Подразделение транспортной безопасности как субъект правоохранительной деятельности | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Уголовное право и криминология

Опубликовано в Новый юридический вестник №5 (38) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 16.10.2022

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Дзусов, Р. С. Подразделение транспортной безопасности как субъект правоохранительной деятельности / Р. С. Дзусов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 5 (38). — С. 21-26. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/235/7672/ (дата обращения: 16.12.2024).



Автор работы ставит цель — ответить на вопрос: корректно ли говорить о подразделении транспортной безопасности как о правоохранительном органе? Или более корректно применять в отношении подразделения транспортной безопасности другое определение?

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

— привести основные законодательно закрепленные определения, касающиеся вопросов транспортной безопасности и деятельности подразделений транспортной безопасности (далее в работе — ПТБ);

— рассмотреть наиболее значимые (для достижения цели данной работы) правовые нормы в области транспортной безопасности;

— привести примеры деятельности ПТБ, выполнение работниками ПТБ отдельных функций, характерных для т. н. правоохранительных органов (например: некоторых подразделений МВД РФ);

— отметить степень законодательной закрепленности понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительный орган», привести точку зрения, которая по мнению автора работы, традиционно сложилась по поводу содержания данных понятий;

— по результатам выполненных задач сделать собственные выводы, ответить на основной вопрос, поставленный автором в начале работы.

В процессе выполнения работы автор провел анализ законодательства Российской Федерации, в т. ч. Конституции РФ, Уголовного кодекса Российской Федерации; Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; Федерального закона от 09.02.2007 № 16 ФЗ «О транспортной безопасности», других правовых актов, в той или иной степени затрагивающих вопросы транспортной безопасности и работы подразделений транспортной безопасности.

Актуальность данной работы обусловлена непростой внешнеполитической обстановкой и необходимостью обеспечения безопасности, в т. ч. транспортной безопасности.

По мнению автора работы, обеспечение транспортной безопасности — явление сложное, включающее, в числе прочего, как деятельность работников, непосредственно обеспечивающих транспортную безопасность — работников ПТБ, так и отношение общества к данной деятельности, осознание необходимости и важности выполнения требований в области транспортной безопасности.

Так, при посещении объектов транспортной инфраструктуры (например, вокзальных комплексов) пассажиры и посетители таких объектов в целях обеспечения транспортной безопасности выполняют определенные требования, которые содержатся в действующем законодательстве РФ (проходят мероприятия по досмотру физических лиц, мероприятия по досмотру багажа и личных вещей, мероприятия по сверке документов и др.) [5, 9].

По мнению автора, для достижения целей транспортной безопасности (приведены далее в работе) очень важна не только качественная работа ПТБ, но и добросовестное выполнение требований транспортной безопасности другими лицами (пассажирами, посетителями, другими работниками объекта транспортной инфраструктуры и др.).

Определение «транспортная безопасность» зафиксировано в п. 10 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 № 16 ФЗ «О транспортной безопасности», согласно которому «транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства [5]».

Цели транспортной безопасности содержатся в ст. 2 данного Федерального закона, ими являются: «устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства [5]».

Правовую основу деятельности ПТБ составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2007 № 16 ФЗ «О транспортной безопасности», другие правовые акты [1, 5, 9].

Согласно п. 7.1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 г. № 16 ФЗ «О транспортной безопасности» ПТБ «осуществляют защиту транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства... [5]».

Определение акта незаконного вмешательства (далее в работе — АНВ) законодательно закреплено и содержится в п. 1 ст. 1 вышеуказанного Федерального закона, а именно: «противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий [5]».

Исходя из вышесказанного, содержания определений «транспортная безопасность», «цели транспортной безопасности», «подразделение транспортной безопасности» (ПТБ), «акт незаконного вмешательства» (АНВ), содержащихся в действующем законодательстве, становится понятно, что ПТБ защищает объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства от АНВ [5].

Акт незаконного вмешательства может содержать признаки того или иного преступления или административного правонарушения.

Традиционно (в повседневной жизнедеятельности, в репортажах СМИ, в некоторой юридической литературе) деятельность по защите от преступлений и административных правонарушений, их недопущение, пресечение и выявление принято называть «правоохранительной деятельностью», а структуры, которые занимаются подобной деятельностью — «правоохранительными органами». В связи с этим возникает вопрос: корректно ли применение указанных определений в отношении ПТБ?

Для ответа на поставленный вопрос считаем необходимым подробнее остановиться на деятельности ПТБ.

В целях обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с положениями Федерального закона от 09.02.2007 № 16 ФЗ «О транспортной безопасности», предусмотрено осуществление ряда мероприятий, в том числе: досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и собеседования [5].

Содержание мероприятий, проводимых в ходе досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и собеседования отражено в ст. 12.2 Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 № 16 ФЗ «О транспортной безопасности». В числе этих мероприятий:

— «обследование физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, иных материальных объектов, направленные на обнаружение предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веществами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть и (или) которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также на выявление лиц, транспортных средств, для допуска которых в зону транспортной безопасности или ее часть не имеется правовых оснований [5]»;

— «выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства, а также на обнаружение транспортных средств и иных материальных объектов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства [5]».

Отметим, что в соответствии с ч. 7, ч. 8 ст. 12.2 указанного Федерального закона при проведении обозначенных выше мероприятий используются технические средства обеспечения транспортной безопасности: «рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, другие технические средства [5]».

Следует обратить внимание на п. 10 ст. 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности». Согласно ему, «в случае распознавания в ходе досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения либо в случае выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть»... о данных фактах незамедлительно информируются соответствующие подразделения внутренних дел и подразделения обеспечения безопасности РФ» [5].

Подобные положения закона, по мнению автора работы, наделяют работников ПТБ отдельными полномочиями, традиционно присущими так называемым правоохранительным органам и возлагает отдельные функции правоохранительных органов, а именно: полномочия и функции по предупреждению, пресечению и выявлению отдельных составов преступлений и административных правонарушений.

В связи с вышесказанным, считаем нужным рассмотреть некоторые составы преступлений, которые могут содержать признаки АНВ, привести соответствующие примеры.

Что касается составов преступлений, предусмотренных ст. 205 УК РФ «Террористический акт» (закреплен в определении АНВ), то их родовым объектом являются охраняемые законом общественные отношения в области общественной безопасности и общественного порядка.

Видовой объект таких составов преступлений — охраняемые законом общественные отношения в области общественной безопасности.

В случае наличия признаков состава преступления, предусмотренных ч. 1 ст. 205 УК РФ [2]:

— основным непосредственным объектом преступления будут являться общественные отношения, связанные с независимой, стабильной деятельностью органов власти или международных организаций, принятием ими решений;

— дополнительным непосредственным объектом — общественные отношения в области безопасности жизни, здоровья человека, собственности, иные общественные отношения, которым причинен вред.

В качестве санкции за совершение подобного деяния (ч. 1 ст. 205 УК РФ) предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет [2].

В соответствии со ст. 15 УК РФ по характеру и степени общественной опасности такое преступление отнесено к особо тяжким преступлениям [2].

Рассмотрим другую ситуацию и соответствующий состав преступления: в процессе проведения работниками ПТБ досмотровых мероприятий в целях обеспечения транспортной безопасности у гр. Н обнаружено и распознано огнестрельное оружие, боеприпасы. У гр. Н отсутствуют правовые основания на их хранение и ношение. Кроме того, что в соответствии с правилами проведения досмотра подобные предметы не допускаются в зону транспортной безопасности без наличия соответствующих правовых оснований, в подобных действиях гр. Н усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ «Незаконные приобретение, передача, хранение, перевозка пересылка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему»... [2, 5, 9].

Таким образом, работники ПТБ в процессе выполнения своих обязанностей по обеспечению транспортной безопасности, проведении досмотровых мероприятий выявляют гр. Н в действиях которого усматриваются признаки вышеуказанного состава преступления.

Родовым объектом данного преступления являются охраняемые законом общественные отношения в области общественной безопасности и общественного порядка.

Видовой объект такого преступления — охраняемые законом общественные отношения в области общественной безопасности.

Непосредственный объект преступления — общественные отношения, связанные с правилами законного приобретения, передачи, хранения, перевозки, пересылке или ношению огнестрельного оружия его основных частей и боеприпасов к нему.

В качестве санкции за совершение деяния, содержащего данный состав преступления предусмотрено наказание в т. ч. в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет [2].

В соответствии со ст. 15 УК РФ по характеру и степени общественной опасности такое преступление может быть отнесено к преступлениям средней тяжести [2].

Другими подобным примером могут быть обнаружение и распознавание в ходе проведения досмотровых мероприятий в целях обеспечения транспортной безопасности крупнокалиберного огнестрельного оружия и боеприпасов к нему. Данные предметы, так же, как и в первом случае, не допускаются в зону транспортной безопасности без наличия соответствующих правовых оснований. Кроме этого, в действиях лица, в багаже которого обнаружены данные предметы, усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222.2 УК РФ. Таким образом, работники ПТБ выявляют лицо, в чьих действиях усматриваются признаки состава указанного преступления [2, 5, 9].

