Библиографическое описание:

Шакирова А. Ш. Перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов субъектов РФ [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 110-114.

 

 

В статье рассматриваются перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Актуальность данной темы определяется тем, что в повышении эффективности управления государственными финансами важную роль играет казначейская система исполнения бюджетов, которая в свою очередь способствует бесперебойному и в полном соответствии с законом исполнению бюджетов в условиях многоуровневой бюджетной системы Российской Федерации.

Ключевые слова: Федеральное казначейство; казначейство субъектов Российской Федерации; государственный казначейский контроль; казначейская система исполнения бюджетов.

 

В современных условиях Казначейство России стало мощной платежной, расчетной и контрольной системой в бюджетной сфере, организующей эффективный учет и превентивный государственный казначейский контроль в процессе исполнения расходных обязательств государства.

Построение государственной казначейской системы, отвечающей требованиям демократического общества и способствующего более эффективному созданию и развитию интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» России, связано с преодолением многих препятствий и проблем, требующих решения.

Прежде всего, это наличие двух параллельно действующих систем: Федерального казначейства и казначейств субъектов Российской Федерации, самостоятельно формирующих свои методологические и методические базы, организационные структуры, информационные системы, что требует унификации регламентов ведения единых стандартов их деятельности.

Актуальной остается задача по разработке единой концепции государственного и муниципального казначейского контроля как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы, задачи и механизм его осуществления [5, c. 23].

При комплексном подходе к решению данной проблемы в целом следует выделить две специфические ее составляющие: оптимизацию структуры органов Федерального казначейства и повышение эффективности и действенности контроля. Не касаясь вопросов оптимизации казначейской системы, для решения второй составляющей целесообразно рассмотреть существующие формы и методы государственного казначейского контроля. Данный контроль можно рассматривать в теоретико-методологическом, организационном и техническом аспектах.

Теоретико-методологический аспект включает в себя:

          определение понятий, значения, функций, целей, задач, принципов и др.;

          систему нормативных правовых актов, содержащих законы, подзаконные акты (принимаемые в целях исполнения законов), стандарты, методики, контрольные процедуры и др.;

          методические документы (рассматривают конкретные вопросы организации государственного казначейского контроля, разъясняют конкретные способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля).

Организационный аспект представляет собой выбор формы государственного казначейского контроля, состав его субъектов и объектов. Поэтому проводимые контрольные мероприятия можно дифференцировать по массиву документов, по периодичности, по назначению контрольных мероприятий и т. п.

Технический аспект включает в себя способы проведения всех форм государственного казначейского контроля (как документального, так и камерального) [5, c. 24].

К ним следует отнести:

          истребование документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств у бюджетополучателя;

          процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств;

          процедуры подтверждения исполнения денежных обязательств;

          соответствие кодов бюджетной классификации Российской Федерации содержанию проводимой операции при списании средств с лицевых счетов клиентов;

          унифицированные и специальные системы документооборота.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703, и с п. 1.2 Регламента Федерального казначейства, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.04.2006 N 5н, одной из правоприменительных функций органов Федерального казначейства является осуществление предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. При реализации полномочий в сфере осуществления контрольных мероприятий органы Федерального казначейства руководствуются пакетом нормативных документов. От качественно проведенного казначейского контроля зависят своевременность и полнота кассового исполнения расходной части федерального бюджета.

Практика перехода на кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов Федеральным казначейством показала, что единство механизма кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы, с одной стороны, существенно повышает качество функционирования публичных финансов государства в целом, с другой — гарантирует в пределах существующих возможностей исполнение муниципальным образованием принятых на себя обязательств реализацию своего предназначения.

В целях повышения эффективности механизма казначейского контроля представляется целесообразным:

          осуществить разработку единой концепции государственного и муниципального казначейского контроля;

          обеспечить совершенствование законодательного и нормативно-правового регулирования государственного и муниципального казначейского контроля;

          осуществить разработку методического обеспечения контрольных процедур;

          совершенствовать прикладные программы для автоматизации контрольных процедур основных казначейских операций;

          определить методы оценки качества казначейского контроля.

Предложенные меры по совершенствованию механизма государственного (муниципального) казначейского контроля позволят повысить его качество, результативность, стать действенным инструментом в повышении эффективности бюджетных расходов и в управлении общественными финансами.

