Национальный антитеррористический комитет и антитеррористические комиссии субъектов РФ как органы, осуществляющие антитеррористическую деятельность и координирующие действия государственных органов в сфере противодействия терроризму | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Правоохранительные органы

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (27) март 2021 г.

Дата публикации: 02.03.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Терехов, И. О. Национальный антитеррористический комитет и антитеррористические комиссии субъектов РФ как органы, осуществляющие антитеррористическую деятельность и координирующие действия государственных органов в сфере противодействия терроризму / И. О. Терехов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 3 (27). — С. 28-33. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/190/6113/ (дата обращения: 19.04.2021).



С началом участия Вооруженных Сил РФ в военной операции против террористической группировки «Исламское государство» (запрещенное на территории РФ) на территории Сирийской Арабской Республики, террористическая угроза для граждан России снова стала реальностью. Скрытые ячейки представителей радикальных террористических организаций активизировались на всей территории Российской Федерации. Основной задачей представителей данных ячеек стала вербовка добровольцев для последующей их отправки в зону боевых действий на территорию Сирийской Арабской Республики и соседних государств, а так же подготовка террористических актов на территории России. Вышеуказанные факты сделали вновь актуальными проблемы взаимодействия органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере противодействия терроризму.

Цели: Исследование причин создания Национального антитеррористического комитета, его структура, иерархия, и эффективность работы. Методология: В процессе исследования использовались методы логического, статистического анализа.

В конце XX века для обновленного российского государства, находящегося на тот момент в экономическом и социальном кризисе, проблема противодействия терроризму вышла на совершенно новый уровень. Террористические акты, совершенные в большинстве случаев представителями различных радикальных религиозных организаций, произошедшие в период с 1992 по 2005 годы, были куда более масштабными и кровавыми по числу жертв, нежели серия терактов в 70-е годы XX века, прогремевшая на территории СССР. Низкая эффективность правоохранительных органов и силовых ведомств сфере противодействия терроризму обуславливается сложной системой взаимодействия и отсутствия единого руководства. После террористического акта в школе г. Беслана Правительство РФ принялось разрабатывать новую систему противодействия террористической угрозе. Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму был образован Национальный антитеррористический комитет — коллегиальный орган, координирующий и организующий антитеррористическую деятельность органов государственной власти на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Председателем Комитета, согласно указу Президента, является директор Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации. В дальнейшем, 20 октября 2009 года была утверждена концепция противодействия терроризму в России — основополагающий документ, который дополняет положения федерального закона «О противодействии терроризму» и формулирует основные направления развития организации антитеррористической деятельности [3].

Основными задачами Комитета являются разработка мер по противодействию терроризму, участие в международном сотрудничестве, подготовка предложений Президенту России по формированию государственной политики и совершенствованию законодательства в этой области, а также организация информирования населения о возникновении и нейтрализации угроз террористической направленности.

В субъектах Российской Федерации координацию деятельности территориальных органов государственной власти по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений осуществляют антитеррористические комиссии, возглавляемые высшими должностными лицами соответствующих субъектов.

Деятельность по планированию применения антитеррористических сил и средств, а также управление контртеррористическими операциями осуществляют созданные в составе Комитета Федеральный оперативный штаб, подчиненный Директору ФСБ России, и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации, возглавляемые руководителями соответствующих территориальных органов безопасности [2].

Создание Национального антитеррористического комитета заметно повысила уровень взаимодействия органов государственной власти в сфере противодействия терроризму и эффективность мер по предупреждению террористической угрозе.

В данной статье будут рассмотрены причины создания Национального антитеррористического комитета, его структура, иерархия, и эффективность работы.

Национальный антитеррористический комитет РФ (далее — НАК) представляет собой коллегиальный орган, организующий и координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию террористической угрозе [1].

НАК имеет довольно широкий спектр задач и функций, среди которых подготовка предложений главе Государства по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,, а так же участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, и ряд других функций [4].

Помимо вышеуказанного, в задачи НАК входит оценка уровня эффективности, а также контроль за решениями федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия терроризму. При выполнении своих основных обязанностей, НАК имеет право истребовать у федеральных органов, должностных лиц, организаций и физических лиц необходимые данные для предотвращения или ликвидации террористической угрозы.

В составе НАК создается федеральный оперативный штаб, главой которого назначается руководитель территориального силового ведомства. Целью создания данного координирующего органа является организация эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и их региональных отделений по применению необходимых сил и средств в борьбе с терроризмом. В субъектах РФ создаются специальные антитеррористические комиссии, руководство которыми осуществляется главой субъекта РФ. Роль антитеррористических комиссий невозможно переоценить — они являются основой для профилактики терроризма и различных его проявлений, а также способствуют минимизации ущерба от совершения террористических актов [5]. Вместе с антитеррористической комиссией субъекта РФ, независимо от нее существует территориальный оперативный штаб, основной задачей которого является управление государственными органами в сфере противодействия терроризму, их взаимодействие между собой и органами местного самоуправления. Территориальный оперативный штаб создается в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, либо при угрозе их возникновения.

Одним из основных и наиболее эффективных методов устранение или предупреждения террористической угрозы является контртеррористическая операция (КТО). КТО представляет собой комплекс мер по пресечению террористических актов и обеспечению безопасности граждан, общества, государства. К специальным мероприятиям, проводимым в ходе КТО относятся оперативно-розыскные, тактические, войсковые меры с применением оружия, боевой техники и иных специальных средств.

Одной из составляющей успешного функционирования НАК является переход от преимущественно силового метода борьбы с терроризмом к комплексной работе в сфере антитеррористической деятельности. Новая система включила в себя меры по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов, а также деятельность по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что создание Национального антитеррористического комитета было необходимостью для повышения эффективности управления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере противодействия терроризму. В результате работы Национального антитеррористического комитета отмечается поэтапное снижение террористической активности. Объединенное управления силовыми ведомствами, создание двух видов структур, одни из которых координируют работу органов исполнительной власти по профилактике терроризма и ликвидации его проявлений, а вторые — занимающиеся управлением и непосредственным проведением мероприятий по борьбе с терроризмом и комплексный подход к решению проблемы противодействия терроризму дают постепенное снижение уровня террористической угрозы. Данный факт был отмечен на совместном заседании Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба в декабре 2015 года.

Таким образом, создание Национального антитеррористического комитета являлось необходимой мерой для урегулирования внутригосударственной политической системы, обеспечения безопасности российской общества, и в том числе повышения международного авторитета Российской Федерации. Национальный антитеррористический комитет оказался более чем эффективным оружием в борьбе с терроризмом как внутри страны, так и за ее пределами.

Литература:

  1. Федеральный закон РФ от 06.03.2006 № 35 (ред. от 06.07.2016 г.) «О противодействии терроризму» // СПС КонсультантПлюс.
  2. Указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116 (ред. от 29.07.2017 г.) «О мерах противодействия терроризму»// СПС КонсультантПлюс.
  3. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от 05.10.2009 г.// СПС КонсультантПлюс.
  4. Киреев М. П., Баклицкий К. А. «Организация предупреждения терроризма в современной России// Пробелы в Российской законодательстве». 2008 год. № 2. Ст. 439–441.
  5. Токбаев А. А. «Национальный антитеррористический комитет как орган противодействия в борьбе с терроризмом»//Пробелы в Российской законодательстве» 2018 год. // https://cyberleninka.ru/
Задать вопрос