Основные аспекты бюджетно-налоговой политики государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 17.12.2016

Статья просмотрена: 525 раз

Библиографическое описание:

Быкова Н. Н. Основные аспекты бюджетно-налоговой политики государства // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 372-375. — URL https://moluch.ru/archive/132/37051/ (дата обращения: 26.05.2018).



Для того, чтобы уменьшить колебания бизнес-циклов и обеспечить стабильную экономическую ситуацию в краткосрочной перспективе, правительствами государств используются различные методы вмешательства в экономику. Одним из этих методов правительственной политики выступает фискальная политика (бюджетно-налоговая политика), об основных аспектах которой пойдет речь в данной статье.

Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, фискальная политика, экономика, вмешательство, инструменты, трансферты, налоги, бюджет, государственный дефицит

Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая правительствами государств для стабилизации экономики, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста валового внутреннего продукта (ВВП). Основные области проведения — это налогообложение и государственные расходы, Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача бюджетно-налоговой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов [1].

Слово «фискальная» у большинства финансистов ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — по направлению именно этой политики регулируются ставки налогов и сборов.

Бюджетно-налоговая политика преследует следующие основные цели:

– стабильный экономический рост в стране;

– занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);

– стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).

Экономистами выделяются несколько видов бюджетно-налоговой политики государства. Рассмотрим эти виды [2].

  1. Первый вид бюджетно-налоговой политики — это стимулирующая фискальная политика. Суть стимулирующей фискальной политики заключается в том, что она проводится в период экономического кризиса (так называемой стагнации экономики). В данной экономической ситуации жизненно необходимо максимально стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Для это государством применяются следующие основные меры:

– повышение государственных закупок товаров и услуг;

– снижение налогового бремени на предприятия;

– повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса и, как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

  1. Второй вид бюджетно-налоговой политики — это сдерживающая фискальная политика. Если возник синдром «перекредитования», экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. При этом государством могут применяться следующие основные меры:

– сокращение государственных расходов;

– увеличение налогов;

– сокращение трансфертов.

Эти меры неизбежно приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

  1. Следующий вид — это дискреционная финансовая политика. Особенность этого вида политики в том, что она объявляется государством. Для этого финансовой политики характерны следующие маневры:

– изменение государственных закупок в большую или меньшую сторону;

– изменение налоговой ставки;

– изменение трансфертных выплат и т. д.

  1. Автоматическая финансовая политика — это политика так называемых «встроенных стабилизаторов» [3]. Применяются следующие инструменты:

– контроль процента подоходного налога;

– косвенные налоги;

– трансфертные пособия.

При этом следует учитывать, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране

Остановимся несколько подробнее на таком виде финансовой политики, как автоматическая налогово-бюджетная политика.

Одним из достоинств данной политики является наличие «встроенных стабилизаторов». Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

Налог на добавленную стоимость (далее по тексту — НДС), например, как косвенный налог и часть цены товара, — снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

Основными инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

– государственные закупки;

– налоги;

– трансферты.

Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

Во-первых, — трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты — при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму — получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.

Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.

Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем, если следовать кейнсианской экономической теории, все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, и в частности регулированием государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

Одной из главных проблем бюджетно-налоговой политики является ее излишняя централизация и фискальная направленность. Централизация стала одной из причин роста зависимости региональных бюджетов от федерального центра. Региональные бюджеты постепенно лишались важных источников доходов, например, налога на добычу полезных ископаемых, который стал зачисляться напрямую в федеральный бюджет. В результате, федеральный центр вынужден постоянно увеличивать безвозмездные отчисления в регионы. Необходима новая система налогообложения, которая позволит сбалансировать бюджеты регионов [4].

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

  1. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
  2. Наличие автоматических стабилизаторов — частично сглаживание циклических колебаний экономики.
  3. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).

При этом противники кейнсианского подхода (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики) называют несколько недостатков:

  1. Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Государственной Думой Российской Федерации для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
  2. Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей — отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
  3. Дефицит бюджета — работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета — увеличение государственных расходов, трансфертов, снижение ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным и поэтому проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем [5, с. 820].

Правильность проводимой правительствами государств фискальной политики оценивается ее результатами. Результативность, чаще всего, определяется состоянием государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки могут изменятся вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы разделить эти причины и иметь возможность оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости.

В заключение можно отметить, что бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

Литература:

  1. Е. А. Марыганова, С. А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. — М.:КНОРУС, 2010.
  2. Гусева Е. Н. Моделирование макроэкономических процессов [Электронный ресурс]: учеб. Пособие / Е. Н. Гусева. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 214 с.– Режим доступа // URL: http://www.bibliorossia.com/book.html?&currBookld=20601 (дата обращения 14 декабря 2016 г.)
  3. Белова И. А. Типы бюджетно-налоговой политики // Вестник Челябинского государственного университета. -2010. — № 6. С. 73
  4. Булочник Ю. В., Безгласная Е. А. Инструменты бюджетно-налоговой политики и эффективность их применения в современной экономике России // Научный электронный архив. — Режим доступа // URL: http://econf.rae.ru/article/6432 (дата обращения: 16.12.2016)
  5. Кирюшкина А. Н. Влияние стабилизационной политики на дефицит государственного бюджета и государственный долг / А. Н. Кирюшкина // Экономика и социум. 2015. № 3–1 (16). С. 818–823.
Основные термины (генерируются автоматически): бюджетно-налоговая политика, фискальная политика, совокупный спрос, государственный бюджет, инструмент, экономика, расход, правительство государств, налог, экономическая ситуация.


Ключевые слова

экономика, налоги, бюджет, фискальная политика, трансферты, бюджетно-налоговая политика, вмешательство, инструменты, государственный дефицит

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос