Работа посвящена исследованию определения потребительского экстремизма — понятия, которое не регламентировано в законодательстве. Рассмотрена нормативно-правовая база регулирования рассматриваемой сферы, история возникновения потребительского экстремизма. Автором отмечено, что данный термин распространен в научных исследованиях и вызывает массу дискуссий. На основе исследованных подходов были выделены основные черты потребительского экстремизма, изучены мнения представителей научной юридической литературы относительно условий возникновения исследуемого противоправного явления. В представленных выводах автор раскрывает термин «потребительский экстремизм» и его опасность в практическом применении.
The work is devoted to the study of the definition of consumer extremism — a concept that is not regulated by law. The legal framework for regulating the area under consideration and the history of the emergence of consumer extremism are considered. The author notes that this term is often common in scientific research and causes a lot of discussion. Based on the approaches studied, the main features of consumer extremism were identified, and the opinions of representatives of the scientific legal literature regarding the conditions for the emergence of the illegal phenomenon under study were studied. In the presented findings, the author reveals the term “consumer extremism” and its danger in practical application.
Keywords: consumer extremism, protection mechanism, rights of entrepreneurs, consumer.
Отечественные исследования в области цивилистики все чаще рассматривают вопросы относительно проявления потребительского экстремизма, которое подразумевает злоупотребление потребительскими правами. Данное явление формируется на основе возникновения неравенства в области прав одного из субъектов, а именно наличия широкого перечня прав — потребителя, которые часто используют с целью нанесения вреда предпринимателю, а также получения финансовой выгоды. В виду этого, следователи неоднократно указывали на целесообразность регламентации понятия потребительского экстремизма. В виду необходимости предупреждения реализации недобросовестного использования прав, исследователи предлагают формирование превентивных мер, направленных на выработку механизма защиты прав предпринимателей.
Необходимо отметить, что вопрос относительно защиты прав потребителей регулируется Законом РФ «О защите прав потребителей» [3], который направлен на регулирование отношений связанных с защитой прав потребителей. Данный нормативный правовой акт регулирует оказание услуг и продажу товаров, а также вырабатывает меры защиты интересов потребителей.
Национальное законодательство в сравнении с международными нормативными правовыми актами признано наиболее гуманными [7]. Данная характеристика формируется на значительном количестве закрепленных в законе прав потребителя. Однако правами нередко злоупотребляют с целью взыскать денежные средства с предпринимателя.
Термин «потребительский экстремизм» впервые появился в США и формировался на основе судебной практики, в которой потребитель, реализовывая ряд действий, выстроенных на основании закона и с целью получения экономической прибыли за счет нанесения ущерба предпринимателю. Наиболее известным случаем потребительского экстремизма является дело в США, в котором истец отсудил огромную компенсацию за пролитый кофе в «Макдональс».
Исследователи указывают, что потребитель совмещает в себе роль покупателя и пользователя товаров и услуг, что обуславливает необходимость выработки особых мер защиты. В целом, меры защиты должны распространяться на субъекты, которые используют товар, а также пытаются его изучить для последующей покупки. Правовой статус потребителя — большой объем прав при совокупности небольшого перечня обязанностей, что указывает на смягчающую степень ответственности законодателя к такому субъекту права и формирует характерные отличия от иных субъектов потребительских правоотношений.
Построение подобной модели связано в рассматриваем потребителя в качестве «слабого» субъекта правоотношений [1]. В виду отсутствия специальных знаний и сведений о разных отраслях торговли, потребитель часто лишен возможности грамотного выбора товара. Данное обстоятельство и послужило выработке практической презумпции виновности продавца или иного субъекта, оказывающего услуги. Однако, ряд потребителей исследовав закон стали получать финансовое обогащение за счет субъектов, оказывающих ряд услуг. Чаще всего потребительских экстремизм встречается в розничной купле-продаже [6]. Так, покупатели периодически пользуются правом обмена товаров ненадлежащего качества. Однако, реализация данного права чаще всего заключается не в товаре ненадлежащего качества, а в желании заменить вещь на новую. Необходимость сохранения репутации — цель любого предпринимателя и, в свою очередь, предпосылка бороться за каждого клиента.
Необходимо выделить ряд характерных черт потребительского экстремизма:
А) потребитель осуществляет злоупотребление правами в виду пассивной формы поведения, в частности, отсутствие направления претензии в разумный срок;
Б) итогами подобного поведения является нежелание применения полного комплекта мер защиты нарушенного права, а только стремление взыскать денежные средства с предпринимателя;
В) главной характеристикой злоупотребления правом является несоответствие поведения охраняемому законом интересу.
Исследуя вопросы относительно предпосылок злоупотребления правом, традиционно, рассматривают причины, которые формируют их возникновение, а под условиями — соответствующие обстоятельства, формирующие появление злоупотребления правом.
Исследователь О. Н. Бармина классифицирует условия злоупотребления на две группы: субъективные и объективные [2]. К субъективные условия включают недостаточную степень правосознания, неграмотную реализацию субъективных прав и отсутствие знаний относительно применения законодательства. Объективные условия включают отсутствие конкретизации правовых норм, их несовершенство.
Одной из главных причин появления потребительского экстремизма является неоднообразность судебной практики, коллизии интересов и в значительной степени — стремление человека удовлетворить свои интересы.
Необходимо отметить, что главной практической проблемой ранее оставалось взыскание штрафов с предпринимателей вне зависимости от отсутствия попытки досудебного урегулирования споров. Подобные случаи лишали предпринимателя возможности удовлетворить требования потребителя до начала судебного разбирательства.
С принятием постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» судебная практика была подкорректирована [5]. Так, в п. 33 было указано, что отсутствие требования о соразмерном уменьшении покупной цены, об устранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества или уведомления об отказе от исполнения договора — основание для отказа во взыскании в пользу потребителя штрафа.
Данные разъяснения указывают не все характеристики, указанные в Законе о защите прав потребителей, неисполнение которых является причиной для предъявления потребителем иска. Потребность в реализации итогов официального разъяснения по аналогии с любыми соглашениями, заключаемыми с потребителем, выглядит сомнительно. Следовательно, в Законе о защите прав потребителей необходимо закрепить статью относительно освобождения изготовителя от штрафа в случае, если потребитель до суда не направлял контрагенту претензию. Необходимо отметить, что досудебный порядок урегулирования споров не лишает права обращения в суд.
Выработка мер на ликвидацию потребительского экстремизма должна обладать системностью и реализовываться посредством улучшения действующего законодательства. Однако необходимо не только исключить коллизии и пробелы в законодательстве, но и скорректировать существующие средства правовой защиты, что позволит исключить использование данных методов в качестве инструмента злоупотребления правами потребителя.
Литература:
- Ахмедова З. А., Тажудинова К. А. Потребительский экстремизм в современной России // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potrebitelskiy-ekstremizm-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 13.01.2023).
- Бармина О. Н. Причины и условия возникновения злоупотреблений в праве // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. N 6. С. 96–103.
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1996. № 8.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595 (дата обращения: 13.01.2023).
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2021. № 8.
- Романова К. Потребительский экстремизм в розничной купле-продаже // Интеллектуальные ресурсы региональному развитию. 2018. № 1. С. 524–526.
- Шевяхова А. С. Потребительский экстремизм // Современные инновации. 2018. № 5 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potrebitelskiy-ekstremizm (дата обращения: 13.01.2023).