Художественный мир новеллистики Бернарда Маламуда | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Художественная литература

Опубликовано в Филология и лингвистика №2 (14) июль 2020 г.

Дата публикации: 13.05.2020

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Алимова, Н. Х. Художественный мир новеллистики Бернарда Маламуда / Н. Х. Алимова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2020. — № 2 (14). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/173/5052/ (дата обращения: 08.05.2024).



Ключевые слова: художественный мир, культура, мультикультурализм, идентичность, национальная модель общества, модель мира, метатекст, проблема, тематика, характер

Бернард Маламуд (1914– 1986) — яркий представитель восьмидесятых годов прошлого столетия, творчество которого стало неотъемлемой частью мультикультуры не только американского литературного пространства, но и мирового. Американский классик родился в семье иммигрантов из России. Окончил школу имени Эразма в Бруклине и Колумбийский университет. Был членом Американской Академии искусств и наук. В 1940-е годы преподавал в вечерней школе, в 1949 занял должность в университете штата Орегон, в 1961 стал преподавателем Беннингтонского колледжа (шт. Вермонт), где проработал более 20 лет. Маламуд одним из первых стал писать о своих соотечественниках, американцах первого поколения, он дважды был награжден Национальной премией по литературе: за «Волшебный бочонок» в 1959 году и за роман «Мастеровой» в 1967 году.

Мультикультура — универсализация национальных культур, равноценное сосуществование национального и мирового в рамках единого пространства. «Мультикультурализм, идущий рука об руку с мифами разнообразия и различия, является многосторонней проблемой, которая имеет выходы в социально-политические, культурные, образовательные эпистемологические сферы жизни социума» [3, с.92].

Мультикультурализм — одно из проявлений актуализации культурных взаимодействий, характеризующих важнейший сдвиг в мировой культуре постсовременности. Исследователи феномена мультикультурализма представляют современную модель мира, так Н. А. Высоцкая считает, что «какой бы системы координат ни придерживаться, невозможно отрицать роль межплеменных — межэтнических — межнациональных контактов в становлении того, что мы называем культурой, на всех этапах развития человечества. Письменная литература играет тут особую роль ввиду ее способности к относительно простому «переселению» из одного культурного контекста в другой» [1, c.310].

Исследователь М. В.Тлостанова считает: «Мультикультурализм и связанная с ним модель общества разнообразия, а именно так предпочитает представлять себя Северная Америка сегодня, кардинально изменили лицо страны и оказали сильнейшее влияние, как на современную литературу США, так и на меняющиеся представления о национальном каноне и традиции, … освобождая и давая голос, мультикультурализм все равно требует взамен от интеллектуала, которому дается билет в свободное общество, соответствия определенным правилам, как и во времена «плавильного котла» [5, c.6].

По существу, восьмидесятые годы были десятилетием едва уловимого распространяющегося стресса в американском социуме. В фокусе внимания писателей — одиночество героев, скрывающейся под маской благополучия, где в погоне за успехом и материальной независимостью терпят крах. Некоторые писатели пошли дальше и стали описывать тех, кто сознательно противопоставил себя обществу. Художественная проза Бернарда Маламуда представляет собой яркий и достойный вклад в историю американской литературы, для которого характерны юмор, повышенное внимание к вопросам этики и морали и описание различных этнических общин Старого и Нового Света.

Наследие Маламуда составляют множество романов и рассказов морально-этического и философского аспекта. Маламуд является мастером малого литературного жанра, написавшим множество рассказов, ему удалось лучше других родившихся в Америке писателей передать прошлую и настоящую жизнь, придавая ей реальные и сюрреалистические черты и соединяя факты с вымыслом.

Прозу Маламуда часто сравнивают с книгами С.Беллоу и Ф.Рота в центре творчества, которых — самосознание и отчуждение американцев. Соединив поэтику реализма и мифа, Маламуд изображал жизнь лавочников, портных, дворников, уборщиц и прочих униженных, которые придавлены бедностью и собственными слабостями, но сохранившие мужество перед лицом невзгод, а изредка и побеждают судьбу благодаря терпению и спасительной иронии. В художественной вселенной Маламуда быть «маленьким» значит не просто быть человеком, которого терзают собственные недостатки и преследует внешний мир, но для которого не закрыты пути к спасению — если не себя самого, то хотя бы своих детей.

Творчество Маламуда связано с проблемами, общими для мировой литературы: проблемой Другого, ответственности за свои поступки, слова, своих близких (новеллы «Серебряный венец», «Гнев Господень», «Живым надо жить»). В его блистательных рассказах, находившихся под запретом в советское время, органично сочетаются реализм и гротеск, юмор и грусть, лиризм и ирония — все то, что придает его героям, отнюдь не избалованным судьбой, неповторимый колорит и обаяние.

