Тюмень как предполагаемая городская агломерация | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 11.01.2016

Статья просмотрена: 1136 раз

Библиографическое описание:

Сафонова, Е. А. Тюмень как предполагаемая городская агломерация / Е. А. Сафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 704-707. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25121/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

В процессе возникновения новых производственно-экономических отношений, обострения проблем на муниципальном уровне и вопросов местного значения возрастает необходимость изменения правовой базы местного самоуправления в России. С каждым годом все большую актуальность обретают проблемы, касающиеся уровня жизни населения в разных регионах России, а так же внутри самих регионов, проявляется яркое несоответствие между центрами регионов и их периферией в финансовом и экономическом (а также социальном культурном демографическом и т.д.) (финансовый тоже экономический) аспектах [1]. Поэтому представляется необходимым, в целях обеспечения более высокого уровня развития территорий каждого из регионов РФ, (за счет, прежде всего, их внутренних резервов), создать в рамках наиболее развитых из них городские агломерации и закрепить эту форму территориальной организации населения на уровне федерального закона № 131-ФЗ.

Отметим, что городская агломерация — компактная группировка поселений, объединенных интенсивными производственными и культурными связями в сложную систему в целях развития внутриэкономических связей между периферией и центром [2, с. 4]. Представляется, что подобная форма территориальной организации наиболее перспективна для совместного органичного развития городов с близлежащими сельскими поселениями.

Подобное сотрудничество дает дополнительные возможности и позволяет объединить научный, финансовый, потребительский потенциал города и сельских поселений, облегчить решение вопросов местного значения и увеличить эффективность их решения [3]. Развитие городской агломерации позволит в дальнейшем обеспечить рассредоточение промышленных производств, рационально разместить их по отношению к населенным районам. Это в свою очередь позволит улучшить не только условия жизнедеятельности населения в крупных городах, но и экологические условия в агломерации. Кроме того, городская агломерация потенциально имеет наиболее широкие возможности развития по сравнению с другими родственными ей формами территориальной организации территорий.

Идея создания и развития городских агломераций находит поддержку у многих специалистов и исследователей в сфере муниципального права.

Об этом свидетельствуют те направления развития регионов РФ, которые обозначены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в которой обозначено, что «региональное развитие до 2012 года будет определяться в основном уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста, к которым относятся в том числе и крупнейшие агломерации с наиболее динамичным экономическим ростом, обеспечивающим приток населения и инвестиций» [4].

Так же, еще в 2011 году в Красноярске на площадке Сибирского федерального университета прошла конференция «Сибирские агломерации». Главным модератором мероприятия стал главный редактор журнала «Эксперт-Сибирь» Александр Попов. В рамках конференции участники обсудили российский и зарубежный опыт создания и развития агломераций, методологии, нормативно-правовой базы для распространения этого опыта на территории Сибири, а также презентовали и обсудили проекты создаваемых сибирских агломераций. «На сегодняшний день актуальным трендом является масштабная трансформация городских пространств», — отметил Попов, открывая конференцию [5].

Помимо этого разработкой данного вопроса занимаются также различные общественные организации, одной из которых является Союз российских городов. Он был создан 13 марта 1991 года в целях содействия становлению и развитию местного самоуправления в Российской Федерации. На сегодняшний день в составе 87 муниципальных образований Российской Федерации, из них 69 является центрами субъектов Российской Федерации. Одной из основных задач СРГ является, согласно их уставу, содействие федеральным органам власти в раскрытии и использовании потенциала городов в качестве «локомотивов» роста для социально-экономического развития государства [6].

Идеи развития агломераций получили одобрение на уровне Президента и Правительства Российской Федерации. Так, В. В. Путин на встрече с участниками Съезда муниципальных образований при ответе на вопрос об активном развитии агломераций и недостаточной проработанности нормативной базы для этого глава государства отметил, что: «Некоторые вопросы эффективно могут быть решены только при объединении усилий…если нужно принять новый закон, не новый закон, а поправку в 131‑й — давайте это сделаем, конечно» [7].

