Актуальные проблемы жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Административное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (8) январь 2019 г.

Дата публикации: 14.12.2018

Статья просмотрена: 294 раза

Библиографическое описание:

Шевченко О. И., Фатеев С. С. Актуальные проблемы жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей // Новый юридический вестник. — 2019. — №1. — С. 12-16. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/113/3817/ (дата обращения: 21.08.2019).



В статье рассматривается право на жилищное обеспечение военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы. Авторы особое внимание уделяют вопросам компенсации расходов, связанных с оплатой найма жилых помещений. Поднимается вопрос накопительно-ипотечной системы. Статья представляет интерес для преподавателей, аспирантов, соискателей. Материалы могут быть использованы при проведении научно-правовых семинаров в военных вузах.

Ключевые слова: жилищное обеспечение, компенсация, накопительно-ипотечная система, военнослужащие.

В современном мире боевая готовность вооружённых сил любого государства зависит от социального уровня военнослужащих. Исходя из особенностей военной службы эффективность работы (деятельности) военнослужащих связана с реализацией вещественных и нравственных стимулов. Нередко это социальные гарантии, компенсирующие военнослужащим ограничение некоторых прав и свобод. Одно из направлений системы социальной защиты — это реализация социальных гарантий и прав относительно материального обеспечения. Право военнослужащих на государственное материальное обеспечение является составной частью их военно-служебного статуса, вытекает из условий военной службы и призвано удовлетворять их потребности на различные виды довольствия (обеспечения). Материальное обеспечение включает в себя: денежное довольствие, продовольственное, вещевое, жилищное.

В настоящее время существует проблема, связанная с социальным обеспечением военнослужащих. Наиболее остро стоит проблема обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, так как затрагивает множество аспектов жизни современного общества. Жилищное обеспечение это комплекс организационно-правовых мероприятий по реализации прав граждан на жилище. Правовую основужилищного обеспечения военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, составляют Конституция РФ (ст. 40), Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (ст.ст. 15, 15.1), Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (Закон о НИС), иные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, в том числе акты ведомств, в которых предусмотрена военная служба.

Исходя из анализа системы мотивации военнослужащих к службе, можно отметить, что наравне с денежным довольствием предоставление военнослужащим жилья является основным фактором для повышения интереса к военной службе, а также улучшения обстановки с кадрами в армии.

В качестве одного из важнейших социально-экономических прав право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина, в том числе и военнослужащего. Этому праву военнослужащих соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением военнослужащим жилых помещений и пользованием ими этими помещениями. Под жилищным обеспечением военнослужащих понимается комплекс организационно-правовых мероприятий (механизм) по реализации субъективных прав граждан на жилище [1].

Конституция РФ гласит, что право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем [5]. При этом бесплатное обеспечение жильем предоставляется только определенным категориям лиц. Военная служба в Российской Федерации является важной для общества, поэтому законодательно установлены гарантии предоставления жилья военнослужащим. Исследование и выявление проблем в процессе реализации очень значимо, так как имеет теоретическую и практическую ценность. Актуальность также обуславливается увольнением военнослужащих, в связи с организационно-штатными мероприятиями, которых согласно законодательству необходимо обеспечить жильем [6].

Историческая оценка льгот военнослужащих на жилье показала, что в различные исторические периоды юридическое регулирование обеспечения военнослужащих жильем различалось по объёму и содержанию, опиралось на политический или экономический режим страны в разные исторические моменты, принципы формирования войск и военной структуры государства [9].

Во времена Московской Руси и Российской империи жилье военнослужащим не выделялось, но устанавливалось в правах военнослужащих на материальное содержание. До Петра I вопросы материального обеспечения и регулирование положений о прохождении службы осуществлялось главой 7 «О службе всяких ратных людей Московского государства» Соборного Уложения 1649 г. При правлении Петра I сформировалась регулярная российская армия с кадровыми военными, которые постоянно несли службу, возник отдельный юридический институт «квартирного обеспечения (довольствия) войск» [12].

