Автор: Абубакаров Магомед Рамзанович

Рубрика: Региональная экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (11) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 21.10.2017

Статья просмотрена: 548 раз

Библиографическое описание:

Абубакаров М. Р. Анализ формирования доходов и расходов местного бюджета (на примере муниципального образования «город Грозный») // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №4. — С. 15-18. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/73/2765/ (дата обращения: 21.02.2018).



В статье анализируется структура доходов и расходов местного бюджета на примере муниципального образования «город Грозный». Выявлены основные проблемы формирования местного бюджета на современном этапе развития. Предложен авторский подход по исполнению местного бюджета города Грозного на долгосрочную перспективу.

Ключевые слова: анализ, бюджет муниципального образования, доходы, расходы, исполнение местного бюджета, муниципальное образование «город Грозный»

Введение. Местный бюджет выступает важной составляющей любого муниципального образования, поскольку от эффективности финансового управления зависит большинство вопросов жизнеобеспечения населения и его социальная стабильность [1].

В настоящее время одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социально-культурную политику, является финансовая система, которая состоит из трех уровней — федеральный, региональные и местные бюджеты. Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) обладают высокой значимостью, поскольку в них находят свое отражение социальные, экономические, политические, организационные и другие процессы, происходящие в муниципальном образовании [7].

За понятием «местный бюджет» скрывается огромное количество научных и практических проблем, которые обусловлены осуществлением экономической и бюджетной реформы, отражающихся на социальной жизни населения, а также развитием в нашей стране бюджетного федерализма. Любой бюджет, в том числе и бюджет муниципального образования — это финансовый план, а исполнение этого плана начинается после утверждения бюджета законодательными органами власти [3].

В проведении данного анализа нужно учитывать, что местные бюджеты, а также практика их формирования и исполнения имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.

Город Грозный — административный центр Чеченской Республики. По состоянию на 01 января 2017 г. численность населения города составляет 291385 чел., из них мужчин — 49,4 %, женщины — 51,6 %. Город занимает площадь 324,15 км2 [8].

Анализ. Под бюджетом муниципального образования (местным бюджетом) понимается форма образования и расходования денежных средств на финансовый год, предназначенных для исполнения функций муниципального образования. Функционирование бюджетов муниципальных образований происходит за счет доходов и расходов. Доходная часть служит финансовой базой деятельности муниципального образования, а расходная, в свою очередь, необходима для удовлетворения потребностей населения. [2]

Анализ доходной и расходной части местных бюджетов Российской Федерации необходим для изучения процесса формирования бюджета, а также для выявления определенных закономерностей и предотвращения возникающих проблем в исполнение бюджета. Доходная часть местного бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.

Таблица 1

Выполнения плана по доходам вместный бюджет г. Грозного за 2016 год, тыс. руб.

п/п

Доходы

План

Факт

Отклонения

% вып.

2016г.

2016г.

(+ -)

1

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

1 651 923,3

1 623 521,7

-28 401,5

98,3 %

1.2

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1 418 632,9

1 320 790,1

-97 842,8

93,1 %

1.3

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (работы, услуги) реализуемые на территории РФ (акцизы)

24 292,0

25 350,7

1 058,7

104,4 %

1.3.1

Налог на совокупный доход (УСН)

43 009,8

54 750,6

11 740,7

1127,3 %

1.3.2

Налог на совокупный доход (ЕНВД)

16 367,7

14 260,9

-2 106,8

87,1 %

1.3.3

Налог на совокупный доход (един. сельскохоз.нал.)

218,3

27,4

-190,9

12,5 %

1.4

Налог на имущество физических лиц

18 696,9

21 522,7

2 825,8

115,1 %

1.5

Земельный налог

108 460,5

161 526,7

53 066,2

148,9 %

1.6

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА И СБОРЫ в том числе:

22 245,1

25 292,5

3 047,4

113,7 %

1.6.1

КИЗО

150,0

724,0

574,0

482,7 %

1.6.2

УФНС

22 095,1

24 568,5

2 473,4

111,2 %

1.7

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАССЧЕТ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ

0,0

201,0

201,0

100,0 %

2

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

101 829,9

151 033,8

49,203,8

148,3 %

2.1

Доходы от использования имущества находящегося в государственной собственности (КИЗО)

65 593,6

92 125,1

26 531,5

140,4 %

2.2

ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ (УФС по надзору в сфере природопользования ЧР)

12 887,9

10 384,8

-2 503,1

80,6 %

2.4

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ (КИЗО)

14 000,0

29 838,5

15 838,5

213,1 %

2.5

ДЕНЕЖНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ, ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА (разные администраторы)

9 315,0

17 025,0

7 710,0

182,8 %

2.7

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

25,2

1 330,8

1 305,6

5280,8 %

ВСЕГО

1 774 753,2

1 774 555,5

20 802,3

101,2 %

Исполнение бюджета представляет собой выполнение доходных и расходных частей бюджета. В таблице 1 приведено исполнение доходной части бюджета города Грозного за 2016 год.

С помощью приведенной выше таблицы можно рассматривать основные группы доходов видно, что кассовое исполнение бюджета города Грозный по доходам за отчетный период составило 1 774 555 тыс. руб., или 98,8 % к запланированному объему доходов.

Таблица 2

Исполнение функциональной структуры плана расходов вместный бюджет г. Грозного за 2016 год, млн. руб.

Наименование

ВСЕГО НА ГОД

План на 2016

Фактическое финансирование на 2016г.

Остаток

% год

Общегосударственные вопросы

380,656

379,906

0,75

99,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

8,622

4,236

4,386

49,1

Национальная экономика

72,479

72,432

0,047

99,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

879,187

871,696

7,491

99,1

Образование

3663,674

3519,682

143,992

96,1

Культура, кинематография

186,340

186,340

0

100

Социальная политика

181,8

162,8

19

89,5

Физическая культура

22,7

22,6

0,1

99,6

Межбюджетные трансферты

602,105

182,283

419,822

30,3

ИТОГО

5997,563

5401,975

595,588

90,1

Правовым основанием бюджетных расходов за 2016г. являлось Решение Совета депутатов города Грозного от 30 декабря 2015г. № 85.

Исходя из данных таблицы видно, что план расходов бюджета города Грозного на 2016 год превышают фактические расходы: расходная часть структуры плана составила 5 997 563 тысячи рублей, а фактическое исполнение — 5 401 975 тысяч рублей, что на 10 % меньше по сравнению с запланированными расходами. Расходы бюджета характеризуются смешанной направленностью. Основную долю в расходах бюджета

в отчётном году составили расходы по разделам: «Образование» (61,1 %), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (14,66 %), «Межбюджетные трансферты» (10 %) и «Общегосударственные вопросы» (6,35 %).

Анализируя данные, также можно сделать выводы о том, что расходы на обеспечение национальной безопасности и правоохранительную деятельность (0,14 %), физическую культуру (0,38 %), национальную экономику (1,21 %), социальную политику (3 %) и культуру, кинематографию (3,11 %) являются совсем не значительными.

Приоритеты развития. Бюджетная политика города Грозного должна быть сосредоточена на решении задач по увеличению собственной доходной базы, включению в бюджет в первоочередном порядке расходов на финансовое обеспечение действующих расходных обязательств непринятию новых расходных обязательств, неподкрепленных источниками их финансового обеспечения, сокращению неэффективных расходов [6].

Поэтому, бюджетная политика города Грозного должна быть направлена на:

‒ обеспечение условий для устойчивого экономического развития города;

‒ повышение эффективности бюджетных расходов;

‒ увеличение налогового потенциала муниципального образования;

‒ обеспечение дополнительных поступлений в бюджет города за счёт средств

‒ от использования различной муниципальной собственности.

При формировании расходов бюджета города Грозного на ближайший период особое внимание уделить следующим ключевым вопросам:

1) повышение эффективности социальной защиты населения, переориентирование системы социальной защиты населения на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума;

2) обеспечение в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2017–2019 годы безусловного исполнения всех законодательно установленных расходных обязательств [4];

3) повышение эффективности расходов в части предоставления средств из бюджета города Грозного;

4) недопущение увеличения новых расходных обязательств за исключением социально и законодательно защищенных статей (оплата труда с учетом начислений, социальная поддержка, страховые взносы), не подкрепленных источниками их финансового обеспечения [5];

5) уменьшение дефицита бюджета города.

Заключение. Результатами реализации бюджетной политики до 2019 года должны стать обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города Грозного и выстраивание «сквозной» системы открытости деятельности муниципальных органов, к важнейшим приоритетам которой относятся повышение информационной открытости и понятности действий органов муниципальной власти, предоставление муниципальными органами власти открытых данных, обеспечение прозрачности и подотчетности муниципальных расходов, закупок и инвестиций, реализация эффективной системы общественного контроля.

Литература:

  1. Никитская Е. Ф., Горбачева И. А. Межбюджетные отношения в системе формирования инвестиционных источников финансирования инновационной деятельности // Интернет-журнал «Науковедение». — 2014 — № 4(13). — С. 112
  2. Павлов П. В. Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета: учебное пособие / П. В. Павлов. — М.: Магистр, 2015. — 239 с.
  3. Россия в цифрах. 2014: Крат.стат.сб. / Росстат. — M., 2014. — 558 с.
  4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2016 «О бюджетной политике в 2017 году и на плановый период 2018 и 2019 годов».
  5. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 № 1485-р.
  6. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Чеченской Республики от 20.06.2012 № 185-р.
  7. Финансы России. 2016: стат. сборник. М.: Росстат. 2016.
  8. URL: http://www.grozmer.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): города Грозного, бюджета города Грозного, муниципального образования, местного бюджета, расходов местного бюджета, расходов бюджета города, Российской Федерации, бюджет муниципального образования, города Грозного должна, расходных обязательств, исполнение бюджета, политика города Грозного, примере муниципального образования, муниципального образования «город, местного бюджета города, исполнение местного бюджета, формирования местного бюджета, исполнение бюджета города, план расходов бюджета, Президента Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос