Статья посвящена изучению некоторых проблем реализации конституционных прав на доступность правосудия в Российской Федерации. Целью работы является выявление такого рода проблем и предложение путей их решения. В статье содержится анализ особенностей такого немаловажного конституционного права, как права на доступность правосудия, а именно такой категории граждан, как малоимущие. При написании работы использовался сравнительный метод исследования и метод анализа.
Социально-экономическая ситуация в Российской Федерации в настоящее время, как и последние несколько лет, в целом имеет проблемный характер.
Социальная напряженность, необходимость оказания социально направленной поддержки малообеспеченных категорий населения и в сфере правосудия становятся сегодня причиной выбора данной темы. Государство обязано обеспечить равноправный доступ граждан к правосудию. Попробуем определить — что именно предпринято в данном направлении.
Конституция РФ в части 1 статьи 19 провозгласила равенство граждан перед законом и перед судом. [1] Для соблюдения объявленной паритетности необходимо законодательное наделение граждан равными правами (юридическое равенство) и предоставления одинаковых прав на использование данных прав (фактическое равенство). Фактическое равенство неосуществимо без положительно направленных актов государства, так как в силу экономических (денежных) трудностей малообеспеченные и социально незащищенные граждане не в состоянии вносить плату за юридические услуги при защите своих прав в гражданском процессе, то есть, не имеют возможности реализовать свои права на равных с остальными, более финансово защищенными. Кроме того, из-за чаще всего достаточно низкого уровня правовой грамотности, малообеспеченные граждане не в состоянии независимо выступать в защиту своих прав и интересов в судебных инстанциях. Получается, что без бесплатной юридической помощи малообеспеченным и социально незащищенным категориям населения провозглашенная Конституций гарантия равенства не будет реализована.
Правосудие — это процесс определения, нахождения справедливости, при этом имеются ввиду важнейшие позиции права, а не экономического потенциала гражданина или его общественного положения и происхождения. Правосудие должно базироваться на позициях беспристрастности и справедливости, нужно обязательное предоставление равноправия участников судопроизводства, которое полагается не только на формально-юридические, но и действительные обстоятельства его осуществления. Учитывая, что достаточно большую часть граждан России принято считать малообеспеченными, бесспорным будет то, что именно в отношении них требуется реализация мероприятий по предоставлению равноправного доступа к правосудию всех граждан (особенно это касается живущих в сельскохозяйственных и труднодоступных районах России).
В последние годы в России реализуются целевые программы, в рамках которых малоимущие могут принять бесплатную юридическую помощь. По данным доклада Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае, «за 2014 год к Уполномоченному поступило 3143 обращения граждан. В том числе 1649 обращений в письменной форме и форме электронного документа, 1494 обращения в устной форме. Общее количество обращений, поступивших в 2014 году, выросло по сравнению с 2013 годом на 2,1 %».
В России в первый раз на законодательном уровне разработали, законодательно зафиксировали систему бесплатной юридической помощи для социально незащищенных граждан (прежде всего — для малообеспеченных). Каким образом, при наличии каких условий, где россияне имеют право получить бесплатную консультацию юристов, определяет надлежащий федеральный закон. Закон определяет две системы бесплатной юридической помощи: первая — государственная и вторая — негосударственная. Государственная помощь будет оказываться гражданам за счет бюджетных денег. Все регионы России самостоятельно принимают решение, как, собственно, осуществить это право граждан. Закон определяет некоторые дополнения, особенности при получении бесплатной юридической консультации.
Права граждан, не являющихся малообеспеченными, тоже защищены — за бесплатной юридической помощью они имеют возможность обращаться в частные правовые пункты. «Последние создаются и работают в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Их преимущество, по словам экспертов, в том, что они вправе помогать гражданам без всяких ограничений.
Например, в системе негосударственной юридической помощи уже работают правовые пункты при юридических вузах России. Студенты последних курсов помогают гражданам разобраться в правовых пробелах и помогают защитить свои права». Контроль за деятельностью пунктов бесплатной юридической помощи возложен на Министерство юстиции.