С целью совершенствования информационного обеспечения казначейской системы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимо:

          перевести в электронный вид все носители финансовой информации;

          организовать условия для ведения бухгалтерского учета в электронном виде для всех участников бюджетного процесса с использованием портальных решений, единых реестров и классификаторов;

          увязать информацию о финансовых ресурсах и целях на всех этапах бюджетного процесса — от составления бюджета до представления отчета о его исполнении в Федеральное Собрание Российской Федерации;

          обеспечить повышение доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах;

          увязать стратегическое и бюджетное планирование;

          провести мониторинг достижения результатов реализации государственных программ и результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг;

          обеспечить интеграцию процессов составления и исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, а также подготовки финансовой и иной регламентированной финансовой отчетности публично-правовых образований.

С целью развития казначейской системы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, также необходимо провести:

          развитие интегрированной автоматизированной системы казначейского исполнения бюджетов субъектов РФ;

          внедрение современных технологий Федерального казначейства в бюджетный процесс субъектов РФ, а именно: гармонизацию казначейской системы бюджетных платежей на субъектном уровне с банковской системой, минимизацию наличного денежного обращения в секторе субъектного управления, использование механизмов предоставления целевых средств бюджетам субъектов РФ в объеме их фактической потребности на дату совершения платежа.

 В качестве ключевых направлений развития казначейской системы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации можно определить следующие:

а) реформирование системы бюджетных платежей — федеральное казначейство станет прямым участником банковских расчетов, что обеспечит использование новых платежных сервисов по расчетам и повышение качества кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ, оперативное зачисление поступлений на единый счета бюджета;

б) повышение эффективности процессов управления общественными финансовыми ресурсами, в части использования механизмов предоставления бюджетных кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации — внедрение отлаженного механизма предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ позволит обеспечить полное покрытие временных кассовых разрывов, что направлено на максимально бесперебойное исполнение бюджетов субъектов РФ и их сбалансированное развитие;

в) совершенствование кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что предполагает повышение качества кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ, минимизацию наличных расчетов в секторе муниципального управления (использование платежных корпоративных банковских карт).

Адаптация стратегических задач Федерального казначейства на уровне субъектов РФ предполагает комплекс мер, включающий:

а) меры законодательного регулирования, в части своевременной подготовки и внесения изменений в действующие нормативно законодательные акты;

б) организационные:

          составление плана мероприятий на уровне каждого субъекта;

          интеграция муниципальных информационно-справочных систем и программных продуктов с системами федерального уровня, расширение сфер применения электронно-цифровой подписи, создание условий для электронного санкционирования платежей.

Это, в конечном счете, направлено на развитие казначейской системы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в направлении обеспечения эффективного взаимодействия финансовых органов субъектов РФ с органами Федерального казначейства и позволит повысить открытость и прозрачность исполнения бюджетов субъектов, внедрить в практику исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации прогрессивные казначейские и банковские технологии.

 

Литература:

 

  1.                Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон: принят Государственной Думой 31 июля 1998 г.// Справочно-правовая система «Консультант Плюс» — Режим доступа: http://www.base.consultant.ru. — Последнее обновление 16.11.2015
  2.                Доклад о результатах работы Федерального казначейства в 2014 г. и основных задачах на 2015 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.roskazna.ru/prioritetnye-napravleniya-deyatelnosti/index.php.
  3.                Положение о Федеральном казначействе [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. — Режим доступа: http://www.roskazna.ru/polozhenie.
  4.                Акперов, И. Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учебное пособие / И. Г. Акперов, И. А. Коноплева, С. П. Головач. — М.: КНОРУС, 2013. — 634 с.
  5.                Ковтун, Л. Р. Развитие казначейского механизма исполнения расходов государственного бюджета / Л. Р. Ковтун. — Иркутск: БГУЭП, 2009. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): казначейского контроля, исполнения бюджетов, субъектов Российской Федерации, бюджетов субъектов, Федерального казначейства, государственного казначейского контроля, исполнения бюджетов субъектов, системы исполнения бюджетов, бюджетов субъектов Российской, казначейской системы, система исполнения бюджетов, казначейской системы исполнения, и муниципального казначейского контроля, государственного и муниципального казначейского, развития казначейской системы, органов Федерального казначейства, казначейская система исполнения, бюджетов субъектов Центрального, исполнением бюджетов субъектов, исполнения бюджетов бюджетной.

Ключевые слова

Федеральное казначейство; казначейство субъектов Российской Федерации; государственный казначейский контроль; казначейская система исполнения бюджетов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос