и искусства имеют в отличие от имущественных прав непередаваемый и неотчуждаемый характер, они не переходят по наследству. Они охраняются бессрочно, даже в случае истечения срока действия исключительных прав и могут быть защищены после смерти автора его наследниками. При этом неважно, были ли передано исключительное право на них третьим лицам или нет.

В данной статье будет освещаться вопрос защиты личных неимущественных прав автора произведений науки, литературы и искусства после его смерти и осуществление его прав третьими лицами. Личные неимущественные права являются абсолютными правами, принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Согласно пункту 1 статьи 1267 Гражданского кодекса Российской Федерации авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Законом закреплено право автора указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами. На наш взгляд, вопрос о множественности субъектов охраны и осуществления прав автора произведений науки, литературы и искусства, может вызвать на практике затруднительные правовые опусы, так как между данными субъектами возможны споры относительно охраны неприкосновенности произведения. Представляется также неясным круг заинтересованных лиц, оговоренных данной нормой. Могут ли это быть друзья автора или правообладатели, причем, как известно, последние имеют имущественный интерес относительно использования произведения, заключающийся в потребности получить от него определённый доход, и потому они могут пытаться получить его как можно быстрее, внося корректировки и различного рода изменения в целостность произведения, такие как, например, издание сокращённых детективов. В этом случае нарушается право автора на неприкосновенность произведения, так как в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 1266 лицо, обладающее исключительным правом на произведение при использовании произведения после смерти автора, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается целостность произведения и это не про противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. Поскольку указанные возможные субъекты осуществления прав автора произведений науки, литературы и искусства имеют разный взгляд на его охрану, между ними возможны споры. Авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке (авторские права наследуются как единое целое, их нельзя ни выделить, ни разделить). Распорядиться произведением наследники смогут только по взаимному согласию. В случае возникновения спора между наследниками по поводу распоряжения произведением, он подлежит разрешению судом. Право на получение авторского вознаграждения, переходит по наследству и может быть разделено между наследниками в пропорциях, указанных в завещании, либо в соответствии с соглашением самих наследников.

Завещатель также вправе указать доли наследников. Определение долей прежде всего направлено на перераспределение доходов, которые будут получены от использования авторских прав, на что прямо указывает Верховный Суд РФ в своём постановлении Пленума от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при разрешении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» п. 31.

Относительно срока охраны личных неимущественных прав автора, Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений устанавливает, что признанные ею личные неимущественные права автора сохраняют силу после его смерти, по крайней мере, до прекращения срока действия его имущественных прав, и осуществляются лицами или учреждениями, управомоченными на это законодательством страны, в которой истребуется охрана (п. 2 ст. 6). Содержащееся в приведенной норме права выражение «по крайней мере» подчеркивает, что устанавливаемый Бернской конвенцией срок действия личных неимущественных прав — это минимальный стандарт, который должны обеспечить все участники данного соглашения [4, с. 331]. Срок охраны литературных и художественных произведений автора после его смерти, в соответствии с Бернской конвенцией составляет 50 лет. Данный срок исчисляется со дня смерти автора, но отсчёт всегда начинается с 1 января года, следующего за годом смерти. [1, ст. 7]. Следует отметить, что исключительное право на произведение действует, в соответствии с п. 1 ст. 1281 Гражданского кодекса Российской Федерации, в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. [2, ст. 1281].

Право авторства, являясь личным неимущественным правом автора, поскольку не имеет материальной основы, т. к. представляет собой право признаваться автором произведения науки, литературы и искусства и требовать признания данного факта от других лиц, характеризуется бессрочным характером действия, поскольку охраняется законом от посягательств при жизни автора как субъективное право, и после смерти автора в качестве общественного интереса.

Право автора на имя представляет собой право использовать произведение с указанием своего имени, псевдонима или анонимно, т. е. без указания. Право на имя и право авторства напрямую взаимосвязаны. В случае нарушения права на имя защита этого личного неимущественного права осуществляется в судебном порядке одновременно с защитой права авторства [3, с 46.].

Право на неприкосновенность произведения действует независимо от исключительного права, то есть права использовать произведение любым незапрещённым законом способом, и представляет собой запрет на внесение в произведение автора каких-либо изменений, сокращений и дополнений, пояснений, комментариев, иллюстраций. Важным моментом является то, что согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 1265, лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение изменений, дополнений или пояснений при условии, что этим не искажается смысл автора и это не противоречит воле автора, выражено в письменной форме. Но здесь может возникнуть ситуация в отсутствие объективно выраженной воли автора по этому поводу, и правообладатель может сам вносить изменения в произведение, извращающие задумку автора, и в этом случае необходимо внести уточнение в абзац пункта 1 статьи 1266, касающийся запрета на внесение каких-либо поправок или корректировок со стороны новоявленного обладателя исключительного права на произведение науки, литературы и искусства, так как в данном варианте данная трактовка права на неприкосновенность произведения противоречит самому смыслу данного права. Ведь право на неприкосновенность произведения заключает в себе защиту от каких-либо посягательств не только на замысел автора и целостность восприятия произведения, но и на его полное изложение в первоначальном авторском варианте. В доказательство, приведём мнение Р. И. Ситдиковой, которая отмечает, что «право на неприкосновенность относится к важнейшим личным правам автора на произведение, оно закреплено в п. 1 ст. 1266 ГК РФ и означает право на целостность произведения и защиту его от разного рода искажений. То есть не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Это право автора требовать использования произведения только в том виде, в котором он представил его для всеобщего пользования. В п. 2 ст. 1266 специально подчеркивается, что извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами ст. 152 Гражданского кодекса» [5, с 2].

