Зарубежный опыт правового регулирования применения информационных технологий в судах общей юрисдикции | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фролов, А. О. Зарубежный опыт правового регулирования применения информационных технологий в судах общей юрисдикции / А. О. Фролов, С. В. Фролова, Н. И. Руднева, М. Н. Придворова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 5 (7). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/106/3644/ (дата обращения: 26.04.2024).



Принципы регулирования отношений по поводу использования информационных технологий при отправлении правосудия закреплены как в международных правовых актах, так и в российском законодательстве.

Применение информационных технологий в судах практически не зависит от особенностей национальной системы права, поэтому использование опыта зарубежного правового регулирования применения информационных технологий при отправлении правосудия является важным элементом законотворчества в этой области.

Особого внимания заслуживает Окинавская хартия глобального информационного общества, регулирующая общие вопросы информационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии представлены в ней как один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века, а также их революционное воздействие, касающееся образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. При этом выделяются следующие ориентиры: разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению; активное использование информационных технологий в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех-граждан; развитие эффективного и значимого механизма защиты личной жизни потребителя при обработке персональных данных, обеспечивая при этом свободный поток информации, а также возможность каждого человека иметь доступ к информационным и коммуникационным сетям.

Стремление к эффективному и доступному правосудию требует сегодня от государства скоординированных усилий по решению основных задач комплексного информационно-аналитического обеспечения судов, органов судейского сообщества с учетом международных стандартов современного правосудия, а также использования единой информационной среды, компьютерных технологий, программных и коммуникационных средств.

Российская Федерация является субъектом международных отношений, в связи с чем, имеется возможность вхождения российских судов общей юрисдикции посредством применения информационных технологий, в международное информационное пространство.

Вступление России в 1996 году в Совет Европы обусловило необходимость формирования системы, которая позволила бы реализовать трансграничный обмен правовой информацией между органами государственной власти, гражданами и юридическими лицами. В этой связи Комитетом экспертов Совета Европы по информационным технологиям и праву был подготовлен проект рекомендации Комитета министров Совета Европы в области обработки, хранения и предоставления правовой информации. Рекомендация охватывает такие аспекты, как формирование государственных электронных реестров, обеспечение пользования базами данных правовых актов и ведение интерактивного судебного заседания. В основе решения этих задач — внедрение и использование Интернет- технологи.

В Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 сентября 1995 года № К (95) И «Комитет министров — государствам — членам относительно отбора, представления и архивации судебных решений в правовых информационно-поисковых системах» указано, что полная осведомленность о практике всех судов является одним из главных условий справедливого применения закона. Компьютерные системы все чаще используются для правовых исследований и растущее число и сложность судебных решений обусловливают все более широкое применение этих новых методов. К таким средствам информации должны иметь доступ широкие общественные слои и в особенности юристы. Для осуществления правосудия крайне важно, чтобы поисковые системы информации о судебной практике являлись объективными и репрезентативными.

Применение новейших информационных технологий в судах общей юрисдикции актуализировало правовые вопросы, связанные с защитой персональных данных.

Конвенция Совета Европы о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера закрепляет, что данные личного характера, подвергающиеся автоматизированной обработке, собираются и обрабатываются на справедливой и законной основе; хранятся для определенных и законных целей и не используются иным образом, несовместимыми с этими целями; являются точными и, когда это необходимо, обновляются; являются адекватными, относящимися к делу и не чрезмерными для целей их хранения.

Неуспешные попытки российского законодателя в наведении порядка в сборе, обработке и распространении персональных данных в России, присоединившейся к указанной Конвенции еще в 2001 году, делали невозможной ее ратификацию.

Подготовка Правительством РФ соответствующего законопроекта и ратификация Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера привели к тому, что в 2006 году был принят Федеральный закон «О персональных данных».

Основополагающие принципы обработки персональных данных и необходимость гармонизации норм-государств участников для обеспечения достаточного уровня защиты основных прав и свобод, провозглашены в Директивах Европейского парламента и Совета Европейского союза от 24 октября 1995 года № 95/46/ЕС о защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободе обозрения такой информации, а также от 12 июля 2002 года № 2002/5 8/Е, касающаяся обработки персональных данных и охраны частной жизни в секторе электронных коммуникаций.

