На сегодняшний день в России лишь формируется правовая основа обеспечения национальной безопасности, представляющая собой, по сути, совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленных на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями. Законодательное обеспечение национальной безопасности, было, есть и будет краеугольным камнем в государственном управлении.
Различные аспекты обеспечения национальной безопасности вообще и обеспечения национальной безопасности в частности в последнее время в силу ряда объективных причин находятся в центре внимания руководства страны, стремящегося нейтрализовать явные и скрытые угрозы развития российской государственности правовыми средствами. Об этом явственно свидетельствуют принятые на федеральном уровне Федеральный закон «О безопасности» [1], Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., [2] Концепция национальной безопасности в Российской Федерации. [3] Однако формирование механизма обеспечения национальной безопасности, под которой понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к настоящему времени не завершено.
Конституция России в статье 72 относит обеспечение национальной безопасности к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в то время как обеспечение общественного порядка в соответствии со статьей 132 возлагает также и на органы местного самоуправления. [4]
Позволим себе подробно не останавливаться на различных положениях Концепции национальной безопасности в Российской Федерации, представляющей собой систему взглядов на обеспечение национальной безопасности как части национальной безопасности страны, основополагающий документ стратегического планирования, определяющий государственную политику в сфере обеспечения национальной безопасности. Отсюда она является идеологически политизированным документом, определяющим весьма общие направления совершенствования механизма обеспечения национальной безопасности в стране. Детализировать Концепцию национальной безопасности в Российской Федерации призваны целевые программы (федеральные, региональные, муниципальные и отраслевые), направленные на обеспечение национальной безопасности. Так, например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 утверждена новая редакция Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности». [5]
Вместе с тем, к сожалению, до сих пор остается нерешенным вопрос разработки и принятия Федерального закона «О национальной безопасности». [6] Кроме того, требуются и иные законодательные решения, направленные на предупреждение и борьбу с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом; расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере; создание единой системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики; разработку и использование специальных мер, способствующих снижению уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений. При этом следует присоединиться к точке зрения А. П. Шергина, и несколько перефразируя ученого, отметить, что ни одна из отраслей права не обладает таким мощным потенциалом, как административное право, способное через нормы законов реализовывать защиту национальных ценностей. [7, с. 231] Это обусловлено широтой административно-правового воздействия, распространяющегося на деятельность самых многочисленных субъектов обеспечения национальной безопасности и как ее составляющей — национальной безопасности.
Учреждение в 2000 году института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах повлекло за собой создание в значительной степени унифицированного уровня межрегионального государственного управления в виде семи, а к сегодняшнему дню — девяти федеральных округов. Постановка перед полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах в качестве одной из основных задач — организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых главой государства, представление последнему регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, имело логическим следствием наделение их значимыми контрольно-координационными функциями и правами в отношении федеральных и региональных государственных органов, а также муниципальных властных структур.
Фактически полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах наделены компетенцией по решению широкого круга вопросов обеспечения национальной безопасности, в том числе национальной безопасности, на межрегиональном уровне государственного управления. Непосредственное организационно-правовое сопровождение реализации обозначенных полномочий возложено на соответствующие структурные подразделения аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (заместителей, помощников, департаменты, главных федеральных инспекторов), а также созданный при них консультативно-совещательный орган — Коллегию по вопросам безопасности, представляющую собой некий аналог Совета Безопасности России.
Так, в Северо-Кавказском федеральном округе Коллегия по вопросам безопасности является постоянно действующим координационным органом, возглавляемым полномочным представителем Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе и обеспечивающим плановое взаимодействие субъектов, осуществляющих защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом. [8, с.548] В ее состав входят: заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказком федеральном округе, курирующий вопросы правоохранительных органов, обороны и безопасности; помощники полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе; начальник департамента по вопросам правоохранительной деятельности, обороны и безопасности; руководители окружных (территориальных) органов федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов и военных ведомств, находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа.
В ряде случаев функционируют и иные консультативно-совещательные органы, сферу деятельности которых составляют отдельные вопросы национальной безопасности. Например, в Северо-Кавказском федеральном округе действует Рабочая группа по координации антикоррупционной работы, целью деятельности которой является реализация единого комплекса мер по противодействию коррупции в регионах округа, профилактики коррупционных правонарушений.
Осуществляемые в стране преобразования политического и социально-экономического характера, а также Стратегия национальной безопасности Российской Федерации требуют более эффективной деятельности ОВД в противодействии преступлениям в сфере обеспечения продовольственной безопасности. [9,с. 202]
Вместе с тем, на межрегиональном уровне представляется целесообразным сосредоточить обсуждение всего спектра проблем обеспечения национальной безопасности вообще и национальной безопасности в частности в работе единого консультативно-совещательного органа — Коллегии по вопросам безопасности, что позволит сосредоточить ресурсы разнопланового характера.
Обеспечить действенное осуществление положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации на межрегиональном уровне государственного администрирования позволит выработка Плана мероприятий по ее реализации в федеральном округе, учитывающего специфику субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В нем должны быть четко определены рассматриваемые вопросы, проводимые мероприятия, срок исполнения, ответственные за исполнение. Содержание плана должно быть направлено на нейтрализацию широкого круга угроз национальной безопасности, исходить из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения национальной безопасности, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер. Нейтрализации подлежат не только неблагоприятные последствия, но в первую очередь причины, лежащие в основе угроз национальной безопасности. Не исключено создание межрегиональных (окружных) целевых программ, направленных на обеспечение национальной безопасности.
В заключение подчеркнем, организация обеспечения национальной безопасности как одного из направлений правоохранительной политики необходима в любом обществе и особенно в кризисные периоды его развития, когда разного рода противоречия обостряются настолько, что государство принимает меры превентивного характера, препятствующие перерастанию этих противоречий в антагонистические. Необоснованные приоритеты, политизированные оценки могут формировать информационные предпосылки для последующего принятия необоснованных и неэффективных решений в сфере обеспечения национальной безопасности, а равно неправильного распределения ограниченных ресурсов общества.
Литература:
1. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537) // ИПС «Гарант».
3. Концепция национальной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 г.) // ИПС «Консультант Плюс».
4. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. (с послед. изм. и доп.).
5. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.
6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // ИПС «Консультант Плюс».
7. Шергин А. П. О концепции административной политики // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы международной научно-практической конференции. М.: Московский университет МВД России, 2003. — 231с.
8. Бидова Б. Б. Профилактика национализма и ксенофобии в субъектах Северо-Кавказского федерального округа //Молодой ученый. 2014. № 6 (65). — С. 547–549.
9. Бахаев Л-А. Ш. Субъекты преступлений в продовольственной сфере //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 10. — С. 201–206.