Методика оценки индекса потребительских настроений на рынке одежды и обуви Калининградской области
Авторы: Лукьянова Наталия Юрьевна, Климова Наталья Вячеславовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 03.11.2016
Статья просмотрена: 127 раз
Библиографическое описание:
Лукьянова, Н. Ю. Методика оценки индекса потребительских настроений на рынке одежды и обуви Калининградской области / Н. Ю. Лукьянова, Н. В. Климова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5.1 (7.1). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1555/ (дата обращения: 24.11.2024).
Методика оценки индекса потребительских настроений на рынке одежды и обуви Калининградской области
Лукьянова Наталия Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент;
Климова Наталья Вячеславовна, магистрант
Балтийский федеральный университет им. И. Канта (г. Калининград, Россия)
В статье представлена методика расчета индекса потребительских настроений для рынка одежды и обуви. Методика адаптирована к условиям Калининградской области.
Ключевые слова: потребительские настроения, методика, индекс.
В течение долгого времени спрос в торговых центрах Калининградской области сохранялся на высоком уровне. Однако в последнее время жители региона сталь более избирательны к покупкам, вследствие чего темпы роста потребительского спроса замедлились, а в секторе одежды и обуви он даже сократился. Приходится констатировать тот факт, что сегодня большинство торговых комплексов Калининградской области «опустели».
Для прогнозирования ситуации со спросом населения региона менеджерам торговых центров необходим инструмент, позволяющий оперативно и на регулярной основе оценивать потребительские настроения покупателей. В этой связи авторами была разработана методика оценки индекса потребительских настроений для рынка одежды и обуви Калининградской области на основе методологического подхода, описанного в [1]. Данная методика позволит определить степень готовности потребителей тратить свои деньги на одежду и обувь в ближайшем будущем.
Методика оценки потребительских настроений включает в себя следующие основные этапы:
1. Формирование репрезентативной выборки. Количество респондентов зависит от генеральной совокупности (количества жителей Калининградской области) и предельной ошибки выборки. Рассчитывается она следующим образом (1):
= 384 респондента, (1)
где:
n — число единиц, которые следует отобрать для обследования;
t — коэффициент доверия, вычисляемый по таблице Лапласа в зависимости от вероятности, с которой можно гарантировать, что предельная ошибка не превысит t-кратную среднюю ошибку (при вероятности 0,954, при которой t составляет 2);
σ² — выборочная дисперсия;
Δ — предельная (задаваемая) ошибка выборки;
N — численность генеральной (изучаемой) совокупности.
Размер выборки для Калининградской области составил 384 респондента.
2. Разработка опросника (анкеты). Респонденту предлагается ответить на пять вопросов, которые сосредоточены на их мнениях:
о текущем и будущем материальном положении;
о безработице;
о предложениях одежды и обуви Калининградскими торговыми центрами.
Ниже представлен перечень вопросов:
1) Какие Вы ожидаете изменения в материальном положении Вашей семьи через год?
- значительно улучшится
- улучшится;
- не изменится;
- ухудшится;
- значительно ухудшится.
2) Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи в ДАННЫЙ момент?
- очень хорошее;
- хорошее;
- среднее;
- плохое;
- очень плохое.
3) Уверены ли Вы в том, что в течение года не потеряете работу?
- абсолютно уверен, что не потеряю;
- уверен;
- нейтрально;
- не уверен;
- боюсь, что потеряю работу.
4) Как Вы считаете, сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы покупать одежду и обувь?
- очень благоприятное;
- скорее благоприятное, чем неблагоприятное;
- нейтрально;
- скорее неблагоприятное, чем благоприятное;
- совсем неблагоприятное.
5) Как Вы оцениваете соотношение «цена/качество» предложенной одежды и обуви Калининградскими торговыми центрами?
- очень хорошее;
- хорошее;
- среднее;
- плохое;
- очень плохое.
