Роль ценовой политики в управлении продажами на предприятии
Авторы: Щепкова Ирина Владимировна, Цеслик Кирилл Николаевич
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.
Дата публикации: 16.05.2016
Статья просмотрена: 420 раз
Библиографическое описание:
Щепкова, И. В. Роль ценовой политики в управлении продажами на предприятии / И. В. Щепкова, К. Н. Цеслик. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3.1 (5.1). — С. 138-143. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/989/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассмотрена ценовая политика СПК «Коляда». Представлены результаты исследования потребительских предпочтений покупателей колбасных изделий в городе Калининграде, цены, наценки, объём продаж и прибыль по основным колбасным изделиям СПК «Коляда», и на их основе разработаны общие рекомендации для компании, указан ожидаемый эффект от внедрения рекомендаций для объекта исследования.
Ключевые слова: ценовая политика, ценовая стратегия, тактика ценообразования, покупательское поведение, потребительские предпочтения, цена, наценка, объём продаж, прибыль.
Целью исследования является изучение экономической сущности и значения ценовой политики на предприятии, и предложение общих рекомендаций для компании.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
проведён анализ применяемой ценовой политики объекта исследования;
исследовано покупательское поведение потребителей колбасных изделий;
рассмотрены цены, наценки, объём продаж и прибыль СПК «Коляда» и калининградских сетей;
разработаны общие рекомендации для компании;
указан ожидаемый эффект от внедрения рекомендаций для объекта исследования.
Предмет – изучение особенностей ценовой политики в объекте исследования. Объект – компания СПК «Коляда».
Ценовая политика представляет собой концепцию формирования и применения системы цен, направленную на достижения целей организации. Процесс разработки ценовой политики включает в себя определение целей ценовой политики, обоснование ценовых рыночных стратегий, определение тактики ценообразования и другие аспекты [3, с. 242].
Ценовая стратегия – это обоснованный выбор из нескольких вариантов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной (желаемой) прибыли для предприятия на рынке в пределах планируемого периода [1, с. 21]. Тактика ценообразования – это краткосрочные, не противоречащие выбранной ценовой стратегии меры по стимулированию спроса в зависимости от конъюнктуры, сервисных возможностей, стереотипов покупательского поведения.
СПК «Коляда» – это компания, занимающаяся производством колбасных изделий в городе Славске для Калининградской области. Впервые СПК «Коляда» поставила на рынки Калининградской области колбасные изделия 29 сентября 1997 года в количестве 150 кг. Продукция СПК «Коляда» имеет отличные вкусовые качества, производится из сырья, выращенного в Калининградской области. Основной ассортимент колбасных изделий, продаваемых в городе Калининграде представлен деликатесами, зельцами, сосисками, сардельками, варено-копчёными, вареные, полукопчёные, сырокопчёные, жареные, кровяные, ливерные колбасами, изготовленными согласно ГОСТ. Для увеличения сроков хранения колбасных изделий применяются современные технологии – производится упаковка в вакуум.
СПК «Коляда» пока не имеет собственных «фирменных» торговых точек. Среди клиентов, охотно покупающих продукцию СПК «Коляда» – сети супермаркетов «Семья», «Вестер» и «Виктория», что является несомненным показателем качества продукции.
Предприятие СПК «Коляда» постоянно представляет свою продукцию на выставках области и за ее пределами. В настоящее время предприятие работает над вопросом полного цикла мясопереработки: выращивание кормов и КРС, убой и переработка, производство колбасных изделий. Особое внимание уделяется сохранению окружающей среды.
Целями ценовой политики СПК «Коляда» являются:
а) удержание рынка. Данная цель ставится на долгосрочный период и действует при удовлетворительных показателях хозяйственной деятельности предприятия (поддержание 8-10% рентабельности для воспроизводства).
б) расширение доли рынка. Для достижения данной цели цены становятся максимально привлекательными для существующих и потенциальных покупателей, но и высокими, чтобы обеспечить комплекс маркетинговых мероприятий, направленный на завоевание рынка. Также данная цель ставится на долгосрочный период (в условиях развитой конкуренции и насыщенном рынке быстро ее реализовать – невозможно).