Согласно действующему законодательству бесплатная помощь не всегда является таковой на деле. Процедура её получения малообеспеченными гражданами достаточно сложна и бюрократически запутана. Некоторые граждане, не имея возможности выполнить все требования по предоставлению документов, просто отказываются от неё и платят адвокатам и юристам. Причины несоответствия потребностей населения и возможностей существующей системы оказаниям юридической помощи объясняются:
сложностью механизмов финансирования и получения такой помощи (в отдельных случаях требуется собрать до четырнадцати различных документов, подтверждающих статус малоимущего);
недостаточным количеством адвокатов в половине судебных районов России (менее двух адвокатов на район, по данным Министерства юстиции);
отдаленностью центров оказания бесплатной юридической помощи от деревень и сел, где сосредоточены малоимущее население;
законодательной ограниченностью круга тех людей, которые могут обращаться за помощью.
В целях «создания условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно» в случаях, предусмотренных законодательством России принят Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». [3]
Для того, чтобы проиллюстрировать фактическую реализацию права малообеспеченных граждан на бесплатную юридическую помощь, обратимся к практике Хабаровского края. Так, в Хабаровском крае Законодательное собрание уже обсудило и приняло соответствующий региональный закон и подзаконные акты к нему, направленный на выполнение федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», работа по нему уже ведется органами социальной защиты населения края.
Согласно требованиям и основным положениям федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в данном субъекте Российской Федерации принята вся необходимая нормативно-законодательная база.
Правовое регулирование исполнения закона на территории края предусматривается следующими документами:
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
- Закон Хабаровского края от 28 ноября 2012 г. № 237 «О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью»;
- Постановление Правительства Хабаровского края от 20 мая 2013 г. № 118-пр «О регулировании отдельных вопросов в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в Хабаровском крае».
После рассмотрения и подробного изучения вопроса о предоставлении бесплатной юридической помощи малообеспеченным гражданам нужно отметить, что такая помощь необходима и вот ещё объективные причины организации юридической помощи отдельным категориям граждан. Так, наибольшую сложность для истцов, составляют написание и подача искового заявления. С этой проблемой сталкивается каждый третий истец. Имеющаяся же в помещениях суда информация о том, как должно быть составлено исковое заявление, с образцами процессуальных документов, иная справочная информация часто оказывается недостаточно удобно размещена: граждане не могут ею воспользоваться из-за тесноты помещения и плохого освещения, отсутствия возможности ознакомления в спокойной и удобной обстановке.
Каждый пятый истец и ответчик испытывают затруднения в сборе доказательств, а также понимании вопроса распределения бремени доказывания. Более того, каждый пятый истец из числа малообеспеченных граждан уходит из зала суда, не добившись разрешения спора в свою пользу и при этом, такие истцы чаще, чем обеспеченные, намерены подавать апелляционную жалобу.
Дефицит правовых знаний, незнание юридического языка и процедур судебного разбирательства, большая рабочая нагрузка — все это, в конечном счете, приводит к тому, что мировые судьи затрачивают больше времени на одно судебное заседание, а также нередко прибегают к сокращению или упрощению ряда процедур или переносу в другое временное поле.
Подводя итог обзору данного вопроса, считаем необходимым внести предложения по повышению доступности правосудия для малоимущих граждан Российской Федерации.
Необходимо увеличивать сеть стабильно функционирующих центров по оказанию юридической помощи, которые действуют за счёт государственных средств и средств частных лиц. Немаловажным считаем принять меры по значительному снижению численности документов, необходимых для подтверждения статуса малообеспеченной семьи (гражданина) или принадлежности к другой категории семей, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, а также по упрощению порядка сбора и предоставления надлежащих документов.
Кроме того, нужно уделить особое внимание собственно качеству оказываемой юридической помощи.
Учитывая, что достаточно большую часть граждан России принято считать малообеспеченными, бесспорным будет то, что именно в отношении них требуется реализация мероприятий по предоставлению равноправного доступа к правосудию всех граждан, что и провозглашает Конституция Российской Федерации.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята на всенарод. голосовании 12 дек. 1993 г.: [в ред. федер. конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ] // Российская газета. — 1993. — № 237
- О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ: [в ред. федер закона 21 июля 2014 г. № 271-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 48. — Ст. 6725.
- Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт). Сборник докладов М.: ООО «Акварель», 2011–375 с.