Роль и возможности территориального планирования городских агломераций для реализации политики импортозамещения на современном этапе (на примере Московской агломерации) | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономическое развитие и рост

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 28.10.2016

Статья просмотрена: 438 раз

Библиографическое описание:

Безпалов, В. В. Роль и возможности территориального планирования городских агломераций для реализации политики импортозамещения на современном этапе (на примере Московской агломерации) / В. В. Безпалов, М. Ю. Аносова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 15-19. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1398/ (дата обращения: 27.04.2024).



In this paper, based on current factors of influence on the national economy, it shows the role of spatial planning in the conditions of realization of import substitution policies. In the example of the Moscow agglomeration to the provision of statistical data by the authors identified challenges and opportunities, as well as proposed measures to improve spatial planning mechanisms in multicomponent dynamic systems to improve the efficiency of import substitution programs.

Keywords: urban agglomeration, sintering the core capacity, infrastructure, territorial administration

Анализ современного периода социально-экономической развития Российской Федерации показывает важность регионального аспекта развития страны, поскольку во многих регионах социально-экономическая и экологическая ситуации находятся в кризисной ситуации. Вполне закономерным в подобной ситуации выглядит появление большого количества концепций о способах выхода из кризиса того или иного региона. [3 с.3]Городские агломерации — это неотъемлемая часть социально-экономического развития страны, которая формируется исходя из городского влияния, а также как результат оказывает влияние на экономику не только внутри своей территории, но и на соседние субъекты. В России на современном этапе доля городского населения составляет почти 78 %, что говорит о высокой степени урбанизации страны и увеличивающейся роли крупных городов и их окрестностей, которые объединяясь в агломерации, тем самым концентрируют промышленный и технологический потенциал, вносящий крупный вклад в ВВП страны. Одна из самых крупных городских агломераций России– столичная агломерация (города Москвы). Московская агломерация — это компактно расположенная группа городских и сельских поселений, объединённых интенсивными и многообразными хозяйственными, трудовыми, производственными, культурно-бытовыми взаимосвязями в сложную многокомпонентную динамичную систему с центром в городе Москве.

Московская агломерация — это крупнейший в России макроэкономический регион, который также занимает место в двадцатке самых крупных мировых агломераций (16,8 миллиона человек). В настоящее время агломерация не так сильно централизована, как была в 1980-х годах, однако, сам город Москва как центр агломерации, так и страны в целом, является ядром Московской агломерации. По прогнозам на 2025 год численность населения столичного региона может достичь 21 миллиона жителей. В московскую агломерацию входят более 70 городов, некоторые из которых насчитывают население более 100 тысяч человек. Влияние Московской агломерации практически на все показатели экономического развития страны достаточно существенно, что не может не оказывать влияние на объявленную и утвержденную правительством политику импортозамещения. В ней сосредоточены все федеральные институт власти, включая финансовый и экономический блок, огромный промышленный и ресурсный потенциал, развитая инфраструктура, что отражает её сильное влияние на близлежащие, а также удалённые регионы, входящие в другие агломерации. Однако Московская агломерация, так же как и остальные, неоднородна, состоит из ядра и периферии, которая в последние годы подвержена серьезным как территориальным, так и промышленным изменениям.

Наибольший интерес представляет изучение ядра Московской агломерации — города Москвы (Таб.1).

Таблица 1

Основные социально-экономические показатели Москвы [5]

Показатель

2013

2014

Численность населения, тыс. чел.

11979,5

12108,3

Общая площадь жилых помещений на одного жителя, м2

19,3

19,2

Число дошкольных образовательных учреждений

1931

1022

Численность врачей

82600

83100

Число больничных организаций

211

207

Число родившихся на 100 человек

11,3

11,3

Число умерших на 1000 человек

9,9

9,6

Число предприятий и организаций

1281657

1173170

Объём отгруженных товаров, млн. руб.:

  • Добыча полезных ископаемых

713336

1330198

  • Обрабатывающие производства

2655111

3761464

  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

528916

561464

Оборот розничной торговли, млн. руб.

