Особенности постановки и ведения управленческого учета на предприятиях индустрии туризма
Авторы: Мануйло Наталья Михайловна, Матковская Эллина Сергеевна, Одинцова Татьяна Михайловна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (6) июль 2016 г.
Дата публикации: 30.05.2016
Статья просмотрена: 870 раз
Библиографическое описание:
Мануйло, Н. М. Особенности постановки и ведения управленческого учета на предприятиях индустрии туризма / Н. М. Мануйло, Э. С. Матковская, Т. М. Одинцова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4.1 (6.1). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/38/1016/ (дата обращения: 16.12.2024).
Целью исследования является изучение вопросов организации и внедрения управленческого учета на предприятиях индустрии туризма.
Ключевые слова: управленческий учет, индустрия туризма, турпродукт, отраслевые особенности
Организация и внедрение управленческого учета в организациях представляет собой часть общего процесса реформирования системы бухгалтерского учета в России. Проблема разработки организационно-методических основ управленческого учета и постановки его в туристических организациях в настоящее время приобрела особую актуальность так как в отрасли туристической индустрии существует сильная конкуренция, по данным федеральной службы государственной статистики в 2015 году в Российской Федерации насчитывалось 11614 туристских фирм. Для обеспечения конкурентоспособности туристической фирмы и достижения максимальной величины спроса на турпродукт необходимо знать какой продукт или услуга имеет наибольший спрос, сколько составляют затраты на его разработку, какая прибыль будет в результате ее продажи, именно сбором и анализом таких данных занимается управленческий учет [1, с.145]. Проблематика адаптации инструментария управленческого учета к специфическим отраслевым особенностям предприятий раскрывается в трудах многих ученых [1; 3; 5; 6].
На сегодняшний день в большинстве отечественных туристических фирм управленческий учет еще не представляет собой целостную систему сбора, анализа и передачи информации руководству для принятия с ее помощью краткосрочных и долгосрочных решений. Вахрушина М. выделяет следующие причины внедрения управленческого учета в организациях — достижение определенного уровня управленческой культуры и осознание руководством недостатков имеющейся системы управления [2, с. 78].
Основной целью турфирм является выбор наиболее перспективной бизнес-модели, способствующей максимизации прибыли не только за счет роста деловой активности экономического субъекта, но и за счет оптимизации внутренних издержек. Это, в свою очередь, предполагает планирование туристского продукта, основным компонентом которого выступает величина его себестоимости. Процесс формирования себестоимости турпродукта является в достаточной степени многоаспектным, что предполагает необходимость организации эффективной целевой подсистемы финансового управления, непосредственно направленной на обеспечение рациональной структуры [3, с. 36].
Внедрение управленческого учета на предприятии осуществляется с целью помочь предприятию адаптироваться с наименьшими временными затратами к изменяющимся условиям ведения бизнеса. В рамках организации информационной поддержки управленческого учета важнейшим вопросом выступает внедрение электронного документооборота, возможность работы с электронными образцами документов и создание информационного хранилища [4, с. 320].
