Данная статья раскрывает роль туризма в мировой экономике. Автор акцентирует внимание на методах оценки эффективности менеджмента в сфере туризма. Выделяются и описываются две основные составляющие эффективности управления: экономическая и социальная. На основе анализа этих двух направлений приводятся рекомендации по повышению продуктивности туристской индустрии.
Ключевые слова: мировая туристская индустрия, доля туризма, международное сотрудничество, оценка эффективности менеджмента в туризме, туристский продукт, тип клиента, туристские расходы, экономическая выгода, управление человеческими ресурсами, конкурентоспособность.
В настоящее время туризм является одной из стремительно развивающихся отраслей экономики. По данным статистики, мировая туристская индустрия имеет около 3,5 трлн. долларов оборотного капитала, предоставляет рабочие места примерно 127 млн. человек и привлекает более 7 % мировых инвестиций. Туризм является важнейшим источником доходов для многих развитых и развивающихся стран. Сейчас на долю туризма в развивающихся странах приходится примерно 10–15 % доходов, однако в некоторых странах этот показатель намного выше. К примеру, удельный вес доходов от туристской деятельности в общей структуре доходных поступлений составляет: на Кипре — 52 %, в Испании — 35 %, в Греции — 36 %. Туризм представляет собой вид деятельности, связанный с культурной, социальной, образовательной и экономической сферами общественной жизни. Отрасль туризма является разновидностью международного сотрудничества многих стран. Туристская индустрия оказывает влияние на политические, экономические, социальные и культурные связи между различными государствами.
Правильная оценка эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса является основой для воздействия на текущую работу и дальнейшее развитие туристских фирм, расширения масштабов их деятельности и составления программ развития фирмы. Чтобы оценить продуктивность деятельности фирмы, нужно четко знать специфику ее работы. Эффективность туристского бизнеса определяется либо количеством туристов-клиентов фирмы, либо масштабом, объемом деятельности коммерческих структур, производящих и разрабатывающих туристский продукт.
Туризм охватывает широкий спектр деятельности, поэтому, чтобы оценить его результативность, нужно рассматривать его с точки зрения потребительского спроса и учета желаний клиентов, а не с точки зрения предложения. В этом заключается отличие туристского бизнеса от отраслей сферы производства. В сфере производства коммерческие предприятия занимаются производством товаров и услуг. Туризм нельзя относить только к производству товаров (услуг), так как данный вид деятельности связан не только с характером производимых продуктов, но и с анализом количества потребителей туристского продукта и исследованием их особенностей. Это значит, что эффективность туристского бизнеса тесно связана с конечным потребителем туристского продукта. Поэтому стоит обратить особое внимание на тип клиентов. В соответствии с их запросами и формируется туристский продукт. Таким образом, потребитель является ключевым фактором продуктивной деятельности отрасли. Денежные средства потребителя обмениваются на туристский продукт (услугу). Любые расходы, в том числе и в туристской деятельности, являются критерием эффективности функционирования отрасли. В связи с этим туристские расходы являются главной составляющей управления туризмом. Также проводится оценка воздействия туризма на экономику и различные секторы туристской индустрии.
Эффективность любого бизнеса означает соотношение результата и целей, а также затрат на достижение поставленных целей. На основе этих факторов производится оценка продуктивности менеджмента в туризме. Грамотное управление туристской индустрией — это обеспечение должного функционирования и развития всех организационно-хозяйственных единиц отрасли. Эффективность управления туристским бизнесом можно рассмотреть с двух сторон: экономической и социальной. Рассмотрим более подробно данные направления.
Экономическая эффективность управления туристским бизнесом.
Что же подразумевает экономическая эффективность менеджмента в сфере туризма? Суть экономического управления туризмом заключается в минимизации расходов отрасли. Расходы в туристской сфере определяются в соответствии с определением потребления в туризме. Потребление определяется как стоимость товаров и услуг, необходимых для удовлетворения спроса заказчика. Таким образом, расходы определяются как общая сумма потребительских расходов туриста при подготовке, в ходе его поездки и пребывания в месте назначения. Чтобы более точно посчитать расходы на путешествия, совершаемые во время поездки, следует определить:
Частоту поездок. Она показывает, сколько раз человек ездит в путешествия за определенный период времени. Частота поездок определяется как отношение количества поездок к периоду времени.
