Художественное познание мира и творческий поиск (из сочинений К.Казиева) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дидарбекова, Н. А. Художественное познание мира и творческий поиск (из сочинений К.Казиева) / Н. А. Дидарбекова, Н. Н. Иманбекова. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1688/ (дата обращения: 25.04.2024).

Истинный талант является многогранным и глубокомыслящим. В познании природы его таланта и творческого пути главной обязанностью литературоведа является исследование и полное изучение литературного наследия. Только в этом случае раскрывается творческая личность автора. Карауылбек Казиев писатель своего времени.

Значимость каждого автора не в количестве написанного, а в умении передать своему читателю содержательные произведения. За свою короткую писательскую деятельность он сделал значимый вклад в развитие эстетического вкуса читателя.

История литературы никогда не забудет поэтов-писателей, которые в различные периоды сделали свой вклад в литературу.

Художественную литературу создают не только великие поэты и писатели. У нее также есть и меньшие представители. «История литературы никогда не забудет тех поэтов-писателей, которые сделали свой вклад в литературу в различные периоды» [1, с.77 ]. Эти слова профессора Т. Какишева напрямую связаны с недостаточно изученным творчеством такого писателя как К. Казиев.

В конце 60-х в казахской литературе и литературоведении возникла новая волна. С влиянием временного фактора появляются талантливые писатели.

Во-первых, оптимистический настрой народа, воодушевленного торжеством Великой Победы; появление новых талантливых писателей, изучивших мировую литературу, продолжающих традиции писателей старшего поколения.

Во-вторых, в литературе 60-х годов появилось новое направление, которое можно проследить в творчестве К. Казиева.

С развитием и усложнением общественных отношений в соответствии с требованиями времени усложняется и душа человека. И поэтому в каждом периоде появление нового литературного образа – требование времени. Следует понять то, что образ, который был создан обществом – в течение долгого времени является неповторимым обстоятельством.

И к творчеству талантливого представителя казахской прозы К. Казиева нужно подходить с таким же художественным принципом.

Изучение его творчества, с одной стороны, направлено на новое описание художественного поиска казахской прозы 60-80 годов, с другой стороны главная проблема литературы – создание современного образа.

В творчестве писателя казахской прозы прослеживается развивающийся лиризм, психологический анализ и другие художественные компоненты. Среда формирования писателя, история написания его произведений считается главным научным объектом. С чего начал писатель, чем закончился короткий творческий путь - это все те изменения художественного познания мира.

Изучая с научной точки зрения планы, эскизы, незаконченные произведения писателя, полностью проявляются его гражданско-художественная личность, писательский талант. Действительность общественно-социальной среды, строгий политико-идеологический контроль и ответственность писателя – это общее положение К.Казиева и писателей, начавших свою деятельность в то время. Через всестороннее изучение истории творчества автора можно утверждать, насколько каждый художественный метод советской казахской литературы положительно влиял или, наоборот имел отрицательное последствия для писателя.

К какому бы творчеству писателя не обращались, прямое или косвенное художественное описание в своих произведениях моментов жизни, является закономерностью. Поэтому для глубокого понимания творческого портрета автора возрастает необходимость в первую очередь узнать её среду происхождения, становления, общественно-социального положения, повлиявшего на его художественно-гражданское миропознание.

«Полностью не изучив среду становления поэта-писателя, сформировавшего литературную традицию, невозможно его глубоко познать. Особенно нужно учесть общественный фактор» [2, с.334]. Если академик З. Кабдолов утверждал об единстве художника и деятельности его среды проживания, а также о глубокой связи творчества писателя с его автобиографией то известный литературовед Ж. Дадебаев полностью раскрыл эту мысль «... для художественной и познавательной глубизны художественного произведения богатство автобиографии автора, содержание и значение его жизненных приключений выполняют огромную роль» [3, с.128]. Профессор А. Еспенбетов, исследовавший творческую биографию С. Торайгырова, утверждал «о ведущей роли автобиографии писателя в раскрытии эволюции философско-миропознавательных взглядов и истории создания произведений» [4, с.200].

Эта мысль является значимым научным принципом при исследовании творчества К.Казиева.

В любом персонаже прослеживаются черты самого писателя. Поэтому в произведении невозможно отделить писателя от описываемой действительности. Даже отрицательный персонаж тесно связан с самим автором.

По этому поводу исследователь проблем эстетики М.С. Каган писал о связи творческого процесса с его таинственной природой: «...Природа художественного произведения как особое зеркало. В этом зеркале отражаются две вещи: описываемая жизненная действительность и описываемый ее художник [5,с.84].

