Правовые основы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации на современном этапе
Автор: Кузнецова Екатерина Владимировна
Рубрика: 9. Гражданское право и процесс
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 04.11.2015
Статья просмотрена: 8588 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, Е. В. Правовые основы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации на современном этапе / Е. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9063/ (дата обращения: 17.12.2024).
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социально ориентированная экономика, целью которой выступает удовлетворение потребностей человека в материальных и духовных благах, социальное развитие становятся приоритетом государственного строительства страны в ближайшей перспективе. Гарантии социальной защиты граждан находятся в сфере этих приоритетов, что находит отражение в законодательстве, развивающем положения Конституции РФ [1, ст.7].
С принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее — Закон «О бесплатной юридической помощи», Закон о БЮП) проблемы доступности, качества и финансирования бесплатной юридической помощи выходят на новый уровень.
В нормах данного закона нашло свое начало обеспечение доступа к юридической помощи. Концептуальная идея Закона о БЮП заключается в создании правовых условий для формирования в Российской Федерации эффективной государственной системы оказания бесплатной юридическойпомощи малоимущим гражданам, а также иным категориям граждан [6].
На сегодняшний день бесплатная юридическая помощь оказываться в рамках двух систем — государственной и негосударственной, поскольку эта сфера находится в совместном ведении Российской Федерации и регионов.
Стоит заметить, что Закон «О бесплатной юридической помощи» не предусматривает оказания данной помощи в уголовном и административном судопроизводстве. Перечень вопросов, для решения которых граждане могут воспользоваться системой оказания бесплатной юридической помощи, указан в части 2 статьи 20 Законе о БЮП. Это, в первую очередь, вопросы, связанные с повседневными потребностями граждан — социальное и пенсионное обеспечение, сфера трудового, жилищного и семейного (включая опеку и попечительство) права [12].
В рамках данного Закона также определены виды и основные принципы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.
Органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения оказывают бесплатную юридическую помощь ограниченного характера — в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают реализацию положений Федерального закона одним из двух возможных путей: созданием государственных юридических бюро и непосредственным привлечением к этой работе адвокатов. При этом сами субъекты осуществляют финансирование такой деятельности и самостоятельно определяют размер и порядок оплаты труда адвокатов исходя из своих финансовых возможностей.
К тому же, участие адвокатов в государственной системе оказания бесплатной юридической помощи осуществляется на добровольной основе. Адвокат заключает с гражданином договор об оказании бесплатной юридической помощи и проверяет наличие документов, подтверждающих право гражданина на ее получение [11].
В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в государственной системе бесплатной юридической помощи участвуют только адвокаты. При этом их численность в системе — 265 человек, т. е. 46,5 % от общего количества адвокатов в округе. Количество граждан, обратившихся к адвокатам за бесплатной юридической помощью за 2014 год, составляет 1905 человек. Финансирование в региональном бюджете предусмотрено в размере 7,7 млн. руб., фактически выплачено адвокатам 6,43 млн. руб. (83,4 %).
Взаимодействие адвокатов и государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам наглядно показывает взаимную заинтересованность в эффективной реализацииЗакона о БЮП в регионе [10]. Безусловно, адвокатура рассматривается как неотъемлемый элемент гражданского общества, что отражается на востребованности данного института в системе юридической помощи [7].
В действующем законодательстве появление нотариата как структуры, участвующей в оказании бесплатной юридической помощи, впервые стало возможным только в рамках Закона о БЮП. В соответствии со статьей 19 Закона нотариусы действуют в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и оказывают ее гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий. Соответственно перечень нотариальных действий определяется в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате, определивших конкретные функции нотариусов [3].
Стоит заметить, что деятельность нотариуса не относится к правовой деятельности, т. е. к деятельности по оказанию правовых услуг. Нотариус выступает как лицо, уполномоченное действовать в интересах государства. Обращаясь к нотариусу для нотариального удостоверения договора, его стороны имеют в виду интерес не в правовой помощи, а в необходимости застраховать сделку от каких-либо неблагоприятных юридических последствий [5].
Что же касается оказания бесплатной юридической помощи в рамках негосударственной системы, то она формируется на добровольной основе и включает в себя: юридические клиники, созданные образовательными учреждениями высшего профессионального образования и негосударственные центры, созданные некоммерческими организациями и профессиональными объединениями юристов [2, ст.22].
Юридические клиники созданы и действуют во всех ведущих вузах России. Бесплатная помощь в этом случае оказывается коллективом, состоящим из преподавателей и студентов учебного заведения. В настоящее время большое количество юридических клиник оказывает бесплатную юридическую помощь всем категориям населения.
В свою очередь, негосударственные центры могут создаваться некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, нотариусами и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации. Отличительной чертой деятельности негосударственных центров является оказание юридической помощи гражданам на безвозмездной основе на всех ее стадиях. Наиболее активно в формировании негосударственной системы бесплатной юридической помощи участвует Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России».
Следует помнить, чтоадвокат или нотариус не вправе отказывать в правовой помощи лицу, имеющему право на ее бесплатное получение в соответствии с законом, в отличие от частнопрактикующих юристов [4, с. 254].
Говоря о развитии законодательства в рассматриваемой сфере, стоит отметить, что право на бесплатную юридическую помощь предусматривают и ряд других законов, в частности:«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015), ст. 16; Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.10; Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О статусе военнослужащих», ст.22; Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.8; Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ст.26; Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», ст. 12; Закон РФ от 02.07.1992 N 3185–1 (ред. от 08.03.2015) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ст.7; Федеральный закон от 30.12.2006 N 284-ФЗ (ред. от 08.11.2011, с изм. от 04.06.2014) «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях», ст.3.
