Методы повышения эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (50) март 2013 г.

Статья просмотрена: 3136 раз

Библиографическое описание:

Севастьянова, К. Д. Методы повышения эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса / К. Д. Севастьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6399/ (дата обращения: 22.12.2024).

Данная статья раскрывает роль туризма в мировой экономике. Автор акцентирует внимание на методах оценки эффективности менеджмента в сфере туризма. Выделяются и описываются две основные составляющие эффективности управления: экономическая и социальная. На основе анализа этих двух направлений приводятся рекомендации по повышению продуктивности туристской индустрии.

Ключевые слова: мировая туристская индустрия, доля туризма, международное сотрудничество, оценка эффективности менеджмента в туризме, туристский продукт, тип клиента, туристские расходы, экономическая выгода, управление человеческими ресурсами, конкурентоспособность.


В настоящее время туризм является одной из стремительно развивающихся отраслей экономики. По данным статистики, мировая туристская индустрия имеет около 3,5 трлн. долларов оборотного капитала, предоставляет рабочие места примерно 127 млн. человек и привлекает более 7 % мировых инвестиций. Туризм является важнейшим источником доходов для многих развитых и развивающихся стран. Сейчас на долю туризма в развивающихся странах приходится примерно 10–15 % доходов, однако в некоторых странах этот показатель намного выше. К примеру, удельный вес доходов от туристской деятельности в общей структуре доходных поступлений составляет: на Кипре — 52 %, в Испании — 35 %, в Греции — 36 %. Туризм представляет собой вид деятельности, связанный с культурной, социальной, образовательной и экономической сферами общественной жизни. Отрасль туризма является разновидностью международного сотрудничества многих стран. Туристская индустрия оказывает влияние на политические, экономические, социальные и культурные связи между различными государствами.

Правильная оценка эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса является основой для воздействия на текущую работу и дальнейшее развитие туристских фирм, расширения масштабов их деятельности и составления программ развития фирмы. Чтобы оценить продуктивность деятельности фирмы, нужно четко знать специфику ее работы. Эффективность туристского бизнеса определяется либо количеством туристов-клиентов фирмы, либо масштабом, объемом деятельности коммерческих структур, производящих и разрабатывающих туристский продукт.

Туризм охватывает широкий спектр деятельности, поэтому, чтобы оценить его результативность, нужно рассматривать его с точки зрения потребительского спроса и учета желаний клиентов, а не с точки зрения предложения. В этом заключается отличие туристского бизнеса от отраслей сферы производства. В сфере производства коммерческие предприятия занимаются производством товаров и услуг. Туризм нельзя относить только к производству товаров (услуг), так как данный вид деятельности связан не только с характером производимых продуктов, но и с анализом количества потребителей туристского продукта и исследованием их особенностей. Это значит, что эффективность туристского бизнеса тесно связана с конечным потребителем туристского продукта. Поэтому стоит обратить особое внимание на тип клиентов. В соответствии с их запросами и формируется туристский продукт. Таким образом, потребитель является ключевым фактором продуктивной деятельности отрасли. Денежные средства потребителя обмениваются на туристский продукт (услугу). Любые расходы, в том числе и в туристской деятельности, являются критерием эффективности функционирования отрасли. В связи с этим туристские расходы являются главной составляющей управления туризмом. Также проводится оценка воздействия туризма на экономику и различные секторы туристской индустрии.

Эффективность любого бизнеса означает соотношение результата и целей, а также затрат на достижение поставленных целей. На основе этих факторов производится оценка продуктивности менеджмента в туризме. Грамотное управление туристской индустрией — это обеспечение должного функционирования и развития всех организационно-хозяйственных единиц отрасли. Эффективность управления туристским бизнесом можно рассмотреть с двух сторон: экономической и социальной. Рассмотрим более подробно данные направления.

Экономическая эффективность управления туристским бизнесом.

Что же подразумевает экономическая эффективность менеджмента в сфере туризма? Суть экономического управления туризмом заключается в минимизации расходов отрасли. Расходы в туристской сфере определяются в соответствии с определением потребления в туризме. Потребление определяется как стоимость товаров и услуг, необходимых для удовлетворения спроса заказчика. Таким образом, расходы определяются как общая сумма потребительских расходов туриста при подготовке, в ходе его поездки и пребывания в месте назначения. Чтобы более точно посчитать расходы на путешествия, совершаемые во время поездки, следует определить:

  1. Частоту поездок. Она показывает, сколько раз человек ездит в путешествия за определенный период времени. Частота поездок определяется как отношение количества поездок к периоду времени.

  2. Интенсивность путешествий. При определении этого показателя принимают во внимание не отдельного человека, а все население региона. Интенсивность путешествий показывает, какая часть людей, совершила путешествия в течение года. Интенсивность путешествий это отношение количества туристов к численности населения, выраженное в процентах.

  3. Среднюю продолжительность поездок. Этот показатель рассчитывается как отношение общего количества ночевок на число поездок.

Составляющие туристских расходов могут быть разделены на 3 большие группы:

  1. Предварительные расходы, необходимые для подготовки и проведения поездки.

  2. Расходы во время путешествия.

  3. Расходы после возвращения из заграничной поездки (например, ремонт автомобиля, поврежденного в период пребывания в путешествии).

Одной из важнейших составляющих определения результативности туризма является расчет и анализ всех статей туристских расходов. Выявление отклонений в процессе анализа является основой для принятия соответствующих управленческих решений. Туристские расходы включают в себя следующие составляющие: комплексный тур, полный пакет услуг на путешествие, расходы на размещение туристов, расходы на питание и напитки, транспортные расходы, спортивные и культурные виды деятельности, расходы на товары, приобретенные для личного потребления, прочие расходы (обмен валюты, страхование, телефонные переговоры и т. д.). Данная классификация является основой для экономического управления международным и внутренним туризмом, а также для повышения его экономической эффективности.

С точки зрения экономической продуктивности изучение международного и внутреннего туризма является очень важным. Туристы, приезжающие в страну создают приток иностранной валюты, обеспечивающей финансирование строительства новых объектов, стимулируют развитие экономики в данной стране. Важнейшей задачей развитых и развивающихся стран является увеличение вклада туристской индустрии в экономику страны. Менеджмент в сфере туризма должен быть направлен на достижение превышения экономической выгоды над затратами на функционирование отрасли. Чтобы измерить экономическую эффективность туризма следует:

  1. Определить валовой вклад туризма в экономику страны.

  2. Рассчитать валовые экономические издержки функционирования туристской индустрии.

  3. Подсчитать чистый экономический вклад туризма в экономику страны.

  4. Определить методы повышения величины чистого экономического вклада.

Определение экономической результативности туристской индустрии невозможно без определения издержек. Туристские издержки можно разделить на две группы: прямые издержки, покрывающиеся туристскими фирмами — производителями туристского продукта, и косвенные, компенсирующиеся другими лицами.

Издержки государства на обслуживание и развитие туристской индустрии называются бюджетными (например, строительство и эксплуатация дорог, транспортное обслуживание и транспортные системы, обеспечение безопасности населения). В целях сокращения издержек проводится определение и исследование источников их образования, а так же разработка рациональных управленческих решений.

Социальная эффективность управления туристским бизнесом.

Сущность социальной эффективности менеджмента в туристской индустрии состоит в том, что фирма достигает поставленных целей путем воздействия на трудовой потенциал своих сотрудников, повышения продуктивности работы каждого работника, сплоченности коллектива и командной работы, а так же поддержания благоприятного социально-психологического климата в организации. Социальная эффективность туристской индустрии тесно связана с управлением персоналом в данной сфере. Грамотное управление человеческими ресурсами позволяет организации оставаться конкурентоспособной на рынке труда. Конкурентоспособность — это совокупность характеристик, которые выделяют данную фирму среди других аналогичных организаций.

Результативность работы фирмы в области управления персоналом обеспечивается за счет выбора высококвалифицированных сотрудников, соответствующих требуемой позиции, обеспечения заинтересованности каждого работника в достижении общих целей организации, сокращения текучести кадров, стимулирования оплаты труда, повышения квалификации и продвижения сотрудников по службе.

Подведем итог: в целях повышения эффективности туристского бизнеса и обеспечения конкурентоспособности, следует комплексно воздействовать на экономическую и социальную составляющую работы туристской индустрии.


Литература:

  1. Как сделать туризм в России доходным? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2011. № 3. C. 45–54.

  2. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. М., 2010. С. 32–45.

  3. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. — Мн.: БГЭУ, 1999. — 644 с.

  4. Кабушкин Н. И., Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие. — 2-е изд. — Мн.: Новое знание, 2001. — 216с.

  5. Квартальнов В. А. Стратегический менеджмент в туризме. М.: Финансы и статистика, 1999. — 496с.

  6. Балабанов И. Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов вузов, эконом. спец. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 174 с.


Основные термины (генерируются автоматически): туристская индустрия, туристский бизнес, туристский продукт, расход, интенсивность путешествий, сфера туризма, туризм, экономика страны, внутренний туризм, грамотное управление.


Ключевые слова

конкурентоспособность, мировая туристская индустрия, доля туризма, международное сотрудничество, оценка эффективности менеджмента в туризме, туристский продукт, тип клиента, туристские расходы, экономическая выгода, управление человеческими ресурсами, конкурентоспособность.

Похожие статьи

Роль управления персоналом в повышении эффективности деятельности туристской фирмы

Данная статья раскрывает особенности управления персоналом в туристской индустрии. Рассматриваются основные требования к сотрудникам современных туристских фирм. Автор акцентирует внимание на способах повышения качества и конкурентоспособности турист...

Современные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристических компаниях

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере, описаны механизмы и принципы эффективного управления, определены тенденции текущего состояния управленческой деятельности в этой обл...

Методологические подходы к моделированию смешанного стратегического маркетинга в туризме

В статье значение получения выгоды от маркетинга в туристической отрасли рассматривается широким образом. Туристы, по мнению автора статьи, сегодня являются более сложными, чем в прошлом, следовательно, организации, которые работают в этом бизнесе, д...

Развитие конкурентных преимуществ ресторанного бизнеса

В данной статье рассмотрен ряд конкурентных преимуществ ресторанного предприятия, условиях их применения и формирования. Особое внимание уделяется вопросу управления ресторанным предприятием в целом, опираясь на изменения, как внешней, так и внутренн...

Проблемы оценки инвестиционной привлекательности российских предприятий

Инвестор осуществляет вложения в предприятие с целью получения дохода. Для него важно, чтобы компания была стабильной и финансово устойчивой, то есть обладала инвестиционной привлекательностью. В статье определена сущность понятия «инвестиционная при...

Направления совершенствования управления инвестиционной деятельностью на основе концепции управления стоимостью компании

В статье рассмотрены вопросы управления инвестиционной деятельностью с использованием инструментов, ориентированных на повышение стоимости компании. В том числе обобщены управленческие новации, ориентированная на увеличение стоимости компании и резул...

Основные направления формирования кадровой политики в современных компаниях

В статье рассматриваются основные проблемы работы с кадрами в современных компаниях. Определена роль кадровой политики в системе управления предприятием. Обозначены основные цели и задачи кадровых служб современных компаний в повышении эффективности ...

Характеристика потребителей и их поведения как элемент имиджа и деловой репутации в сфере ресторанного бизнеса

В статье автор анализирует потребителей, их поведение, и основные факторы, на которые опирается потребитель при выборе кухни, блюда или заведения. Необходимо учитывать особенности и характеристики аудитории, которые являются важными и ключевыми. Такж...

Технология управления по результатам в системе HR-менеджмента организации

В статье рассматривается проблема адаптации технологии «Управления по результатам» к российским условиям. Подробно анализируются составляющие элементы системы управления эффективностью. Автор подчеркивает широкое признание и развитие технологии в раз...

Совершенствование системы оценки персонала как технологии кадрового менеджмента в китайских компаниях

В статье рассматривается роль оценки персонала в системе управления человеческими ресурсами современной компании. Изучаются проблемы в области оценки персонала в современных китайских компаниях, а также приводятся основные рекомендации по совершенств...

Похожие статьи

Роль управления персоналом в повышении эффективности деятельности туристской фирмы

Данная статья раскрывает особенности управления персоналом в туристской индустрии. Рассматриваются основные требования к сотрудникам современных туристских фирм. Автор акцентирует внимание на способах повышения качества и конкурентоспособности турист...

Современные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристических компаниях

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере, описаны механизмы и принципы эффективного управления, определены тенденции текущего состояния управленческой деятельности в этой обл...

Методологические подходы к моделированию смешанного стратегического маркетинга в туризме

В статье значение получения выгоды от маркетинга в туристической отрасли рассматривается широким образом. Туристы, по мнению автора статьи, сегодня являются более сложными, чем в прошлом, следовательно, организации, которые работают в этом бизнесе, д...

Развитие конкурентных преимуществ ресторанного бизнеса

В данной статье рассмотрен ряд конкурентных преимуществ ресторанного предприятия, условиях их применения и формирования. Особое внимание уделяется вопросу управления ресторанным предприятием в целом, опираясь на изменения, как внешней, так и внутренн...

Проблемы оценки инвестиционной привлекательности российских предприятий

Инвестор осуществляет вложения в предприятие с целью получения дохода. Для него важно, чтобы компания была стабильной и финансово устойчивой, то есть обладала инвестиционной привлекательностью. В статье определена сущность понятия «инвестиционная при...

Направления совершенствования управления инвестиционной деятельностью на основе концепции управления стоимостью компании

В статье рассмотрены вопросы управления инвестиционной деятельностью с использованием инструментов, ориентированных на повышение стоимости компании. В том числе обобщены управленческие новации, ориентированная на увеличение стоимости компании и резул...

Основные направления формирования кадровой политики в современных компаниях

В статье рассматриваются основные проблемы работы с кадрами в современных компаниях. Определена роль кадровой политики в системе управления предприятием. Обозначены основные цели и задачи кадровых служб современных компаний в повышении эффективности ...

Характеристика потребителей и их поведения как элемент имиджа и деловой репутации в сфере ресторанного бизнеса

В статье автор анализирует потребителей, их поведение, и основные факторы, на которые опирается потребитель при выборе кухни, блюда или заведения. Необходимо учитывать особенности и характеристики аудитории, которые являются важными и ключевыми. Такж...

Технология управления по результатам в системе HR-менеджмента организации

В статье рассматривается проблема адаптации технологии «Управления по результатам» к российским условиям. Подробно анализируются составляющие элементы системы управления эффективностью. Автор подчеркивает широкое признание и развитие технологии в раз...

Совершенствование системы оценки персонала как технологии кадрового менеджмента в китайских компаниях

В статье рассматривается роль оценки персонала в системе управления человеческими ресурсами современной компании. Изучаются проблемы в области оценки персонала в современных китайских компаниях, а также приводятся основные рекомендации по совершенств...

Задать вопрос