Академик М. Каратаев целиком поддерживает данную мысль и указывает на то, что произведения искусства являлось зеркалом жизненной действительности, есть зеркало духовного мира писателя [6,с.19]. Академик Р. Нургали поддерживает эту идею «приход писателя к объекту связан с его жизненным путем, с его судьбой» [7,с.69].

В целом художественно-идейный уровень художественного произведения определяется в тесном единстве с творческими мыслями писателя, его миропознанием и художественным талантом. Конечно, персонаж произведения, несомненно, является плодом творческого труда автора. Наряду с этим между персонажем и автором, в целом, художественным произведением и автором есть невидимая, тонкая, но явная связь. М. Ауэзов конкретно говорит о том, «что интеллект персонажа есть интеллект писателя» [8].

Точный образ, жизнь и эпоха проживания автора произведения показываются в его творчестве. Эта не голая теоретическое заключение, а реальная, практическая действительность. Например, в теме истории человека искусства перед автором стоят задачи детального освоения тайны своего творчества через него изучение тайны чувств, образа творческого человека среда деятельности художественного образа и персонажа созданы писателем, гармонирует с особыми фактами творческого воображения автора. Если у писателя собраны все материалы, то вся проблема основывается в его профессиональном мастерстве, тенденции художника, определяющей направление мастерства. Хотя произведение созвучно с действительностью жизни писателя, с его жизненным опытом, и в тоже время связано компонентами писательского искусства, как художественный отбор, развитие художественного воображения и т.д. Поэтому даже если ясно прослеживаются автобиографические черты в произведениях К. Казиева, нельзя утверждать, что его произведения являются копией жизни писателя.

Одна из главных задач оценки творчества К. Казиева – художественное познание мира, определение путей его формирования и совершенствования. Без глубокого познания мира невозможно создать художественное произведение. Без таланта писатель как семя на неоплодотворенной почве. Для совершенствования таланта нужны творческий подъем и бесконечный поиск. Талант без поиска, без проникновения в тайны жизни и без глубокого мировоззрения не сможет достигнуть высот. В целом, обществознание и талант не опровергающие друг друга понятия, а, наоборот, обогащающие. Как утверждают некоторые известные литературные критики, при наличии таланта не требуется общее мировоззрение, что никак не может соответствовать с природой искусства. Значение мировоззрения ярко выражается в целом творческом процессе К. Казиева. По рассказам и повестям писателя можно заметить, что он никогда не брал одну идею для иллюстраций. А, наоборот, мы замечаем, что он брал за идею свой жизненный путь, свои истории, исследования. Просторное мировоззрение – высокий навес, который зарождается беспрерывными поисками автора. Оно не ограничивается знанием людей, мира. Познание мировой, народной традиции заключается познанием писателя его точкой зрения, понятием их высокой культуры. Несмотря на все, мировоззрение – это категория, которая должна всегда развиваться. И поэтому каждое творение автора ставит в первую очередь новую художественную цель, новые поиски, задачи.

«Знакомые и незнакомые» персонажи писателя выделяются в новом произведении в ином свете, новыми высотами. Связь между персонажами К.Казиева определяется этим. Безусловно, К.Казиев – писатель, которого признало все литературное общество, у которого есть свой художественный волшебный мир; писатель, который смог собрать воедино все образы персонажей.

У каждого есть жизнь, судьба, но писателей выделяет их литературное наследие. Хоть и немного, но своими плодотворными и чутко написанными рассказами и повестями они сберегли духовно-эстетические ценности в каждом их них для своих преданных читателей.

В каждом художественном творении остаются отпечатки мыслей и взглядов на жизнь автора. Каждая легенда и история, происшествие, которые тронули сердце автора, оцениваются философско-эстетическим взглядом художника. Самое интересное, что К.Казиев, несмотря на тоску и сожаление, всегда брал за основу один сюжет – детские воспоминания. Его частые герои, такие как Алдихан, Аскербек, Аскен, Кайрош-Кайсар-Каржау-Калау, Гульзат, Тунык, Курпеш, Рахтай, Сайлау, Нусип, Мухтаркул, Джумахан, Кадиша, Асылтас, Макпал, Зина, Асилтай ... – все они когда-то были частью жизни автора. Конечно, читая ту или иную книгу автора, можно легко представить, каков он. Есть одна общая история, объединяющая всех этих персонажей. Первая любовь, школьные годы, последний звонок, новые ступени новой жизни - все это нескончаемый пафос прозы К.Казиева.

Не убавит ли ему почета, если говорить, что он все брал из своей жизни, что все зарождалось из его истории? – Нет. Это – перевоплощение правды образа жизни К.Казиева в правду художественной жизни. Большой личный опыт, интересные истории, которые выделяются в искусстве небольшими описаниями, наоборот, могут перевоплотиться в несравнимые творения. Это зависит от степени творчества, а точнее, от возможностей пера и силы таланта.