3639715

4016987

Представленные в таблице 1 показатели социально-экономического развития ядра Московской агломерации г. Москвы, показывают, что даже при отсутствии природных ресурсов, но обладая огромным человеческим, промышленным и инвестиционным потенциалом данный центр оказывает существенное влияние на формирование ВВП страны центром (так как вклад Московской агломерации в ВВП страны по основным категориям обрабатывающей промышленности составляет около 14 %, что для отдельно взятого субъекта весьма существенный показатель). Помимо этого, можно отметить существенное влияние Московской агломерации на удаленные регионы так как большая часть горнодобывающих предприятий России зарегистрировано именно в Москве, что отражается в показателях объёма отгруженных товаров по категории «добыча полезных ископаемых». К таким зарегистрированным в Москве компаниям можно отнести компанию «Газпром», ведущую добычу сырья преимущественно в Кемеровской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Томской, Омской Оренбургской и Иркутской областей; компанию «Норильский никель», добывающую никель в основном в Красноярском крае и Мурманской области; компанию «АЛРОСА АК», которая ведет разведку, добычу и обработку алмазов из республики Саха. Помимо добычи полезных ископаемых центральные офисы крупных промышленных предприятий таких как «Трансмашхолдинг» (железнодорожное машиностроение), «Еврохим» (производство минеральных удобрений), «Группа ГАЗ» (машиностроительный комплекс) и других. также располагаются в Москве, что отражается в статистике в категории «обрабатывающие производства».

В контексте взаимодействия Московской агломерации с удалёнными регионами можно привести два ярких примера экономической связи между территориями агломераций [1]:

  1. Смоленск, южная часть Вологодской агломерации (Череповец) и Москва. Между этими агломерациями и Москвой достаточно мало поселений, поэтому стратегии Смоленского и Вологодского образований в своих стратегиях развития имеют пункт о том, что развитие производств и создание новых производственных единиц предусматривается с учётом интересов Московской агломерации, что может послужить взаимовыгодным экономическим решением для перечисленных территорий. В том числе Вологодский Череповец (261,3 млрд. рублей промышленного производства) имеет тесные связи с Москвой по ряду продукции черной металлургии и нефтехимии (например, компания «Фосагро»). Центр Вологодской области — Вологда — сотрудничает с Москвой в пищевой промышленности, обеспечивая промышленное производство своего субъекта на 24,1 млрд. рублей в год.
  2. Республика Мордовия, которая быстрыми темпами развивает свою экономическую и инвестиционную инфраструктуру, несмотря на отдалённое от Москвы положение, ведёт активное сотрудничество с Московской агломерацией и укрепляет экономические связи с ней. Речь идёт о крупных предприятиях машиностроительного комплекса («ГАЗ»), химической промышленности («СИБУР»), находящихся в Саранске и Рузаевке, которые в совокупном объёме обеспечивают промышленное производство республики Мордовии на 49,9 млрд. рублей в год.

Вокруг Москвы также созданы крупные промышленные центры (Калуга — сильнейший машиностроительный производитель «Росатом», «Роскосмос», «Ростехнологии», «Volkswagen» (131,4 млрд. рублей в год), Тула — черная металлургия («Кокс»), пищевая промышленность («Балтика», «Unilever»), которые создают 82,3 млрд. рублей ежегодно, Рязань — сотрудничает с Москвой в вопросах переработки нефти и газа («ТНК-ВР»), пищевой промышленности («Юнимилк») с ежегодным промышленным производством в 86 млрд. рублей, и другие), которые испытывают на себе давление столичного региона, обслуживая его своей продукцией и находясь под влиянием интересов и потребностей именно Московской агломерации. Естественно, что в данных условиях необходимо наличие системы управления, способной обеспечить соответствие основных и вспомогательных процессов промышленного производства современным требованиям, провести частичную или полную адаптацию управленческих процессов к условиям изменения внешней и внутренней среды, изменить организационную структуру управления и механизмы управленческих воздействий. [4 с. 133] Для решения поставленной задачи целесообразно использовать методы реструктуризации системы управления промышленного предприятия, позволяющие провести реорганизацию, модернизацию и адаптацию управленческих процессов. [2 с.5]

В данном контексте можно рассмотреть вопрос о повышении взаимодействия двух крупных Российских агломераций Московской и Санкт-Петербургской. Данные агломерации уже на протяжении долгого периода времени стремятся к объединению, что влечёт за собой необходимость развития инфраструктуры между ними. Московская агломерация с неимоверной скоростью вырабатывает тенденцию к расширению и уплотнению, что влечён за собой проблемы с транспортным сообщением (перегруз транспорта) и застройки территорий с нарушением всех правил размещения объектов строительства.

Для анализа эффективности объединения социально-экономических потенциалов двух крупнейших Российских агломераций, с учетом предоставленных данных по Московской агломерации, приведём данные, для Санкт-Петербурга.

Таблица 2

Основные социально-экономические показатели Санкт-Петербурга [5]

Показатель

2013

2014

Численность населения, тыс. чел.

5028

5132

Общая площадь жилых помещений на одного жителя, м2

23,8

23,3

Число дошкольных образовательных учреждений

1092

1097

Численность врачей

40500

41700

Число больничных организаций

112

112

Число родившихся на 100 человек

12,6

12,6

Число умерших на 1000 человек

12,4

11,9

Число предприятий и организаций

348481

354354

Объём отгруженных товаров, млн. руб.:

  • Добыча полезных ископаемых

1769

10019

  • Обрабатывающие производства

2069394

1976412

  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

150925

173698

Оборот розничной торговли, млн. руб.

844759

920721

Из таблицы видно, что Санкт-Петербург отстаёт от Москвы по численности населения, но при этом обеспеченность жильём на одного человека здесь выше, число дошкольных учреждений не испытывало такое резкое снижение, как в Москве, и сейчас находится на одном уровне со столичным. По экономическим показателям Санкт-Петербург также отстаёт от Москвы, но обгоняет все остальные города России, что говорит о высоком потенциале, как промышленном, так и ресурсном.

В первую очередь, для Московской агломерации объединение ресурсного потенциала с потенциалом Санкт-Петербурга — это большое преимущество, так как открываются экономические возможности в силу разной направленности экономики Москвы и Санкт-Петербурга. Для Москвы такая перспектива открывает горизонт расширения промышленного потенциала за счёт увеличения как внешнего, так и внутреннего рынка путём ухода от транзитных перевозок и перехода к Балтийским портам. Это позволит выходить на внешний рынок с уменьшенными логистическими затратами. Но для развития этого направления необходимо создать максимально эффективную транспортную систему между Московской и Санкт-Петербургской агломерациями. Мегалополис (Москва — Санкт-Петербург) будет представлять из себя «снежинку», которая замыкается областными центрами с мощной промышленной базой, а для отстающих районов это будет толчком для развития инфраструктуры и решения местных проблем. Считается, что это решение также укрепит центр, уменьшив его раздробленность в плане количества субъектов в составе и сложности их экономического регулирования. С точки зрения политики импортозамещения, это позволит в несколько раз ускорить процессы сообщения между регионами, а также приток из дальних агломераций в Московскую тех товаров, которые по каким-либо причинам изначально попасть на эту территорию не могли из-за больших транспортных и иных издержек. Однако, данное объединение может оказаться и негативным, принеся ряд проблем. Например, центр России — это самое густонаселённое территориальное образование, поэтому объединение территорий в мегалополис может повлечь за собой миграционный приток из других регионов, усилив нагрузку на «Большую Москву». Более того, транспортное сообщение требует временных рамок в долгосрочной перспективе, что говорит о том, что процесс слияния не будет быстрым. Помимо всего прочего возможны конфликты интересов участников мегалополиса, увеличение конкуренции на рынках Московской агломерации. Поэтому оценить этот процесс однозначно невозможно.

Вместе с расширением Московской агломерации, как центра страны, могут возникнуть существенные негативные факторы — снизится уровень бюджетной обеспеченности столицы, усложнится положение периферийных городов, которые утратят свою значимость, из чего возникнет сильная территориальная дифференциация не только в имеющемся сейчас ракурсе Запад-Восток, но и в самой центральной России.

К сожалению, в российском законодательстве отсутствует понятие «агломерации», что осложняет как территориальное управление, так и попытки развития агломераций. Однако, если рассматривать перспективное развитие Московской агломерации в условиях политики импортозамещения, то можно выделить основные направления:

  1. Развитие транспортно-логистической сети между крупнейшими промышленными центрами Центральной России и Москвы,
  2. Использование земель исключительно с их градостроительной ценностью, что позволит избежать ошибок строительства, создаст более удобную инфраструктуру для потребителя и производителя товаров и услуг,
  3. Реализация крупных инфраструктурных объектов в зоне совместных агломерации (например, Московской и Санкт-Петербургской, или Казанской), таких как аэропорты, энергетические мощности (несмотря на то что в нашей стране сеть энергетики хорошо развита в крупных центрах экономики, периферия практически лишена своих мощностей, что осложняет пути развития этих территорий).

Исходя из перечисленных пунктов ещё одним способом повышения эффективности реализации политики импортозамещения на примере Московской агломерации может быть сотрудничество Москвы и Казани. Казань — сильный промышленный центр, который находится в республике Татарстан, являющейся одним из самых развитых субъектов Российской Федерации. Города соединены высокоскоростной железнодорожной магистралью, проходящей через Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары. В будущем перспективно продление магистрали до Екатеринбурга. При этом такое транспортное сообщение с сильными регионами России даёт Московской агломерации возможность расширять свой рынок на территории других регионов-доноров, которые имеют в избытке продукцию собственных производств.

Для реализации подобных проектов подготовлен план мероприятий («дорожная карта») — «Развитие агломераций Российской Федерации» на 6 лет (среднесрочная перспектива, который был создан для упорядочения и ускорения развития агломерации. Программа стремится к осуществлению таких целей, как: улучшения качества городской среды, вождение 2–3 российских городов в число мировых (например, Москва с Московской агломерацией, в том числе дополнительные агломерации, с которыми столица объединяется), формирование транспортного сообщения между крупнейшими центрами промышленности.

Таким образом, в виде базового сценария развития Московской агломерации в условиях политики импортозамещения можно рассматривать стратегию «Москва — глобальный город» [6 с. 34], то есть формирование единой схемы расселения на территории агломерации, расширение зон транспортной доступности к периферийным городам и субъектам-партнёрам по экономической деятельности.

На основе проведенного исследования можно сказать, что эффективность экономики территорий агломераций зависит от связей между агломерациями как на близлежащих территориях, так и с удалёнными субъектами. Такая кооперация позволяет открывать для Московской агломерации новые горизонты работы, в том числе с целью снижения логистических издержек, экономии масштаба и расширения производительных сил. Городские агломерации — это региональная опора развития экономки. Московская агломерация, как столичная и самая развитая, имеет специфические особенности, однако, обладая внутренним положением, не имеет связи с внешней границей. Решить эту проблему поможет объединение с Санкт-Петербургской агломерацией, которая обладает портами. Более того, на государственном уровне создаются и разрабатываются проекты для реализации эффективного функционирования и сотрудничества агломераций, что открывает новые перспективы и возможности для субъектов РФ, в частности для Московской агломерации. В основном такие проекты затрагивают развитие транспортной инфраструктуры между крупными промышленными центрами. Однако, так как это долгосрочные проекты, их реализация потребует не только финансовых вложений, но и большим временных рамок, что уменьшает скорость осуществления политики импортозамещения.

Литература:

  1. Проект. «Стратегия социально-экономического развитияМосквы на период до 2025 года»,Версия от 09.08. 2012 г.
  2. Безпалов В. В. Механизм реструктуризации системы управления промышленным предприятием. Монография.. М.: Кнорус Москва — 2013 г.
  3. Безпалов В. В., Лочан С. А., Петросян Д. С.Теория и практика управления развитием региональных экономических систем/ Монография, М: Кнорус Москва — 2016 г.
  4. Волочкова И. В., Минаев Н. Н. Теория и практика управленияразвитием агломераций/ Монография, Томск: Изд-во Том. гос.архит.-строит. ун-та, 2014–234 с.
  5. Федеральная государственная служба статистики (ГКС)
  6. Развитие городских агломераций: аналитический обзор выпуск 2, Министерство регионального развития РоссийскойФедерации, 2016 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Московская агломерация, Москва, агломерация, Санкт-Петербург, транспортное сообщение, численность населения, промышленное производство, Российская Федерация, центр, число.

Похожие статьи

Тюмень как предполагаемая городская агломерация

Московская агломерация, Москва, Санкт-Петербург, агломерация, транспортное сообщение, численность населения, Российская Федерация, промышленное производство, число, центр.

Предпосылки к созданию и проблемы развития агломераций...

Ключевые слова: агломерация, агломерационные процессы, управление, проблемы развития. Не так давно правительство Российской Федерации и Администрация Президента РФ

– создание более интенсивного транспортного сообщения между городом –ядром и городами...