Все это говорит о том, что в РФ есть определенная сложившаяся база для создания городских агломераций как полноправных самоуправляющихся территорий. Следовательно, это будет обуславливать и необходимость внесения поправок в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Учеными и практиками, такими как Е. Н. Перцик [8],Г. И. Поподько [9, с. 215], выделяются следующие характерные черты агломерации: компактность, наличие транспортных коридоров, доступность, концентрация промышленного производства, концентрация трудовых ресурсов, высокая плотность населения, тесные экономические связи, тесные трудовые связи, тесные культурно-бытовые и рекреационные связи и др.

В этой связи рассмотрим Тюмень и прилегающие к городу поселения как возможную и перспективную городскую агломерацию, поскольку указанные территории обладают в той или иной мере всеми указанными признаками.

На сегодняшний день в Тюменской области сложились все предпосылки к агломерированию территории, находящейся в зоне влияния крупнейшего города в области — Тюмени. Отметим, что Тюменская область по площади занимает 3-е место среди субъектов РФ и 1-е место средиУральского федерального округа Численность населения области по данным Госкомстата России, включая городские округа, составляет 1314,5 тыс. человек (2015)(указаны данные по югу Тюменской области). Область включает пять городских округов:Тюмень, Тобольск, Ишим, Заводоуковский городской округ, Ялуторовски 21 муниципальный район. Сама Тюмень является торговым, деловым, культурным, промышленным, транспортным и научным центром регионального значения.

Все это позволяет нам рассматривать Тюмень как центр моноцентрической агломерации, для которой характерна моноцентрическая модель развития. Это означает, что развитие сосредоточено в существующем центре, от которого кругами расходятся зоны расширения и развития. Моноцентрическая модель позволяет городу развиваться компактно с созданием плотно заселенных многофункциональных районов с доступным образованием, здравоохранением, торговлей, отдыхом и выбором возможностей занятости.

Рассматривая потенциальную Тюменскую агломерацию относительно экономико-географического положения, отметим, что оно крайне выгодно, поскольку Тюмень находится на пересечении важнейших транспортных магистралей. Относительно демографической ситуации положение дел в регионе крайне благополучно, поскольку численность населения города за 2014 год увеличилась на 17192 человека и составила 697,1 тыс. человек [10]. Относительно ресурсного потенциала территории можно сказать следующее: Тюмень является крупнымпромышленнымцентром. Ведущими отраслями промышленности являются нефтеперерабатывающая и нефтедобывающая, а все потому, что Тюмень — столица и опорный пункт крупнейшего нефтедобывающего региона страны. На территории региона располагаются представительства крупнейших нефтегазовых компаний: «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Роснефть».

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций (без субъектов малого предпринимательства) города Тюмени за январь — декабрь 2014 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2013 года на 40,3 % и составил 199289,5 млн. рублей [10]. На заводах и предприятиях города в целом в производстве задействованы огромные трудовые людские ресурсы, которые во многом скоординированы друг с другом.

Таким образом, можно говорить о тесных экономических, трудовых и организационно-хозяйственных связях, целостности рынка труда и концентрации промышленного производства и трудовых ресурсов. А это, в свою очередь, является необходимой «базой», основой для создания агломерации.

С учетом указанных критериев можно выявить структуру агломерационной зоны региона:

Город- ядро — город Тюмень, численность населения которого составляет 697,1 тыс. человек. Исходя из вышеуказанных требований, агломерацию можно считать моноцентрической.

Территория, находящаяся за пределами города-ядра и связанная с ним транспортом формирует спутниковую зону, которую по характеру и интенсивности взаимодействия можно разделить на 2 пояса. Таким образом, первый пояс спутников образуют, помимо самого города Тюмени, его пригородная зона, включая населенные пункты Мыс (9 км), Антипино (12 км), Боровский (15 км), Ембаево (17 км), Тарманы(20 км), Мальково(25 км), Новотуринский (26км), Черевишево (27 км), Каскара (28 км), Винзили(29 км), Есаулова (32 км), Онохино (35 км), Богандинский(41 км).

