Зарубежная практика и рекомендации международных статистических организаций в области методологии анализа внешней торговли товарами и услугами
Автор: Учайкина Виктория Владимировна
Рубрика: 17. Внутренняя и внешняя торговля
Опубликовано в
III международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, февраль 2014)
Дата публикации: 30.01.2014
Статья просмотрена: 946 раз
Библиографическое описание:
Учайкина, В. В. Зарубежная практика и рекомендации международных статистических организаций в области методологии анализа внешней торговли товарами и услугами / В. В. Учайкина. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 182-187. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/4925/ (дата обращения: 16.12.2024).
Существенные сдвиги в развитии мировой торговли во второй половине XX века способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации. К числу этих явлений относится так называемый регионализм, то есть соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов. Число таких группировок к концу 2000-х годов по разным оценкам составляло от 80 до 100. По оценке Всемирного банка в рамках таких зон осуществляется около половины мировой торговли.
В настоящее время в мире существует 13 таможенных союзов (табл.1), которые находятся на разных стадиях формирования, имеют разную степень интеграции и различаются по эффективности функционирования интеграционных институтов.
Таблица 1
Региональные торговые соглашения о Таможенном союзе
Соглашение |
Количество членов |
Южноафриканский таможенный союз |
5 |
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива |
6 |
Восточноафриканское сообщество |
3 |
Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки |
6 |
Западноафриканский экономический и валютный союз |
9 |
ЕС — Андорра |
28 |
ЕС — Турция |
28 |
Андское сообщество наций |
4 |
Южноамериканский общий рынок |
4 |
Карибское сообщество и общий рынок |
15 |
Центральноамериканский общий рынок |
5 |
Европейский союз |
27 |
Таможенный союз Россия-Белоруссия-Казахстан |
3 |
Так, например, в Европе функционирует три таможенных союза — между странами Европейского союза, между ЕС и Андоррой, а также между ЕС и Турцией. В развивающемся мире действует девять таможенных союзов: в Латинской Америке их четыре (МЕРКОСУР, АСН, КАРИКОМ и ЦАОР), в Африке их тоже четыре (САКУ, ЕАК, СЕМАК, ВАЕМУ / УЕМОА), один на Ближнем Востоке — ССГПЗ и сравнительно недавно созданный таможенный союз между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Каждый из таможенных союзов во многом является уникальным: по институциональному устройству, сферам и масштабам деятельности, по глубине и характеру выбранной интеграционной стратегии, количеству государств — членов.
В мировой практике имеется лишь один опыт завершения экономического объединения, прошедшего все этапы экономической интеграции — от зоны свободной торговли до экономического и валютного союза, управляемого через механизм наднациональных институтов, — Европейский союз. [3, c.113; 5]
Степень эффективности функционирования созданных союзов отражает объем торговли товарами и услугами между странами (стоимостной и физический), входящими в эти объединения. Поэтому процесс учета торговли играет значительную роль при анализе ее динамики, структуры и направлений развития. Существует два документа, разработанные Статистическим отделом ООН, которые носят рекомендательный характер в области методологии анализа внешней торговли товарами и услугами (рис.1). [1, 2]
Рис.1. Статистические документы ООН
Согласно первому документу рекомендуется, чтобы в отношении всех товаров, охваченных статистикой международной торговли товарами, как проданных, так и обмененных или поставленных без их оплаты, учитывалась их статистическая стоимость в соответствии с определенными правилами.
Основным источником информации для определения статистической стоимости являются данные о таможенной стоимости, определяемые в отношении того или иного товара таможенными органами в соответствии с национальным законодательством и другими соответствующими нормативно-правовыми документами. Главным критерием является стоимость сделки. Рекомендуется, чтобы страны приняли Соглашение Всемирной торговой организации о таможенной оценке в качестве основы для установления стоимости товаров при составлении своей статистики международной торговли (независимо от того, является та или иная страна членом Всемирной торговой организации или нет). Данная рекомендация действует в отношении как импорта, так и экспорта. Соглашение Всемирной торговой организации о таможенной оценке разрешает странам включать в таможенную стоимость или исключать из нее, полностью или частично, следующие компоненты:
a) расходы по транспортировке импортируемых товаров в порт или пункт ввоза;
b) расходы по погрузке, разгрузке и обработке грузов, связанные с транспортировкой импортированных товаров в порт или пункт ввоза;
c) стоимость страхования.
То есть стоимость услуг. Учет услуг рекомендуется осуществлять в соответствии с «Руководством по статистике международной торговли услугами, 2004 год», разработанной ООН.
В качестве базы для стоимостной оценки операций в международной торговле услугами следует использовать рыночные цены. Надлежащим временем учета операций с услугами считается момент их предоставления (то есть момент их оказания или получения). Этот момент может не совпадать со временем осуществления или получения оплаты, которая может быть произведена до или после совершения операции (или одновременно с ней).
В связи с этим операции должны, по возможности, учитываться по методу начисления, а не на кассовой основе. Полученные услуги проводятся как расходы и заносятся в дебет, а предоставленные услуги проводятся как доходы и заносятся в кредит. Учет операций с услугами должен вестись на валовой основе, то есть дебетовые (импорт) и кредитовые (экспорт) операции должны рассчитываться отдельно, а не как их чистое сальдо.
Операции могут совершаться с использованием различных валют, включая национальную валюту поставщика или потребителя услуг. Однако для получения значимых статистических данных составителю статистики необходимо пересчитать все стоимостные показатели операций в единую расчетную единицу. Чаще всего такой единой расчетной единицей становится национальная валюта, что облегчает использование такой статистики в сочетании с другими экономическими статистическими данными по отечественной экономике.
Однако в случае существенного обесценивания этой валюты по отношению к другим валютам, используемым данной страной в своих международных операциях, со временем результатом такого обесценивания может стать рост объема операций в денежном выражении.
Аналогичные последствия наблюдаются, если страна переживает период гиперинфляции. В таких случаях в целях анализа более полезным является выражение всех операций в другой, более стабильной валюте.
Наиболее подходящим валютным курсом для пересчета стоимостных показателей операций из валюты, в которой они были совершены, в валюту, выбранную для составления статистики, считается рыночный валютный курс, действующий на дату совершения операции. Для этого необходимо рассчитывать среднее значение между курсом покупки и курсом продажи валюты, с тем чтобы исключить какую-либо плату за услуги по обмену (обычно определяемые как разность между средним значением и этими курсами). Однако, поскольку составителю статистики фактическое среднее значение валютного курса на момент совершения операции может быть не известно, принятой практикой является использование среднего значения валютного курса за период, по которому рассчитываются статистические данные.
Как отмечалось выше, в мировой практике существует лишь один опыт успешного экономического объединения — это Европейский союз. Поэтому интерес представляет методология анализа внешней торговли товарами и услугами именно в Европейском союзе.
В последние десятилетия таможенное администрирование в ЕС находится в процессе реформирования под влиянием новых тенденций, обусловленных развитием региональной интеграции и глобализацией мировой экономики. Одной из главных целей является упрощение таможенной очистки товаров. Применение упрощенных процедур позволяет ускорить поставку товаров, таким образом, высвобождаются значительные средства, которые раньше использовались на оплату услуг по хранению, транспортировке товаров и перегрузке их в места досмотра, ускоряется поступление в бюджет ЕС взимаемых таможенных пошлин.
Важный вклад в упрощение таможенных формальностей вносит использование унифицированных таможенных документов. Наиболее значимым из них является Единый административный документ (ЕАД), предложенный в 1987 г. международной Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами. В ЕС он введен в 1988 г. ЕАД содержит 54 пункта с информацией о товаре способе его транспортировки, сведения об отправителе и получателе товара, банковские, страховые и налоговые данные. Представляет собой набор однотипных деклараций, заполненных в восьми экземплярах. Каждый из восьми экземпляров ЕАД имеет свой цвет и назначение. В частности, первые три из них обеспечивают выполнение формальностей в стране-экспортере товара, а пять остальных — в стране-импортере товара. К ЕАД прикладываются счет-фактура, сертификат происхождения, а также, (в некоторых случаях) импортный сертификат, документы внешнеторгового контроля. [3, c.121]
Для учета данных о товарообороте во взаимной торговле стран-участниц ЕС была введена система Intrastat.
Система Intrastat была создана в 1993. г, когда в связи с образованием единого рынка стран ЕС был отменен таможенный контроль на внутренних границах стран ЕС. Исчезла возможность составлять статистику на основе таможенных деклараций и возникла необходимость собирать данные от предприятий, непосредственно занимающихся внешней торговлей.
При товарообмене между странами ЕС используются вместо понятий экспорт и импорт соответственно понятия отправка товара и поступление товара (engl. dispatches and arrivals), предприятие является отправителем и получателем товара.