После Великой Октябрьской социалистической революции законы претерпели изменения, а границы их выполнения были определены задачей построения и укрепления государства нового строя [12].

Распад Советского Союза повлек за собой формирование РФ, а Конституция РФ 1993 г. установила гарантированность своим гражданам права на жилище и поощрение со стороны органов государственной власти жилищного строительства [5].

Так, телеканал Звезда на своем сайте сообщает о повышении темпов обеспечения военнослужащих жильем. В 2015 году 4 846 человек получило специализированные помещения, в 2016 году эта цифра выросла 15 % до 5 580. В начале 2017 года новым жильем обзавелись 3 068 военнослужащих из Центрального военного округа (ЦВО).

Особую роль в последнее время играет служебный фонд и процессы его создания. Таким образом, 4 555 квартир отнесли к специализированному жилью в промежуток с 2010 по 2017 год. В этот фонд внесли жилые помещения в новостройках и вторичное жилье [11].

По данным портала Рамблер/Финансы 975 квартир в ЦВО относятся к временному жилью, в которое активно заселяют военнослужащих. Также Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации рассматривает приказы о закреплении к маневренному жилому фонду еще 2 730 квартир [10].

Вместе с тем, в 2015 году увеличен размер компенсации за поднаем жилья. Для расчета размера денежной компенсации, выплачиваемой офицерам и прапорщикам, используется алгоритм, применяемый для государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации в федеральный орган исполнительной власти, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации. Согласно ему, размер компенсации рассчитывается исходя из предельной стоимости найма 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Минтрудом России [8]. Постановлением установлен норматив общей площади жилого помещения, принимаемый в расчете предельного размера денежной компенсации, в размере 18 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека [8].

Размер денежной компенсации различается в зависимости от состава и ведомственной принадлежности военнослужащих. Военнослужащим соответствующих ведомств, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, денежная компенсация (ДК mах) выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определяемых формулой ДК mах = Н∙ПСН, где Н — норматив общей площади жилого помещения, составляющий 24 кв. м. — для одиноко проживающего военнослужащего, 36 кв. м. — на семью из 2 человек, 43 кв. м. — на семью из 3 человек, 12 кв. м. — на каждого члена семьи при её численности 4 человека и более; ПСН — предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв. м. общей площади жилого помещения, устанавливаемая ежегодно Министерством труда и социальной защиты РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2012 г. № 1103.

С учетом реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. № 989 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909» компенсация расходов, связанных с оплатой найма жилых помещений, будет приближена к рыночной стоимости аренды жилья и в среднем по Российской Федерации составит 17,6 тыс. рублей в месяц на одну семью, что позволит компенсировать военнослужащим в среднем более 90 % фактических затрат на наем жилья.

Прежними показатели предельного размера денежной компенсации сохранились только для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих воинские звания солдат, матросов, сержантов и старшин, денежная компенсация выплачивается в размере, не превышающем: в городах. Москве и Санкт-Петербурге — 15 000 руб.; в других городах и районных центрах — 3 600 руб.; в прочих населенных пунктах — 2 700 руб. Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 % в случае, если совместно с военнослужащим проживают 3 и более членов семьи.

По мнению аналитиков положение в одной из областей социального обеспечения военнослужащих является основанием для негативных социальных явлений: военнослужащие, не получившие жилье, несут материальные издержки из-за недостаточного покрытия расходов за поднаем жилья, страдает демографическая ситуация среди офицеров, растет нагрузка на бюджет Министерства обороны РФ.