При постановке системы управленческого учета в организациях сферы туризма следует учитывать присущие данной отрасли специфические особенности, которые сказываются на внутренней структуре бизнес-процессов туристских предприятий и непосредственно влияют на порядок применения инструментария стратегического и оперативного учета в конкретных обстоятельствах. Все эти особенности систематизированы в табл. 1
Таблица 1
Влияние отраслевых особенностей туристической сферы на постановку системы управленческого учета
Особенность туристической деятельности |
Основные характеристики отраслевых особенностей |
Влияние всистеме управленческого учета |
Рекомендации по ведению управленческого учета |
Наличие большого количества подразделений |
Филиальная туристическая сеть предполагает, что в туристическую фирму могут быть включены: − туроператор; − турагентство; −предприятия гостиничной сферы; −специализированные перевозчики. Одной из особенностей является то, что чем шире филиальная сеть, тем дешевле турпродукт. |
Наличие филиалов предполагает внедрение управленческого учета и ведение управленческой отчетности по сегментам. Для ведения управленческого учета разрабатываются соответствующие внутрифирменные стандарты, методические рекомендации, системы управления для учетно-аналитических служб туристических организаций |
Ведение единой внутрифирменнойавтоматизированной информационной системы с целью обеспечения сбора достоверных данных, для осуществления управленческого учета в главном филиале фирмы. |
Разнообразие и Комплексность предоставляемых туристических услуг |
Существует много различных видовтуризма в зависимости от цели путешествия: − религиозный; − приключенческий; − образовательный; − деловой; − экологический − спортивный; −хобби-туризм и т. д.; В зависимости от выбранной формы туризма: − индивидуальный; − групповой; − семейный отдых и т. д. Каждому виду туризма присущи свои особенности формирования себестоимости тура. |
Существует определенная специфика калькулирования себестоимости туров, и структурирования статей калькуляции. Многообразие калькуляционных статей создает необходимость поиска способов для оптимизации затрат и предполагает их группировку и последующий контроль. |
При калькуляции себестоимости туристического продукта преимущество необходимо отдать методу учета затрат «директ-костинг». В целях совершенствования учета и контроля в туристических организациях необходимо ежегодно пересматривать перечень статей калькуляции, из которых в дальнейшем складывается себестоимость турпродукта, добавлять в их состав новые статьи и исключать неиспользуемые, а также вести соответствующую аналитику по счетам. |
Наличие специфических объектов управленческого учета и анализа. |
Квалифицированный персонал — это одно из важных конкурентных преимуществ турфирмы, поэтому при постановке управленческого учета, очень важно обратить внимание на квалификационный уровень сотрудников. |
В качестве специфического объекта учета и анализа выделяется человеческий фактор как элемент ресурсного потенциала турфирмы, что предполагает анализ и контроль за такими показателями, как: − производительность труда; − норма и качество обслуживания 1 клиента; |
С целью повышения квалификации персонала обеспечивать сотрудников своевременным прохождением курсов повышения квалификации, посещением туристических форумов, семинаров, конференций. |
Высокая зависимость от внешних, факторов |
Туристические фирмы, как и другие предприятия подвержены влиянию внешних факторов таких как: −изменение политической обстановки; −изменение валютных курсов; − сезонность; |
Внешние факторы могут оказывать сильное влияние на финансовые результаты деятельности турфирмы в связи с чем особое внимание необходимо уделить оценке рисков. |
Воздействие данных факторов вынуждает разрабатывать методики оценки экологической, маркетинговой, социальной, политической обстановки. Так же рекомендуется создать дополнительный финансовый резервсредств на покрытие непредвиденных расходов, какспособ борьбы с рисками |
Диверсификация услуг турфирмы |
Расширение ассортимента предоставляемых услуг для турфирм в настоящее время является необходимым действием, это обусловлено сильной конкуренцией в туристической индустрии. Диверсификацияспособствует притоку денежной наличности и общей стабильности деловой активности организации. |
В связи с диверсификацией услуг, при создании турпродукта в структуре затрат (в зависимости от вида предоставляемой услуги) появляются новые специфические статьи: −затраты на создание новой туристической услуги; −расходы представительского характера; −расходы на страхование; |
Проводить своевременную оценку целесообразности диверсификации деятельности турфирмы с учетом анализа релевантных и нерелевантных затрат. |
Перечисленные отраслевые особенности предприятий туристической индустрии подчеркивают необходимость адаптации инструментария управленческого учета к специфике бизнес-процессов экономических субъектов, функционирующих в сфере туристического бизнеса. Важным является то, что не только инструментарий управленческого учета должен адаптироваться к специфическим отраслевым особенностям туриндустрии, но имеханизмэкономического и управленческого анализа с целью правильнойинтерпретациивыявленныхпроцессов и явлений.Эффективность бизнес-модели турфирмы во многом зависит от того, в какой степени инструментарий управленческого учета адаптирован к специфике туристических бизнес-процессов таких как:
– степень изучения и анализа структуры турпродукта;
– насколько интенсивно проводится анализ формирования всей цепочки туристического продукта;
– существует ли на предприятии система мониторинга за появлением новых услуг и контрагентов;
– проводится ли контроль качества предоставляемого туристического продукта и др.