Ценовая стратегия нейтрального ценообразования является основной в СПК «Коляда». При данной стратегии цены устанавливаются исходя из «справедливого» соотношения цена/качество, т.е. цена по мнению потребителей, отражает ценность товара. Эта стратегия реализуема при условии: спрос эластичен по цене; уровень конкуренции достаточно высок; товар не обладает какими-либо уникальными характеристиками; необходимо любыми способами, в том числе и за счет цены, удержать объем продаж (долю ранка) на достигнутом уровне.
Компания СПК «Коляда» использует в качестве тактических инструментов ценообразования скидки, к ним относятся: дилерская скидка; скидка за оборот; скидка за платеж наличными; минимальную отсрочку; сезонные скидки на определенные группы и категории товаров.
Для достижения поставленной в исследовании цели был проведен опрос при помощи анкетирования. Объект исследования – покупательское поведение потребителей колбасных изделий. Предмет исследования – потребительские предпочтения покупателей колбасных изделий. Цель исследования – проведение сегментирования покупателей, выявление самого популярного производителя колбасных изделий, а также определение самой востребованной колбасной продукции компании СПК «Коляда».
Было опрошено 100 жителей г. Калининграда в возрасте от 16 лет и старше, из них 45 мужчин и 55 женщин. По результатам опроса были сделаны следующие выводы.
Из общего числа опрошенных 38% имеют доход 20000-30000 руб., 29% опрошенных 10000-20000 руб., 20% – более 30000 руб., 11% опрошенных менее 10000 руб. и у 2% опрошенных нет дохода. Больше всего респондентов предпочитают покупать колбасные изделия в супермаркетах (80%), в специализированных мясных магазинах покупают данную продукцию 37% опрошенных, а в фирменных магазинах производителей – 32%. Наиболее важными факторами при покупке колбасных изделий являются: вкусовые качества (11,1 баллов), уверенность в качестве товара (11 баллов) и приемлемая цена (9,3 балла).
Самыми популярными производителями колбасных изделий в Калининграде являются ЗАО «Альмак Плюс» и ТПК «Балтптицепром», так ответили 44% респондентов. Также пользуется спросом продукция ООО «Калининградский деликатес» (41%), СПК «Коляда» (36%) и «Гвардейский мясокомбинат» (35%). Наиболее востребованными являются следующие колбасные изделия: сырокопчёные (ответило 25%), варёно-копчёные (ответило 19%) и варёные (18%). 12% опрошенных ответили, что им нравятся полукопчёные колбасные изделия, а по 9% респондентов ответили, что любят сосиски и деликатесы.
55% респондентов знакомы с изделиями компании СПК «Коляда», а 45% респондентов не знакомы. Наибольшее количество опрошенных, знающих продукцию СПК «Коляда», оценивают качество продукции данной компании на 5 баллов (23 % респондента). Сравнительная характеристика отношения респондентов к продукции СПК «Коляда» и товарам других производителей представлена на рисунке 1.
Наиболее вкусной для потребителей колбасных изделий СПК «Коляда» является «Сервелат», так ответили 11% респондентов. Также пользуется спросом «Докторская» (9 % опрошенных), «Московская» сырокопчёная (8% респондентов) и «Украинская» жареная» (5% опрошенных). 10% респондентов хотели бы видеть на прилавках магазинов купаты.
Рис. 1. Сравнительная характеристика отношения потребителей к поставщикам колбасной продукции
58% опрошенных считают, что цена позволяет колбасной продукции быть узнаваемой и пользоваться устойчивым спросом, а 57% респондентов считает, что производство экологически чистых продуктов, без консервантов. В таблице 1 представлены ценовые показатели СПК «Коляда» и калининградских сетей. Самые высокие наценки в «Виктории» и «Вестере», а также важно отметить, что они почти одинаковые на дынные колбасы.
