Сравнительный анализ законодательства, регулирующего оказание бесплатной юридической помощи на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (3) январь 2018 г.

Дата публикации: 08.12.2017

Статья просмотрена: 875 раз

Библиографическое описание:

Казарян, С. А. Сравнительный анализ законодательства, регулирующего оказание бесплатной юридической помощи на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации / С. А. Казарян. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 1 (3). — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/79/2974/ (дата обращения: 16.12.2024).



Дипломатические отношения между Казахстаном и Россией сложились еще в 1992 году, и с тех пор эти страны объединяет мирные, добрососедские отношения. Этим двум странам всегда удавалась поддерживать бесконфликтный политический контакт. Сотрудничество существует не только за счет внешнеторговых оборотов, но и в области образования и культуры.

Россия и Беларусь всегда являлись странами- партнерами в экономических, торговых, военных, политических и культурных сферах, но в последние годы две братские страны претерпевает между собой кризисные отношение. Нефтегазовый конфликт, «молочная война», а также российское эмбарго на экспорт продовольственных товаров, все это значительно накаляет российско-белорусские отношения.

Не смотря на такую различную связь между странами организаторами Таможенного союза, нам представилось интересным провести правовой анализ в области конституционной нормы: права на доступ к правосудию как система оказания бесплатной юридической помощи на территории этих государств.

Каждая из названных стран имеет закрепленную в своей Конституции норму о праве на квалифицированную юридическую помощь (п.1 ст.48 Конституция РФ) [1] (п.3 ст13 Конституции Республики Казахстан) [2] в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами (ст.62 Конституция Республики Беларусь) [3]. Таким образом, в каждой стране есть отведенная в конституции норма, предоставляющая и гарантированная государством право на доступ к правосудию. Составители Белорусской Конституции более полно обозначили предмет оказания юридической помощи с помощью уточнения конкретных субъектов ее оказания.

А законодательный орган Республике Казахстан закрепил конституционную норму о праве на доступ к правосудию в статье 18 ГПК РК

Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» от 30.12.2011 закрепляет категории дел, по которым юридическая помощь оказывается бесплатно это:

‒ истцы — в судах первой инстанции при ведении дел, связанных с трудовыми правоотношениями, о взыскании алиментов;

‒ ветераны Великой Отечественной войны — при даче устной консультации по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

‒ граждане — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

‒ инвалиды I и II группы — при даче устной консультации, не требующей ознакомления с документами;

‒ несовершеннолетние — в их интересах, их родителям (опекунам, попечителям) — в интересах детей;

‒ иным категориям граждан — по решению коллегии адвокатов. [4]

Как правило, адвокаты предоставляют услуги без оплаты после предъявления клиентом соответствующих документов, подтверждающих его статус, в Законе перечислены случаи, когда юридическая помощь оплачивается из бюджета республики, это по вопросам социальной защиты и реабилитации жертвам торговли людьми, и в случае недостижения ими (жертвами) четырнадцатилетнего возраста — их законным представителям, лицам, пострадавшим в результате акта терроризма. И также юридическая помощь подозреваемому или обвиняемому оказывается за счет средств местного бюджета в случае участия адвоката в дознании, предварительном следствии и судебном разбирательстве по назначению через территориальную коллегию адвокатов по требованию органа, ведущего уголовный процесс. В основных случаях бесплатная юридическая помощь оплачивается за счет средств коллегий адвокатов. Сравнивая это положение, напрашивается вопрос: почему адвокаты должны оплачивать за свой счет бесплатную юридическую помощь тем лицам, которых государство освободило от этой обязанности? В России составители закона «О БЮП в РФ» [6] возложили финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи, на органы государственной власти РФ и подведомственные им учреждения, органы государственной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения. Финансирование расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи за счет средств иных субъектов, осуществляется соответствующими субъектами самостоятельно. В РК финансирование оказания бесплатной юридической помощи осуществляется за счет бюджетных средств.

Таким образом, Беларусь действует в интересах лиц, нуждающихся в помощи, но не в угоду субъектам, оказывающим эту помощь, что может сказаться на их качестве работы.