Исходя из зарубежного опыта и требований международных соглашений в области защиты данных, весьма интересным выглядит предложение для отечественной юрисдикции, рассматривать персональные данные в любых нормативных перечнях не в рамках единой категории «конфиденциальная информация», что предполагает единый режим правовой защиты, а подразделять на подкатегории «высокочувствительных», «чувствительных» и «обычных» персональных данных с указанием необходимых условий обработки и использования, мер правовой защиты и организационно-технических мероприятий обеспечения безопасности для каждой подкатегории.

Правовая регламентация общественных отношений, возникающих в сфере использования современных информационно-компьютерных технологий при отправлении правосудия, как в России, так и за рубежом, в большинстве случаев проводится в области гласности, доступности, эффективности правосудия и наиболее наглядно может быть представлена и рассмотрена в рамках общей реформы судопроизводства.

Исследование позитивных моментов в сфере организации судебной деятельности в различных странах, происходит посредством международного сотрудничества и обмена профессиональным опытом между судебными органами.

Например, в США разработаны многочисленные формы прямого сотрудничества между федеральными судьями и судьями штатов, которые устанавливают и прямое сотрудничество судей, принадлежащих к разным юрисдикциям. Позднее указанные правила взяты за образец для международного сотрудничества.

Особое значение в условиях возрастающего взаимного влияния правовых систем приобретает сравнительно-правовой метод, который применительно к юридическому исследованию заключается в сравнении правовых норм, институтов, отраслей и систем.

Действительно, было бы большой ошибкой не использовать при разработке законодательства опыт иностранных правовых систем. Однако, речь должна идти не о копировании зарубежного законодательства, а об учете общемировых тенденций развития конкретного юридического института.

Одним из направлений такого взаимодействия является изучение и восприятие зарубежного опыта в вопросах практического внедрения и использования электронных и компьютерных технологий в оснащении судов.

Обмен международным опытом позволяет сделать огромный шаг в повышении открытости и обеспечении доступности правосудия. Отрабатываются новые технологические решения: как встретить гражданина, как принять заявление, где гражданин должен ждать решение, при этом дела, поступившие в суд, распределяет компьютер. Самое главное, что вся информация доступна для граждан: они знают куда обратиться, как написать заявление, где получить консультацию.

Право на справедливое судебное разбирательство, предусмотренное ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирует доступность правосудия, которая определяется научно-обоснованными нормативами нагрузки судей, разумными сроками рассмотрения и разрешения дел, близостью суда к населению.

При постоянном росте количества рассматриваемых и разрешаемых гражданских и уголовных дел и значительно меньшем темпе увеличения общего количества судей ежегодно возрастает нагрузка на судью.

В сложившихся обстоятельствах невозможно продолжать повышать производительность работы судебной системы только путем ее экстенсивного развития за счет механического увеличения количества судей, следует разрабатывать пути совершенствования эффективности работы каждого судьи, в целом всех сотрудников суда посредством внедрения средств информационных технологий.

Государство в рамках реализации задач по обеспечению прозрачности судебной деятельности и повышению качества правосудия осуществляет финансирование проектов по практическому внедрению и применению в судах общей юрисдикции современных информационных технологий.

Литература:

  1. Шакарян М. С. Проблемы доступности и эффективности правосудия в судах общей юрисдикции // Проблемы доступности и эффективности арбитражного и гражданского судопроизводства. — М., 2001. — С. 62.
  2. Постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 8 февраля 2005 г. № 72 «О концепции Федерального закона «О нормах нагрузки судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппарата судов и государственных служащих Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации». Документ опубликован не был // Справочная правовая система Консультант Плюс
  3. Малешин Д. Я. Методология реформы гласности судопроизводства по гражданским делам // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. — 2005. — № 4. — С. 142.
  4. Власихин В. Виртуальное путешествие российского читателя по американским судам // Российская юстиция. — 2001. — № 3. — С. 60–61.
  5. Несмелов П. В. Проблемные аспекты права на неприкосновенность частной жизни в связи с развитием информационных технологий // «Черные дыры» в российском законодательстве. -2006. — № 1. — С. 156.
Основные термины (генерируются автоматически): личной характер, общая юрисдикция, отправление правосудия, автоматизированная обработка данных, данные, зарубежный опыт, международное сотрудничество, правовая защита, правовая информация, практическое внедрение, решение, Россия, система, суд, судебная деятельность, судья.