Таблица 1
Ценовые показатели СПК «Коляда» и калининградских сетей, руб./кг
Номенклатура |
СПК «Коляда» |
«"Семья+Тетрис» |
«Вестер» |
«Виктория» |
||||||||
Себестоимость |
Цена |
Наценка |
Цена покупки |
Цена продажи |
Наценка |
Цена покупки |
Цена продажи |
Наценка |
Цена покупки |
Цена продажи |
Наценка |
|
Сервелат в/с |
391,5 |
416,0 |
24,5 |
416,0 |
542,9 |
126,9 |
416,0 |
562,0 |
146,0 |
416,0 |
563,0 |
147,0 |
Докторская |
287,5 |
304,5 |
17,0 |
304,5 |
379,9 |
75,4 |
304,5 |
399,0 |
94,5 |
304,5 |
399,0 |
94,5 |
Украинская жареная |
336,5 |
357,0 |
20,5 |
357,0 |
406,9 |
49,9 |
357,0 |
426,0 |
69,0 |
357,0 |
426,0 |
69,0 |
Московская с/к |
564,5 |
600,0 |
35,5 |
600,0 |
792,9 |
192,9 |
600,0 |
812,0 |
212,0 |
600,0 |
823,0 |
223,0 |
Объём продаж основных видов колбас СПК «Коляда» в калининградские сети можно увидеть в таблице 2. Важно отметить, что основным покупателем продукции СПК «Коляда» является «Виктория», на 2 месте – «Семья+Тетрис», а затем «Вестер».
Таблица 2
Объём продаж СПК «Коляда» через торговые сети
Номенклатура |
Сентябрь 2015 г. |
Октябрь 2015 г. |
Ноябрь 2015 г. |
Декабрь 2015 г. |
Январь 2016 г. |
Февраль 2016 г. |
Объём продаж в «Семья+Тетрис» |
||||||
Сервелат в/к, кг |
866,48 |
812,62 |
701,25 |
689,86 |
411,49 |
698,49 |
Докторская, кг |
1085,96 |
563,52 |
460,93 |
1314,03 |
702,36 |
544,09 |
Украинская жареная, кг |
897,51 |
378,67 |
299,82 |
822,81 |
376 |
365,12 |
Московская с/к, кг |
66,37 |
103,54 |
112,95 |
190,65 |
41,73 |
58,14 |
Объём продаж в «Вестер» |
||||||
Сервелат в/к, кг. |
621,32 |
162,65 |
124,33 |
658,17 |
103,78 |
545,81 |
Докторская, кг. |
257,41 |
280,61 |
732,83 |
635,06 |
218,53 |
242,51 |
Украинская жареная, кг. |
70,35 |
59,55 |
76,11 |
74,02 |
358,51 |
55,26 |
Московская с/к, кг. |
19,74 |
26,96 |
24,6 |
38,64 |
24,12 |
26,37 |
Объём продаж в «Виктория» |
||||||
Сервелат в/к, кг. |
791,37 |
878,96 |
718,68 |
2291,09 |
1233,29 |
1201,56 |
Докторская, кг. |
2325,66 |
1533,3 |
1400,45 |
2796,68 |
1445,04 |
1279,06 |
Украинская жареная, кг. |
633 |
576,93 |
486,48 |
581,01 |
407,26 |
479,67 |
Московская с/к, кг. |
225,56 |
250,38 |
195,25 |
328,9 |
158,31 |
107,56 |
На рисунках 2 - 4 можно увидеть прибыль СПК «Коляда», которую получает предприятие от реализации своей продукции через калининградские торговые сети.
Рис. 2. Прибыль СПК «Коляда» с «Семья+Тетрис»
Самую большую прибыль компания имеет от продажи данных колбас в «Викторию», на 2 – ом месте – «Семья+Тетрис», а затем «Вестер».
Рис. 3. Прибыль СПК «Коляда» с «Вестер»
Рис. 4. Прибыль СПК «Коляда» с «Виктория»
Совокупная прибыль СПК «Коляда» от продажи через калининградские сети от продажи 4 основных колбас за последние полгода представлена на рисунке 5. Самую большую прибыль компания получила от продажи «Сервелата» и «Докторской».
Рис. 5. Прибыль СПК «Коляда» от продажи в сети
За последние полгода декабрь стал самым прибыльным для компании СПК «Коляда», в этот месяц прибыль составила 219948 руб. за продажу данных видов продукции (рис. 6).