Управленческий учет направлен не только на постановку эффективной системы сбора, анализа и передачи информации, но и на управление качеством предоставляемых услуг. Как известно, современные концепции управления рассматривают качество с позиции потребителя, а значит оно определяется как способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя [5, с. 136]. Рассмотрим Влияние проблем управления на качество конечного продукта предприятия индустрии туризма в таблице 2
Таблица 2
Влияние проблем управления на качество конечного продукта предприятия индустрии туризма
Проблема |
Характеристика |
Управленческое воздействие |
Отсутствие единого мнения в вопросах управления у управленческого персонала |
Нет четкого представления о том, как должно осуществляться управление и предоставление туристических услуг. Результат — разнородный турпродукт. |
Разработка должностных инструкций и стандартов работы персонала. |
Неправильная организационная структура предприятия |
Односторонний характер связи от руководителя до нижней ступени исполнительского звена. Результат — отсутствие единого понимания качества производимого продукта/услуги |
Обеспечение упорядочения обратной связи от работников и клиентов к руководству предприятия |
Неэффективный бухучет |
Низкая эффективность системы управления и ценообразования, снижение производительности труда, ошибки в определении себестоимости конечного продукта |
Построение единой системы бухгалтерского и управленческого учета и контроля, разработка и внедрение корпоративных стандартов и положений, обучение персонала |
Неэффективная система оценки труда и отсутствие системы стимулирования персонала |
Оценка персонала по его активности, а не по результатам, достигнутым в ходе осуществления деятельности |
Разработка системы стимулирования и оценки персонала, привязанная к необходимости выполнения поставленных задач |
Повышение эффективности системы управленческого учета в организациях туристической сферы невозможны без дальнейшей интеграции учета, анализа и контроля в рамках единой информационно-аналитической системы принятия управленческих решений, основанной на применении автоматизированных информационных систем и ориентированной на выбор стратегических целей экономического и финансового развития фирмы [6, с. 25].
Управленческого учет в туристических организациях должен обеспечивать следующие процессы: оперативное и стратегическое планирование и прогнозирование; бюджетирование; разработка форм управленческой отчетности; управленческий анализ и контроллинг. Обязательными условиями для обеспечения эффективного внедрения системы управленческого учета являются: наличие финансовых и временных ресурсов; высококвалифицированные специалисты; участие в процессе внедрения руководителей для выявления потребностей в необходимой для них информации для принятия управленческих решений.
Литература:
- Тактарова Ю. И. Вопросы организации и внедрения управленческого учета в туристическом агентстве//Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития,–2015–№ 20. — С. 144 –150.
- Вахрушина М. А.,. Управленческий учет-1.– М.: БИНФА, 2011. — 141 с.
- Бобрышев А. Н.,Дебелый.Р.В., Саркисова А. А. Особенности постановки и ведения системы управленческого учета в экономических субъектах сферы туризма//Международный бухгалтерский учет, –2014 — N 24 –С. 31–40
- Аверчев И. В. Управленческий учет и отчетность. Постановка и внедрение. — М.: Вершина, 2006. — 512 с.
- СтепановаС.А., Крыга А. В. Экономика предприятия туризма –М:ИНФА –М, 2014. –С.346.
- Чхотуа И. З. Организация системы контроллинга на предприятиях индустрии туризма: Дис. Санкт-Петербург 2015. — 146 с.
Похожие статьи
Роль организации внутрихозяйственного контроля на предприятии АПК
В статье изучены элементы системы внутреннего контроля, порядок организации системы внутреннего контроля, основные направления совершенствования внутрихозяйственного контроля.
Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия
В статье рассмотрены понятия, цели, задачи, условия и механизм реализации и оценки кадровой политики, состояние кадровой политики на примере коммерческой организации. Разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики на коммерческом пред...
Управленческий учет как подсистема бухгалтерского учета в системе деятельности казенных учреждений
В статье рассматриваются основные вопросы формирования управленческого учета и внутрихозяйственного аудита на примере казенных учреждений. Перечисляется ряд особенностей, связанных с организацией управленческого учета в бюджетных учреждениях.
Совершенствование управленческого учета материальных издержек производства на предприятии
В данной статье рассмотрено определение проблемных вопросов организации управленческого учета материальных издержек производства на отечественных предприятиях и разработка предложений по его совершенствованию.