Существует несколько форм обеспечения военнослужащих жильем:

1) предоставление служебных жилых помещений;

2) предоставление жилых помещений в общежитиях;

3) предоставление жилых помещений, арендованных воинскими частями (организациями, органами военного управления);

4) наем (поднаем) военнослужащими жилых помещений с выплатой денежной компенсации;

5) использование накоплений лицами, участвующими в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих;

6) предоставление жилых помещений по договорам социального найма;

7) предоставление жилых помещений в собственность бесплатно;

8) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;

9) предоставление безвозмездной субсидии для приобретения жилого помещения, подтверждаемой выдачей государственного жилищного сертификата;

10) предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилья.

Таким образом, военнослужащий может получить бесплатное жилье взяв государственный жилищный сертификат либо использовав накопления в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих согласно ФЗ от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих — совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение [7]. Муниципальный жилищный сертификат — свидетельство которое удостоверяет льготу гражданина на субсидию из средств федерального бюджета для улучшения жилищных условий. В настоящее время жилищные сертификаты не выдаются, вместо этого разово выдаются денежные средства для постройки или покупки нового жилья.

В результате замены льготы на выплату денежных средств новое регламентирование не предоставляет права выбирать форму обеспечения жильем, а также освобождает органы исполнительной власти субъектов РФ от обязанности предоставления жилья, которое предполагает выполнение условий в течение трех месяцев [13].

Регламентирование жилищного обеспечения законодательно не позволяет военнослужащим покупать квартиры, у которых жилищная площадь меньше определенной нормы. В случае если средств единой денежной выплаты недостаточно для приобретения жилья с площадью не менее установленной нормы, то военнослужащему необходимо доплачивать из личных средств.

Накопительно-ипотечная система начала действовать с 1 января 2005 г. Каждому военнослужащему, являющемуся участником этой программы, заводится именной накопительный счет. На этот счет каждые три месяца переводятся средства из федерального бюджета. Средства с данного счета можно потратить на приобретение жилья или для погашения ипотечного кредита. Срок после, которого военнослужащий может воспользоваться средствами с накопительного счета, составляет три года службы.

Вышеописанная система несет в себе группу изъянов, затрудняющих реализацию улучшения жилищных условий.

Е. А. Глуховой заметил, что система жилищного обеспечения военнослужащих является устаревшей и требует модернизации. Так, в п. 14 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» содержит следующую норму: «Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих — граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов» [3].

Хотелось бы сказать, что в ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» отсутствует определенная норма, которая защищала бы право военнослужащих — участников накопительно-ипотечной системы на получение их средств при утрате их одной или несколькими управляющими компаниями.

На одном уровне с вышеперечисленной проблемой стоит перечень разрешенных активов инвестирования данных средств. В список разрешенных входят ценные бумаги РФ и её субъектов; облигации организаций, выпускающих ценные бумаги; акции российских и зарубежных эмитентов; российские депозитарные расписки; ипотечные ценные бумаги, которые выпущены в соответствии с законодательством РФ; инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, в соответствии с законодательством РФ; денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях; депозиты в рублях в кредитных организациях; иностранную валюту на счетах в кредитных организациях; депозитные сертификаты; закладные, залогодателями по которым являются участники накопительно-ипотечной системы.

Также проблему создает «замораживание» индексации накоплений.

По состоянию на 2016 год размер одного взноса в накопительно-ипотечной системе составляет 245 880 руб. и находится на уровне 2015 года, 2017 г. — 260 141 руб. В связи с «заморозкой» индексации взноса до 1 января 2017 года, был снижен максимальный размер кредита по программе военной ипотеки до 1900000 руб.

Прекращение индексации взносов может принести участникам накопительно-ипотечной системы неблагоприятные обстоятельства. Для тех, кто уже купил жилье по военной ипотеке, это может отразиться в нарушении графиков платежей по банковским кредитам. Эти графики рассчитываются из прогнозов поступлений средств на счет военнослужащего на весь срок ипотечного кредита с учетом индексации.