Второй пояс сформирован более отдаленными районами, а именно населенные пункты в радиусе до 120 км от центра города (соответствующие 2–3 часовой доступности на общественном транспорте). В указанную зону входят населенные пункты: Ялуторовск (70 км), Исетское (70 км), Нижняя Тавда (80 км.), Памятное (80 км), Ярково(110 км) и Заводоуковск(120 км).

В рамках данной агломерации, учитывая размеры территории агломерационной зоны, представляется необходимым расширить временные рамки, установленные для определения доступности города-ядра для жителей населенных пунктов второго агломерационного пояса. Предлагается расширить его до 2.5 часов. Именно в этом временном сегменте возможен беспрепятственный доступ к городу-ядру пригородным авто- и жд- транспортом (приложение 1).

 

Приложение № 1

По данным официального сайта Автовокзала г. Тюмени и расписания поездов со станции г.Тюмень

Название населенного пункта

Время доступности автобусом/городским маршрутным такси в мин.

Время доступности электропоездом/поездом в мин.

Первый пояс агломерации

Богандинский

55

75

Боровский

38

 

Винзили

42

47

Тарманы

От 26 до 42

 

Ембаево

Антипино

Мыс

До 15

 

Черевишево

Онохино

Мальково

Каскара

Есаулово

Новотуринский

До 40

 

Второй пояс агломерации

Ярково

150

 

Заводоуковск

115

78

Ялуторовск

105

53

Нижняя Тавда

103

 

Исетское

105

 

 

Это позволит сформировать в предполагаемой агломерации двухуровневую систему местного самоуправления. Это наиболее подходящий вариант, поскольку в случае городской агломерации два уровня местного самоуправления как раз необходимы для того, чтобы граждане, проживающие в городской агломерации, могли более полно осуществить свое право на местное самоуправление [3].

Коэффициент сложности Тюменской агломерации равен 2.4. Таким образом, Тюменская агломерация на сегодняшний день является развивающейся, а значит имеет право на существование.

Подводя итог вышесказанному можно утверждать, что исследуемое территориальное образование вполне может быть признано городской агломерацией, которая находится в самом начале своего развития и становления. Низкий уровень ее развития является временным явлением, поскольку на сегодняшний день в недостаточной степени используется потенциал города-ядра, особенно в отношении 2 спутникового пояса.

Видится, что Тюменская городская агломерация как административный центр субъекта могла бы иметь в своем ведении дополнительные вопросы местного значения в ряде сфер деятельности — промышленной и научно- технической политике, здравоохранении, образовании, дорожном строительстве и другие, связанные с этим дополнительные полномочия. Вопросы местного значения и полномочия по их решению устанавливались бы в соответствии с федеральным законом, законами Тюменской области и уставом городской агломерации.

Поэтому представляется необходимым формирование такого муниципального образования, как Тюменская городская агломерация, закрепление понятия «городская агломерация» на федеральном уровне в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и разработка принципиально нового способа деления территории РФ на муниципальные образования с учетом создания на базе крупнейших городов РФ городских агломераций.

Трудности данного преобразовательного процесса видятся в следующем:

  1.              Процесс осложнится в связи с излишне громоздкой процедурой преобразования муниципальных образований ст. 13 Федерального Закона № 131-ФЗ.
  2.              Процесс осложнится в связи с отсутствием реально действующих форм межмуниципального хозяйственного сотрудничества

Выйти из этого затруднительного положения можно следующим образом: дополнить главу 11. «Особенности организации местного самоуправления» статьей «Особенности организации местного самоуправления в городских агломерациях федерального значения» в Федеральном Законе № 131-ФЗ.

 

Литература:

 

