Предпосылки к созданию и проблемы развития агломераций в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 30.03.2017

Статья просмотрена: 2033 раза

Библиографическое описание:

Калашникова, О. Е. Предпосылки к созданию и проблемы развития агломераций в России / О. Е. Калашникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 288-290. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41217/ (дата обращения: 16.04.2024).



В данной статье в рамках стратегии инновационного развития Правительства Российской Федерации рассматривается развитие России по инновационному сценарию, поэтому особое внимание уделяется проблемам функционирования и развития агломераций. В наши дни особое значение приобретает изучение различных теоретических и практических аспектов управления развитием агломерационных процессов. Значимость этих исследований предопределена тем, что в большинстве развитых стран агломерации являются основными формами территориальной организации. Сегодня, в посткризисное время, появилась потребность территориальной реорганизации России, предусматривающей дробление территории страны на агломерации, что становится еще более приоритетным направлением. Это связано с будущим совершенствованием и реконструкцией экономики России и требованиями, которые создаются внешней средой, а также выполнением в России новой территориальной политики, полагающей образование регионов, конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе.

Ключевые слова: агломерация, агломерационные процессы, управление, проблемы развития

Не так давно правительство Российской Федерации и Администрация Президента РФ опубликовали концепцию территориальной реорганизации России путем разбиения ее на двадцать агломераций. Основная идея данной концепции состоит в том, чтобы в полном объеме изменить административное деление страны — на смену 83 субъектам Федерации придут 20 крупных агломераций с населением свыше одного миллиона человек [1]. Неизбежность настоящей реформы поясняется тем, что текущее территориальное устройство Российского государства имеет свои недостатки, например, территориальные органы федеральных органов власти располагаются не там, где необходимо, а нынешние нормы на максимальное количество сотрудников и оптимизация сети школ, детских садов, поликлиник, больниц, почты объективно ухудшают уровень жизни на сельских территориях и в малых городах.

Россия — это «страна городов», которые представляют собой узлы фундаментального каркаса страны, «сердце» системы расселения. Толчок к процессу развития в нашей стране все время исходил из пункта наибольшего скопления человеческих ресурсов. Процедура формирования агломераций в России в свою очередь стала объективным эволюционным процессом городского самосовершенствования. В процессе роста города, увеличения многообразия выполняемой им деятельности, расширялся размах зоны его воздействия на примыкающие территории. Город достигал некоторого порога постгородского развития и превращался в агломерацию. По этой дороге, в большей части случаев, внезапной, происходило зарождение многих российских агломераций.

Огромные территории России испытывают необходимость в создании агломераций, так как при их помощи реализовывается действенное экономическое сокращение территорий. К этому обязывает положение страны, находящейся в тяжелой экологической ситуации, а также неизбежность стимулирования развития крупных городских агломераций, где есть возможность осуществления объединенных проектов развития. Побуждает к созданию агломераций и нынешняя борьба за так называемый «ресурс развития» (человеческий капитал, инновационный капитал, современные социальные и производственные технологии), гарантирующий стабильность системы обеспечения жизнедеятельности в полном объеме.

Очередной импульс агломерационному процессу был придан в 2013–2014 гг. согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [4], разработанному Министерством Экономического Развития Российской Федерации. Согласно которому основным направлением пространственного развития России станет увеличение насыщенности человеческого капитала, инфраструктуры, ресурсов в больших городах и создание двадцати агломераций с численностью населения более 1 млн. человек. Эти агломерации будут способны реализовывать специализированные интернациональные функции в мировом разделении труда, станут локомотивами роста, будут развивать новые инновационные кластеры.

В связи с этим еще в 2013 г. Министерством регионального развития РФ был принят План мероприятий («дорожная карта») «Развитие агломераций в Российской Федерации» [3]. Приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 марта 2014 г. N 74 и N 75 были установлены последняя редакция Положения о Межведомственной рабочей группе по социально-экономическому развитию городских агломераций и подготовлен отбор пилотных проектов по испытанию и модернизации механизмов по координации развития городских агломераций в России [5]. Поэтому весной 2014 года был создан перечень заявок на участие в проекте модернизации городских агломераций. В настоящее время существуют разработанные концепции Барнаульской, Кузбасской, Красноярской, Новосибирской, Владивостокской, Южно-Башкортостанской, Махачкалинско-Каспийской, Самарско-Тольяттинской, Горнозаводской, Ставропольской, Тульской, Ульяновско-Димитровградской, Челябинской агломераций, которые вошли в список пилотных проектов Министерства регионального развития России.