Родовой и видовой объекты такого преступления будут теми же, что и в предыдущем случае.

Непосредственным объектом такого преступления являются общественные отношения, связанные с правилами законного приобретения, передачи, хранения, перевозки, пересылки или ношения крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему.

В качестве санкции за совершение деяния, содержащего данный состав преступления предусмотрено наказание в т. ч. в виде лишения свободы на срок от трех до шести лет [2].

В соответствии со ст. 15 УК РФ по характеру и степени общественной опасности, деяние, содержащее состав данного преступления может быть отнесено к тяжкому преступлению [2].

Рассмотрим еще одну ситуацию, при которой в процессе проведения работниками ПТБ планового обхода территории объекта транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности, выявлены гр. К и гр. М., которые намереваются проникнуть в зону транспортной безопасности минуя установленные КПП (пункты досмотра), поскольку имеют умысел на совершение кражи с территории объекта транспортной инфраструктуры, при себе имеют слесарный инструмент, который намереваются использовать в качестве орудия совершения преступления и не хотят быть замеченными на пункте досмотра. В данном случае, работники ПТБ пресекают действия гр. К и гр. М содержащие признаки покушения на преступление, предусмотренного ч. 2 ст. 158 УК РФ «Кража» (стадия покушения на преступление — ч. 3 ст. 30 УК РФ — «умышленные действия лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам») [2, 5].

Родовой объект данного преступления — охраняемые законом общественные отношения в сфере экономики.

Видовой объект такого преступления — общественные отношений в сфере собственности.

Непосредственный объект преступления — общественные отношения, связанные с конкретным правом собственности.

В качестве санкции за совершение деяния, содержащего данный состав преступления предусмотрено наказание в т. ч. в виде лишения свободы на срок до пяти лет [2].

В соответствии с нормами действующего уголовного законодательства за неоконченное преступление также предусмотрено наказание. В соответствии с ч. 3 ст. 66 УК РФ «срок или размер наказания за покушение на преступление не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания» ... предусмотренного за оконченное преступление. В связи с этим допустимо назначение наказания за совершение подобного деяния в виде лишения свободы сроком до трех лет и семи месяцев (не более трех четвертей максимального срока…) [2].

В соответствии со ст. 15 УК РФ по характеру и степени общественной опасности деяние, содержащее состав данного преступления может быть отнесено к преступлению средней тяжести [2].

Можно привести и другие примеры преступлений и административных правонарушений, которые содержат признаки АНВ исходя из его законодательно закрепленного определения [2, 4].

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что работники ПТБ в процессе своей профессиональной деятельности, защите объектов от АНВ имеют полномочия и выполняют функции в том числе и по предупреждению, пресечению и выявлению особо тяжких преступлений (например, в случае предупреждения, пресечения деяния содержащего признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 205 УК РФ «Террористический акт»); тяжких преступлений (например, в случае пресечения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222.2 УК РФ), преступлений средней тяжести (например, в случае пресечения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ; ч. 2 ст. 158 УК РФ), других преступлений и административных правонарушений, в том числе, содержащих признаки АНВ [2, 4, 5].

Исходя из вышесказанного, автор работы делает вывод о том, что, работники ПТБ в процессе своей профессиональной деятельности, защиты объектов от АНВ фактического недопущения, пресечения и выявления преступлений и административных правонарушений защищают и охраняют определенные общественные отношения, блага и интересы как государства так и отдельных лиц.

В связи с этим, постараемся ответить на основной вопрос, поставленный в работе: корректно ли говорить о ПТБ как о правоохранительном органе? Или же корректнее употреблять в отношении ПТБ иное определение?

Определения «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы» в настоящее время не закреплены на законодательном уровне. На данный момент в законодательстве РФ отсутствуют четкие однозначные определения такой деятельности и таких органов.

Вместе с тем, исследователи предлагают свои критерии, позволяющие отнести тот или иной субъект правоотношений к правоохранительному органу.

Некоторые исследователи считают, что правоохранительную деятельность осуществляют только государственные структуры. Согласно позиции других исследователей, правоохранительную деятельность могут осуществлять не только должностные лица государственных структур, но и иные организации и лица. Кроме того, существуют различные точки зрения по поводу объема функций того или иного субъекта правоотношений, позволяющего говорить о том является ли данный субъект правоохранительным органом или нет.