Так как данное личное неимущественное право изначально принадлежит автору, и при его жизни может охранять его он сам, то в соответствии с пунктом 2 статьи 1267 охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после его смерти должна осуществляться наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Литература:

  1. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09. 1886 г. (ред. от 28.09. 1979 г.). — п. 5 ст. 7. — п. 2 ст. 6
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)

3. П. В. Крашенинников. Авторские и смежные с ними права. Постатейный комментарий глав 70 и 71 Гражданского кодекса Российской Федерации — М.: Статут, 2010–208 с.

  1. А. Г. Матвеев. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Учебное пособие. Перм. гос. нац. исслед. университет. — Пермь, 2015–444 с.
  2. Ситдикова Р. И. Добросовестность при охране личных авторских прав //Законы России: опыт, анализ, практика // 2010 № 9 C. 2 Цитируется по CПС КонсультантПлюс.
Основные термины (генерируются автоматически): неприкосновенность произведения, автор, автор произведений науки, имя автора, использование произведения, лицо, смерть автора, Бернская конвенция, Гражданский кодекс, охрана авторства.

Похожие статьи

Авторами аудиовизуального произведения будут...

...охрану авторства; имени автора; неприкосновенности произведения после его смерти.

Принятие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений

В пункте 1 ст. 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации, говорится, что авторы...

Международное авторское право: вопросы теории и практики

наследники автора или другого обладателя. Объекты авторских прав в соответствии с Бернской конвенцией — это произведения литературы, науки и искусства, каким — бы способом, и в какой — бы форме они ни были выражены.

Охраняемые элементы произведения: часть произведения...

Основные термины (генерируются автоматически): произведение, персонаж, Часть произведения, творческий труд автора, правовая охрана

Литература: 1. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г.

Произведения фанатского творчества как объекты авторского...

К ним относятся: название работы; указание на автора фан-произведения; указание на получение согласия автора оригинального произведения на использование его работы или лицензию (как правило, отсутствует в большинстве фан-произведений)...

ГК РФ, автор, интеллектуальная собственность, защита авторских...

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. [1], в которой закреплены общие положения по охране авторских прав отношении литературных и художественных произведений.

Дипломная работа выпускника вуза как объект авторского права

Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.

2. Право авторства, т. е. право признаваться автором произведения.

Развитие института авторского права в России | Статья в журнале...

права автора на произведения воспринимались в качестве естественного последствия наличия правовой связи автора с ним.

произведение, Кодекс Франции, российское законодательство, французское законодательство, Гражданский Кодекс РФ, ГК РФ, правовое регулирование...

Образовательный контент как объект авторского права

Логично, предположить, что образовательный контент относятся к сложным, аудиовизуальным произведениям, авторы и создатели которых имеют право на авторство, имя, обнародование и неприкосновенность произведения...

Сравнительный анализ объектов авторского права российского...

Тем не менее, Гражданским Кодексом РФ в соответствии со статьей 1255 под авторскими правами подразумеваются интеллектуальные права на произведение науки, литературы и искусства.

Похожие статьи

Авторами аудиовизуального произведения будут...

...охрану авторства; имени автора; неприкосновенности произведения после его смерти.

Принятие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений

В пункте 1 ст. 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации, говорится, что авторы...

Международное авторское право: вопросы теории и практики

наследники автора или другого обладателя. Объекты авторских прав в соответствии с Бернской конвенцией — это произведения литературы, науки и искусства, каким — бы способом, и в какой — бы форме они ни были выражены.

Охраняемые элементы произведения: часть произведения...

Основные термины (генерируются автоматически): произведение, персонаж, Часть произведения, творческий труд автора, правовая охрана

Литература: 1. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г.

Произведения фанатского творчества как объекты авторского...

К ним относятся: название работы; указание на автора фан-произведения; указание на получение согласия автора оригинального произведения на использование его работы или лицензию (как правило, отсутствует в большинстве фан-произведений)...

ГК РФ, автор, интеллектуальная собственность, защита авторских...

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. [1], в которой закреплены общие положения по охране авторских прав отношении литературных и художественных произведений.

Дипломная работа выпускника вуза как объект авторского права

Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.

2. Право авторства, т. е. право признаваться автором произведения.

Развитие института авторского права в России | Статья в журнале...

права автора на произведения воспринимались в качестве естественного последствия наличия правовой связи автора с ним.

произведение, Кодекс Франции, российское законодательство, французское законодательство, Гражданский Кодекс РФ, ГК РФ, правовое регулирование...

Образовательный контент как объект авторского права

Логично, предположить, что образовательный контент относятся к сложным, аудиовизуальным произведениям, авторы и создатели которых имеют право на авторство, имя, обнародование и неприкосновенность произведения...

Сравнительный анализ объектов авторского права российского...

Тем не менее, Гражданским Кодексом РФ в соответствии со статьей 1255 под авторскими правами подразумеваются интеллектуальные права на произведение науки, литературы и искусства.

Задать вопрос