  1.              Губанова Е. С. Вопросы развития городской агломерации/Е. С. Губанова, С. А. Селякова//Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз -2009.-№ 46.-С. 30–40.
  2.              Моисеенко Н. Л. Социально-территориальная структура пространства городской агломерации (социальное исследование): дисс.… канд. соц. наук: 22.00.04/Н. Л. Моисеенко.-Новосибирск,2002.-163 с.
  3.              Щепачев В. А. Формирование конституционной концепции местного самоуправления и проблемы еѐ реализации в законодательстве Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): дисс. …д-р.юрид. наук: 12.00.02/В. А. Щепачев.-Москва,2014.-538 с.
  4.              Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: утв. Распоряжением правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.: по сост. На 14 марта 2015г. //Собрание законодательства РФ.-2008.-№ 47.-Ст.5489.
  5.              Сибирский ФО. В Сибирском федеральном университете прошла конференция «Сибирские агломерации [Электронный ресурс]/ Ассоциация сибирских и дальневосточных городов [сайт].-URL: http://www.asdg.ru (дата обращения:20.03.2015).
  6.              Устав некоммерческой организации «Союз российских городов»: по сост. На 14 марта 2015г. [Электронный ресурс]//Союз российских городов [сайт].-Москва,2003.- URL: http://www.urc.ru/(дата обращения:20.03.2015).
  7.              Встреча с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований [Электронный ресурс] //Президент России [сайт].-URL: http://kremlin.ru (дата обращения:20.03.2015).
  8.              Перцик Е. Н. Города мира: география мировой урбанизации/Е. Н. Перцик.- М.: Международные отношения, 1999.-384 с.
  9.              Г. И. Поподько Анализ условий и факторов создания Красноярской агломерации/Г. И. Поподько// Вестник сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.-2012.-№ 1.- С.215–219.
  10.         Основные итоги социально-экономического развития Тюменской области (без автономных округов) за 2014 год [Электронный ресурс]//Тюменская область. Официальный портал органов государственной власти [сайт].-URL:http://www.tyumen-city.ru(дата обращения:20.03.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, тюмень, городская агломерация, Российская Федерация, Тюменская область, местное значение, агломерация, связь, ялуторовск, Тюменская агломерация.


Похожие статьи

Задачи и характеристика организации деятельности...

многофункциональный центр, Тюменская область, услуга, местное самоуправление, электронная очередь, орган, наблюдательный совет, Российская Федерация, автоматизированная информационная система...

Предпосылки к созданию и проблемы развития агломераций...

Ключевые слова: агломерация, агломерационные процессы, управление, проблемы развития.

В связи с этим еще в 2013 г. Министерством регионального развития РФ был принят План мероприятий («дорожная карта») «Развитие агломераций в Российской Федерации» [3]...

Проблемы качества перевозки пассажиров в условиях городской...

Наиболее остро последняя проблема наблюдается в условиях городских агломераций. В связи с этим необходимо выделить ряд особенностей, которые присущи транспортным системам такого рода городских образований.

Мобильность населения как социальный приоритет...

общего пользования в городских агломерациях, а также транспорта местного значения (сельского); развитие в сельской местности автодорог с твердым покрытием...

Формирование системы управления городской агломерацией на...

Ключевые слова: городская агломерация, система управления, корпоративные структуры, административное управление, субрегион, мезоэкономика.

Объединение ограниченных возможностей всех органов местного самоуправления, входящих в агломерацию, позволит...

Негородские агломерации как фактор развития территории...

1. Слабая инфраструктура межрегиональных связей. 2. Высокая конкуренция на региональных рынках со стороны как местных, так и ввозимых продукции и услуг.

Таблица 3. Негородские агломерации Томской области.

Роль и возможности территориального планирования городских...

Московская агломерация, Москва, Санкт-Петербург, агломерация, транспортное сообщение, численность населения, Российская Федерация, промышленное производство, число, центр.

Задачи и характеристика организации деятельности...

многофункциональный центр, Тюменская область, услуга, местное самоуправление, электронная очередь, орган, наблюдательный совет, Российская Федерация, автоматизированная информационная система...

Предпосылки к созданию и проблемы развития агломераций...

Ключевые слова: агломерация, агломерационные процессы, управление, проблемы развития.

В связи с этим еще в 2013 г. Министерством регионального развития РФ был принят План мероприятий («дорожная карта») «Развитие агломераций в Российской Федерации» [3]...

Проблемы качества перевозки пассажиров в условиях городской...

Наиболее остро последняя проблема наблюдается в условиях городских агломераций. В связи с этим необходимо выделить ряд особенностей, которые присущи транспортным системам такого рода городских образований.

Мобильность населения как социальный приоритет...

общего пользования в городских агломерациях, а также транспорта местного значения (сельского); развитие в сельской местности автодорог с твердым покрытием...