Помимо адвокатов в РБ есть очень много субъектов, которые оказывают правовое просвещение граждан и оказывают различные виды юридической помощи:

‒ адвокаты;

‒ нотариусы;

‒ судьи и работники общих судов;

‒ работники юридических служб республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и иных государственных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов;

‒ работники организаций, имеющих лицензии, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги — юридические услуги;

‒ члены общественных объединений, которые в соответствии с законодательством и уставами осуществляют деятельность, относящуюся к бесплатной юридической помощи;

‒ лица, ведущие прием граждан в юридических клиниках, создаваемых на базе учреждений образования;

‒ иные лица, осуществляющие в соответствии с их компетенцией, предусмотренной законодательством, деятельность по правовому просвещению граждан. [5]

Не мало важным является, что в РБ установлена законом монополия в некоторых видах дел, так например, профессиональная защита прав и интересов клиентов по уголовным, гражданским делам, делам, возникающим из хозяйственных (экономических) споров, и делам об административных правонарушениях в общих и хозяйственных судах, органах, ведущих уголовный или административный процесс, осуществляется только адвокатами.

В законе Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» тоже есть формулировка, что профессиональная защита по уголовным делам осуществляется только адвокатами [10]. Российская Федерация не устанавливает в своих нормативно-правовых актах, ограничения на участие в определенных категориях дел тому либо иному субъекту.

Важным субъектом бесплатной юридической помощи в Республике Беларусь считается юридические клиники. У любой юридической клиники всегда есть основные, первостепенные цели, это обучение и помощь. Первая — обучить студентов практическим навыкам. Вторая — оказать бесплатную юридическую помощь определенным категориям населения: безработным, малоимущим, членам многодетных семей, пенсионерам, студентам.

На наш взгляд очень маленькая правовая база по оказанию бесплатной юридической помощи в Республике Беларусь, а также отсутствуют механизмы по ее реализации. Практически вся нагрузка по оказанию бесплатной юридической помощи ложиться на адвокатов. Основная проблема, это отсутствие самого закона «Об оказании бесплатной юридической помощи», принятие такого закона могло бы регулировать порядок, условия получения и оказания бесплатной юридической помощи, органы, которые занимались осуществлением такой помощи, их полномочия, контроль за деятельностью по оказанию бесплатной юридической помощи и другие важные аспекты.

В Республике Казахстан (далее: РК) наоборот, правовая база содержит «Закон о гарантированной государством юридической помощи» [8] данный нормативно правовая акт регулирует общественные отношения, которые возникают в сфере оказания гарантированной государством юридической помощи, и определяет правовые механизмы реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц при оказании им гарантированной юридической помощи. Примечательно что в отличие от Республики Беларусь и России, в Казахстане перечень субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь намного меньше, это:

1) государственными органами;

2) адвокатами;

3) нотариусами;

4) частными судебными исполнителями.

В Российской Федерации, в отличие от соседних государств, субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощи поделены на две системы: государственную, куда входят:

‒ федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

‒ органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения;

‒ органы управления государственных внебюджетных фондов;

‒ государственные юридические бюро.

Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Таким образом, Россия имеет больше субъектов, занятых оказанием бесплатной юридической помощи, которые очень удобно и значимо разделены на две системы. Точно так же обстоят дела и с категорией лиц, которым оказывается бесплатная юридическая помощь. ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» содержит более точный и упорядоченный список нуждающихся в юридической помощи. Это:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои РФ, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей:

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители;

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом РФ № 3185–1 О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании; [9]

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов РФ [11].

В отличие от российских законов, Закон РК «О гарантированной государством юридической помощи» и Закон РК «Об адвокатской деятельности» [7] определили не такой обширный перечень граждан, в Республике Казахстан помощь оказывается:

‒ истцам при рассмотрении судами дел о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой;

‒ истцам и ответчикам, являющимся участниками Великой Отечественной войны и лицами, приравненными к ним;

‒ военнослужащими срочной службы,

‒ инвалидами I и II групп,

‒ пенсионерами по возрасту, если рассматриваемый судом спор не связан с предпринимательской деятельностью;

‒ физическим лицам по вопросам взыскания алиментов, назначения пенсии и пособий,

‒ вопросам реабилитации;

‒ получения статуса беженца или оралмана;

‒ несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, в случаях необходимости составляют письменные документы правового характера.

Если же сравнивать с закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» то там перечень лиц, нуждающихся в оказании бесплатной юридической помощи, определенных законом, еще в меньшем количестве по сравнению с Казахстаном.

Таким образом, каждая страна имеет указания в своих законах, на перечень граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, но эти перечни не учитывают в полной мере всех категорий, которым могла бы еще представиться возможность бесплатно получить необходимую помощь.

Очень демократично выглядит ситуация с видом оказания гарантированных государством юридической помощи в РК, там существуют такие виды как:

1) правовое информирование;

2) правовое консультирование;

3) защиты и представительства интересов физических лиц в судах, органах уголовного преследования, иных государственных органах и негосударственных организациях;

4) принятие принудительных мер по исполнению исполнительных документов частными судебными исполнителями о взыскании алиментов и заработной.

