Современные аспекты совершенствования нормативного правового регулирования вопросов противодействия терроризму в Российской Федерации
Авторы: Айол Алексей Андреевич, Сторожук Николай Владимирович
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 647 раз
Библиографическое описание:
Айол, А. А. Современные аспекты совершенствования нормативного правового регулирования вопросов противодействия терроризму в Российской Федерации / А. А. Айол, Н. В. Сторожук. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1450/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются вопросы совершенствования нормативного правового регулирования вопросов противодействия терроризму в Российской Федерации.
Ключевые слова: общественная безопасность, противодействие терроризму.
Терроризм в современных условиях представляет собой глобальное, широко распространенное, прочно объединенное в единое целое политико-социально-экономическое явление, сравнимое по своей опасности с мировыми войнами, бесконтрольным распространением оружия массового уничтожения, и иными особо опасными угрозами человечеству. С позиции современной политологии, права, криминологии, терроризм характеризуется как комплекс преступных деяний, относимых к преступлениям против государственной, общественной и личностной безопасности. Террористические организации все активнее используют тактику «асимметричных» действий и сетевые технологии, целью которых является (путем наименьших затрат) нанести несопоставимо больший ущерб, как политический и экономический, так и физический и моральный, а также избежать наказания и значительно затруднить противодействие против них силовых структур. Идеологами от терроризма все активнее используется Интернет-пространство для возбуждения экстремистских настроений в обществе (особенно среди молодежи) и проведения вербовочной работы.
Особенности развития терроризма на современном этапе заключаются в следующем:
Во-первых, терроризм уже вырос из рамок чисто уголовного преступления в мульти преступное явление, что наблюдается сейчас с созданием новых и реорганизацией уже имеющихся террористических организаций.
Во-вторых, террористические организации стали объединяться под флагами единого террористического пространства, примером может служить рождение и успешное функционирование ИГИЛ (запрещена в РФ).
В-третьих, лидеры террористических формирований (организаций) позиционируют себя как легитимная власть и зачастую с религиозным уклоном, что еще совсем недавно было просто немыслимо и невозможно.
В-четвертых, руководство террористическими акциями и их финансированием без тени стеснения осуществляется министерством обороны и правительством США, достаточно вспомнить поставки оружия и акции политической поддержки так называемой «умеренной сирийской оппозиции».
Современный терроризм является одной из главных угроз национальной безопасности России. Последние четверть века Россия борется и при этом активно учится профессиональной борьбе с терроризмом и террористами. К сожалению, данное умение очень часто приобретается ценой сотен жизней, часто ни в чем не повинных людей. У России, несмотря на достигнутые успехи в противодействии терроризму в последние годы, остается еще много нерешенных проблем.
К таким проблемам следует отнести:
- нереализованность универсального принципа государственной антитеррористической политики - упреждение террористических актов;
- поверхностное отношение к вопросам безопасности, особенно в региональных и муниципальных органах власти;
- отсутствие в обществе антитеррористического мировоззрения как иммунитета к террористической деятельности;
- слабая реализация информационно-пропагандистского обеспечения антитеррористической деятельности;
- беспечность российских сограждан (в центре внимания стоит вопрос об элементарной бдительности и личной безопасности).
Для решения указанных проблем 24 июня 2016 года Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», внесенный депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым.
Данный документ внес изменения и дополнения в целый ряд законодательных актов. В статье рассмотрены только некоторые из них, в частности внесены изменения в:
а) Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»:
Правительство Российской Федерации устанавливает порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также информирования субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта.
По решению Президента Российской Федерации на федеральном уровне формируется коллегиальный орган, координирующий и организующий деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. Функции указанного органа реализуются в соответствии с положением о нем, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Решения данного органа, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. Решения указанных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:
1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;
2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;
3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности в случае принятия решения о ее проведении.
б) Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»:
Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам федеральной службы безопасности.
в) Федеральный закон от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке»:
Служба внешней разведки Российской Федерации вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам внешней разведки.
г) Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»:
К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия). Конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия.
При производстве огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, сигнального оружия, пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий запрещается использовать основные части боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия, в том числе снятого с учета в государственных военизированных организациях, а также списанного.
д) Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи»:
Операторы почтовой связи в пределах компетенции обязаны принимать меры по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях предметов и веществ, указанных в статье 22 настоящего Федерального закона. В этих целях могут использоваться рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение.
е) Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»:
Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается.
При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.
ж) Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»:
Оператор связи обязан прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оказание услуг связи в случае не подтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах.
Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации:
1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;
2) текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи - до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С 1 июля 2018 года операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
з) Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:
Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан хранить на территории Российской Федерации:
1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий;
2) текстовые сообщения пользователей сети «Интернет», голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети «Интернет» до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан предоставлять указанную в пункте 3 настоящей статьи информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.
С 1 июля 2018 года организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети «Интернет» возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.
