Модернизация Счетной палаты Чеченской Республики в рамках государственного финансового контроля | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Автор:

Рубрика: Финансовое право

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (1) май 2017 г.

Дата публикации: 02.05.2017

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Абубакаров М. Р. Модернизация Счетной палаты Чеченской Республики в рамках государственного финансового контроля // Новый юридический вестник. — 2017. — №1. — С. 22-24. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/66/2449/ (дата обращения: 26.05.2018).



В статье ведется анализ деятельности Счетной палаты Чеченской Республики. Выявлены нарушения в доходных и расходных частях бюджета Чеченской Республики. Предложен авторский подход по созданию четкого и прозрачного механизма бюджетного планирования Чеченской Республики на долгосрочную перспективу.

Ключевые слова: счетная палата, государственный финансовый контроль, бюджетное планирование, разграничение доходных и расходных полномочий

Важнейший элемент экономической безопасности страны — финансовый контроль. Это — основное условие способности государства осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами [1].

Финансовый контроль осуществляется в установленном порядке федеральными и региональными органами законодательной власти, органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Конкретным субъектом государственного финансового контроля в Чеченской Республике, наряду с другими органами, является Счетная палата Чеченской Республики.

Счетная палата Чеченской Республики является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Парламентом Чеченской Республики и подотчетным ему. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституцией Чеченской Республики, настоящим Законом, а также иными нормативно — правовыми актами Чеченской Республики [2].

Нарушения. Результаты проведённых контрольных мероприятий Счетной палаты Чеченской Республики и экспертно-аналитических материалов составленные ею за 2015 и 2016 годы показывают, что на всех стадиях бюджетного процесса имеют место отдельные нарушения в работе органов, формирующих доходную и расходную части бюджета ЧР.

Продолжается практика перераспределения бюджетных расходов через Министерство финансов Чеченской Республики. Большая часть расходов республиканского бюджета, закреплена за Министерством финансов Чеченской Республики по разделам бюджетной классификации, зачастую не связанным с задачами и функциями этого ведомства.

В нарушение требований Бюджетного кодекса РФ в доходах республиканского бюджета не всегда отражаются доходы бюджетных учреждений от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход. Указанные доходы должны быть учтены в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

В доходах республиканского бюджета не полностью учитываются поступления от аренды земель сельскохозяйственного назначения и земель городов и поселков, находящихся в государственной собственности, суммы поступлений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Продолжают иметь место отдельные нарушения по управлению государственной собственностью. До настоящего времени не приняты меры по оптимизации численности предприятий и учреждений, находящихся в ведении министерств и ведомств республики, что отрицательно сказывается на проведении единой государственной политики и осуществлении контроля за использованием государственного имущества. Допускается неэффективное управление, распоряжение и использование республиканского имущества, находящегося в государственной собственности, а также иного государственного имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Органами, формирующими доходную и расходную части бюджета ЧР, не в полной мере исследованы и использованы имеющиеся в республике возможности по увеличению собственной доходной части республиканского бюджета Чеченской Республики.

Предложения изадачи на перспективу. Эффективность расходования бюджетных средств напрямую зависит от создания четкого и прозрачного механизма бюджетного планирования, основанного на нормах и нормативах, конкретных формах бюджетного финансирования.

Необходимо продолжить работу по подготовке нормативно-правовых актов, регламентирующих межбюджетные отношения с муниципальными образованиями. Рациональное разграничение доходных и расходных полномочий республиканского и местных бюджетов должно способствовать повышению заинтересованности территорий в наращивании собственных доходов.

Основными задачами бюджетного процесса в Чеченской Республике являются:

− повышение эффективности государственных расходов;

− неукоснительное соблюдение финансовых обязательств в рамках бюджетных лимитов, определенных республиканским бюджетом;

− четкий выбор приоритетов бюджетного финансирования;

− отказ от неэффективных форм государственной поддержки;

− введение значимых санкций за неэффективное, незаконное и нецелевое использование бюджетных средств.

Задачами по совершенствованию деятельности Счётной палаты в 2017 году по-прежнему определены:

− повышение эффективности контрольной и экспертно-аналитической деятельности на основе концентрации усилий на ключевых вопросах формирования и исполнения республиканского бюджета, бюджетного регулирования социально-экономического развития республики, управления государственной собственностью;

− повышение результативности деятельности на базе комплексного подхода к планированию контрольных мероприятий;

− развитие правовых основ деятельности Счётной палаты и совершенствование действующего бюджетного законодательства;

− повышение эффективности деятельности Счётной палаты на основе обобщения и использования передового опыта в осуществлении внешнего контроля за формированием и исполнением бюджетов.

Заключение. Практика осуществления государственного финансового контроля и накопленный Счетной палатой Чеченской Республики опыт организации и осуществления контроля за исполнением регионального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, использованием и управлением собственностью, позволяют сделать вывод о насущной необходимости более эффективного расходования бюджетных средств и создания четкого и прозрачного механизма бюджетного планирования.

Литература:

1. Белолипецкий В. Г. О совершенствовании государственного финансового контроля в России // Финансы, 2014.

2. Закон Чеченской Республики от 20 марта 2006 года № 2-РЗ «О Счетной палате Чеченской Республики» (с изменениями на: 12.05.2016).

Основные термины (генерируются автоматически): Чеченской Республики, республиканского бюджета, государственного финансового контроля, бюджета Чеченской Республики, прозрачного механизма бюджетного, механизма бюджетного планирования, палаты Чеченской Республики, палата Чеченской Республики, финансов Чеченской Республики, доходах республиканского бюджета, Счетная палата Чеченской, Счетной палаты Чеченской, части бюджета ЧР, расходную части бюджета, планирования Чеченской Республики, Конституцией Чеченской Республики, Парламентом Чеченской Республики, республиканского бюджета Чеченской, актами Чеченской Республики, расходования бюджетных средств.

Ключевые слова

государственный финансовый контроль, Счетная палата, бюджетное планирование, разграничение доходных и расходных полномочий

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос