Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 02.09.2016

Статья просмотрена: 16843 раза

Библиографическое описание:

Ильясов, М. М. Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации / М. М. Ильясов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 250-253. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33495/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова:бюджетная система,бюджетный процесс,бюджетная политика,финансовые средства, доходы бюджета, расходы бюджета, налоговая система, государственный бюджет

На современном этапе российская бюджетная система претерпела ряд изменений. Произошло формирование трех уровней бюджетной системы. Была реализована система устаревших основ построения бюджетной системы новыми принципами. Также осуществлена первая реформа в системе межбюджетных отношений. Продолжен процесс разделения функций бюджетов разных уровней. Данные изменения дали возможность прийти к заключению: уровень отношений между бюджетными уровнями является более качественным, более рациональным, чем был до проведения реформ.

Но необходимо отметить, что до полного формирования оптимальной системы бюджетной системы нужно проделать немалый объем работы. До некоторого времени элементы бюджетной системы подвергались критике. Выделялись отрицательные аспекты в различных элементах системы: принципы построения, способы бюджетного выравнивания, нормативно-правовая база, механизм разграничения полномочий между органами власти разного уровня, структура и состав доходов территориальных бюджетов и др.

На сегодняшний день благодаря установленной нормативно-правовой базе в сфере бюджетных отношений бюджетный процесс в государстве достаточно хорошо регламентирован. Это дает возможность органам законодательной власти в период, до начала нового финансового года, принимать бюджет, а исполнительным органам — работать в более эффективном режиме, при этом иметь необходимые финансовые средства без сбоев.

Бюджетный процесс в России хоть имеет положительные стороны, но его содержательная сторона требует существенных изменений. Объясняется это тем, что в Российской Федерации не включены в бюджетный процесс механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов.

Исследование бюджетной системы Российской Федерации на протяжении последних лет позволяет сделать выводы, что в среди основных проблем, требующих разрешения нужно выделить такие:

− приведение к балансу бюджетов разных уровней, в том числе государственные бюджетные фонды;

− оптимизация структуры статей доходов и расходов бюджетной системы;

− обеспечение принятия реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов;

− совершенствование налоговой системы;

− повышение эффективности (доходность) использования государственной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований;

− переход к казначейской системе исполнения бюджетов;

− совершенствование нормативно-правовой базы, фиксирование механизма перехода расходов верхнего уровня на бюджеты нижних уровней бюджетной системы;

− оптимизация бюджетной системы на базе обобщения теории и реализации ее положений в практику бюджетного процесса.

Данные задачи могут быть разрешены посредством реализации бюджетной политики по следующим направлениям:

  1. Создание эффективной системы управления и регулирования государственных финансов. Бюджетная политика должна соответствовать требованиям общеэкономического равновесия. Для того чтобы обеспечить сбалансированность бюджета в среднесрочной перспективе в условиях значительной долговой нагрузки при ограниченном привлечении внешних ресурсов, необходимости снижения зависимости состояния государственных финансов от внешнеэкономической конъюнктуры необходимо повысить значение прогнозирования государственного бюджета, взаимоувязанного с развитием всех сфер экономики. По причине этого бюджетная политика должна быть основываться на единой регулятивной системе и оптимальном движении финансовых потоков.
  2. Повышение эффективности бюджетной политики в сфере доходов, включает:

− обеспечение качественного функционирования налоговой системы. Ключевым направлением политики в налоговой сфере должно стать обеспечение приемлемых фискальных условий деятельности для субъектов различных уровней бюджетной системы;

− формированием эффективной системы управления доходностью государственных активов. Роль государства в экономической сфере должно быть исходя из принципа его необходимости и эффективности, фиксации степени и форм участия, которые обеспечили бы нужную степень мобилизации доходов в бюджет государства;

− оптимизация доходов от внешнеэкономической деятельности. В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по унификации таможенного тарифа, сокращению таможенных льгот, гармонизации таможенных процедур, которые направлены на повышение прозрачности внешнеэкономических операций, которые обеспечивают рост доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности.

  1. Реализации качественной системы бюджетных расходов, которая ориентирована на стимулирование экономического роста и обеспечение оптимального использования бюджетных средств.

Планирование бюджетной политики в сфере расходов бюджета государства в среднесрочной перспективе должно строиться на следующих основах:

− расходы государственного бюджета формируются на основе реализации приоритетов социально-экономической политики, создания условий для подъема инвестиционной и инновационной активности, формирования других необходимых предпосылок устойчивого развития;

− формирование четкой системы критериев обоснования оценки эффективности бюджетных расходов;

− реализация программно-целевого подхода при соблюдении установленных нормативов финансирования расходов государственного бюджета.

  1. Эффективное управление активами и пассивами государства, переход к активному управлению государственным долгом.

Стоит создать эффективную систему управления зарубежными активами Российской Федерации. При этом есть необходимость разработать и провести операции по переводу части долга стран-должников перед в долю российского участия в инвестиционных проектах на территории этих стран с целью более активного продвижения российских внешнеэкономических интересов на рынках стран-должников. [10] Еще одной целью является совершенствование политики государства в кредитной сфере по отношению к странам дальнего зарубежья и государств-участников СНГ. Такое урегулирование станет способом долгосрочной экономической политики, которая будет направлена на стимулирование промышленного производства и экспорта готовой продукции, расширение рынков сбыта, а также разработку комплексного подхода к разрешению финансовых вопросов с государствами-должниками.