Формирование системы управления городской агломерацией на...

Ключевые слова: городская агломерация, система управления, корпоративные структуры, административное управление, субрегион, мезоэкономика.

Объединение ограниченных возможностей всех органов местного самоуправления, входящих в агломерацию, позволит...

Негородские агломерации как фактор развития территории...

1. Слабая инфраструктура межрегиональных связей. 2. Высокая конкуренция на региональных рынках со стороны как местных, так и ввозимых продукции и услуг.

Таблица 3. Негородские агломерации Томской области.

Роль и возможности территориального планирования городских...

Московская агломерация, Москва, Санкт-Петербург, агломерация, транспортное сообщение, численность населения, Российская Федерация, промышленное производство, число, центр.

Похожие статьи

Задачи и характеристика организации деятельности...

многофункциональный центр, Тюменская область, услуга, местное самоуправление, электронная очередь, орган, наблюдательный совет, Российская Федерация, автоматизированная информационная система...

Предпосылки к созданию и проблемы развития агломераций...

Ключевые слова: агломерация, агломерационные процессы, управление, проблемы развития.

В связи с этим еще в 2013 г. Министерством регионального развития РФ был принят План мероприятий («дорожная карта») «Развитие агломераций в Российской Федерации» [3]...

Проблемы качества перевозки пассажиров в условиях городской...

Наиболее остро последняя проблема наблюдается в условиях городских агломераций. В связи с этим необходимо выделить ряд особенностей, которые присущи транспортным системам такого рода городских образований.

Мобильность населения как социальный приоритет...

общего пользования в городских агломерациях, а также транспорта местного значения (сельского); развитие в сельской местности автодорог с твердым покрытием...

Формирование системы управления городской агломерацией на...

Ключевые слова: городская агломерация, система управления, корпоративные структуры, административное управление, субрегион, мезоэкономика.

Объединение ограниченных возможностей всех органов местного самоуправления, входящих в агломерацию, позволит...

Негородские агломерации как фактор развития территории...

1. Слабая инфраструктура межрегиональных связей. 2. Высокая конкуренция на региональных рынках со стороны как местных, так и ввозимых продукции и услуг.

Таблица 3. Негородские агломерации Томской области.

Роль и возможности территориального планирования городских...

Московская агломерация, Москва, Санкт-Петербург, агломерация, транспортное сообщение, численность населения, Российская Федерация, промышленное производство, число, центр.

Задачи и характеристика организации деятельности...

многофункциональный центр, Тюменская область, услуга, местное самоуправление, электронная очередь, орган, наблюдательный совет, Российская Федерация, автоматизированная информационная система...

Предпосылки к созданию и проблемы развития агломераций...

Ключевые слова: агломерация, агломерационные процессы, управление, проблемы развития.

В связи с этим еще в 2013 г. Министерством регионального развития РФ был принят План мероприятий («дорожная карта») «Развитие агломераций в Российской Федерации» [3]...

Проблемы качества перевозки пассажиров в условиях городской...

Наиболее остро последняя проблема наблюдается в условиях городских агломераций. В связи с этим необходимо выделить ряд особенностей, которые присущи транспортным системам такого рода городских образований.

Мобильность населения как социальный приоритет...

общего пользования в городских агломерациях, а также транспорта местного значения (сельского); развитие в сельской местности автодорог с твердым покрытием...

Формирование системы управления городской агломерацией на...

Ключевые слова: городская агломерация, система управления, корпоративные структуры, административное управление, субрегион, мезоэкономика.

Объединение ограниченных возможностей всех органов местного самоуправления, входящих в агломерацию, позволит...

Негородские агломерации как фактор развития территории...

1. Слабая инфраструктура межрегиональных связей. 2. Высокая конкуренция на региональных рынках со стороны как местных, так и ввозимых продукции и услуг.

Таблица 3. Негородские агломерации Томской области.

Роль и возможности территориального планирования городских...

Московская агломерация, Москва, Санкт-Петербург, агломерация, транспортное сообщение, численность населения, Российская Федерация, промышленное производство, число, центр.

Задать вопрос