Данная цепочка событий влечет за собой нарушение графиков закрытия кредита и формирование у участников ипотечного кредитования долга. И если военнослужащий с выслугой 20 лет хотел уволиться со службы с погашенным кредитом, то у него может сложиться такая проблема, что остаток по кредиту придется погасить самостоятельно или остаться на военной службе, для того чтобы государство продолжило выплачивать средства по кредиту. По прогнозам, данная проблема станет актуальной примерно к началу 2020-х годов, к этому моменту придется закрытие первой волны ипотеки. Для еще не купивших жилье по программе жилищного обеспечения приостановка индексации выразится в начислении меньшего количества денежных средств ко времени, когда их можно будет использовать.

Размер материальной помощи государства военнослужащим не зависит от состава семьи. Неважен размер семьи, количество средств, начисляемых на накопительный счет, одинаково для всех военнослужащих [4].

Исходя из оценки жилищных норм, у государства сложилось такое направление, при котором оно не обеспечивает участников программы в натуральной форме, а начисляет средства для его покупки. Если взять во внимание аспекты реализации права военнослужащих на жилье, нельзя сказать, что правовые нормы жилищного законодательства, которые регулируют обеспечение жильем в денежном эквиваленте, на текущий момент полностью учитывают все потребности. Жилищное обеспечение этим способом является равнозначным способу получения жилья натуральной формой.

Разработанная государственными органами база правовых норм, а также система для удовлетворения прав военнослужащих на жилье выполняет свои задачи, но требует дополнительных организационных и правовых мероприятий в совершенствовании законодательства [9 2]. Учет реальной стоимости жилья в отдельных регионах страны при начислении компенсаций за жилищный сертификат усовершенствует данный механизм. Закрепление норм для защиты участников накопительно-ипотечной системы при утрате средств одной или несколькими управляющими компаниями, утрате в результате инвестирования, а также возобновление индексации взносов.

Литература:

  1. Виноградов Н. А. Советское военно-административное право: Ч. 2. — Москва, 1951. — 144 с.
  2. Воробьев Е. Г. О праве на государственное жилищное обеспечение в избранном месте жительства в связи с увольнением с военной службы // Право в Вооруженных Силах. — 2011. — № 5. — С. 43–54.
  3. Глухов Е. А. Административно-правовые средства предупреждения коррупции в сфере жилищного обеспечения военнослужащих / Дисс....канд. юрид. наук. — Москва: ВУ, 2011.
  4. Заикин А. В. Правовое регулирование ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Дисс.... на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. — Москва, 2007.
  5. Конституция РФ (с поправками от 05 февраля 2014 г.) // СЗ РФ. — 2014. — № 15.– Ст. 1691.
  6. Кудашкин А. В. Жилищная энциклопедия военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей // За права военнослужащих. — Москва, 2009.
  7. О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих: Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2004. — № 34. — Ст. 3532.
  8. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1998. — № 22. — Ст. 2331.
  9. Пчелинцева Л. М. Право на жилище военнослужащих: теоретические аспекты и проблемы реализации: Дис.... докт. юрид. наук. — Москва, 2004.
  10. Рамблер. — Режим доступа: https://finance.rambler.ru/realty/37476757-tempy-obespecheniya-zhilem-voennosluzhaschih-tsvo-za-poslednie-gody-vyros-na-15-protsentov/.
  11. Темпы обеспечения жильем военнослужащих ЦВО за последние годы вырос на 15 процентов. — Режим доступа: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/ 70d185f900578aef7cdc9ca94ad1dea4805f6e5dc99bdf8ceddbbfe52bed2d92. — Дата обращения 30.11.2018.
  12. Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. — Москва: Проспект, 2007.
  13. Тишкин П. И. Реализация права военнослужащих на жилище // Вест. Томск. Гос. ун-та, № 339, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): накопительно-ипотечная система, военная служба, военнослужащий, денежная компенсация, жилое помещение, Российская Федерация, жилищное обеспечение, жилищное обеспечение военнослужащих, общая площадь, жилье.

