Автор: Назайкин Игорь Александрович

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Назайкин И. А. Развитие института авторского права в России // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 586-588.



В настоящее время в России одним из главных факторов, необходимых для осуществления поступательного конкурентного развития в экономической сфере является получение и прикладное применение результатов интеллектуального труда.

В нашем государстве долгое время сфере развития авторских правоотношений не придавалось необходимого значения. Причиной тому послужили особенности развития отечественной государственности. Фактически результаты творческой деятельности являлись монополией государства.

В современных условиях в России только начинает складываться институт авторского и смежного права с полноценной правовой защитой, формируется понимание значения данной отрасли.

Появление авторства и его развитие как правового института является показателем прогресса государственно-правовой системы. Анализ развития отечественной правовой системы позволяет утверждать, что авторские правоотношения формировались в России в результате нормативного регулирования интеллектуальной деятельности. Особенностью развития авторского права в России в сравнении с зарубежными государствами является его короткая история. При этом общим аспектом развития отечественного и зарубежного авторского права является связь с эволюцией книгопечатания. В тоже время другой ключевой особенностью развития авторского права в России является рассмотрение правоотношений данной сферы в качестве специфических отношений собственности. Следствием этого явился тот факт, что интересы автора учитывались в гораздо меньшей степени, чем интересы издателя.

Процесс формирования отечественной правовой доктрины авторского права берет свое начало в начале XIX в. С оформлением авторского права как самостоятельной правовой отрасли получают развитие несколько точек зрения относительно правовой природы правоотношений, составляющих его содержание.

Некоторые ученые относили права авторов на произведения к категории вещных прав, т. е. основывали институт на началах собственности. По их мнению, основанием собственности служил труд, к которому можно применить все принципы собственности — безусловность, неограниченность, бессрочность.

Представители другой точки зрения утверждали, что авторское право «совершенно особенное имущественное право» и представляет собой монополию автора на издание и продажу своего произведения.

Другая теория признавала авторское право личным правом, а контрафакцию — неправомерным явлением к личности автора, его достоинству и чести.

В конце XIX в. — начале XX в. возобладало мнение о том, что авторское право является самостоятельным институтом гражданского права. Таким образом, отсутствие единой точки зрения относительно авторского права и правоотношений, связанных с его реализацией, определило противоречивость регулирования данной сферы в рамках отечественной правовой системы.

Тем не менее, именно XIX в. можно считать отправной точкой авторского права как самостоятельной подотрасли права. В первую очередь, это нашло свое отражение в появлении целого ряда специальных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области авторства, связанные с изданием и использованием произведений. В этих актах, регламентирующих вышеуказанные отношения, прослеживается наличие системных взаимосвязей между ними, и как следствие — завершение оформления авторского права в подотрасль системы гражданско-правового регулирования.

Начало XX в. характеризуется как новый период в развитии авторского права в России. Оформление новой доктрины авторского права осуществлялось под влиянием следующих обстоятельств:

  1. развитие революционного процесса побуждало правительство использовать авторские правоотношения для подавления общественного недовольства. Авторское право было подчинено комитетам и инспекторам по делам печати с целью контроля за распространением «вредных идей»;
  2. права автора на произведения воспринимались в качестве естественного последствия наличия правовой связи автора с ним.

Появление 15 марта 1911 г. Положения об авторском праве как кодифицированного акта в этой сфере ознаменовало собой оформление авторского права как самостоятельного института.

Динамика развития авторского права в советский период обусловлена последовательным изменением социально-экономической ситуации, а также руководящей идеи регулирования данной сферы. Главной характеристикой правового регулирования авторского права в советской России являлось «фактическое непризнание частной интеллектуальной собственности при одновременной констатации приоритета общественной». Т. е. регулирование сферы авторского права осуществлялось в строгом соответствии с социалистической идеологией. В соответствии положениями нормативно-правовых актов в советское время права авторов, а также их наследников, существенно ограничивались, позволяя признать любое произведение достоянием государства. Данная концепция правового регулирования существовала вплоть до 1920 г.