Роль мегаполисов в современной мировой экономике

Из них 291 ВУЗ находится в Москве, 129 — в Московской области, 106 — в Санкт-Петербурге.

Так, создаются городские агломерации, включающие пригородные районы и значительно превышающие по территории и численности населения сами...

Перспективы развития городского пассажирского транспорта...

Прирост численности населения в городах Российской Федерации с населением более миллиона человек [2].

Прирост численности населения. 1. Москва.

Растет экономика услуг, связанная с современным образом жизни, а производство уходит на другие территории...

Устойчивый городской транспорт в России и за рубежом

город, общественный транспорт, Городской пассажирский транспорт, Россия, личной автомобиль, Санкт-Петербург, том, москва, Российская Федерация

Это касается развития инфраструктуры и систем общественного транспорта в городах и городских агломерациях...

Экономико-географическое положение Центрального...

Основные территориальные отношения. Транспортно-географическое положение.

В Московской агломерации проживает 1/2 городского населения округа.

Миграция оказала определенное влияние на динамику роста численности населения округа.

Теория и методология развития территориальных агломераций

регион, теоретико-методологический аспект развития, рамка, агломерация, качество, субъект Федерации, северный регион, Российская Федерация, развитие, территория.

Развитие транспортной инфраструктуры в рамках проекта...

Смоленск, южная часть Вологодской агломерации (Череповец) и Москва.

транспортная безопасность, вид транспорта, транспортная инфраструктура, транспортная система, развитие транспорта, логистик, сфера, Российская Федерация, Транспортная стратегия.

Формирование системы управления городской агломерацией на...

По прогнозам ООН, продолжающийся рост численности населения и урбанизация приведут

промышленно-сырьевая агломерация, северный регион, территориально-отраслевое.

Одна из самых крупных городских агломераций России– столичная агломерация (города Москвы).

Похожие статьи

Тюмень как предполагаемая городская агломерация

Московская агломерация, Москва, Санкт-Петербург, агломерация, транспортное сообщение, численность населения, Российская Федерация, промышленное производство, число, центр.

Предпосылки к созданию и проблемы развития агломераций...

Ключевые слова: агломерация, агломерационные процессы, управление, проблемы развития. Не так давно правительство Российской Федерации и Администрация Президента РФ

– создание более интенсивного транспортного сообщения между городом –ядром и городами...

Роль мегаполисов в современной мировой экономике

Из них 291 ВУЗ находится в Москве, 129 — в Московской области, 106 — в Санкт-Петербурге.

Так, создаются городские агломерации, включающие пригородные районы и значительно превышающие по территории и численности населения сами...

Перспективы развития городского пассажирского транспорта...

Прирост численности населения в городах Российской Федерации с населением более миллиона человек [2].

Прирост численности населения. 1. Москва.

Растет экономика услуг, связанная с современным образом жизни, а производство уходит на другие территории...

Устойчивый городской транспорт в России и за рубежом

город, общественный транспорт, Городской пассажирский транспорт, Россия, личной автомобиль, Санкт-Петербург, том, москва, Российская Федерация

Это касается развития инфраструктуры и систем общественного транспорта в городах и городских агломерациях...

Экономико-географическое положение Центрального...

Основные территориальные отношения. Транспортно-географическое положение.

В Московской агломерации проживает 1/2 городского населения округа.

Миграция оказала определенное влияние на динамику роста численности населения округа.

Теория и методология развития территориальных агломераций

регион, теоретико-методологический аспект развития, рамка, агломерация, качество, субъект Федерации, северный регион, Российская Федерация, развитие, территория.

Развитие транспортной инфраструктуры в рамках проекта...

Смоленск, южная часть Вологодской агломерации (Череповец) и Москва.

транспортная безопасность, вид транспорта, транспортная инфраструктура, транспортная система, развитие транспорта, логистик, сфера, Российская Федерация, Транспортная стратегия.

Формирование системы управления городской агломерацией на...

По прогнозам ООН, продолжающийся рост численности населения и урбанизация приведут

промышленно-сырьевая агломерация, северный регион, территориально-отраслевое.

Одна из самых крупных городских агломераций России– столичная агломерация (города Москвы).

Задать вопрос