Правовые аспекты вовлечения несовершеннолетних лиц в религиозные объединения | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Опубликовано в Новый юридический вестник №7 (21) июль 2020 г.

Дата публикации: 05.07.2020

Статья просмотрена: 608 раз

Библиографическое описание:

Цветков, И. Г. Правовые аспекты вовлечения несовершеннолетних лиц в религиозные объединения / И. Г. Цветков. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 7 (21). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/174/5445/ (дата обращения: 16.12.2024).



С древнейших времен религия в жизни людей занимала особо важное место. Именно религиозные нормы породили право как регулятор общественных отношений охраняемого государственной властью. С развитием общественных отношений юридические нормы отделились от церковных, и стали регулировать последние по особо важным вопросам общественной жизни. Нередко вступая в противоречия, хотя право того или иного государства строится на основе обычаев и традиций данного общества. Установить границы правовых норм, находящихся на стыке права с обычаями/традициями и религиозными нормами, весьма непросто. Однако в правовом государстве необходимо проводить хотя бы отсылочное разграничение из правовых норм к обычаям/традициям, в частности ст. 28 Конституции РФ закрепляет право каждого человека исповедовать любую религию и действовать в соответствии с ней, при этом религиозные правила поведения человека не регулируются законодательством.

Проводя мониторинг право применения, и изучая общественное отношение граждан к праву, пользуясь различными ресурсами интернета, связанными с юриспруденцией, мы обнаружили возникающие вопросы по регулированию законом различных сторон религиозной жизни. Одними из подобных вопросов, требующих, по нашему мнению, теоретико-юридического осмысления, является вопрос о праве родителей и лиц их, заменяющих к приобщению несовершенно летних лиц к религиозным организациям.

Обращаясь к отечественной истории по изучению интересующего нас вопроса, можно отметить, что из периода Древней Руси нет известных правовых актов, регулирующих данный вопрос. По нашему мнению, этот вопрос, несомненно, регулировался обществом и государством, однако общественный строй Древней Руси был еще не готов воспринять государственное право, как регулятора всех общественных отношений.

Впервые отечественное законодательство начало рассматривать вопросы крещения детей с принятием в 1845 году: Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, утверждённого императором Николаем I 15 августа 1845 года. Данное уложение явилось первым уголовным кодексом в истории России [3, с. 22–25] . Анализируя, в частности, ст. 198, мы пришли к выводу о наличии в данной статье подразумевающейся диспозиции, которая предписывала вместе с другими законодательными актами, родителям и лицам их заменяющих крестить детей в православную веру. Под иными законами, по нашему мнению, стоит понимать указы высшего органа церковно-государственного управления — Святейшего Правительствующего Синода, действовавшего в период с 1721 по 1917 год. А также нормы Свода Законов Российской Империи, впервые изданного в 1832 году. Наши предположения по данному вопросу, подтверждает фрагмент более позднего указа Святейшего Правительствующего Синода от 1885 года (см. ст. 67 гражданского свода, Том X). В указанном источнике Святейший Правительствующий Синод подробно регулировали вопрос привлечения несовершенно летних лиц к религиозным объединениям.

Так же этот вопрос рассматривался и в Своде Законов Российской Империи, в редакциях 1900 года. В частности, в томе десятом, раздела второго — О союзе родителей и детей, и союзе родственном, Главе первой — О детях законных, незаконных, узаконенных и усыновлённых. Отделении первом — О детях законных. Статье 163.

Чуть позже правовые нормы о крещении появились в принятом уголовном уложении от 22 марта 1903 года, в частности, статья 89 [5, с. 250].

Анализируя уголовно-правовые санкции за преступное вовлечение малолетних в религиозные объединения, можно отметить, что законодательство шло по пути либерализации наказания, с течением времени.

Современное Российское законодательство, на уровне основного закона — Конституции РФ, закрепляет принцип светского государства и свобода совести. Гарантируя каждому право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними [1, ст. 14, 28]. В общественном строе Россия является духовным государством, 67 % граждан имеют то или иное религиозное верование[1], при этом 74 % верующих исповедуют православие[2].

Теоретики права отмечают, законодательство в вопросе свободы вероисповедания несовершеннолетних лиц исходит из презумпции единства интересов родителей и детей. [6, с. 19] В ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в ч.3 ст.5 говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих» [2]. Право на свободу вероисповедания несовершенно летних лиц находит также отражение в региональном законодательстве, в силу нахождения семейного права в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов [1, п. К ч.1 ст.72]. Например, статья 16 Закона Ивановской области от 6 мая 1997 г. N 9-ОЗ «О защите прав ребенка».