Литература:

  1. КакишевТ. Эпоха лик. - Алматы: Рауан, 1985. с.303

  2. Кабдолов З. Искусство слова. – Алматы: 2002.с.360

  3. Дадебаев Ж. Труды писателя. – Алматы: Казахский университет, 2001. с.340

  4. Еспенбетов А. Султанмахмуд Торайгыров. – Алматы: Наука,1992 с.240

  5. Каган М.С. Начало эстетики. – Москва, 1964. с. 340

  6. Каратаев М. Избранные сочинения. Три тома. – Алматы, 1974. 2-т.

  7. Нургали Р. Аркау. – Алматы: Писатель, 1991. с. 156

  8. Ауезов М. 20-ти томный сборник сочинений – Алматы, 1985. 20-т. - с.426

  9. Казиев К. Мы гости человеческих путешествий. –Алматы: Писатель, 2009, с.183

Основные термины (генерируются автоматически): писатель, художественное произведение, казахская проза, жизнь, жизнь автора, История литературы, литературное наследие, творчество писателя, требование времени, художественное познание мира.

Похожие статьи

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Литература в целом — это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности. И каждый писатель создаёт свой художественный мир...

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества...)

Русскоязычные писатели в своих произведениях касались различных периодов жизни хорезмийцев, истории развития края, обычаев и традиций народов Центральной Азии. Разумеется, с точки зрения современного дня...

Художественный мир Ф. Искандера | Статья в журнале...

Творчество Ф. Искандера представляет собой художественный феномен: писатель, пишущий исключительно на русском языке, он, тем не менее, принес в русскую литературу богатый мир абхазской бытовой и культурной жизни.

Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой...

В статье дается анализ поэтических произведений (стихов) «конаккаде» Омира Караулы, оставившего своеобразный творческий след в истории казахской литературы, говорится о роли и месте, художественных сторонах поэтических произведений (стихов)...

Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной...

Включение произведений зарубежной литературы в систему общего литературного образования

Произведение выступает как смысловое, художественное, нравственное

Сами читательские интерпретации динамичны, будучи погруженными в поток времени, они...

Дневниковая литература Японии как...

Дневниковая литература Японии как литературно-художественный жанр эпохи Хэйан и её эстетика.

В последнее время в мире заметно возрос интерес к японской истории, литературе и к культуре в целом.

Художественное время как литературная и текстовая категория

Художественное время — это не мысль писателя о времени, это то время, “которое писатель сам творит в своем произведении” [2, с. 76].

На основании этих времен писатель формирует несколько типов художественного времени: реальное художественное время, включающее...

Влияние детской художественной литературы на формирование...

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка.

В это время дети учатся анализировать прочитанные произведения, передавать содержание.

Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают...

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

Работа по ознакомлению с произведениями художественной литературы должна служить основой для развития общения детей с героями книги, писателями и поэтами, а также для обмена мнениями друг с другом по поводу прочитанного.

Похожие статьи

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Литература в целом — это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности. И каждый писатель создаёт свой художественный мир...

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества...)

Русскоязычные писатели в своих произведениях касались различных периодов жизни хорезмийцев, истории развития края, обычаев и традиций народов Центральной Азии. Разумеется, с точки зрения современного дня...

Художественный мир Ф. Искандера | Статья в журнале...

Творчество Ф. Искандера представляет собой художественный феномен: писатель, пишущий исключительно на русском языке, он, тем не менее, принес в русскую литературу богатый мир абхазской бытовой и культурной жизни.

Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой...

В статье дается анализ поэтических произведений (стихов) «конаккаде» Омира Караулы, оставившего своеобразный творческий след в истории казахской литературы, говорится о роли и месте, художественных сторонах поэтических произведений (стихов)...

Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной...

Включение произведений зарубежной литературы в систему общего литературного образования

Произведение выступает как смысловое, художественное, нравственное

Сами читательские интерпретации динамичны, будучи погруженными в поток времени, они...

Дневниковая литература Японии как...

Дневниковая литература Японии как литературно-художественный жанр эпохи Хэйан и её эстетика.

В последнее время в мире заметно возрос интерес к японской истории, литературе и к культуре в целом.

Художественное время как литературная и текстовая категория

Художественное время — это не мысль писателя о времени, это то время, “которое писатель сам творит в своем произведении” [2, с. 76].

На основании этих времен писатель формирует несколько типов художественного времени: реальное художественное время, включающее...

Влияние детской художественной литературы на формирование...

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка.

В это время дети учатся анализировать прочитанные произведения, передавать содержание.

Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают...

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

Работа по ознакомлению с произведениями художественной литературы должна служить основой для развития общения детей с героями книги, писателями и поэтами, а также для обмена мнениями друг с другом по поводу прочитанного.