Похожие статьи

Внедрение информационных технологий в деятельность судов

правосудие, уголовное судопроизводство, судебная власть, деятельность суда, отправление правосудия, субъект правосудия, Российская Федерация

Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды в пределах своей компетенции решают задачи по...

Проблемы и перспективы развития судов общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции построена так, что судебные территории совпадают с

Одной из особенностей судов общей юрисдикции является то, что они наиболее приближены к населению.

Внедрение в России системы «электронного правосудия» не представляется...

Понятие правосудия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Российская Федерация, суд, качество суда, судебная власть, Конституция РФ, дело, общая юрисдикция, Конституционный Суд РФ

По сути это деятельность органов судебной власти по отправлению правосудия, осуществляемая в форме определенного вида судопроизводства.

Доступность правосудия как гарантия реализации права на...

Россия определяется Конституцией РФ как демократическое правовое социальное государство. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека является обязанностью государства, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Международно-правовые стандарты регулирования...

Международно-правовые стандарты регулирования юридической ответственности судей при отправлении правосудия и их реализация в

Институт юридической ответственности судей при отправлении правосудия является комплексным и состоит из нескольких блоков норм...

Актуальные проблемы эффективности работы электронных сайтов...

Внедрение информационных технологий в деятельность судов.

Система судов общей юрисдикции построена так, что судебные территории совпадают с границами

судебная власть, общая юрисдикция, свобода человека, руководитель судов, судья, суд, гражданин...

К вопросу о международных обязательствах РФ по созданию...

Учет зарубежного и российского исторического опыта, первых результатов экспериментов по специализации отдельных судов свидетельствуют в пользу необходимости специализации судов и создания системы правосудия по делам несовершеннолетних [5, с. 35].

Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции...

Говоря о роли аппарата судов общей юрисдикции в организации деятельности судов необходимо уделить должное внимание ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и иными нормативно...

Осуществление правосудия в современных судебных системах...

Характер, направление деятельности и роль судебной власти позволяют признать, что она

Для многих стран данной модели присуща единая система судов общей юрисдикции

Система общих судов имеет иерархическую трехступенчатую структуру, а в ряде стран и...

Похожие статьи

Внедрение информационных технологий в деятельность судов

правосудие, уголовное судопроизводство, судебная власть, деятельность суда, отправление правосудия, субъект правосудия, Российская Федерация

Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды в пределах своей компетенции решают задачи по...

Проблемы и перспективы развития судов общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции построена так, что судебные территории совпадают с

Одной из особенностей судов общей юрисдикции является то, что они наиболее приближены к населению.

Внедрение в России системы «электронного правосудия» не представляется...

Понятие правосудия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Российская Федерация, суд, качество суда, судебная власть, Конституция РФ, дело, общая юрисдикция, Конституционный Суд РФ

По сути это деятельность органов судебной власти по отправлению правосудия, осуществляемая в форме определенного вида судопроизводства.

Доступность правосудия как гарантия реализации права на...

Россия определяется Конституцией РФ как демократическое правовое социальное государство. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека является обязанностью государства, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Международно-правовые стандарты регулирования...

Международно-правовые стандарты регулирования юридической ответственности судей при отправлении правосудия и их реализация в

Институт юридической ответственности судей при отправлении правосудия является комплексным и состоит из нескольких блоков норм...

Актуальные проблемы эффективности работы электронных сайтов...

Внедрение информационных технологий в деятельность судов.

Система судов общей юрисдикции построена так, что судебные территории совпадают с границами

судебная власть, общая юрисдикция, свобода человека, руководитель судов, судья, суд, гражданин...

К вопросу о международных обязательствах РФ по созданию...

Учет зарубежного и российского исторического опыта, первых результатов экспериментов по специализации отдельных судов свидетельствуют в пользу необходимости специализации судов и создания системы правосудия по делам несовершеннолетних [5, с. 35].

Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции...

Говоря о роли аппарата судов общей юрисдикции в организации деятельности судов необходимо уделить должное внимание ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и иными нормативно...

Осуществление правосудия в современных судебных системах...

Характер, направление деятельности и роль судебной власти позволяют признать, что она

Для многих стран данной модели присуща единая система судов общей юрисдикции

Система общих судов имеет иерархическую трехступенчатую структуру, а в ряде стран и...

Задать вопрос