Интенсивность путешествий. При определении этого показателя принимают во внимание не отдельного человека, а все население региона. Интенсивность путешествий показывает, какая часть людей, совершила путешествия в течение года. Интенсивность путешествий это отношение количества туристов к численности населения, выраженное в процентах.
Среднюю продолжительность поездок. Этот показатель рассчитывается как отношение общего количества ночевок на число поездок.
Составляющие туристских расходов могут быть разделены на 3 большие группы:
Предварительные расходы, необходимые для подготовки и проведения поездки.
Расходы во время путешествия.
Расходы после возвращения из заграничной поездки (например, ремонт автомобиля, поврежденного в период пребывания в путешествии).
Одной из важнейших составляющих определения результативности туризма является расчет и анализ всех статей туристских расходов. Выявление отклонений в процессе анализа является основой для принятия соответствующих управленческих решений. Туристские расходы включают в себя следующие составляющие: комплексный тур, полный пакет услуг на путешествие, расходы на размещение туристов, расходы на питание и напитки, транспортные расходы, спортивные и культурные виды деятельности, расходы на товары, приобретенные для личного потребления, прочие расходы (обмен валюты, страхование, телефонные переговоры и т. д.). Данная классификация является основой для экономического управления международным и внутренним туризмом, а также для повышения его экономической эффективности.
С точки зрения экономической продуктивности изучение международного и внутреннего туризма является очень важным. Туристы, приезжающие в страну создают приток иностранной валюты, обеспечивающей финансирование строительства новых объектов, стимулируют развитие экономики в данной стране. Важнейшей задачей развитых и развивающихся стран является увеличение вклада туристской индустрии в экономику страны. Менеджмент в сфере туризма должен быть направлен на достижение превышения экономической выгоды над затратами на функционирование отрасли. Чтобы измерить экономическую эффективность туризма следует:
Определить валовой вклад туризма в экономику страны.
Рассчитать валовые экономические издержки функционирования туристской индустрии.
Подсчитать чистый экономический вклад туризма в экономику страны.
Определить методы повышения величины чистого экономического вклада.
Определение экономической результативности туристской индустрии невозможно без определения издержек. Туристские издержки можно разделить на две группы: прямые издержки, покрывающиеся туристскими фирмами — производителями туристского продукта, и косвенные, компенсирующиеся другими лицами.
Издержки государства на обслуживание и развитие туристской индустрии называются бюджетными (например, строительство и эксплуатация дорог, транспортное обслуживание и транспортные системы, обеспечение безопасности населения). В целях сокращения издержек проводится определение и исследование источников их образования, а так же разработка рациональных управленческих решений.
Социальная эффективность управления туристским бизнесом.
Сущность социальной эффективности менеджмента в туристской индустрии состоит в том, что фирма достигает поставленных целей путем воздействия на трудовой потенциал своих сотрудников, повышения продуктивности работы каждого работника, сплоченности коллектива и командной работы, а так же поддержания благоприятного социально-психологического климата в организации. Социальная эффективность туристской индустрии тесно связана с управлением персоналом в данной сфере. Грамотное управление человеческими ресурсами позволяет организации оставаться конкурентоспособной на рынке труда. Конкурентоспособность — это совокупность характеристик, которые выделяют данную фирму среди других аналогичных организаций.
Результативность работы фирмы в области управления персоналом обеспечивается за счет выбора высококвалифицированных сотрудников, соответствующих требуемой позиции, обеспечения заинтересованности каждого работника в достижении общих целей организации, сокращения текучести кадров, стимулирования оплаты труда, повышения квалификации и продвижения сотрудников по службе.
Подведем итог: в целях повышения эффективности туристского бизнеса и обеспечения конкурентоспособности, следует комплексно воздействовать на экономическую и социальную составляющую работы туристской индустрии.
Литература:
Как сделать туризм в России доходным? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2011. № 3. C. 45–54.
Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. М., 2010. С. 32–45.
Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. — Мн.: БГЭУ, 1999. — 644 с.
Кабушкин Н. И., Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие. — 2-е изд. — Мн.: Новое знание, 2001. — 216с.
Квартальнов В. А. Стратегический менеджмент в туризме. М.: Финансы и статистика, 1999. — 496с.
Балабанов И. Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов вузов, эконом. спец. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 174 с.