Реализация новой экономической политики, означающую либерализацию социально-экономических отношений, позволила вновь рассматривать авторское право в качестве имущественного права. Данное понимание было закреплено в Основах гражданского законодательства. Указанный документ содержал следующие основные положения, касающиеся авторского права:

− для авторского права был отведен пожизненный срок его реализации. После смерти автора право на его произведение сохранялось в течении 15 лет;

− субъектами права признавались как советские граждане, так и иностранцы;

− регламентировались исключительные права автора по выпуску, воспроизводству и распространению своего произведения. Вместе с тем предусматривалась возможность принудительного выкупа права авторства государством;

− допускалась возможность отчуждения авторского права третьим лицам в соответствии с требованиями издательского договора;

− в законодательстве существовала регламентация случаев, которые не могли рассматриваться в качестве нарушения авторского права.

Существенная либерализация советского авторского права была ознаменована присоединением СССР в 1973 году ко Всемирной Конвенции об авторском праве. С этого времени правовое регулирование авторских правоотношений не претерпела существенных изменений вплоть до распада Советского Союза.

Крушение СССР создало новые условия для дальнейшего развития правоотношений в сфере авторского права. После образования Российской Федерации можно выделить два этапа для оценки нормативно-правового регулирования данной сферы. Первый этап целесообразно ограничивать 1990-ми годами. В этот период были заложены основы, по которым результаты интеллектуальной собственности воспринимались в качестве частной, в виде объектов рыночных отношений. Данный факт отразился и на нормотворческой деятельности. Вскоре появилось большое количество нормативных актов различного уровня, регулирующих сферу авторского права. Но законодательство, регламентировавшее авторское право на этапе становления государственности Российской Федерации, несмотря на принятие нормативно-правовых актов, имеющих очевидное прогрессивное значение, оставалось разрозненным и несистематизированным.

Вышеуказанный фактор обусловил перестройку концепции правового регулирования института авторского права. Хронологически она была осуществлена в 2008 году и связана с введением в действие IV части Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанный нормативно-правовой акт ввел легальное определение «интеллектуальная собственность», под которой понимается совокупность прав, включающих исключительные имущественные права и личные права на результаты интеллектуальной деятельности.

В принятой IV части Гражданского кодекса Российской Федерации и других его частях около 600 статей применимы к интеллектуальной собственности и, в частности, к авторскому праву. Первая группа этих статей состоит из тех, в которых прямо упоминается понятие «интеллектуальная собственность». Во второй группе статей нет прямого упоминания интеллектуальной собственности, но они могут быть использованы для регулирования общественных отношений в этой сфере.

На современном этапе также уточнено понятие «смежные права». Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав. Например, на сообщение в эфир, сообщение по кабелю, воспроизведение записи исполнителя, распространение записи исполнителя путем продаж, публичное исполнение записи исполнителя, прокат оригинала.

В рамках действующего законодательства получила дальнейшее развитие правовая регламентация авторских правомочий. Личные неимущественные права принадлежат авторам (соавторам), чьим творческим трудом создан объект интеллектуальной собственности. Граждане, не внесшие творческого вклада в создание объекта, т. е. оказавшие только организационное или иное содействие, авторами не признаются.

Современное законодательство четко определяет и способы защиты авторских прав и процессуальный порядок их практической реализации.

Таким образом, завершая характеристику эволюции института авторского права в России, необходимо отметить, что фактически только с момента введения в действие IV части Гражданского кодекса Российской Федерации можно констатировать окончательное оформление данного правового института.

Литература:

1. Доцик Н. Н. Авторское право в России (XVIII — начало XX вв.) Автореферат дисс. к. ю. н. / Н. Н. Доцик. — М., 2008.

2. Калинин А. В. Возникновение и основные этапы развития авторского права: Автореф. дис. канд. юрид. наук / А. В. Калинин. — М., 2000.

3. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Постатейный / Э. П. Гаврилов, В. И. Еременко. М.: Экзамен, 2009.

4. Давыдова Н. А. Правовое регулирование авторского права в России в 1917-1928 гг. / Н. А. Давыдова // Ученые записки Орловского государственного университета. — № 5 (55). — 2013.

5. Гражданское право: учебник: в 3 томах / И. А. Андреев, И. З. Аюшеева, А. С. Васильев и др.; под ред. С. А. Степанова. — М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): авторского права, развития авторского права, доктрины авторского права, института авторского права, Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской, кодекса Российской Федерации, авторское право, регулирования авторского права, интеллектуальной собственности, зарубежного авторского права, оформлением авторского права, развитии авторского права, сферы авторского права, точкой авторского права, оформление авторского права, оформления авторского права, авторского права третьим, сфере авторского права, советского авторского права.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос