Проблемы и перспективы организации управленческого анализа и контроля на предприятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шнайдер, О. В. Проблемы и перспективы организации управленческого анализа и контроля на предприятиях / О. В. Шнайдер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.2 (113.2). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29172/ (дата обращения: 15.11.2024).



Целью управленческого анализа является подготовка и представление менеджерам организации достоверной, полной и своевременной информации для принятия управленческих решений, направленных на достижение основных целей организации. Любой сфере деятельности объективно присуще многообразие типов предприятий, каждое из которых призвано удовлетворять разнообразные потребности и интересы посетителя, поэтому особенности организации управленческого анализа на различных предприятиях является актуальным.

Существенные изменения в организации деятельности предприятия, вызванные изменениями внутренних и внешних условий, требуют его адаптации к ним на основе принятия рациональных управленческих решений. Формирование показателей отчетности для управленческого анализа предприятий осуществляет система учета.

Изменение внешних условий деятельности предприятии, в настоящее время, требует от управления разработки стратегических целей и задач. Поэтому управленческий анализ приобретает стратегическую направленность и обеспечивает информационные потребности управления по всем видам деятельности [1].

Современный управленческий анализ, используя внешнюю и внутреннюю информацию, обеспечивает потребности не только производства, но и маркетинга, управления научно-техническими исследованиями. Он является информационной базой для анализа деятельности предприятия с учетом как текущих, так и долгосрочных целей. Расширяется сфера учетной деятельности, в которую включается информация о решающих факторах успеха: качестве, инновациях.

Главной задачей управленческого анализа является предвидение последствий будущих операций. Управленческий анализ – это процесс выявления, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и передачи информации, используемой управленческим звеном для планирования, оценки и контроля внутри организации и для обеспечения соответствующего подотчетного использования ресурсов. Наибольший эффект ресурсосохранения и снижение себестоимости продукции достигается при создании комплексной системы управления себестоимостью продукции, которая содержит в себе подсистемы: прогнозирование и планирование себестоимости, учет производственных затрат и калькулирование себестоимости продукции, анализа себестоимости и подготовки проектов управленческих решений, направленных на снижение производственных затрат. В полной мере созданию системы управления себестоимостью соответствует внедрение на предприятии управленческого учета.

Система управленческого анализа обеспечивает управление информацией о соответствующих центрах ответственности. Повышение ее контрольных и информационных возможностей для формирования краткосрочных и стратегических управленческих решений целесообразно путем совершенствования методов учета затрат. С помощью данных управленческого анализа можно координировать деятельность предприятия в соответствии с его стратегическими целями [3].

В управлении имеют значение такие важные нефинансовые критерии, как ценность и полезность, которые формируются в системе управленческого учета – лидерство на рынке, надежность клиентов, реакция на спрос, лидерство в технологии, соблюдение сроков поставки, качество продукции.Важны также прогнозные данные, позволяющие сориентировать руководство во внезапно возникающих ситуациях. С этой целью в систему управленческого учета привлекается инструмент прогнозирования – бюджетирование, которое отсутствует в финансовом учете. Система управленческого учета позволяет принимать комплексные управленческие решения в соответствии с расширением цели системы управления и усложнением степени ее достижения.

Ни один из видов информации в изолированной форме не может служить эффективной основой для принятия управленческих решений. Поэтому, управленческий анализ основывается на использовании внутренней и внешней, бухгалтерской и не бухгалтерской информации, данных оперативного учета, нормативно-справочной, плановой и аналитической информации, результатов маркетинговых исследований. Следовательно, методология управленческого анализа направлена на получение всех возможных альтернативных вариантов решения проблем, возникающих в деятельности предприятия и связанных с управлением расходами и доходами.

При изучении показателей управленческого анализа различных предприятий следует учитывать, что каждый субъект хозяйственной деятельности должен стремиться к предельным границам не только экономического, но и финансового равновесия. При этом финансовое равновесие – это одна из составных неотъемлемых частей экономического равновесия, которая в современной экономической науке недостаточно изучена. Следовательно, при исследовании особенностей управления предприятием, в том числе и сферы услуг, необходимо, прежде всего, рассматривать показатели экономического равновесия в качестве фундаментальной основы финансового равновесия предприятия.

Финансовое равновесие предприятия может возникнуть только при осуществлении хозяйственной деятельности. Если экономическое равновесие – это способность субъектов не отклоняться от траектории своего развития, не снижать темпов, скорости и объемов создания каких-либо благ при воздействии на них внешних факторов, то финансовое равновесие, как составляющая экономического равновесия – это способность субъектов сохранять определенное «безболезненное» соотношение между финансовыми ресурсами предприятия и их обязательствами в целях недопущения последующих экономических потерь и снижения темпов и объемов создания каких-либо благ.

Моделирование финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности в направлении обеспечения финансового равновесия предприятия позволит в условиях нестабильной экономики просчитать варианты возможных отклонений и в последующем рационально повлиять на принятие управленческих решений с целью недопущения финансовых потерь и соблюдения разработанных равновесных показателей конкретного субъекта хозяйствования.

Эффективное управление предприятием, прежде всего, проявляется в достижении основных его целей и формировании стратегии эффективной деятельности данного хозяйствующего субъекта. При этом следует отметить, что основное направление стратегии эффективной деятельности хозяйствующего субъекта - ведение рациональной финансовой политики основанной на прогнозах максимальной прибыли в долгосрочном периоде. Для выполнения указанных прогнозов в реальности и для формирования стратегии в будущем необходимо, прежде всего, постоянное стремление к обеспечению постоянного финансового равновесия предприятия.

Для обеспечения финансового равновесия предприятия необходимо выполнение следующих условий: наличие достаточного уровня финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на всех этапах его развития; соблюдение оптимальной структуры капитала и активов; эффективное соотношение между источниками формирования активов предприятия; удовлетворение инвестиционных потребностей в основном за счет собственных источников.

При составлении прогнозов и формировании финансовой стратегии предприятия особое внимание следует уделять системе управления рисками, то есть всегда необходимо учитывать наличие вероятности неблагоприятного результата от принятия тех или иных финансовых решений. При формировании стратегии финансового равновесия предприятия в качестве цели управления рисками необходимо рассматривать снижение вероятности неблагоприятных результатов при достижении финансового равновесия.

Среди основных принципов формирования стратегии финансового равновесия предприятия можно выделить следующие: постоянная готовность к возможным колебаниям показателей финансового равновесия предприятия под влиянием факторов внешней и внутренней финансовой среды; ранняя диагностика рисков кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия и их соответствующая дифференциация по степени опасности с целью последующего их устранения; максимальное использование всех имеющихся ресурсов предприятия для постоянного сохранения показателей равновесия.

Показатели управленческого анализа предприятия затрагивают все существующие ресурсы предприятия. При этом всегда стоит учитывать, что достигаемые показатели достаточно изменчивы в динамике. Причиной указанных колебаний, как правило, выступают изменения факторов внешней и внутренней среды предприятия. Обеспечение финансового равновесия - это основа стабильной деятельности предприятия, которая может быть обеспечена только результатами основной деятельности, в частности, увеличением денежного потока от основной деятельности. В целях роста денежных потоков предприятия необходимо работать над повышением конкурентных преимуществ продукции, увеличением денежного компонента в расчетах, увеличением оборачиваемости активов.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что в условиях нестабильности современной экономики для предприятия характерно колебание финансовых результатов.Следовательно, показатели управленческого анализа, рассчитанные на их основе, в том числе показателей финансового равновесия, являются неотъемлемой частью показателей, характеризующих эффективность управления данным предприятием.

Литература:

  1. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник / Под ред. М.И. Баканова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005.
  2. Балаева А., Предводителева М. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – №3. – С.23-28.
  3. Волкова О.Н. Управленческий учет: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): управленческий анализ, финансовое равновесие предприятия, финансовое равновесие, управленческий учет, экономическое равновесие, предприятие, решение, формирование стратегии, основная деятельность, хозяйственная деятельность.


Задать вопрос