Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что терроризм является опасной и острой проблемой нашего времени, решение которой стоит перед всем мировым сообществом. Однако непонятно почему, при наличии множества международных площадок для объединения усилий по борьбе с этим явлением, до сих пор мировое сообщество не смогло прийти к единогласному представлению о том, что такое «терроризм». Так в каждой национальной правовой системе свое понятие терроризма. Не вызывает сомнений, что при появление единого понятия по данному поводу повысит эффективность борьбы с данным явлением во всем мире. На сегодняшний день существует более 100 определений «терроризма», сформулированных как в национальных законодательных актах различных стран, так и в международных правовых актах.
Подобные расхождения в подходах определения терроризма между правовыми источниками различных стран не соответствует уровню угрозы для всего мирового сообщества такого явления как международный терроризм. В первую очередь подобные разногласия вредят процессу урегулирования данной проблемы на различных уровнях международного сотрудничества, так как на практике имеются случаи, когда одни и те же вооруженные формирования одна страна определяет как террористическую организацию, а другая страна — как общественную организацию или «вооруженную оппозицию».
В целях унификации подходов и методов в борьбе с терроризмом необходимо выработать единое научное понятие «терроризма», позволяющее объединить все государства мира в борьбе против этого негативного явления в любых его формах и проявлениях. Наиболее полным и проработанным представляется определение, данное в Договоре о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г., а именно: «противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения», которое целесообразно взять за основу, что не исключает возможности учета в национальных законодательствах отдельных стран всех особенностей, связанных с спецификой исторически сложившейся ситуации и состава этнических и религиозных групп, населяющих то или иное государство.
Терроризм представляет собой одну из наиболее сложных социально — политических проблем современного российского общества. Это связано с многообразием террористических проявлений, неоднородным составом организаций террористической направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально — политическую обстановку в стране. Терроризм связан с политическими, экономическими, духовными и социальными противоречиями, существующими в обществе.
Сегодня масштабы терроризма, его направленность, а также тяжесть последствий представляют высочайшую общественную опасность. В литературе под террором, терроризмом, понимается устрашение насильственными методами противника, то есть конкретного физического лица, исполняющего государственные, политические или другие общественные функции. Федеральный закон «О противодействии терроризму», в статье 3 дает полное определение терроризма, международного терроризма и террористической деятельности. [2]
Как криминальное явление терроризм представляет собой противоправные, уголовно наказуемые деяния, выражающиеся в совершении взрывов, поджогов или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угрозу совершения указанных действий в этих целях.
Одной из криминологических характеристик терроризма является его глобализация, то есть выход на международную арену целого ряда террористических организаций, возрастание масштабности. Об этом ярко свидетельствуют многочисленные факты международной террористической деятельности.
Уникальность явления терроризма состоит в том, что мир впервые столкнулся с врагом, который не ставит перед собой конкретных политических задач, выполнив которые можно добиться спокойствия и процветания. Цель современных террористов — всеобщее разрушение, а средство для ее достижения — физическое уничтожение существующей цивилизации. В статье 205 УК РФ изложена общая цель терроризма, но террористическая деятельность может осуществляться в различных целях: свержения руководства; изменения политического строя, политики государства, навязывания различной идеологии, а также общественных отношений; нарушение территориальной целостности государства; развязывания войны и военных конфликтов.
В настоящее время терроризм стал жесток, с каждым разом увеличивается число человеческих жертв терроризма, усиление жестокости террористов, которые активно используют общественно опасных средства, включая также средства массового поражения.
Терроризм в современном мире технологичен и масштабен. Рост террористической активности, который мы увидели в 2016 году, к сожалению, набирает обороты и в 2017 году. Так в России по данным МВД в период январь — сентябрь 2017 года зарегистрировано 1497 преступлений террористического характера (‑16,6 %) и 1189 преступлений экстремистской направленности (+2,4 %) [4]. За аналогичный период 2016 года было зарегистрировано 1313 преступлений террористического характера и 830 преступлений экстремистской направленности [3]. По данным Генеральной прокуратуры за 2016 год выявлено 2 227 преступлений террористического характера, две трети которых составили факты участия граждан в незаконных вооруженных формированиях, террористических организациях в России и за рубежом [5]. Данные показатели дают возможность говорить об усилении террористической активности. Многие эксперты связывают рост террористической деятельности не с увеличением активности террористов на территории РФ, а с иными причинами, такими как пополнение законодательства, новыми трактовками составов преступлений, а также более эффективную «работу правоохранительных структур, связанную с выявлением фактов участия граждан России и иностранных государств в незаконных вооруженных организациях и террористических формированиях.
Всплеск террористической активности во многих странах мира требует объединенных усилий правоохранительных органов по разработке и осуществлению скоординированных, адекватных и эффективных мер борьбы с этим опасным проявлением, как на национальном, так и на международном уровнях. Назрела объективная необходимость разработки новых, соответствующих сложившимся реалиям, внутригосударственных и международных правил обеспечения безопасности. Сегодня чрезвычайно важно объединить усилия государства и конструктивные силы общества для всестороннего и полного обеспечения конституционных прав граждан на безопасную жизнь. Терроризм имеет глобальный характер, и преодолеть его можно только общими усилиями. Очевидно, что ответ терроризму от международного сообщества должен иметь глобальный, эффективный и долгосрочный характер.
Литература:
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018): «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
- Уголовный кодекс РФ. Официальный текст по состоянию на 27 марта 2016г. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. С. 168.
- Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017): «Собрание законодательства РФ», 13.03.2006, № 11, ст. 1146.
- Статистические данные состояния преступности по данным МВД за период 2016 года — [Электронный ресурс] — Режим доступа URL:http:мвд.рф›upload/site1/document_file/sb_1606.pdf (дата обращения 26.11.17г).
- Статистические данные состояния преступности по данным МВД за период 2017 года — [Электронный ресурс] — Режим доступа URL:https://мвд.рф/folder/101762/item/11341800 (дата обращения 26.11.17г).
- Статистические данные состояния преступности на основании доклада Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я Чайки — [Электронный ресурс] — Режим доступа URL https://genproc.gov.ru/smi/news/news-1186517/ (дата обращения 26.11.17г).