Ключевые слова

компенсация, военнослужащие, жилищное обеспечение, накопительно-ипотечная система

Похожие статьи

Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями

В данной статье мы подробно разберем варианты приобретения жилой площади военнослужащими, нормы жилищных метров, и прочие детали данной процедуры. Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме...

Особенности развития военной ипотеки в России

Достаточно успешно реализуется программа обеспечения военнослужащих жильем. Правовой основой данной программы является Федеральный закон № 117-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Правовые механизмы поддержки молодых семей органами...

Вопрос обеспечения жильем граждан современной Россий является особо значимой

Однако усовершенствование ипотечного кредитования не могло кардинально решить жилищные

Даже наличие у молодой семьи денежных средств на приобретение жилья не всегда дает...

Невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги...

Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями. военнослужащий, жилое помещение, социальный найм, служебное жилье

нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, к указанным жилым помещениям применять...

Основания предоставления гражданам жилья по договору найма...

Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями. военнослужащий, жилое помещение, социальный найм, служебное жилье, семья, накопительно-ипотечная система, квартира, договор, ведомственное жилье, Российская Федерация.

жилое помещение, Российская Федерация, жилищное...

В соответствии со ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения

Признание членом семьи Линева А. А. необходимо для включения его в список членов семьи на получение денежной выплаты на жилое помещение.

Роль социальной ипотеки в кредитной политике современного банка

− продажа вторичного жилья из государственного социального жилищного фонда по льготной цене в кредит. В основном такая форма предназначена для служащих определенных структур. В 2016 г. госпрограммы субсидирования ипотеки в России развиваются по ряду направлений

Новеллы жилищного законодательства и судебной практики об...

нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, к указанным жилым помещениям применять термин "бывшее общежитие".

Правовая система консультант плюс.

Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями.

Покупательская способность калининградцев в области...

Военная ипотека. Обеспечение жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является одной из актуальных проблем современного российского общества. Предоставляется военнослужащим участникам накопительно-ипотечной системы на...

Похожие статьи

Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями

В данной статье мы подробно разберем варианты приобретения жилой площади военнослужащими, нормы жилищных метров, и прочие детали данной процедуры. Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме...

Особенности развития военной ипотеки в России

Достаточно успешно реализуется программа обеспечения военнослужащих жильем. Правовой основой данной программы является Федеральный закон № 117-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Правовые механизмы поддержки молодых семей органами...

Вопрос обеспечения жильем граждан современной Россий является особо значимой

Однако усовершенствование ипотечного кредитования не могло кардинально решить жилищные

Даже наличие у молодой семьи денежных средств на приобретение жилья не всегда дает...

Невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги...

Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями. военнослужащий, жилое помещение, социальный найм, служебное жилье

нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, к указанным жилым помещениям применять...

Основания предоставления гражданам жилья по договору найма...

Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями. военнослужащий, жилое помещение, социальный найм, служебное жилье, семья, накопительно-ипотечная система, квартира, договор, ведомственное жилье, Российская Федерация.

жилое помещение, Российская Федерация, жилищное...

В соответствии со ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения

Признание членом семьи Линева А. А. необходимо для включения его в список членов семьи на получение денежной выплаты на жилое помещение.

Роль социальной ипотеки в кредитной политике современного банка

− продажа вторичного жилья из государственного социального жилищного фонда по льготной цене в кредит. В основном такая форма предназначена для служащих определенных структур. В 2016 г. госпрограммы субсидирования ипотеки в России развиваются по ряду направлений

Новеллы жилищного законодательства и судебной практики об...

нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, к указанным жилым помещениям применять термин "бывшее общежитие".

Правовая система консультант плюс.

Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями.

Покупательская способность калининградцев в области...

Военная ипотека. Обеспечение жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является одной из актуальных проблем современного российского общества. Предоставляется военнослужащим участникам накопительно-ипотечной системы на...

Задать вопрос