На сегодняшний день в законодательстве представлен достаточно широкий перечень нормативных актов, закрепляющих право на бесплатную юридическую помощь, которая предусмотрена лишь для некоторых социально слабо защищенных категорий граждан.
Однако, следует заметить, что закон «О бесплатной юридической помощи» не определяет самого понятия «квалифицированная юридическая помощь». Однако, он декларирует свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также объективность, беспристрастность такой помощи и ее своевременность.
На наш взгляд, важным вопросом, сдерживающим использование бесплатных правовых ресурсов, является закрепленная в Законе о БЮП обязанность гражданина доказать наличие оснований для получения бесплатной юридической помощи по гражданскому делу. Подтверждает это требование Закона обязанность для граждан представить документальное подтверждение статуса лица, имеющего право на бесплатную юридическую помощь. Тем самым перед получением юридической помощи гражданин должен представить перечень необходимых документов, свидетельствующих о наличии у него этого права. Данный административный барьер может быть преодолен только благодаря усилиям самого гражданина, для которого по результатам сбора всех требуемых документов может уже отпасть сама необходимость в юридической помощи.
В тоже время, перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень случаев ее оказания могут быть расширены нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
На сегодняшний день, решение проблемы финансирования бесплатной юридической помощи фактически полностью отдано субъектам РФ. Согласно ч. 2 ст. 29 Закона «О бесплатной юридической помощи» финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в предусмотренных этим Законом случаях, и компенсация их расходов на оказание такой помощи являются расходным обязательством субъектов РФ [8,9].
Согласно данным представленным в «Докладе о деятельности Министерства Юстиции Российской Федерации в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью за 2014 год» прослеживалась тенденция развития как федерального, так и регионального законодательства в сфере бесплатной юридической помощи по увеличению категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и расширению перечня случаев по ее оказанию.
Перспективными задачами в 2015 году в сфере бесплатной юридической помощи в обеспечении граждан бесплатной юридической помощью являются [10]:
совершенствование регионального законодательства по реализации Федерального закона;
методическое обеспечение деятельности участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи;
активизация работы по развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи.
Формирование государственной системы бесплатной юридической помощи, напрямую сопряжено, с определением органов государственной власти и негосударственных институтов, участвующих в оказании бесплатной юридической помощи, а, также, с формированием нормативно-правового механизма предоставления бесплатной юридической помощи, создания целого блока правовых норм, обеспечивающих реализацию рамочного Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [4, с. 6].
Таким образом, бесплатная юридическая помощь, безусловно, предполагает организацию ее оказания с использованием государственных и частных ресурсов.
На основании вышеизложенного приходим к выводу, что построение системы бесплатной юридической помощи исключительно на государственной основе представляется малоэффективным, поскольку решение проблемы правовой защиты населения возможно в комплексном варианте, с привлечением всех общественных институтов. Поэтому вполне оправданно предоставление юридической помощи, как на государственном, так и негосударственном уровне, в том числе на общественных началах. Собственно, подобное видение организации правозащитной деятельности нашло отражение непосредственно в законе, где наряду с государственной системой в рамках решения задач правовой помощи представлена и негосударственная система в виде юридических клиник и негосударственных центров бесплатной юридической помощи.
До окончательного формирования системы нормативного регулирования предоставления гражданам бесплатной юридической помощи следует ожидать принятия ряда нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. Поправками, внесенными Законами РФ «О поправках к Конституции РФ» от 30.12.08г. № 6- ФКЗ, от 30.12.08№ 7-ФКЗ).
- О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ.
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993. N 4462–1) (ред. от 13.07.2015).
- Формирование системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Монография / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Г. Н. Чеботарева. — Тюмень: Вектор Бук, 2012. — 416 с.,
- Кирилловых А. А. Адвокатская деятельность: юридическая помощь через правовую услугу/А. А. Кирилловых // Юрист. — № 8–2008.
- Кирилловых А. А. Бесплатная юридическая помощь и правовые основы ее оказания/ А. А. Кирилловых //Адвокат. — № 8.– 2012.– С.5–20.
- Кирилловых А. А. Участники системы бесплатной юридической помощи: правовые аспекты организации деятельности/А. А. Кирилловых // Право и экономика. –2012. — N 7. — С.10–18.
- Махиборода М. Н. Проблемные аспекты предоставления бесплатной юридической помощи по гражданским делам в Российской Федерации // Российская юстиция. — 2011.– № 6. — С. 68–69.
- Шереметова Г. С. Бесплатная юридическая помощь: перспективы правового регулирования // Арбитражный и гражданский процесс. — 2010. — № 4.– С. 2–4.
- Доклад о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью за 2014 год [Электронный ресурс]. — Официальный сайт Министерства Юстиции Российской Федерации. — Режим доступа: http://minjust.ru/ru/press/news/doklad-o-deyatelnosti-ministerstva-yusticii-rossiyskoy-federacii-v-sfere-obespecheniya.
- Порядок оказания помощи в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи [Электронный ресурс]. — Официальный сайт Министерства Юстиции Российской Федерации. — Режим доступа: http://to86.minjust.ru/ru/node/131057.
- Случаи и виды оказания бесплатной юридической помощи [Электронный ресурс]. — Официальный сайт Министерства Юстиции Российской Федерации. — Режим доступа: http://minjust.ru/ru/sluchai-i-vidy-okazaniya-besplatnoy-yuridicheskoy-pomoshchi.