На основании проведенного исследования были предложены следующие общие рекомендации для СПК «Коляда»:
а) снижение объёма производства определённой продукции данной компании («Казацкая», «Говяжья», «Любительская», «Чайная», «Столичная», «Краковская», «Одесская», «Телячья», «Обыкновенная», «Отдельная»,«Диабетическая»). Это позволит уменьшить издержки и снизить цены на такие колбасы как «Сервелат», «Докторская», «Московская», «Украинская» жареная», в связи с чем увеличится спрос на данную продукцию;
Рис. 6. Общая прибыль СПК «Коляда» от продажи в сети
б) создание сети магазинов фирменной торговли;
в) упор сделать на продажу в городе Калининграде таких колбасных изделий как «Сервелат», «Докторская», «Московская» сырокопчёная и «Украинская» жареная;
г) продажа купат в вакууме в городе Калининграде;
д) попробовать договориться с сетями о снижении цены на «Сервелат», «Докторскую» и в особенности «Московскую» сырокопчёную (установлении скидок);
е) сконцентрировать основное внимание на продаже продукции в сети – «Виктория» и «Семья+Тетрис».
В качестве ожидаемого эффект от внедрения рекомендаций для СПК «Коляда» можно выделить следующее:
а) компания и её продукция станет более узнаваемой в городе Калининграде, возрастёт авторитет СПК «Коляда», возрастёт спрос на колбасные изделия данной фирмы;
б) уменьшатся издержки и снизятся цены на самые востребованные колбасы: «Сервелат», «Докторская», «Московская», «Украинская» жареная», в связи с чем увеличится спрос на данную продукцию.
в) создание фирменных магазинов в городе Калининграде приведёт к тому, что продукция будет пользоваться устойчивым спросом, она станет более доступной для калининградцев и ассортимент в данном городе станет шире;
г) продажа купат в вакууме в городе Калининграде позволит удовлетворить потребности населения города и получить прибыль за счёт того, что другие производители колбасных изделий не продают данную продукцию и в связи с этим она будет пользоваться спросом у СПК «Коляда»;
д) более тесное сотрудничество с калининградскими сетями позволит увеличить объём продаж и повысить прибыль.
Литература:
- Васюхин О.В. Основы ценообразования. СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. 110 с.
- Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. М., 2005. 1168 с.
- Фролова Т.А. Экономика предприятия: учебник. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. 363 с.
- Федеральная служба государственной статистики. URL: http://gks.ru/
- Щепкова И.В. Лекции по статистике. URL: http://lms-2.kantiana.ru/ course/view.php?id=173 (дата обращения: 24.04.2016)
Ключевые слова
цена, прибыль, потребительские предпочтения, ценовая политика, наценка, ценовая стратегия, объём продаж, тактика ценообразования, покупательское поведениеПохожие статьи
Рынок смартфонов в России: анализ потребительских предпочтений
В данной статье рассмотрен рынок смартфонов в России, проанализирована динамика продаж и выявлены причины падения продаж в 2021 году в результате изменения поведения потребителей; также проанализирована конкурентная среда и распределение долей в нату...
Особенности формирования учетной политики предприятий элеваторного комплекса в области учета затрат
В статье на основе проведенного исследования особенностей формирования учетной политики в организациях элеваторного комплекса рассмотрены недостатки в учетной политике, цель разработки учетной политики и их влияние на ее формирование. Так же приведен...
Анализ финансового состояния и анализ рентабельности предприятия на примере ООО «Спутник»
В статье рассмотрено понятие финансовый анализ и рентабельность, технико-экономические показатели, характеризующие финансовое состояние ООО «Спутник». Выявлены изменения показателей, произошедших за отчетный период (2014–2015 гг.), факторы, оказавшие...
Пути повышения рентабельности продукции животноводства ООО «Перспектива»
В данной статье дано определение понятия «рентабельность», выявлено его значение и приведена методика расчета. Также проведен анализ показателей рентабельности продукции животноводства сельскохозяйственного предприятия ООО «Перспектива». На основе ан...
Совершенствование системы деловой оценки персонала в торговой организации
В статье рассматривается понятие и сущность деловой оценки персонала в торговых организациях, основные ее виды, а также методы диагностики. На примере крупной торговой организации в г. Партизанске проведена оценка деловых качеств сотрудников по сущес...
Управление закупочной деятельностью
В представленной работе рассмотрены основные подходы для грамотной организации закупочной деятельности в организации, с целью повышения конкурентоспособности, снижению рисков и издержек. По результатам исследования, выявлены наилучшие методы закупа, ...
Оценка кредитных операций коммерческого банка (на примере банка «ВТБ 24» (ПАО)
В статье проанализированы кредитные операции Банка «ВТБ 24» (ПАО): осуществлена оценка состава и структуры кредитов, предоставленных банком, по категориям заемщиков и срокам кредитования, рассмотрены состав, структура и динамика процентных доходов, д...
Оценка инвестиционной деятельности непубличной компании пищевой промышленности АО «Сочинский мясокомбинат»
В публикации рассматривается важность анализа отчёта о движении денежных средств для оценки инвестиционной деятельности предприятия на примере АО «Сочинский мясокомбинат». Особое внимание уделяется анализу чистого денежного потока, инвестиционных при...
Пути повышения эффективности управления товарными запасами в ООО «Магна»
В статье проведен анализ хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли ООО «МАГНА». На основе результатов анализа выявлены проблемы в управлении оборотными активами компании, в частности наличие неликвидных запасов на складах, которые в и...
Фармакоэкономические подходы к формированию ассортимента препаратов для лечения никотиновой зависимости в аптечных организациях
В результате исследований определена структура ассортимента лекарственных средств, реализованных в аптечных организациях, выявлены группы повышенного спроса, а также осуществлена сегментация ассортимента по затратам. Результаты положены в основу разр...
Похожие статьи
Рынок смартфонов в России: анализ потребительских предпочтений
В данной статье рассмотрен рынок смартфонов в России, проанализирована динамика продаж и выявлены причины падения продаж в 2021 году в результате изменения поведения потребителей; также проанализирована конкурентная среда и распределение долей в нату...
Особенности формирования учетной политики предприятий элеваторного комплекса в области учета затрат
В статье на основе проведенного исследования особенностей формирования учетной политики в организациях элеваторного комплекса рассмотрены недостатки в учетной политике, цель разработки учетной политики и их влияние на ее формирование. Так же приведен...
Анализ финансового состояния и анализ рентабельности предприятия на примере ООО «Спутник»
В статье рассмотрено понятие финансовый анализ и рентабельность, технико-экономические показатели, характеризующие финансовое состояние ООО «Спутник». Выявлены изменения показателей, произошедших за отчетный период (2014–2015 гг.), факторы, оказавшие...
Пути повышения рентабельности продукции животноводства ООО «Перспектива»
В данной статье дано определение понятия «рентабельность», выявлено его значение и приведена методика расчета. Также проведен анализ показателей рентабельности продукции животноводства сельскохозяйственного предприятия ООО «Перспектива». На основе ан...
Совершенствование системы деловой оценки персонала в торговой организации
В статье рассматривается понятие и сущность деловой оценки персонала в торговых организациях, основные ее виды, а также методы диагностики. На примере крупной торговой организации в г. Партизанске проведена оценка деловых качеств сотрудников по сущес...
Управление закупочной деятельностью
В представленной работе рассмотрены основные подходы для грамотной организации закупочной деятельности в организации, с целью повышения конкурентоспособности, снижению рисков и издержек. По результатам исследования, выявлены наилучшие методы закупа, ...
Оценка кредитных операций коммерческого банка (на примере банка «ВТБ 24» (ПАО)
В статье проанализированы кредитные операции Банка «ВТБ 24» (ПАО): осуществлена оценка состава и структуры кредитов, предоставленных банком, по категориям заемщиков и срокам кредитования, рассмотрены состав, структура и динамика процентных доходов, д...
Оценка инвестиционной деятельности непубличной компании пищевой промышленности АО «Сочинский мясокомбинат»
В публикации рассматривается важность анализа отчёта о движении денежных средств для оценки инвестиционной деятельности предприятия на примере АО «Сочинский мясокомбинат». Особое внимание уделяется анализу чистого денежного потока, инвестиционных при...
Пути повышения эффективности управления товарными запасами в ООО «Магна»
В статье проведен анализ хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли ООО «МАГНА». На основе результатов анализа выявлены проблемы в управлении оборотными активами компании, в частности наличие неликвидных запасов на складах, которые в и...
Фармакоэкономические подходы к формированию ассортимента препаратов для лечения никотиновой зависимости в аптечных организациях
В результате исследований определена структура ассортимента лекарственных средств, реализованных в аптечных организациях, выявлены группы повышенного спроса, а также осуществлена сегментация ассортимента по затратам. Результаты положены в основу разр...