Регулирование процедуры банкротства физического лица впервые было закреплено в 2015 году в Федеральном законе № 127 «О несостоятельности (банкротстве)». Предпосылкой внесения изменений в данный нормативный правовой акт стала, проблема невозможности выполнения физическими лицами своих обязательств перед кредитными организациями и органам государственной власти из-за своего тяжелого материального положения.
С одной стороны, принятия данного правого акта не только улучшило благополучие данных категорий граждан, но и также способствовало их финансовому оздоровлению.
Но с другой стороны, стоит отметить, что нормы, регулирующие процедуру банкротства физических лиц не совершены, и требуют дальнейшей доработки.
Более детальную и качественную доработку требуют нормы, регулирующие стадию реализации имущества физического лица, поскольку в законодательстве имеются существенные пробелы.
С момента вынесения Арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации его имущества, в отношении такого гражданина законодательством Российской Федерации устанавливаются определённые ограничения, действующие до завершения процедуры реализации имущества.
Реализация имущества гражданина вводится на срок не более чем шесть месяцев. При отсутствии ходатайства финансового управляющего о завершении реализации имущества гражданина срок указанной процедуры считается продленным на шесть месяцев [1, с. 4190].
Именно с этой стадией связаны основные проблемы, возникающие при банкротстве физического лица.
Одной из основных проблем является оценка реализуемого имущества. На сегодняшний день, в Федеральном законе № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» отсутствуют нормы, определяющие порядок оценки имущества, что в свою очередь приводит к разногласиям между финансовым управляющим и кредиторами должника. Отсутствие единой методики или правил оценки имущества способствуют затягиванию процесса и негативным последствия в виде неудовлетворенности стороны кредиторов.
На практике чаще всего финансовый управляющий самостоятельно проводит оценку имущества без привлечения эксперта, что, конечно, в дальнейшем вызывает противоречия между другими участниками судебного процесса.
Например, при реализации недвижимого имущества некоторые финансовые управляющие реализуют данное имущество на торгах по кадастровой стоимости, что значительно ниже рыночной стоимости имущества, что в свою очередь приводит к разногласиям и недовольствам со стороны как должников, так и кредиторов.
Также необходимо закрепить единую платформу для реализации имущества физического лица, поскольку каждый финансовый управляющий самостоятельно решает, где реализовать движимое или недвижимое имущества должника.
Некоторые финансовые управляющие, чтобы не затянуть процедуру должника реализовывают имущество через договор купли-продажи на сайте АВИТО.РУ, что в свою очередь, можно признать нелегитимным.
Для решения данной проблемы необходимо на законодательном уровне разработать и закрепить основные правила оценки и порядка реализации имущества, которые станут обязательными для всех участников судебного процесса.
Стоит также отметить, некоторые виды имущества, такие как земельные участки, паи, совместно нажитое имущество супругов, могут быть достаточно сложно реализуемыми.
Согласно Семейному Кодексу: к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения. Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи [2, с. 34].
В некоторых случаях имущество, находящееся в собственности должника, может быть обременено правами третьих лиц, например, ипотечный договор. В таких ситуациях должнику необходимо заключить мировое соглашение со своим кредитором, что достаточно сильно также способствует затягиванию процесса.
Для того чтобы заключить мировое соглашение должнику необходимо найти третье лицо, которое будет вносить за него ежемесячные платежи по договору. На практике бывают такие ситуации, когда, некоторые кредиторы, отказывают третьему лицо в заключении данного локального плана, так как его доход не подходит.
Проект мирового соглашения, например, если он заключается со Сбербанком, составляется самим банком, а в некоторых ситуация, кредитор возлагает данную обязанность на должника.
Порядок заключения мирового соглашения или локального плана реструктуризации не регламентирован законодательством Российской Федерации, что в свою очередь может способствовать недобросовестности как со стороны кредитора, так и должника.
Совместно нажитое имущество супругов достаточно сложно реализуется на сегодняшний день. При реализации данного имущества выделяется несколько проблем: первая проблема — чье имущество из супругов реализовать. Так на практике данное имущество реализуется у супруга, который был раньше признан судом банкротом. В итоге получается, что кредиторы второго супруга при завершении процедуры реализации должника получат меньше, что, конечно, несправедливо.
Вторая проблема — разные финансовые управляющие супругов. Возможны ситуации, когда у супругов судом устанавливаются разные финансовые управляющие. Тогда при реализации имущества данных супругов могут возникнуть споры между данными финансовыми управляющими по поводу реализуемого имущества, что в итоге также может привести к затягиванию процедуры.
На сегодняшний день, процедура банкротства изменила жизни многих людей, как в лучшую сторону: списанием долгов должников, улучшением их материального положения и душевного благополучия, так и в худшую сторону: потеря имущества в рамках процедуры, стресс, нервы.
Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) может сократить количество недобросовестных заемщиков и обеспечить экономическую стабильность в стране [3, с. 18–19].
Банкротство физических лиц — это нововведение для законодательства Российской Федерации, которое требует тщательной и детальной проработки норм, регулирующих данную сферу, в частности, необходимостью внесением изменений в Федеральный закон № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» относительно.
Литература:
- Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 23.11.2024) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 34.
- Власова, К. С. Банкротство физических лиц в РФ: актуальные проблемы процедуры и ее решения/ К. С. Власова. — Текст: электронный // ВЭПС. — 2019. — № 1. — С.18–19. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bankrotstvo-fizicheskih-lits-v-rf-aktualnye-problemy-protsedury-i-ee-resheniya?ysclid=mir9nwxhm0458830215