По нашему мнению, применение определения «правоохранительный орган» по отношению к ПТБ представляется не корректным, поскольку, хотя, как отмечено ранее в работе, ПТБ и выполняет определенные правоохранительные функции — не допускает, пресекает и выявляет противоправные деяния, которые могут содержать признаки того или иного преступления или административного правонарушения, являться АНВ, но, как нам представляется, определение «правоохранительный орган», исходя из определенной «традиции», более применимо к структурам, входящим в состав МВД, ФСБ, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета и др., имеющим гораздо больше полномочий и осуществляющих гораздо больше функций по охране и защите прав граждан, общества и государства, борьбе с преступностью [3, 4, 6, 7, 8].

Применять по отношению к ПТБ определение «правозащитный орган», по мнению автора работы, так же не корректно, поскольку, хотя в действующем законодательстве РФ и не содержится такого законодательно закрепленного определения, по нашему представлению, с подобными определениями традиционно соотносят иные образования.

Возможно ли подобрать иное определение для ПТБ?

Чтобы ответить на поставленный в работе вопрос, необходимо подвести определенный итог и констатировать, что особенностями подразделений транспортной безопасности являются:

1) специализация на защите объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от акта незаконного вмешательства [5];

2) специализированная профессиональная подготовка работников ПТБ;

3) использование в процессе обеспечения транспортной безопасности специализированных технических средств [5];

4) наделение работников ПТБ определенными полномочиями в целях обеспечения транспортной безопасности, в том числе, по недопущению, пресечению и выявлению некоторых противоправных деяний, содержащих признаки составов административных правонарушений и преступлений [5].

Вместе с тем, у ПТБ отсутствует ряд полномочий, присущий отдельным подразделениям в составе МВД, ФСБ, других государственных структур, осуществляющих деятельность по борьбе с преступностью, охраной общественной безопасности и общественного порядка [3, 4, 6, 7, 8].

Так, у ПТБ отсутствуют полномочия на проведение: оперативно-розыскных мероприятий, проведение дознания и следствия, проведение административного расследования, проведение экспертиз и пр. [3, 4, 6, 7, 8].

Таким образом, ПТБ имеют лишь отдельные полномочия, присущие правоохранительным органам (по недопущению, пресечению и выявлению ряда противоправных деяний) и не являются самостоятельными в смысле расследования преступлений и административных правонарушений, осуществления иных мероприятий, предусмотренных административным и уголовно — процессуальным законодательством.

Учитывая вышесказанное, по мнению автора работы, применение в отношении ПТБ определения «правоохранительный орган» представляется не корректным, но возможно употребление определения «правоохранительный субъект» либо «субъект правоохранительной деятельности».

Работники такого субъекта правоохранительной деятельности имеют определенные цели, функции и полномочия, которые закреплены в федеральном законодательстве.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года (Электронный ресурс) // Официальный интернет-портал правовой информации // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=102027595#I0 (дата обращения: 13.10.2022 г.).
  2. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.1996 № 63 ФЗ (Электронный ресурс) // Официальный интернет-портал правовой информации // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102041891 (дата обращения: 13.10.2022 г.).
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174 ФЗ (Электронный ресурс) // Официальный интернет-портал правовой информации // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102073942 (дата обращения: 14.10.2022 г.).
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 ФЗ (Электронный ресурс) // Официальный интернет-портал правовой информации // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102074277 (дата обращения: 14.10.2022 г.).
  5. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16 ФЗ «О транспортной безопасности» (Электронный ресурс) // Официальный интернет-портал правовой информации // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102111823 (дата обращения: 13.10.2022 г.; 14.10.2022 г.).
  6. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (Электронный ресурс) // Официальный интернет-портал правовой информации // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102037058 (дата обращения: 14.10.2022 г.).
  7. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3 ФЗ «О полиции» (Электронный ресурс) // Официальный интернет-портал правовой информации // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102145133 (дата обращения: 14.10.2022 г.).
  8. Федеральный закон от 03.04.1995 г. № 40 «О Федеральной службе безопасности» (Электронный ресурс) // Официальный интернет-портал правовой информации // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102034880&rdk=&intelsearch= (дата обращения: 14.10.2022 г.).
  9. Приказ Минтранса России от 23.07.2015 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» (Электронный ресурс) // Официальный интернет-портал правовой информации // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/docbody=&prevDoc=102074277&backlink=1&nd=102394537&rdk= (дата обращения: 13.10.2022 г.).
Задать вопрос