Отражение личности автора в художественном произведении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 12.05.2018

Статья просмотрена: 298 раз

Библиографическое описание:

Айдархан А. А. Отражение личности автора в художественном произведении // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 391-393. — URL https://moluch.ru/archive/205/50213/ (дата обращения: 23.02.2019).



В данной статье рассмотрены различные теоретические подходы к проблеме отражения психологических характеристик автора в художественном произведении и некоторые психологические аспекты формирования образа автора посредством контакта с произведение, им созданным.

Ключевые слова: образ автора, авторская модальность, языковая личность, трансляция смыслов, художественная модель мира.

In this article different theoretical approaches to the problem of reflection of author’s psychological characteristics in art work are examined. Some psychological aspects of forming author’s image through contact with his art work are examined.

Key words: author’s image, author’s modality, lingual personality, translation of meanings, artistic model of the world.

Искусство обладает огромным формирующим потенциалом по отношению к ценностной сфере личности. Восприятие объектов художественной литературы актуализирует нравственные и эстетические ценности личности. Идеи, отраженные в образной художественной форме, находят отклик в индивидуальном сознании. Художественная культура играет роль катализатора личных смыслов для воспринимающего. Это уникальное по своей мощи воздействие является опосредованной личностью автора.

Проблема отражения личности автора в художественном произведении обсуждается учеными в рамках эстетики, психологии искусства, филологии и философии. Решению этой проблемы посвящали свои труды такие ученые, как З.Фрейд, К.Юнг, М. М. Бахтин, М. С. Коган, Ч.Ломброзо, У.Эко и многие другие. Важная теоретическая идея, получившая название «гипотеза Геннекена», состоит в том, что произведения авторов, близкие нам по своим психологическим характеристикам, оцениваются выше, чем произведения тех авторов, чьи психологические характеристики кардинально противоположны нашим собственным [1, с.63]. Эта идея рассмотрена Э.Геннекеном в работе «La critique scientifique» изданной, во Франции в 1888 г. («Опыт построения научной критики» — 1892 г.). Хотя эмпирической проверки гипотезы осуществлено не было ни самим ученым, ни его последователями, в дальнейшем она разрабатывалась в теоретических исследованиях таких ученых как Н. А. Рубакин (1977 г.), М. Е. Бурно (1989 г.), В. П. Белянин (2006 г.) и др.

Еще один важнейший теоретический аспект изучения отражения личности автора в произведении художественной культуры связана с рассмотрением произведения как способа трансляции смыслов. В этом направлении работали следующие ученые: М. М. Бахтин, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев. Процесс восприятия художественного произведения является процессом опосредованной коммуникации. В процессе восприятия, например, фильма зритель осуществляет распознание визуальной информации для дальнейшей обработки информации смысловой, и последующей на нее реакции. По сути, речь идет о решении коммуникативной задачи — угадывании мысли творца и ее оценке. В процессе просмотра фильма происходит смысловое восприятие зрителем информации заключенной в художественном тексте. Можно говорить о реализации процесса опосредованного общения, взаимодействии с автором произведения художественной культуры. Восприятие произведения искусства есть активное взаимодействие между коммуникатором и реципиентом. Г. М. Андреева охарактеризовала процесс общения через 3 составляющих: коммуникативную, интерактивную и перцептивную [2, с.52]. В первую очередь остановимся на том, что процесс восприятия произведения искусства может быть рассмотрен исключительно как опосредованное общение с автором. Таким образом, характеристика интерактивности к нему не применима. Оставшиеся две характеристики процесса общения релевантны для рассмотрения нами случая. Коммуникативная сторона подразумевает обмен информацией между участниками коммуникации, перцептивная включает восприятие и познание друг друга.

Следует разграничить автора как реальную историческую личность и автора как действующего субъекта художественной коммуникации. Так как в художественном произведении не может быть отражена личность автора во всей ее полноте, нас интересует автор как носитель идейной концепции художественного произведения.

Художественное произведение есть частный случай субъективного отражения объективной реальности. Мышление — процесс отражения объективного мира субъективно по своей сути. В художественном мышлении непрямой характер отражения наиболее очевиден. Сама ценность художественного отражения связана с уникальностью личности творца. Выбор объекта, на котором автор фокусирует свое внимание, уже рождается из субъективного личностного взгляда на мир. Любое произведение искусства есть единство отраженной реальности и индивидуального отношения к ней, выраженного в образной форме.

В художественных нарративных произведениях сюжет — это одна из форм выражения авторской концепции действительности, реализация личных представлений о динамике жизненных процессов. Авторская концепция бытия находит свое выражение в характере сочетания событийного сюжетного ряда и внутриличностного сюжетного ряда. Понятие автор может быть охарактеризовано и через языковые единицы, являющиеся доминантными элементами сюжета и композиции, которые занимают, как правило, «сильные» позиции повествования: эпиграф, начало, конец, опорные точки композиции. В художественном нарративе авторская позиция может быть проявлена и через так называемые авторские отступления, такие как эпиграфы и послесловия.

Искусство, в отличие от других видов общественного сознания, оперирует не понятиями, а образами, которые в своей конкретной единичности несут некое обобщение. Образ по сравнению с понятием обладает большей наглядностью. Ему свойственна большая убедительность. В основе художественности лежит образность. Именно благодаря своей образности художественные произведения обретают эстетическую ценность. С помощью художественных образов автор выражает свою оценку жизненных явлений. Произведение искусства стремится утвердить в сознании воспринимающего определенную систему ценностей.

Традиционно в науке обсуждается функция самовыражения в творческой деятельности. Необходимо отметить, что можно говорить не только самовыражении автора, но и самовыражении воспринимающего. Не только личность автора может находить выражение в произведении. Воспринимая произведение, которое входит в резонанс с нашей личностью, мы способны отождествить себя с автором и, ссылаясь на него, выражать собственную позицию. Люди традиционно иллюстрируют свое состояние или позицию по отношению к различным объектам действительности, ссылаясь на картины, фильмы, фотографии, строки.

В 30-е годы ХХ века В. В. Виноградов сконцентрировал свое внимание на разработке понятия «образ автора» в художественной литературе [3, с.198]. Построение образа автора на основе восприятия художественного произведения — двунаправленный процесс, построенный на коммуникации двух сторон. С одной стороны, образ автора в произведении создается на основе структуры объекта, созданного конкретной личность, с другой — сотворен он может быть только тем, кто к данному произведению обратился, так как находится в области восприятия. Образ автора — центральное понятие теории художественной речи В. В. Виноградова, который рассматривал его в первую очередь в языковом выражении. Виноградов определял образ автора следующим образом: «Индивидуальная словесно-речевая структура, пронизывающая строй художественного произведения и определяющая взаимосвязь, и взаимодействие его элементов.

В. Б. Китаев отмечал, что видеть возможность только лингвистического описания образа автора литературного текста было бы неверно. По его мнению, человеческая сущность автора сказывается в элементах, которые, будучи выраженными через язык, языковыми не являются. Виноградов же полагал, что образ автора следует искать в принципах и законах словесно-художественного построения, однако образ автора, его послание в большей степени интуитивно угадывается, чем простраивается на основе материально представленных знаков. Виноградов определял «образ автора» как выражение личности художника в его творении. «Образ автора — центр, фокус, в котором скрещиваются и объединяются, синтезируются все стилистические приемы произведений искусства».

Б. О. Корман представляет системный подход к проблеме авторства [4, с.4]. Корман понимает автора как субъект — «носитель сознания», выражением которого является все произведение или совокупность произведений. Автор в понимании Кормана отделяется от автора как реального человека. Б. О. Корман ввел понятие «субъективной организации» — систему субъектно-объектных отношений, которыми автор опосредован, субъект — тот, чье сознание выражено в тексте, объект — то, на что направлено сознание субъекта. Тот, чье сознание выражено в тексте, является субъектом сознания, тот, от лица которого ведется речь, является субъектом речи. С субъектами речи соотносится формально-субъектная организация, с субъектами сознания — содержательно-субъектная. Корман понимал авторское сознание как единство сознания повествователя и сознания рассказчика.

Согласно М. М. Бахтину, в процессе создания произведения автор конструирует «художественную модель мира», где сознание автора всегда внеположено сознанию героя [5, с.59–60]. В процессе восприятия произведения человек, с одной стороны, должен считать модель мира автора, а с другой — ее оценить, сопоставить с собственной. М. М. Бахтин трактует это взаимодействие как «сотворчество понимающих» — специфический диалог, опосредованный художественным текстом. Ученые, разрабатывавшие его идеи, говорят о возможности трактовки мира в целом как текста, подлежащего расшифровке.

Языковая ментальность — понятие, важное для раскрытия проблемы авторства, — это способ языкового представления, включающий соотношения между миром и его языковым представлением. Г. Г. Почепцов выделил две особенности языковой ментальности, заключающиеся в том, какие части мира оказываются концептами и как эти части «покрывают» мир [6, с.110–122].

Описанные выше работы ученых в области психологии искусства позволяют сделать несколько выводов. Во-первых, личность автора находит свое отражение в произведении искусства, им созданном. Во-вторых, процесс восприятия произведения художественной культуры всегда представляет собой опосредованное общение с его автором. В-третьих, процесс восприятия художественного произведения, как и любое другое общение, запускает множество психологических механизмов, важнейшим из которых является атрибуция — механизм, позволяющий построить образ партнера. Тенденция приписывать автору произведения те или иные психологические свойства может быть принята благодаря исследованиям процесса атрибуции как разновидности субъективной интерпретации причин поведения людей. Это возвращает на к «гипотезе Геннекена», состоящей в предположении, что произведения авторов, близких нам по своим глубинным психологическим характеристикам и ценностным ориентирам, оцениваются нами выше, чем произведения тех авторов, чьи психологические характеристики кардинально противоположны нашим собственным. Гипотеза так и не была проверенной эмпирически, несмотря на ее многие теоретические разработки различными учеными.