Все страны ЕС собирают данные о товарообмене с другими странами ЕС и странами, не входящими в ЕС. В связи с этим существует две параллельных системы сбора данных (рис.2):
Рис. 2. Системы сбора данных
Intrastat — система сбора данных о товарообмене со странами ЕС. Extrastat — система сбора данных о товарообмене со странами, не входящими в ЕС. Данные Extrastat основываются на таможенных декларациях и предприятия не должны представлять Департаменту статистики дополнительных данных о товарообмене со странами, не входящими в ЕС. Внешнеторговая статистика составляется на основе отчетов Intrastat и данных, полученных по системе Extrastat. Extrastat и Intrastat основываются на постановлениях ЕС, которые действительны во всех странах ЕС. [4, c.5]
Отчеты Intrastat являются основой для составления внешнеторговой статистики. Внешнеторговая статистика необходима для принятия решений, как в государственном, так и в частном секторе и это на всемирном уровне, на уровне Европейского Союза, на уровне отдельной страны ЕС и на уровне отдельного предприятия. Национальный департамент статистики регулярно отправляет данные по внешней торговле таким международным организациям как Организация Объединенных Наций (ООН), Международный Валютный Фонд, Всемирная Торговая Организация и многим другим специализированным ассоциациям и союзам. На уровне ЕС данные Intrastat необходимы для наблюдения за внутренним рынком ЕС, экономикой и единой денежной единицей евро, при ведении политических и торговых переговоров.
Такие отчеты обязаны предоставлять предприятия, которые определяются на основе статистических порогов. Статистический порог вычисляется на основе данных по внешней торговле за предыдущий год. При расчете порогов обороты при отправке и поступлении товара рассматриваются отдельно. Отчет представляется только в том случае, если оборот превысил статистический порог при отправке товара в страны ЕС или при поступлении товара из стран ЕС. Так, например, по данным Департамента статистики Эстонии в 2012 году статистический порог в Эстонии при отправке товара составляет 100 000 евро, а при поступлении товара — 140 000 евро. В Чехии — если оборот (отправленные и полученные товары) превышает 8 млн.крон (307 000 евро) [6].
Отчет могут представлять:
- сами предприятия или их подразделения;
- головные предприятия (могут располагаться за границей);
- представители предприятий (например, таможенные маклеры, декларанты, бухгалтерские фирмы).
Если предприятиям удобнее вместо общего отчета представлять отчеты отдельно по филиалам и подразделениям, оно может это делать, предварительно согласовав с Департаментом статистики контактные данные отчитывающихся подразделений. Если отчет Intrastat за предприятие представляет другое физическое или юридическое лицо (декларант), то желательно, чтобы декларант послал статистический отчет и подотчетному предприятию для проверки достоверности данных и ответа на вопросы Департамента статистики. За верность представленных данных отвечает в любом случае само предприятие, обязанное представлять отчет. Касательно контроля данных со стороны органов власти, то в соответствии с Регламентом (ЕС) № 638/2004 Европейского Парламента и Совета от 31 марта 2004 года «О статистике Сообщества, относящиеся к торговле товарами между государствами-членами» каждое государство определяет национальный орган, ответственный за контроль достоверности данных, предоставляемых предприятиями по системе Intrastat, самостоятельно.
Интерес представляет определение статистической стоимости товарооборота в данной системе. Статистическая стоимость — стоимость товара на границе государства.