Однако, невзирая на наличие концепций, стратегий, прогнозов, планов, равно как и отдельных экономических и пространственных проектов, относящихся к развитию крупных городов в России, а соответственно и попыток их осуществления на практике, полагается удостоверить недостаток системного подхода к разрешению настоящего вопроса. Несомненная несогласованность в названиях городских агломерационных объединений, предположениях и стратегиях социально-экономического обновления территорий резко бросается в глаза.

Для усовершенствования агломерационных процессов требуется основательная переоценка законодательных норм по вопросам сущности, а также процессов создания и эволюции агломераций. Награждение агломерации свойством «комплексности» обозначает равенство не только социально-экономических процессов, происходящих на её территории, но и равенство управления, что равным образом предполагает координирование потребностей всех уровней власти и выработку единой стратегии, а также модели управления формированием и развитием агломераций [2]. Из-за отсутствия законодательной базы появляется значительный круг проблем не только в процессе управления, но и при создании документов территориального планирования. В связи с этим нужно произвести: реконструкцию законодательной базы на всех уровнях власти; создать механизмы налаживания происходящих процессов. Решение этих и многих других проблем можно устроить в рамках отдельных проектов, изучающих территорию агломерации как единую социально-экономическую систему. Следом более детально рассмотрим основные проблемы, с которыми встречаются регионы при формировании агломераций.

Таблица 1

Проблемы при формировании иразвитии агломераций

Сфера, вкоторой возникает проблема, при формировании агломерации

Проблемы

1

Экономика

Проблемы экономической сферы напрямую связаны с развитием городской инфраструктуры:

– создание более интенсивного транспортного сообщения между городом –ядром и городами спутниками влечет дополнительные затраты (например, строительство дорог);

– расширение территорий требует развитости строительного рынка и достаточного строительного потенциала города-ядра;

– внедрение единых тарифов на ЖКХ невозможно осуществить в краткосрочный период из-за различий в социально-экономическом уровне поселений;

– неравномерное распределение доходной базы муниципальных образований(интеграция бюджетной системы приведет к субсидированию «богатыми» поселениями «бедных»)

2

Инфраструктура

– недостаточная пропускная способность;

– проблемы при подключении к коммунальным ресурсам;

– малое количество объектов инфраструктуры в городах-спутниках (больницы, школы и т. д.)

3

Муниципальное управление и правовое регулирование

– – несовершенство законодательной базы (отсутствие понятия «агломерация») и нормативно-правовой базы (в части межмуниципального сотрудничества);

– отсутствие механизмов согласования и принятия управленческих решений в части формирования и функционирования агломераций;

– нежелание муниципальных образований сотрудничать и принимать компромиссные решения, несогласованность перспектив развития поселений;

– отсутствие институциональных условий формирования и развития агломераций, отсутствие системы документов долгосрочного развития.

4

Экология

– поддержание в нормативном состоянии присоединенных земель;

– внедрение инженерно-коммунальной инфраструктуры в городах-спутниках разрушает экологию;

– удаление города-ядра от рекреационных зон.

5

Социальная сфера

– существенное отличие в уровнях доходов внутри агломерации;

– трудовая миграция — процесс медленно реализуемый.

Решение актуальных проблем заключается в серьезной проработке и понимании приобретенного опыта по формированию и развитию агломераций, как в зарубежных странах, так и в современной России.

Литература:

  1. Бирюков С. Проект «20 агломераций». Шанс для провинциальной России? // Агентство политических новостей. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.apn.ru/ publications/article23519.htm (дата обращения: 22.03.2017).
  2. Пивень Д. А. Региональная агломерация и предпосылки ее создания // Вестник ЯрГУ. Серия гуманитарные науки. 2014. № 1(27). С. 133–138.
  3. План мероприятий («дорожная карта») «Развитие агломераций в Российской Федерации». — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/planning/wg/dk (дата обращения 21.03.2017).
  4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения 21.03.2017).
  5. Министерство регионального развития Российской Федерации. Приказ
  6. от 18 марта 2014 года N 75 «О мерах по реализации отбора пилотных проектов по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций в Российской Федерации» — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499096497 (дата обращения 21.03.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, развитие агломераций, агломерация, Россия, законодательная база, проблема, полный объем, создание агломераций, территориальная реорганизация России, человеческий капитал.


Ключевые слова

управление, агломерация, агломерационные процессы, проблемы развития

Похожие статьи

Роль и возможности территориального планирования городских...

