Правовые стимулы в механизме обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации
Авторы: Ефимцева Татьяна Владимировна, Залавская Ольга Михайловна, Тимофеева Арина Дмитриевна
Рубрика: Предпринимательское право
Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (43) январь 2025 г.
Дата публикации: 16.12.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Ефимцева, Т. В. Правовые стимулы в механизме обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации / Т. В. Ефимцева, О. М. Залавская, А. Д. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 1 (43). — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/280/9692/ (дата обращения: 17.12.2024).
Препринт статьи
Реализация концепции технологического суверенитета находит отражение не только в современном российском общественно-политическом пространстве, но и в правовой плоскости. В частности, механизм правового регулирования импортозамещения представлен широким перечнем правовых средств, ключевое место среди которых составляют правовые стимулы. Делается вывод, что на сегодняшний день понятие «правовые стимулы» не находит должного освещения в правовой науке, предопределяя целесообразность дальнейшего научного осмысления. В работе предложено исследование понятия и видов правовых стимулов с точки зрения общей теории права, а также применительно к специфике обеспечения технологического суверенитета.
Ключевые слова: импортозамещение, технологический суверенитет, механизм правового регулирования, правовые средства, правовые стимулы .
The realization of the concept of technological sovereignty is reflected not only in the modern Russian socio-political space, but also in the legal plane. In particular, the mechanism of legal regulation of import substitution is represented by a wide range of legal means, the key place among which is legal incentives. It is concluded that today the concept of «legal incentives» does not find proper coverage in legal science, determining the expediency of further scientific understanding. The paper proposes a study of the concept and types of legal incentives from the point of view of the general theory of law, as well as in relation to the specifics of ensuring technological sovereignty.
Keywords: import substitution, technological sovereignty, mechanism of legal regulation, legal means, legal incentives.
Усложняющиеся в современных условиях мировые отношения предопределяют необходимость развития концепции технологического суверенитета Российской Федерации. Ключевая роль при этом отводится формированию правового регулирования импортозамещения, в механизме которого особое внимание уделяется правовым стимулам, что определяет научный интерес в исследовании понятия и видов правовых стимулов обеспечения технологического суверенитета.
Приходится констатировать, что содержание общетеоретического понятия «правовые стимулы» раскрывается не во всех исследованиях по теории государства и права. Основоположником теории стимулов и ограничений по праву считается профессор А. В. Малько [2, с. 486]. Данный термин А. В. Малько раскрывает с точки зрения мотивации поведения личности в информационно-психологическом аспекте, что позволяет определить следующие черты этого процесса:
1) правовыми средствами выступают не сами нормы права, договоры или правоприменительные акты, а конкретные меры воздействия, которые в них содержатся (т. е. субъективные права и обязанности, льготы и приостановления, поощрения и наказания);
2) эти правовые средства трансформируются в правовые стимулы и правовые ограничения, которые являются значимыми для поведения и непосредственно связаны с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта;
3) правовое регулирование, как и любой другой управленческий процесс, осуществляется с помощью правовых стимулов и правовых ограничений, выступающих формой проявления двоичности юридической информации [1, с. 16–19].
Таким образом, можно подытожить, что под стимулом в самом широком смысле слова понимается побудительный фактор, а под ограничением — сдерживающий фактор для субъектов общественных отношений.
При этом можно выделить следующие признаки правовых стимулов как категории общей теории права:
во-первых, правовой стимул представляет собой положительную мотивацию;
во-вторых, связан с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов субъектов общественных отношений;
в-третьих, по форме выражения правовой стимул проявляется как юридический факт-стимул, поощрение, льгота, санкция, субъективное право, законный интерес [1, с. 250–259].
Применительно к механизму обеспечения технологического суверенитета правовой стимул можно обозначить как правовое побуждение для отечественных производителей, создание для них режима благоприятствования с целью поддержки импортозамещения.
На сегодняшний день принято солидное количество законопроектов, так или иначе направленных на стимулирование внутреннего рынка. В частности, можно выделить следующие направления стимулирования:
— установление приоритета отечественного программного обеспечения, входящего в особый реестр, при государственных закупках;
— обязательность приобретения российской продукции при организации конкурсных и аукционных процедур;
— создание грантов на создание отечественных аналогов комплектующих, которые ранее поставлялись исключительно из-за рубежа;
— государственная поддержка отечественных предпринимателей (льготные кредиты со сниженными процентными ставками; продолжительные кредитные «каникулы»; отмены плановых проверок; предоставление субсидий, перенос сроков уплаты пошлин и сдачи отчетности и другие) [5].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что положительных тенденций в обеспечении технологического суверенитета Российской Федерации по-настоящему много. Более того, принятая Концепция технологического развития на период до 2030 года определяет основные начала процесса разработки и реализации отраслевых документов стратегического планирования и государственных программ (подпрограмм) импортозамещения [2].
С другой стороны, нельзя не отметить отсутствие общетеоретической базы в механизме стимулирования импортозамещения. В частности, не определяется понятие и виды правовых стимулов и ограничений, не закрепляются основные начала стимулирования, что в конечном итоге приводит к стихийному и не эффективному правовому регулированию.
Итак, в заключение необходимо отметить, что эффективность механизма правового регулирования напрямую зависит от того, насколько оптимально подобраны для достижения его целей правовые средства и способы, определены элементы системы правового механизма. Стимулирование в технологической сфере предполагает влияние на интересы субъектов отношений при помощи таких мер и средств, которые являются позитивными и благоприятными для них. Только таким путем можно повышать активность, развивать в нужном направлении производственную деятельность, поддерживаемую государственной политикой. Дальнейшее развитие механизма правового регулирования видится в совершенствовании правовых стимулов и ограничений на законодательном уровне.
Литература:
- Алексеев С. С. Теория права. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 239–250.
- Концепция технологического развития на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ № 1315-р / Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.05.2023, № 0001202305250050
- Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. — 1996. — № 4. — С. 16–29.
- Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х т. / под ред. проф. М. Н. Марченко. — Т. 2. Теория права. — М.: Зерцало, 1998. — С. 486.
- Государственная поддержка импортозамещения: программы, субсидии и инструменты помощи промышленным компаниям // Официальный сайт Правительства РФ — URL: http://government.ru/ (дата обращения: 24.02.2024).