Специфический аспект действительности произведений Маламуда, осмысляемый в системе социокультурной проблематики, устойчивые общественные отношения, условия и образ жизни той или иной части общества, сложившиеся в сфере массового, обыденного сознания мнения, привычки, организация быта, основной признак которой — акцент на устойчивые, сложившиеся, повторяющиеся черты бытия и сознания людей, где определяющим является не динамика, а статика жизни. Второй существенный признак произведений — осмысление свойств и качеств, характерные для очень широкой группы людей, в контексте анализа состояние среды, множества, а не индивидуальная неповторимость отдельной личности.

В художественном мире рассказов Маламуда отчетливо присутствует «психологическое изображение явлений как особый тип образности, основанный на исследовании и показе внутреннего состояния человека» [2]. Его произведения обладают внутренним единством, представляя собой цельный метатекст, поэтому и создаваемые им художественные миры накладываются друг на друга, обнаруживая при этом сходные черты. Творчество писателя откликается на самые трепещущие проблемы современности. Под его пристальным взглядом изменившаяся в контексте нового времени, психология человека в общественном бытие, в отношении его к работе, себе, коренным событиям современности. В силу поднимаемых автором проблем философского и духовно-нравственного характера требует от читателя гораздо большей степени соучастия и сопереживания, чем просто пассивное восприятие прочитанного.

Новеллистика Маламуда, создаваемый им художественный мир, представляет интерес с точки зрения отражения жизненных ориентиров; а также умения воплощать в прозе осмысленные явления, вещи, изображать время и героя, значимые события и процессы современной действительности. «Мир произведения — это художественно освоенная и преображенная реальность» [6, с.34]. Художественный мир произведения — это своеобразный синтез самовыражения новеллиста и перевоплощенная им современная картина мира, функционирующая в пределах текстового пространства. Изображенный мир в художественном произведении — подобная реальному миру картина действительности, которую рисует писатель: люди, вещи, природа, поступки, переживания и т. п. «Художественное произведение, будучи системой конкретных образов, создает образ целого мира, художественный мир, осознанно воспринимаемый как иной мир, отличный от реального, но представляющий и замещающий либо объективность бытия, либо представления сознания об объективном бытии» [4, c.49]

Художественный мир прозы Маламуда представляет собой единый, цельный мир, организованный по строго определенным законам. Мы прослеживаем бытийные координаты, ценностную шкалу, свойства и особенности с учетом особенностей жанра. Писатель находится в постоянном поиске сюжетов и образов, стремится обнаружить в окружающей действительности типы людей, черты которых затем воссоздает в произведениях. Авторская концепция такова — «начальный» персонаж отличается, от «конечного». В каждой новелле наблюдается динамика характеров, которые постепенно меняются, эволюционируют. В прозе Маламуда нет совершенных героев, они не наделены какими-то идеальными чертами; это простые люди, которые находятся в обычных условиях жизни, они взяты из действительности, что позволяет говорить о реализме прозы американского писателя.

Литература:

  1. Высоцкая Н. А. От «универсума» к «плюриверсуму»: смена культурной парадигмы в США [Текст] / Н. А. Высоцкая // Американский характер. Очерки культуры США. Традиции в культуре. М., 1998.
  2. Камилова С. Э. Проблема личности в современном рассказе (на материале русских и узбекских рассказов) // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 11–12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-lichnosti-v-sovremenno rasskaze-na-materiale-russkih-i-uzbekskih-rasskazov (дата обращения: 24.03.2020).
  3. Некрасов С. И., Некрасова Н. А., Платошина В. В. Американский мультикультурализм. М., 2011
  4. Рыбальченко Т. Л. Анализ художественного текста. М., 2020
  5. Тлостанова, М. В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века [Текст] / М. В. Тлостанова. М., 2000
  6. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002
Основные термины (генерируются автоматически): художественный мир, художественное произведение.

Похожие статьи

Основные характеристики художественной картины мира...

Как соотносятся художественная картина мира, индивидуальная картина мира и язык?

Только в таком случае созданное творцом произведение имеет коммуникативную и художественную значимость для адресата.

Художественное познание мира и творческий поиск...

Без глубокого познания мира невозможно создать художественное произведение. Без таланта писатель как семя на неоплодотворенной почве. Для совершенствования таланта нужны творческий подъем и бесконечный поиск.

произведение, художественный образ, авторский замысел...