3. Преобразование полученных в ходе опроса данных. Кодирование ответов респондентов на вопросы анкеты по соответствующей шкале, например, для первого вопроса (таблица 1).
Таблица 1
Кодирование ответов респондентов по соответствующей шкале
Значительно улучшится |
Улучшится |
Останется без изменений |
Ухудшится |
Значительно ухудшится |
++ |
+ |
= |
- |
- - |
4. Расчет совокупного индекса потребительских настроений. Совокупный индекс (IIPN) рассчитывается на основе принятого в мировой практике подхода впервые примененного в Мичиганском университете (США) [2, с. 11] как средняя арифметическая из частных индексов (В) (2):
IIPN = , (2)
где:
IIPN – индекс потребительских настроений;
В – частный индекс;
N – количество частных индексов.
По каждому из заданных вопросов анкеты формируются частные индексы, которые рассчитываются путем вычитания доли отрицательных ответов из доли положительных ответов, и к этому значению прибавляется 100 (3):
∙ 100) + 100, (3)
где:
В – частный индекс;
РР – количество вариантов ответа «очень положительно»;
Р – количество вариантов ответа «положительно»;
М - количество вариантов ответа «отрицательно»;
ММ - количество вариантов ответа «очень отрицательно»;
n – количество респондентов.
5. Интерпретация полученного совокупного индекса потребительских настроений (IIPN). Совокупный индекс потребительских настроений варьируется в пределах от 0 до 200. Он интерпретируется следующим образом: если результат получился больше 100, то можно говорить о том, что в регионе преобладают положительные настроения и потребители готовы тратить свои деньги. Если же результат получился меньше 100, то население региона склонно к сбережению своих средств.
Оценку совокупного индекса потребительских настроений предлагается проводить ежемесячно, с целью получения достоверной информации о потребительском спросе.
Предложенную авторами методику могут использовать торговые центры для прогнозирования потребительского спроса. Полуденные в ходе анкетного опроса данные можно также использовать как информационную базу для построения портрета потребителя. В настоящее время авторами проводится оценка индекса потребительских настроений в одном из торговых центров Калининградской области, специализирующемся на торговле одеждой и обувью известных мировых брендов.
Литература:
- Климова Н. В., Лукьянова Н. Ю. Особенности исследования потребительских настроений в Калининградской области // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 38-41.
- Curtin R. Consumer Sentiment Surveys: Worldwide Review and Assessment // DATA.SCA.ISR.UMICH.EDU: surveys of consumers University of Michigan. URL: https://data.sca.isr.umich.edu/fetchdoc.php?docid=34883 (дата обращения: 20.10.2016)
Похожие статьи
Особенности исследования потребительских настроений в Калининградской области
В статье представлены результаты анализа методик расчета индекса потребительских настроений, используемых в мировой практике; предложена методика расчета индекса потребительских настроений для Калининградской области.
Методический подход к оценке индекса потребительских настроений в регионе
В статье представлены результаты ретроспективного обзора методологических подходов к оценке индекса потребительских настроений, а также изложен подход к мониторингу настроений потребителей в Калининградской области.
Информационное обеспечение моделирования портрета потребителей продуктов питания Калининградской области
В статье описана авторская методика подготовки исходных данных для формирования портрета потребителя продуктов питания в Калининградской области – эксклавном регионе России для дальнейшего моделирования на основе корреляционно-регрессионного метода.
Исследование рынка общественного питания Калининградской области
В данной статье приводятся результаты исследования рынка общественного питания Калининградской области, выявляется основные тенденции и потребительские предпочтения. На основании результатов исследования делаются прогнозы и рекомендации.
Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания
В данной статье проанализированы тенденции развития рынка общественного питания Калининградской области, на основе результатов исследования рынка, проведенных авторами, рассчитан прогноз оборота общественного питания в регионе на 2016 год.