В числе ключевых принципов бюджетной политики в сфере государственных внутренних заимствований можно назвать:

− политика заимствований на рынке государственных ценных бумаг будет проводиться, ориентируясь на структуру рынка с учетом ограничения долгового бремени, формирования доходности на уровне, который позволяет стимулировать вложения инвесторов в реальный сектор экономики;

− создание новых технологий, улучшение обслуживания инвесторов с разработкой дифференцированных характеристик долговых обязательств, которые соответствуют требованиям различных групп институциональных инвесторов;

− улучшение платежного графика исходя из необходимости устранения «пиков» платежей по обслуживанию и погашению внутреннего долга, обеспечения сбалансированности государственного бюджета.

  1. Оптимизация бюджетного процесса упорядочение бюджетных процедур может происходить также путем:

− перевода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;

− обеспечения прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, обязательная публикация бюджетной отчетности в соответствии с разделами бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы;

− улучшения системы государственных закупок, которые обеспечивает конкурентный режим при размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд;

− урегулирования имеющейся бюджетной дебиторской и кредиторской задолженности, максимальной консолидации в бюджетах всех уровней внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов;

− сохранения принципа общего покрытия бюджетных расходов доходами и др.

На протяжении последнего десятилетия бюджетная система Российской Федерации постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.

Литература:

  1. Бюджетная система Российской Федерации. Под ред. Г. Б. Поляка. — М.: Изд-во ЮНИТИ, 2005.
  2. «Бюджетная система Российской Федерации» учебник / М. В. Романовский и др.; Под. Редакцией М. В. Романовского, О. В. Врублевской — 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Юрайт, 2004 г.
  3. «Бюджетная система России» учебник для вузов / под редакцией профессора Г. Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г.
  4. Годин А. М., Максимова Н. С, Подпорина И. В. Бюджетная система РФ: Учебник. – М.: ИТК «Дашков и К0», 2005 г.
  5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Г. Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е издание. 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): бюджетная система, бюджетная политика, бюджетный процесс, государственный бюджет, Российская Федерация, уровень, налоговая система, среднесрочная перспектива, эффективная система управления, внешнеэкономическая деятельность.


Похожие статьи

Проблемы бюджетной системы РФ и возможности их решения на...

Ключевые слова: бюджетная система, налоги, реформирование, социально-экономическое развитие. Бюджет – один из основных инструментов регулирования жизни общества, при помощи которого государство реализует свои функции.

Основные направления бюджетной и налоговой политики...

Ключевые слова: бюджетная и налоговая политика, доходы и расходы местного бюджета, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, межбюджетные трансферты.

Основные аспекты бюджетно-налоговой политики государства

Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, фискальная политика, экономика, вмешательство, инструменты, трансферты, налоги, бюджет, государственный дефицит.

Отраслевая налоговая политика: цели, субъекты, объекты

Как известно, главным приоритетом современной государственной налоговой политики является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Оценка реализации принципов построения бюджетной системы РФ

бюджетная система, РФ, местное самоуправление, Бюджетный кодекс РФ, государственная власть, принцип, принцип единства, Российская Федерация, Бюджетный кодекс, бюджетное законодательство.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Вся налоговая система Российской Федерации делится на 3 уровня налогов, не считая специальных налоговых режимов. Федеральные налоги, региональные налоги и местные. Для каждого налога существуют свои особые критерии.

Бюджетное регулирование как инструмент бюджетно-налоговой...

Основная задача реализации бюджетно-налоговой политики на уровне субъектов Федерации заключается в обеспечении стабильных условий для формирования доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы и эффективном распределении бюджетных ресурсов.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Российская Федерация, налог, Налоговый Кодекс РФ, налоговая система, сбор, государственный бюджет, общая сумма доходов, глава, РФ, бюджетная система.

Перспективы развития казначейской системы исполнения...

 соответствие кодов бюджетной классификации Российской Федерации содержанию проводимой операции при списании средств с лицевых счетов клиентов;  унифицированные и специальные системы документооборота.

Похожие статьи

Проблемы бюджетной системы РФ и возможности их решения на...

Ключевые слова: бюджетная система, налоги, реформирование, социально-экономическое развитие. Бюджет – один из основных инструментов регулирования жизни общества, при помощи которого государство реализует свои функции.

Основные направления бюджетной и налоговой политики...

Ключевые слова: бюджетная и налоговая политика, доходы и расходы местного бюджета, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, межбюджетные трансферты.

Основные аспекты бюджетно-налоговой политики государства

Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, фискальная политика, экономика, вмешательство, инструменты, трансферты, налоги, бюджет, государственный дефицит.

Отраслевая налоговая политика: цели, субъекты, объекты

Как известно, главным приоритетом современной государственной налоговой политики является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Оценка реализации принципов построения бюджетной системы РФ

бюджетная система, РФ, местное самоуправление, Бюджетный кодекс РФ, государственная власть, принцип, принцип единства, Российская Федерация, Бюджетный кодекс, бюджетное законодательство.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Вся налоговая система Российской Федерации делится на 3 уровня налогов, не считая специальных налоговых режимов. Федеральные налоги, региональные налоги и местные. Для каждого налога существуют свои особые критерии.

Бюджетное регулирование как инструмент бюджетно-налоговой...

Основная задача реализации бюджетно-налоговой политики на уровне субъектов Федерации заключается в обеспечении стабильных условий для формирования доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы и эффективном распределении бюджетных ресурсов.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Российская Федерация, налог, Налоговый Кодекс РФ, налоговая система, сбор, государственный бюджет, общая сумма доходов, глава, РФ, бюджетная система.

Перспективы развития казначейской системы исполнения...

 соответствие кодов бюджетной классификации Российской Федерации содержанию проводимой операции при списании средств с лицевых счетов клиентов;  унифицированные и специальные системы документооборота.

Задать вопрос