Все эти меры приняты для того, чтобы обезопасить жизнь и здоровье граждан России и оградить их от вовлечения в преступную деятельность. В условиях угрозы международного терроризма как никогда необходимо озаботиться пресечением пропаганды радикальных идей, вербовки и подготовки терактов. Как говорится, предотвратить болезнь проще, чем её вылечить.
Литература:
- Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями на 6 июля 2016 года);
- Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (с изменениями на 6 июля 2016 года);
- Федеральный закон от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке» (с изменениями на 6 июля 2016 года);
- Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (с изменениями на 6 июля 2016 года);
- Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» (с изменениями на 6 июля 2016 года);
- Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (с изменениями на 6 июля 2016 года);
- Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (с изменениями на 6 июля 2016 года);
- Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, ин-формационных технологиях и о защите информации» (с изменениями на 6 июля 2016 г.).
Похожие статьи
Проблемы правового регулирования профилактики экстремистской деятельности в Российской Федерации
В данной статье рассматриваются проблемы правового регулирования профилактики экстремистской деятельности в Российской Федерации.
К вопросу о совершенствовании деятельности по борьбе с международным терроризмом
В этой научной работе были рассмотрены основные способы борьбы с международным терроризмом. На основе анализа действий по предотвращению и ликвидации террористических угроз в Российской Федерации. Изучались различные подходы к пониманию понятия между...
Актуальные проблемы правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации и перспективы их преодоления
В статье рассматриваются ключевые спорные моменты правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации, а также перспективные направления их преодоления.
Современное нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности
В статье рассматриваются нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России. Даются предложения для дальнейшего совершенствования нормативно-правовых актов при обеспечении экономической безопасности Российской Фед...
Правовое обеспечение информационной безопасности Республики Казахстан
Статья посвящена правовому обеспечению информационной безопасности в Республике Казахстан. В данной статье рассматриваются приоритетные направления информационно-технических угроз, в том числе борьба с киберпреступностью, а также пути совершенствован...
Правовое регулирование деятельности национального антитеррористического комитета РФ
Статья посвящена проблеме организации противодействия терроризму с царских времён и до наших дней. В ней рассматривается формирование системы противодействия терроризму, формирование нормативно правовой базы, взаимодействие РФ c другими государствами...
Особенности административно-правового регулирования в сфере охраны здоровья граждан
В данной статье автором рассмотрены подходы к организации правового регулирования в области охраны здоровья граждан, реализуемые в Российской Федерации.
Правовое регулирование деятельности политических партий Российской Федерации в условиях внешнего санкционного воздействия
Статья посвящена анализу правового регулирования деятельности политических партий Российской Федерации в условиях внешнего санкционного воздействия. Выявлены проблемы законодательства в сфере правового регулирования деятельности политических партий, ...
Регламентация экстремизма и экстремистской деятельности на международном и национальном уровнях
В данной статье авторы определяют нормативно-правовое регулирование противодействия экстремистской деятельности на международном и национальных уровнях.
Похожие статьи
Проблемы правового регулирования профилактики экстремистской деятельности в Российской Федерации
В данной статье рассматриваются проблемы правового регулирования профилактики экстремистской деятельности в Российской Федерации.
К вопросу о совершенствовании деятельности по борьбе с международным терроризмом
В этой научной работе были рассмотрены основные способы борьбы с международным терроризмом. На основе анализа действий по предотвращению и ликвидации террористических угроз в Российской Федерации. Изучались различные подходы к пониманию понятия между...
Актуальные проблемы правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации и перспективы их преодоления
В статье рассматриваются ключевые спорные моменты правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации, а также перспективные направления их преодоления.
Современное нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности
В статье рассматриваются нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России. Даются предложения для дальнейшего совершенствования нормативно-правовых актов при обеспечении экономической безопасности Российской Фед...
Правовое обеспечение информационной безопасности Республики Казахстан
Статья посвящена правовому обеспечению информационной безопасности в Республике Казахстан. В данной статье рассматриваются приоритетные направления информационно-технических угроз, в том числе борьба с киберпреступностью, а также пути совершенствован...
Правовое регулирование деятельности национального антитеррористического комитета РФ
Статья посвящена проблеме организации противодействия терроризму с царских времён и до наших дней. В ней рассматривается формирование системы противодействия терроризму, формирование нормативно правовой базы, взаимодействие РФ c другими государствами...
Особенности административно-правового регулирования в сфере охраны здоровья граждан
В данной статье автором рассмотрены подходы к организации правового регулирования в области охраны здоровья граждан, реализуемые в Российской Федерации.
Правовое регулирование деятельности политических партий Российской Федерации в условиях внешнего санкционного воздействия
Статья посвящена анализу правового регулирования деятельности политических партий Российской Федерации в условиях внешнего санкционного воздействия. Выявлены проблемы законодательства в сфере правового регулирования деятельности политических партий, ...
Регламентация экстремизма и экстремистской деятельности на международном и национальном уровнях
В данной статье авторы определяют нормативно-правовое регулирование противодействия экстремистской деятельности на международном и национальных уровнях.