Повышение лояльности покупателей цветочной продукции
В работе рассматриваются теоретические основы формирования и поддержания лояльности потребителей. Основной акцент сделан на разработку системы скидок и клубных программ лояльности. Практические рекомендации разработаны для применения в сфере рознично...
Особенности концепции формирования промышленных коллекций модной одежды
В данной статье представлена концептуальная модель процесса формирования промышленных коллекций. На основании прогнозных показателей экономической эффективности новых моделей предоставляется возможность принятия достоверных решений о внедрении в прои...
Маркетиговые исследования рынка кондитерских изделий г. Оренбурга
В статье приведены результаты маркетингового исследования рынка кондитерских изделий г. Оренбурга. По результатам исследования были сделаны выводы о состоянии рынка кондитерских изделий в г. Оренбурге.
Анализ целевой аудитории компании «Эскимос» в г. Томске
На примере компании по производству мороженого «Эскимос» проведен анализ потребителей с целью определения целевой аудитории. Для этого, проанализированы предпочтения потребителей при покупке товара, рассмотрены группы потребителей продукции, рассчита...
Повышение эффективности работы предприятия в период сезонного спада спроса на гостиничные услуги
В статье раскрываются тенденции рынка гостиничных услуг России. Представлена количественная характеристика влияния фактора сезонности на деятельность гостиничных предприятий. Предложена система мер по повышению эффективности деятельности гостиничного...
Похожие статьи
Особенности исследования потребительских настроений в Калининградской области
В статье представлены результаты анализа методик расчета индекса потребительских настроений, используемых в мировой практике; предложена методика расчета индекса потребительских настроений для Калининградской области.
Методический подход к оценке индекса потребительских настроений в регионе
В статье представлены результаты ретроспективного обзора методологических подходов к оценке индекса потребительских настроений, а также изложен подход к мониторингу настроений потребителей в Калининградской области.
Информационное обеспечение моделирования портрета потребителей продуктов питания Калининградской области
В статье описана авторская методика подготовки исходных данных для формирования портрета потребителя продуктов питания в Калининградской области – эксклавном регионе России для дальнейшего моделирования на основе корреляционно-регрессионного метода.
Исследование рынка общественного питания Калининградской области
В данной статье приводятся результаты исследования рынка общественного питания Калининградской области, выявляется основные тенденции и потребительские предпочтения. На основании результатов исследования делаются прогнозы и рекомендации.
Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания
В данной статье проанализированы тенденции развития рынка общественного питания Калининградской области, на основе результатов исследования рынка, проведенных авторами, рассчитан прогноз оборота общественного питания в регионе на 2016 год.
Повышение лояльности покупателей цветочной продукции
В работе рассматриваются теоретические основы формирования и поддержания лояльности потребителей. Основной акцент сделан на разработку системы скидок и клубных программ лояльности. Практические рекомендации разработаны для применения в сфере рознично...
Особенности концепции формирования промышленных коллекций модной одежды
В данной статье представлена концептуальная модель процесса формирования промышленных коллекций. На основании прогнозных показателей экономической эффективности новых моделей предоставляется возможность принятия достоверных решений о внедрении в прои...
Маркетиговые исследования рынка кондитерских изделий г. Оренбурга
В статье приведены результаты маркетингового исследования рынка кондитерских изделий г. Оренбурга. По результатам исследования были сделаны выводы о состоянии рынка кондитерских изделий в г. Оренбурге.
Анализ целевой аудитории компании «Эскимос» в г. Томске
На примере компании по производству мороженого «Эскимос» проведен анализ потребителей с целью определения целевой аудитории. Для этого, проанализированы предпочтения потребителей при покупке товара, рассмотрены группы потребителей продукции, рассчита...
Повышение эффективности работы предприятия в период сезонного спада спроса на гостиничные услуги
В статье раскрываются тенденции рынка гостиничных услуг России. Представлена количественная характеристика влияния фактора сезонности на деятельность гостиничных предприятий. Предложена система мер по повышению эффективности деятельности гостиничного...