По нашему мнению, крещение детей, применительно к православной религии является одним из элементов вовлечения несовершеннолетних лиц в религиозное объединение. Анализируя общественные сведения[3], можно заметить, что также осуществляется крещение несовершеннолетних лиц, не имеющих родителей. Что, по нашему мнению, является законным при соблюдении согласия на это несовершеннолетних и несущих за них ответственность лиц.

Стоит отметить, что учет мнения ребенка при несогласии с мнением родителей обязателен лишь с 10 лет, в силу ст. 57 СК РФ. А для соблюдения требования о согласии родителей/лиц их заменяющих, достаточно согласия хотя бы одного лица, даже если их несколько.

Вопрос о вовлечении несовершеннолетних лиц до революции 1917 года решался согласно закону. Все дети православных родителей обязательно должны были быть крещены в православную веру, а дети от смешанных религиозных браков, где один родитель — православный, другой — любого другого, даже христианского вероисповедания, всё равно должны были креститься в православие. Современное российское право основывается на воле родителей. Однако ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» хотя и разделяет религиозные объединения на различные виды, но не применяет к малочисленным и/или ново образуемым религиозным объединениям дополнительных требований по охране прав несовершеннолетних лиц, что, по нашему мнению, необходимо сделать. Поскольку довольно часто такие религиозные объединения являются сектами, представляющими опасность для общества.

Литература:

  1. Конституция Российской федерации;
  2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О свободе совести и о религиозных объединениях»// «Российская газета», N 190, 01.10.1997;
  3. Костин Ю. В. Особенности развития уголовного права Российской империи в XIX в. // История государства и права. 2010. № 7. Стр.: 22–25;
  4. Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода 1867–1900 гг. / 1901 Завьяловъ А. А. Издание книгопродавца И. Л. Тузова;
  5. Новое уголовное уложение, Высочайше утвержденное 22 марта 1903 года. / СПб.: Изд. В. П. Анисимова, 1903–250с.;
  6. А. В. Заряева, В. Д. Малкова «Ювенальное право: учебник для вузов»/ ЗАО Юстицинформ, 2005–320 с.

[1] Данные информационно-аналитического центра «СОВА» от 11 июня 2017 года.

[2] По данным Левады-Центра на ноябрь 2018 года.

[3] Для поиска материалов использовалась православная поисковая система «искомое» www.iskomoe.ru

Основные термины (генерируются автоматически): лицо, объединение, свобода совести, Святейший Правительствующий Синод, Древняя Русь, крещение детей, общественный строй, православная вера, Российская Империя, свобода вероисповедания.

Похожие статьи

Некоторые аспекты правовой регламентации посягательства на религиозные чувства

Правовые отношения и развитие акционерных обществ в современных условиях РФ

Правовой аспект социокультурной политики в отношении лиц с инвалидностью (на примере международного законодательства)

Возрастные аспекты влияния включенности в занятия спортом на социальную адаптацию личности в образовательной среде

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

Процессуальные особенности защиты прав потребителей по внешнеэкономическим сделкам

Механизмы совершенствования норм, предусматривающих ответственность за хищение культурных ценностей

Материально-правовое регулирование и формы правовой унификации в сфере трансграничных банкротств

Правовые последствия неисполнения условий корпоративного соглашения

Международно-правовое регулирование противодействия коррупции в сфере бизнеса

Похожие статьи

Некоторые аспекты правовой регламентации посягательства на религиозные чувства

Правовые отношения и развитие акционерных обществ в современных условиях РФ

Правовой аспект социокультурной политики в отношении лиц с инвалидностью (на примере международного законодательства)

Возрастные аспекты влияния включенности в занятия спортом на социальную адаптацию личности в образовательной среде

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

Процессуальные особенности защиты прав потребителей по внешнеэкономическим сделкам

Механизмы совершенствования норм, предусматривающих ответственность за хищение культурных ценностей

Материально-правовое регулирование и формы правовой унификации в сфере трансграничных банкротств

Правовые последствия неисполнения условий корпоративного соглашения

Международно-правовое регулирование противодействия коррупции в сфере бизнеса

Задать вопрос