При отправке товара указывается цена FOB-типа и трёхзначный буквенный код использованной валюты. Цена FOB-типа — включает стоимость товара и расходы по доставке товара до границы страны, отправившей товар, независимо от того, кто осуществляет перевозку товара (продавец, покупатель, транспортная фирма). (табл.2)
При поступлении товара указывается цена CIF-типа и трёхзначный буквенный код использованной валюты. Цена CIF-типа включает стоимость товара и расходы по страхованию и транспортировке товара до границы страны, получившей товар, независимо от того, кто осуществляет перевозку товара (продавец, покупатель, транспортная фирма). Статистическую стоимость можно указывать как в валюте, так и в национальной валюте государства и в целых числах. При переводе валюты в национальную валюту используется установленный Национальным Банком средний курс валюты за отчётный месяц, курс валюты на последний день предотчётного месяца или курс, используемый в бухгалтерском учете. Заполнение данной графы является обязательным только для крупных предприятий или в случае отсутствия счета-фактуры. (табл.2) [4, c.19]
Таблица 2
Расчет статистической стоимости, исходя из условий поставок (упрощение)
Условие поставки |
Отправка товара |
Поступление товара |
EXW, FCA |
Счёт-фактура + Транспортные расходы в стране отправления + Расходы по страхованию |
Счёт-фактура + Транспортные расходы за пределами страны отправления + Расходы по страхованию за пределами страны отправления |
FAS, FOB |
Счёт-фактура |
Счёт-фактура + Транспортные расходы за пределами страны отправления + Расходы по страхованию за пределами страны отправления |
CFR |
Счёт-фактура — Транспортные расходы за пределами страны отправления |
Счёт-фактура + Расходы по страхованию за пределами страны отправления |
CIF |
Счёт-фактура — Транспортные расходы за пределами страны отправления — Расходы по страхованию за пределами страны отправления |
Счёт-фактура |
CPT |
Счёт-фактура — Транспортные расходы за пределами страны отправления — Расходы по страхованию за пределами страны отправления |
Счёт-фактура + Расходы по страхованию за пределами страны отправления —Транспортные расходы в стране отправления |
CIP |
Счёт-фактура — Транспортные расходы за пределами страны отправления — Расходы по страхованию за пределами страны отправления |
Счёт-фактура —Транспортные расходы в стране отправления —Расходы по страхованию в стране отправления |
DAP (ранее — DAF) (границей является государственная граница экспортирующей страны) |
Счёт-фактура |
Счёт-фактура + Транспортные расходы за пределами страны отправления + Расходы по страхованию за пределами страны отправления |
DAP (ранее — DAF) (границей является государственная граница импортирующей страны) |
Счёт-фактура — Транспортные расходы за пределами страны отправления — Расходы по страхованию за пределами страны отправления |
Счёт-фактура |
DAT, DAP (ранее — DEQ, DES) |
Счёт-фактура — Транспортные расходы за пределами страны отправления — Расходы по страхованию за пределами страны отправления |
Счёт-фактура |
DAT (ранее — DDU) |
Счёт-фактура — Транспортные расходы за пределами страны отправления — Расходы по страхованию за пределами страны отправления |
Счёт-фактура —Транспортные расходы в стране отправления —Расходы по страхованию в стране отправления |
DDP |
Счёт-фактура — Транспортные расходы за пределами страны отправления — Расходы по страхованию за пределами страны отправления —Таможенные пошлины |
Счёт-фактура —Транспортные расходы в стране отправления —Расходы по страхованию в стране отправления —Таможенные пошлины |
С учетом изложенного можно сформулировать вывод о том, что в мире существует достаточное количество Таможенных союзов, но практически не существует отработанной методики учета перемещаемых товаров между странами-членами таковых союзов и оценки эффективности внешнеэкономической деятельности внутри союзов. В созданном, при участии нашей страны Таможенном союзе целесообразно перенять опыт Европейского союза, по причине его успешного функционирования. Имеет смысл разработать и ввести в действие некую систему учета перемещаемых товаров, подобную Extra- и Intrastat, которая будет обязательна для всех стран-участниц, пересмотреть и дополнить Единую методологию Таможенного союза более подходящими определениями и понятиями в части экспорта и импорта товаров во взаимной торговле. Кроме того, благодаря единой методике учета товаров удастся избежать ошибок, получаемых в результате «зеркальной» статистики, которые существуют в настоящий момент.
Литература:
1. «Статистика международной торговли товарами концепции и определения, 2010 год». Статистические документы серия М № 52 — ООН Нью-Йорк — 2011. — 141 с.
2. «Руководство по статистике международной торговли услугами, 2004 год». Статистические документы серия М № 86 — ООН Нью-Йорк — 2004. — 213 с.
3. Глазьев С. Ю. «Регулирование внешней торговли Таможенного союза ЕврАзЭС». — Учебник. М.: «Проспект» — 2011. — 317 с.
4. Справочник 2009. Вспомогательный материал для заполнения отчета Intrastat. — Таллин, 2009. — 49 с.
5. Официальный сайт Электронного журнала «Геополитика» [Электрон.ресурс]: Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://www.geopolitics.ru.
6. Официальный сайт информационного портала «Бухгалтерское обслуживание в Чехии» Электрон.ресурс]: Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://www.balans.cz/financial-news/108-intrastat.html.