художественный образ, образ, художественное произведение, окружающая действительность, средство, сознание человека, синтаксический параллелизм, литературное произведение, авторская транскрипция, Борисов.

Художественный мир Ф. Искандера | Статья в журнале...

Художественный мир его прозы не просто связан, но почти весь умещается в Абхазии.

Его художественные произведения органично вобрали в себя искрометный и добрый юмор Н. В. Гоголя, саркастическую сатиру М. Салтыкова-Щедрина и М. Булгакова, «смех сквозь слезы» М...

Отражение личности автора в художественном произведении

Художественное произведение есть частный случай субъективного отражения объективной реальности. Мышление — процесс отражения объективного мира субъективно по своей сути. В художественном мышлении непрямой характер отражения наиболее очевиден.

художественное восприятие, произведение искусства...

Восприятие художественной литературы дошкольников. литературное произведение, художественная литература, ребенок, произведение, окружающий мир, литературный опыт, разновидность синтеза, синтезирующая тенденция, творческое восприятие, художественное...

Мир художественного произведения, связанный с миром...

В художественном произведении онимы реализуют свою узуальную семантику и в соответствии с ней выполняют основную триединую номинативно-выделительно-дифференцирующую функцию и ряд дополнительных к ней [см. об этом: 6, с.16].

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина...

Интерес к художественному хронотопу был вызван стремлением литературоведов понять, “каков тот мир, в который погружает нас произведение искусства, каково его время

Иначе говоря, художественное время — это форма бытия художественного мира [10, с. 14].

Значение языковой природы художественного образа в литературе

При переводе художественного произведения интерпретатору необходимо воссоздать мир, творимый художником, увидеть всё, что лежит на поверхности произведения и в его глубине. Из определения искусства как мышления образами, можно сделать вывод...

литературное произведение, художественная литература...

Ключевые слова: книга, художественный текст, иллюстрация, изобразительное искусство, восприятие. литературное произведение, художественная литература, ребенок, произведение, окружающий мир, литературный опыт, разновидность синтеза, синтезирующая...

Похожие статьи

Основные характеристики художественной картины мира...

Как соотносятся художественная картина мира, индивидуальная картина мира и язык?

Только в таком случае созданное творцом произведение имеет коммуникативную и художественную значимость для адресата.

Художественное познание мира и творческий поиск...

Без глубокого познания мира невозможно создать художественное произведение. Без таланта писатель как семя на неоплодотворенной почве. Для совершенствования таланта нужны творческий подъем и бесконечный поиск.

произведение, художественный образ, авторский замысел...

художественный образ, образ, художественное произведение, окружающая действительность, средство, сознание человека, синтаксический параллелизм, литературное произведение, авторская транскрипция, Борисов.

Художественный мир Ф. Искандера | Статья в журнале...

Художественный мир его прозы не просто связан, но почти весь умещается в Абхазии.

Его художественные произведения органично вобрали в себя искрометный и добрый юмор Н. В. Гоголя, саркастическую сатиру М. Салтыкова-Щедрина и М. Булгакова, «смех сквозь слезы» М...

Отражение личности автора в художественном произведении

Художественное произведение есть частный случай субъективного отражения объективной реальности. Мышление — процесс отражения объективного мира субъективно по своей сути. В художественном мышлении непрямой характер отражения наиболее очевиден.

художественное восприятие, произведение искусства...

Восприятие художественной литературы дошкольников. литературное произведение, художественная литература, ребенок, произведение, окружающий мир, литературный опыт, разновидность синтеза, синтезирующая тенденция, творческое восприятие, художественное...

Мир художественного произведения, связанный с миром...

В художественном произведении онимы реализуют свою узуальную семантику и в соответствии с ней выполняют основную триединую номинативно-выделительно-дифференцирующую функцию и ряд дополнительных к ней [см. об этом: 6, с.16].

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина...

Интерес к художественному хронотопу был вызван стремлением литературоведов понять, “каков тот мир, в который погружает нас произведение искусства, каково его время

Иначе говоря, художественное время — это форма бытия художественного мира [10, с. 14].

Значение языковой природы художественного образа в литературе

При переводе художественного произведения интерпретатору необходимо воссоздать мир, творимый художником, увидеть всё, что лежит на поверхности произведения и в его глубине. Из определения искусства как мышления образами, можно сделать вывод...

литературное произведение, художественная литература...

Ключевые слова: книга, художественный текст, иллюстрация, изобразительное искусство, восприятие. литературное произведение, художественная литература, ребенок, произведение, окружающий мир, литературный опыт, разновидность синтеза, синтезирующая...

Задать вопрос