Функционирование системы внутреннего контроля на примере бюджетных организаций
Рассмотрены основные критерии и методическое обеспечение для функционирования системы внутреннего контроля в бюджетных организациях.
Совершенствование управления персоналом в органах внешнего государственного финансового контроля
Статья посвящена проблемам совершенствования управления персоналом в органах внешнего государственного финансового контроля. Представлены результаты исследования современного состояния управления персоналом в этих органов, проведенного авторами. На о...
Разработка стандартов трансфертного ценообразования в системе управленческого учета, с целью обеспечения информацией субъектов и объектов внутрифирменного менеджмента в период перехода на МСФО
В статье рассмотрены вопросы необходимости детализации информации управленческого учета, в частности, показателей трансфертного ценообразования в период перехода на МСФО.
Внутренний контроль на предприятиях оптовой торговли
В статье рассмотрены теоретические аспекты и особенности функционирования внутреннего контроля на предприятиях оптовой торговли. Перечислены основные цели внутреннего контроля и этапы, из которых он состоит. Проанализированы ключевые трудности и преп...
Особенности выбора показателей в рамках проведения финансового анализа
Статья посвящена вопросу формирования системы финансовых показателей в рамках проведения анализа финансового состояния предприятия с учетом целей анализа, отраслевой специфики хозяйствующего субъекта и факторов внешней среды, оказывающих влияние на д...
Проблемы организации и направления совершенствования бюджетирования на российских предприятиях
В работе обозначены основные проблемы (ошибки) внедрения принципов бюджетирования в российской предпринимательской среде. Представлено обоснование значимости разработки новых подходов к организации и построению результативной системы бюджетного плани...
Похожие статьи
Роль организации внутрихозяйственного контроля на предприятии АПК
В статье изучены элементы системы внутреннего контроля, порядок организации системы внутреннего контроля, основные направления совершенствования внутрихозяйственного контроля.
Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия
В статье рассмотрены понятия, цели, задачи, условия и механизм реализации и оценки кадровой политики, состояние кадровой политики на примере коммерческой организации. Разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики на коммерческом пред...
Управленческий учет как подсистема бухгалтерского учета в системе деятельности казенных учреждений
В статье рассматриваются основные вопросы формирования управленческого учета и внутрихозяйственного аудита на примере казенных учреждений. Перечисляется ряд особенностей, связанных с организацией управленческого учета в бюджетных учреждениях.
Совершенствование управленческого учета материальных издержек производства на предприятии
В данной статье рассмотрено определение проблемных вопросов организации управленческого учета материальных издержек производства на отечественных предприятиях и разработка предложений по его совершенствованию.
Функционирование системы внутреннего контроля на примере бюджетных организаций
Рассмотрены основные критерии и методическое обеспечение для функционирования системы внутреннего контроля в бюджетных организациях.
Совершенствование управления персоналом в органах внешнего государственного финансового контроля
Статья посвящена проблемам совершенствования управления персоналом в органах внешнего государственного финансового контроля. Представлены результаты исследования современного состояния управления персоналом в этих органов, проведенного авторами. На о...
Разработка стандартов трансфертного ценообразования в системе управленческого учета, с целью обеспечения информацией субъектов и объектов внутрифирменного менеджмента в период перехода на МСФО
В статье рассмотрены вопросы необходимости детализации информации управленческого учета, в частности, показателей трансфертного ценообразования в период перехода на МСФО.
Внутренний контроль на предприятиях оптовой торговли
В статье рассмотрены теоретические аспекты и особенности функционирования внутреннего контроля на предприятиях оптовой торговли. Перечислены основные цели внутреннего контроля и этапы, из которых он состоит. Проанализированы ключевые трудности и преп...
Особенности выбора показателей в рамках проведения финансового анализа
Статья посвящена вопросу формирования системы финансовых показателей в рамках проведения анализа финансового состояния предприятия с учетом целей анализа, отраслевой специфики хозяйствующего субъекта и факторов внешней среды, оказывающих влияние на д...
Проблемы организации и направления совершенствования бюджетирования на российских предприятиях
В работе обозначены основные проблемы (ошибки) внедрения принципов бюджетирования в российской предпринимательской среде. Представлено обоснование значимости разработки новых подходов к организации и построению результативной системы бюджетного плани...