На примере Московской агломерации с предоставлением статистических данных авторами выявлены проблемы и возможности, а также предложены мероприятия по

Одна из самых крупных городских агломераций России– столичная агломерация (города Москвы).

Теория и методология развития территориальных агломераций

Развитие территориальных экономических образований определяет потребность в совершенствовании теоретико-методологических аспектов развития территориальных агломераций в северных регионах России.

Формирование системы управления городской агломерацией на...

Ключевые слова: городская агломерация, система управления, корпоративные структуры, административное управление, субрегион, мезоэкономика. Современный этап развития региональной экономики в России характеризуется усилением агломерационных процессов...

Реорганизация федерального устройства РФ | Статья в сборнике...

Но на данный момент создание агломераций законодательно невозможно.

На европейской территории России сконцентрированы агломерации, имеющие высокий класс развитости.

По мнению Лаппо Г.М. характер процессов агломерирования на территории России...

Проблемы быстро разрастающихся агломераций

Проблемы быстро разрастающихся агломераций. Автор: Сычёва Наталья Николаевна.

‒ потеря человеческого капитала от отсутствия культурной составляющей.

Причинами этой российской тенденции служат то, что кредиты у нас много дороже, чем в Европе, а значит...

Тюмень как предполагаемая городская агломерация

В процессе возникновения новых производственно-экономических отношений, обострения проблем на муниципальном уровне и вопросов местного значения возрастает необходимость изменения правовой базы местного самоуправления в России.

Негородские агломерации как фактор развития территории...

Рассматриваются возможности создания негородских агломераций, как новой модели развития территории. Ключевые слова: экспортный потенциал сельских территорий, негородские агломерации. Вступление России во Всемирную торговую организацию...

Мобильность населения как социальный приоритет...

общего пользования в городских агломерациях, а также транспорта местного значения (сельского); развитие в сельской местности автодорог с твердым покрытием

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. (утвержд.

Современные процессы урбанизации: характеристика, влияние на...

Таким образом, современные процессы расселения в России характеризуются с одной стороны высоким уровнем урбанизации, формированием агломераций, с

Следовательно, проблема развития данных территорий заслуживает самого пристального и внимательного изучения.

Похожие статьи

Роль и возможности территориального планирования городских...

На примере Московской агломерации с предоставлением статистических данных авторами выявлены проблемы и возможности, а также предложены мероприятия по

Одна из самых крупных городских агломераций России– столичная агломерация (города Москвы).

Теория и методология развития территориальных агломераций

Развитие территориальных экономических образований определяет потребность в совершенствовании теоретико-методологических аспектов развития территориальных агломераций в северных регионах России.

Формирование системы управления городской агломерацией на...

Ключевые слова: городская агломерация, система управления, корпоративные структуры, административное управление, субрегион, мезоэкономика. Современный этап развития региональной экономики в России характеризуется усилением агломерационных процессов...

Реорганизация федерального устройства РФ | Статья в сборнике...

Но на данный момент создание агломераций законодательно невозможно.

На европейской территории России сконцентрированы агломерации, имеющие высокий класс развитости.

По мнению Лаппо Г.М. характер процессов агломерирования на территории России...

Проблемы быстро разрастающихся агломераций

Проблемы быстро разрастающихся агломераций. Автор: Сычёва Наталья Николаевна.

‒ потеря человеческого капитала от отсутствия культурной составляющей.

Причинами этой российской тенденции служат то, что кредиты у нас много дороже, чем в Европе, а значит...

Тюмень как предполагаемая городская агломерация

В процессе возникновения новых производственно-экономических отношений, обострения проблем на муниципальном уровне и вопросов местного значения возрастает необходимость изменения правовой базы местного самоуправления в России.

Негородские агломерации как фактор развития территории...

Рассматриваются возможности создания негородских агломераций, как новой модели развития территории. Ключевые слова: экспортный потенциал сельских территорий, негородские агломерации. Вступление России во Всемирную торговую организацию...

Мобильность населения как социальный приоритет...

общего пользования в городских агломерациях, а также транспорта местного значения (сельского); развитие в сельской местности автодорог с твердым покрытием

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. (утвержд.

Современные процессы урбанизации: характеристика, влияние на...

Таким образом, современные процессы расселения в России характеризуются с одной стороны высоким уровнем урбанизации, формированием агломераций, с

Следовательно, проблема развития данных территорий заслуживает самого пристального и внимательного изучения.

Задать вопрос