Демократичным здесь представляется то, что право на получение гарантированной государством юридической помощи бесплатно в виде правового информирования имеют абсолютно все (физические и юридические лица). В РФ и РБ любой гражданин может получить бесплатную консультацию только в негосударственной системе БЮП.

Право на бесплатную правовую помощь относится к конституционным правам человека, что в свою очередь предполагает гарантии со стороны государства. Каждый, кому необходимо обратиться за бесплатной квалифицированной юридической помощью непременно сможет её получить. В большинстве стран право человека на доступ к правосудию закреплено в Конституциях, а возможность его реализации в законах и подзаконных актах государства. Каждая из стран стремится реализовать право на доступ, к правосудию учитывая особенности своей местности, религии, вероисповедания, национальности граждан, проживающих на территории страны; берутся во внимания все особенности формирования этого института для развития его во блага граждан.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 12 декабря 1993г. № 6-ФКЗ по сост. на 21 июля 2014 г.// Российская газета. — 1993. — № 237.
  2. Конституция Республики Казахстан 30 августа 1995 года по сост. на 10 март 2017 г.) //Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1996 г. № 4. ст. 217
  3. Конституция Республики Беларусь 24 ноября 1996 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999 года. № 1;
  4. Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З по сост. на 11 июля 2017 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2012 г. № 2. 2/1884
  5. Об адвокатской деятельности: Закон Республики Казахстан от 5 декабря 1997 года № 195-I по сост. на 8 апреля 2016 г. // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г. № 22. ст. 328
  6. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 года г. № 324–ФЗ: по сост. на 28 ноября 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 48. — Ст. 6725
  7. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федеральный закон от 31 мая 2002 года г. № 63–ФЗ: по сост. на 29 июля 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 23. — Ст. 2102.
  8. О гарантированной государством юридической помощи: Закон Республики Казахстан от 3 июля 2013 года № 122-V по сост.на 16 ноябрь 2015 г. // Казахстанская правда. 2013 г. № 226 (27500)
  9. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон Российской Федерации от 02 июля 1992 № 3185–1 по сост. на 03 июля 2016г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992, № 33. ст. 1913.
  10. Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г. № 22. ст. 328
  11. Российская газета. 2011 г. №263.
Основные термины (генерируются автоматически): бесплатная юридическая помощь, юридическая помощь, Беларусь, Казахстан, оказание, Россия, адвокатская деятельность, гражданин, лицо, РФ.

Похожие статьи

Краткий сравнительный анализ особенностей компенсации морального вреда в Российской Федерации с зарубежной практикой

Сравнительный анализ динамики заболеваемости и смертности от туберкулеза в Республике Беларусь и близлежащих странах

Теоретико-правовые основы гармонизации законодательства Украины с законодательством Европейского Союза в сфере легализации субъектов предпринимательской деятельности

Сравнительная характеристика института страхования в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки

Анализ использования тепловой насосной установки в инженерных системах зданий и сооружений Российской Федерации и стран СНГ

Сравнительный анализ осуществления контрольной функции представительным органом государственной власти в России и зарубежных странах

Сравнительно-правовая характеристика процедуры усыновления (удочерения) в России и Армении

Тенденции гуманизации уголовного судопроизводства в условиях современных судебно-правовых реформ в Республике Узбекистан

Сравнительно-правовое исследование уголовного законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств о преступлениях в сфере компьютерной информации

Сравнительный анализ теоретических аспектов социальной работы в Белорусской православной церкви и в системе государственного социального обслуживания населения Беларуси

Похожие статьи

Краткий сравнительный анализ особенностей компенсации морального вреда в Российской Федерации с зарубежной практикой

Сравнительный анализ динамики заболеваемости и смертности от туберкулеза в Республике Беларусь и близлежащих странах

Теоретико-правовые основы гармонизации законодательства Украины с законодательством Европейского Союза в сфере легализации субъектов предпринимательской деятельности

Сравнительная характеристика института страхования в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки

Анализ использования тепловой насосной установки в инженерных системах зданий и сооружений Российской Федерации и стран СНГ

Сравнительный анализ осуществления контрольной функции представительным органом государственной власти в России и зарубежных странах

Сравнительно-правовая характеристика процедуры усыновления (удочерения) в России и Армении

Тенденции гуманизации уголовного судопроизводства в условиях современных судебно-правовых реформ в Республике Узбекистан

Сравнительно-правовое исследование уголовного законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств о преступлениях в сфере компьютерной информации

Сравнительный анализ теоретических аспектов социальной работы в Белорусской православной церкви и в системе государственного социального обслуживания населения Беларуси

Задать вопрос