Опрос как метод маркетинговых исследований | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 05.12.2015

Статья просмотрена: 11087 раз

Библиографическое описание:

Лужнова, Н. В. Опрос как метод маркетинговых исследований / Н. В. Лужнова, М. И. Дергунова, А. В. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 588-591. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24081/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

Опрос — это метод сбора первичной вербальной информации, который основан на непосредственном или опосредованном социально-психологическом взаимодействии между исследователем и респондентом.

Опрос, как метод маркетинговых исследований может иметь следующие недостатки:

–         информация, которая получена в результате опроса, упрощает социальную действительность,

–         существует некое влияние интервьюера на опрашиваемых.

Перечисленные выше недостатки компенсируются тем, что в рамках данного метода маркетинговых исследований можно большой объем практически любой информации.

Для обеспечения высокой надежности маркетинговой информации необходимо соблюдение следующих условий:

–         учет специфики метода опроса и того, что основным источником информации выступает словесное сообщение индивида;

–         учет методических и технических особенностей данного метода, а для этого необходимо не только правильно составить вопросы в опросном листе, но и провести верную организацию данного мероприятия;

–         соблюдение всех составляющих надежности получаемой информации, а именно достоверности, устойчивости, репрезентативности.

В процессном отношении метод опроса сводится к тому, что, с одной стороны, имеется исследователь или интервьюер с определенного рода вопросами, с другой — респондент, которому необходимо на них ответить. Как источник информации респондент занимает особое место. Респондент может:

–         обладать или нет необходимой исследователю информацией;

–         понимать или нет суть вопросов;

–         желать или нет отвечать на поставленные вопросы.

Для усиления надежности получаемой информации используются определенные меры, а именно:

–         использование различных по типу и виду вопросов (открытых и закрытых, прямых и косвенных, личных и безличных, и так далее);

–         правильная постановка и расстановка вопросов в опросном листе;

–         правильное структурирование и построение опросного листа;

–         предоставление возможности проходить опрос анонимно, а так же обеспечение (при необходимости) гарантий анонимности для респондентов;

–         организация инструктажа интервьюеров и эффективный контроль за их работой;

–         подбор интервьюеров в соответствии с определенными требованиями.

Достоверность или валидность информации — это первая и важнейшая ее составляющая. Это означает то, что ответ на вопрос должен адекватно отражать те аспекты исследования, которые необходимо измерять.

На рисунке 1 представлены подметоды метода опроса в зависимости от характера требующейся информации, способов ее непосредственного получения, типов интерпретации получаемых данных и некоторых других характеристик выделяют.

Анкетный опрос предполагает то, респонденты отвечают на вопросы письменно в присутствии анкетера или в его отсутствие, наедине с исследователем или же в группе.

Анкетный опрос в зависимости от техники организации подразделяется на:

–         почтовый — анкета отправляется респондентам по почте, чаще всего с сопроводительным письмом;

–         прессовый — анкета публикуется в одной или нескольких газетах, а выразившие желание ответить после заполнения анкеты вырезают ее и отправляют по почте в редакцию или непосредственно в исследовательский центр;

–         раздаточный — классический вариант анкетного опроса, при котором есть анкетер и респондент.

Рис. 1. Основные виды опросов

 

Интервью представляет собой особый подметод маркетингового опроса. Это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.

По технике организации опросов и ряду других факторов интервью подразделяется на:

–         личное — предполагает прямой контакт интервьюера с респондентом, в форме личной беседы;

–         телефонное — беседа, проводимая интервьюером с респондентом по телефону;

–         глубинное — используется в первую очередь в ситуациях, когда респонденты не хотят или не имеют возможности ответить на вопросы, так как они кажутся людям слишком личными, касающимися их самооценки и престижа, наконец, когда люди не могут четко осознать свое отношение к проблеме, по которой ставится вопрос

В последние годы в связи со все большим внедрением компьютеров в жизнь общества и в систему бизнеса, расширением всемирной компьютерной сети, апробируются новые технологии проведения опросов, в частности компьютерные. К ним можно отнести интерактивные опросы, опросы с использованием электронной почты и Интернета. Подобные опросы нельзя отнести к научным — это скорее журналистский вариант, когда совершенно непонятна использованная выборка, неизвестен уровень ее репрезентативности, да и достоверность некоторых звонков вызывает сомнение. Тем не менее какие-то общие тенденции, связанные с состоянием общественного мнения по той или иной проблеме, можно выявить, причем весьма оперативно и с одновременной обработкой получаемой информации.

Надежность маркетинговой информации определяется четкой и профессиональной подготовкой опросного листа, при помощи которого проводится анкетный опрос или интервьюирование.

Опросный лист — это определенная форма, которая содержит вопросы, она распространяется среди множества людей с целью получения необходимой информации и фиксации мнения респондента.

Обычно выделяют разновидности вопросов, которые различны по трем основаниям. Формы, виды и типы вопросов представлены на рисунке 2.

Отличия прямых вопросов от косвенных состоят в следующем. В прямых вопросах ответ, трактуется так же, как он предложен респонденту для оценки в вопросе. В косвенных вопросах расшифровка ответов осуществляется в несколько ином, скрытом от респондента смысле.

Что касается личных и безличных вопросов, то безличные носят косвенный характер и задаются в ситуациях, которые связанны с возникающим у респондента нежеланием отвечать на прямой вопрос.

Рис. 2. Типы, формы и виды вопросов

 

Контрольные вопросы нужны для контроля получаемой информации. Фильтрующие вопросы необходимы для того, чтобы выделить тех респондентов, которые в дальнейшем не отвечают на отдельные вопросы или блоки вопросов. Проективные вопросы представляют собой набор ситуаций, с которыми респондент мог бы встретиться в жизни, ему нужно указать на предпочтительный вариант мнения или поведения в заданных условиях.

Таким образом опросный лист — это определенная форма, которая содержит вопросы, и распространяется среди множества людей с целью получения необходимой информации, а также фиксации мнения респондента. Существуют различные типы, виды и формы вопросов, которые используют при составлении опросного листа. От грамотного составления вопросника во многом зависит успешность проведения опроса, а также достоверность результатов.

 

Литература:

 

  1.          Предпочтения потребителей спортивной одежды в городе Оренбурге / Калиева О. М., Мельникова Т. Ф., Кащенко Е. Г., Дергунова М. И. // Молодой ученый, 2013
  2.          К вопросу о разработке методов повышения конкурентоспособности предприятия в производстве строительных материалов / В. Бусько // Экономические науки 2009
  3.          Повышение конкурентоспособности малого бизнеса как фактор обеспечения устойчивости регионального развития / А. А. Курочкина, Т. С. Хныкина // Экономика и управление: рос. науч. журн., 2013
Основные термины (генерируются автоматически): опросный лист, респондент, анкетный опрос, получаемая информация, маркетинговая информация, множество людей, необходимая информация, прямой контакт интервьюера, фиксация мнения респондента, цель получения.


Задать вопрос