Литература:

  1. Геннекен Э. Опыт построения научной критики, — СПб,: 1892, — С.63
  2. Андреева Г. М. Психология социального познания, — М,: 1997, — С.52
  3. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей, — М,: 1961, — С.198
  4. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. Учебное пособие. — М,: 1972, — С.4
  5. Корман Б. О. Из наблюдений над терминологий М. М. Бахтина, — В кН.: Проблема автора в русской литературе ХIX — ХХ вв. — Ижевск: 1977, — С. 59–60
  6. Поченцов Г. Г. Языковая ментальность: Способ представления мира // Вопросы языкознания.- 1990. — № 6. — С.110–122
Основные термины (генерируются автоматически): художественное произведение, образ автора, автор, произведение, художественная культура, опосредованное общение, личность автора, процесс восприятия, произведение искусства, художественная литература.


Похожие статьи

Проблема художественного восприятия...

художественное восприятие, восприятие, художественный образ, уровень, явление действительности, произведение искусства, активное овладение, зрительное восприятие, научная литература...

Восприятие художественной литературы дошкольников

ребенок, дошкольный возраст, художественное произведение, восприятие, литературное произведение, художественный образ, художественное слово, художественная литература, словесное... Развитие понимания текста художественного произведения...

Литература и искусство художественного слова в воспитании...

Отражение личности автора в художественном произведении.

Процесс восприятия художественного произведения является процессом опосредованной коммуникации.

Именно живое слово создает атмосферу общения между сценической площадкой и любой...

Восприятие произведений художественной литературы будет...

Проблема художественного восприятия... художественное восприятие, восприятие, художественный образ, уровень, явление действительности, произведение искусства, активное овладение, зрительное восприятие, научная литература...

К вопросу о восприятии художественных произведений

К вопросу о восприятии художественных произведений. Автор: Титова Светлана Сергеевна. Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

дошкольный возраст, ребенок, художественное произведение, художественная литература, главный герой, художественный текст, родной язык, личной опыт, дошкольное детство, целостный образ. Основные подходы к проблеме чтения художественной...

Особенности дискурса художественного произведения

Особенности дискурса художественного произведения. Автор: Гуо Хуиян.

Ключевые слова: дискурс, дискурсивный анализ художественное произведение, художественная литература, художественный текст.

О подготовке младших школьников к интерпретации...

Художественное произведение нельзя рассматривать без понятия текста. Правильная работа над текстом на уроках литературного чтения имеет огромное

Художественный текст — явление неисчерпывающее, опосредованное функциями литературы как искусства слова.

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

Взаимосвязь музыкальных произведений и художественного слова, восприятие картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства создает... Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблема художественного восприятия...

художественное восприятие, восприятие, художественный образ, уровень, явление действительности, произведение искусства, активное овладение, зрительное восприятие, научная литература...

Восприятие художественной литературы дошкольников

ребенок, дошкольный возраст, художественное произведение, восприятие, литературное произведение, художественный образ, художественное слово, художественная литература, словесное... Развитие понимания текста художественного произведения...

Литература и искусство художественного слова в воспитании...

Отражение личности автора в художественном произведении.

Процесс восприятия художественного произведения является процессом опосредованной коммуникации.

Именно живое слово создает атмосферу общения между сценической площадкой и любой...

Восприятие произведений художественной литературы будет...

Проблема художественного восприятия... художественное восприятие, восприятие, художественный образ, уровень, явление действительности, произведение искусства, активное овладение, зрительное восприятие, научная литература...

К вопросу о восприятии художественных произведений

К вопросу о восприятии художественных произведений. Автор: Титова Светлана Сергеевна. Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

дошкольный возраст, ребенок, художественное произведение, художественная литература, главный герой, художественный текст, родной язык, личной опыт, дошкольное детство, целостный образ. Основные подходы к проблеме чтения художественной...

Особенности дискурса художественного произведения

Особенности дискурса художественного произведения. Автор: Гуо Хуиян.

Ключевые слова: дискурс, дискурсивный анализ художественное произведение, художественная литература, художественный текст.

О подготовке младших школьников к интерпретации...

Художественное произведение нельзя рассматривать без понятия текста. Правильная работа над текстом на уроках литературного чтения имеет огромное

Художественный текст — явление неисчерпывающее, опосредованное функциями литературы как искусства слова.

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

Взаимосвязь музыкальных произведений и художественного слова, восприятие картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства создает... Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на...

Задать вопрос