Обзор методик по оценке индексов деловой активности
Авторы: Щербинина Любовь Юрьевна, Пересько Юлия Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.
Дата публикации: 16.05.2016
Статья просмотрена: 2121 раз
Библиографическое описание:
Щербинина, Л. Ю. Обзор методик по оценке индексов деловой активности / Л. Ю. Щербинина, Ю. А. Пересько. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3.1 (5.1). — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/958/ (дата обращения: 24.12.2024).
В статье обозначено понятие деловой активности, а также значение индексов деловой активности. Указан принцип расчета диффузных индексов. Представлен обзор следующих индексов деловой активности и методик их расчета: индекс предпринимательской уверенности, индекс деловой активности АМ-Ъ, конъюнктурный индекс «Финанс», индекс предпринимательских ожиданий, индекс деловой среды, индекс деловой активности MNB.
Ключевые слова: деловая активность, индекс деловой активности, индекс PMI, диффузные индексы, индекс предпринимательской уверенности, конъюнктурный индекс «Финанс», индекс предпринимательских ожиданий, индекс деловой среды.
Для успешного устойчивого функционирования на рынке крайне важно учитывать быстро меняющуюся внешнюю среду, следить за актуальными экономическими тенденциями. Это обуславливает необходимость проведения комплексных исследований и прогнозирование соответствующих показателей. Этот вопрос находит отражение в измерении деловой активности.
Цель данного исследования – провести обзор методик по оценке индексов деловой активности.
Для начала следует определить значение понятия «деловая активность».Данный термин в отечественной литературе начали использовать относительно недавно. В широком смысле под деловой активностью понимают всю совокупность усилий, которые направлены на продвижение компании на рынках товаров (услуг), труда и капитала [5, с. 323-325].
Следует учесть, что деловую активность можно рассматривать с различных позиций: индивидуума, компании, а также регионов и страны в целом. Исследование деловой активности на макроуровне предполагает совокупное использование различных источников информации. Наряду с изучением статистической информации, включающей данные по объему, динамике и структуре различных показателей, сейчас распространяются методы опроса с участием экспертов, и использование полученной информации для прогнозирования. Данная тенденция сводится к расчету индексов деловой активности.
Индекс деловой активности представляет собой важный экономический индикатор, в основе которого лежит опрос экспертов. Профессиональные менеджеры отвечают на вопросы, суть которых заключается в следующем: ухудшилось или улучшилось положение по основным показателям микроэкономики.
Индекс деловой активности впервые предложен в США и известен как индекс PMI. Схожую методику стали применять и в других странах.
Основной идеей составления данных индексов является представление циклической динамики процессов экономики, а также определение надежного прогноза поворотных точек цикла (спадов и подъемов), а, следовательно, и предсказание перемен в деловой активности. В первую очередь компании ориентированы на будущие прибыли, поэтому при положительных прогнозах будет наблюдаться расширение производства товаров (услуг), увеличение объема инвестиций в производство; при прогнозе спада доходов, соответственно, – снижение экономической активности компаний [4].
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящий момент все сложнее становится предугадать изменения, происходящие во внешней среде, а также динамику различных экономических показателей, вследствие чего индексы деловой активности все больше набирают популярность.
В России в настоящий момент индикаторы типа PMI пока не рассматриваются в качестве общепризнанных индикаторов экономической обстановки.
Такие индексы носят субъективный характер, поскольку основаны лишь на восприятии экспертами текущей ситуации и перспектив деятельности. Данные виды индексов принято называть диффузными. Опрос существенного числа участников является основой их расчета. Каждому из экспертов необходимо оценить положение предприятия с точки зрения различных аспектов его функционирования, при этом, ряд вопросов предполагает ответы: «да», «нет», «без изменения». После их определения, их усредняют и получают составные индексы деловой активности (делового оптимизма), которые на практике являются опережающими показателями [2].
Эти индексы довольно эффективны в отслеживании динамики экономического цикла, поскольку являются опережающими показателями. Это находит отражение в следующем: если после периода роста наблюдается начало падения индекса, то прогнозируют переход бизнес цикла из стадии роста в стадию спада, и, наоборот, начало роста после падения прогнозирует начало восстановления.
Для расчета данных индексов необходимо выделить факторы, максимально влияющих на бизнес. Кроме того, отобранные факторы группируют в определенные категории. После чего составляется анкета для опроса, которую заполняют эксперты – представители компаний [3].
Принцип расчета диффузных индексов деловой активности следующий:
1) Рассчитывается значимость (вес) каждого фактора, а также каждой группы факторов согласно оценкам, которые поставили респонденты;
2) Рассчитывается диффузный индекс по каждому из факторов по формуле 1;
D = (% позитивных ответов) + 0,5 (% нейтральных ответов) (1)
3) Рассчитывается индекс по каждой группе факторов как сумма диффузных индексов, взвешенных на вес каждого фактора;
4) Определяется индекс деловой активности как сумма индексов групп факторов, взвешенных на вес каждой группы.
Интервал значений индекса определяют от 0 до 100%. При этом, если значение превышает 50%, обычно говорят о росте активности экономических субъектов, соответственно, при значении меньше 50% – о падении активности.
Далее перейдем к обзору основных индексов деловой активности, используемым в России, а также методикам их расчета [1].
Рассмотрим следующие индексы: индекс предпринимательской уверенности, индекс деловой активности АМ-Ъ, конъюнктурный индекс «Финанс», индекс предпринимательских ожиданий, индекс деловой среды, индекс деловой активности MNB[4].
Перечень рассматриваемых индексов, а также методика их расчета представлены в таблице 1.
Таблица 1
Обзор индексов деловой активности
Индекс |
Источник |
Методика расчета |
Индекс деловой активности, или предпринимательской уверенности |
Федеральная служба государственной статистики (ФСГС, ранее – Госкомстат РФ), Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ |
В выборку включена 1 тысяча предприятий и организаций. Рассчитываются подиндексы по 10 отраслям промышленности, после - агрегированный индекс на основе опроса руководителей. В промышленности: находят среднее арифметическое «балансов» по следующим показателям: ожидаемый выпуск, фактически сложившийся спрос и текущие запасы готовой продукции (с обратным знаком); В строительстве: находят среднее арифметическое «балансов» оценок следующих показателей: фактическое состояние портфеля заказов и ожидаемое изменение численности занятых в компании; В торговле: находят среднее арифметическое «балансов» оценок следующих показателей: фактическое экономическое состояние компании, уровень складских запасов (с обратным знаком) и ожидаемое экономическое состояние. Равновесное значение индекса – 0. |
Индекс деловой активности АМ-Ъ |
Ассоциация менеджеров России |
Рассчитывается на основе 26 макроэкономических показателей Росстата и 17 оценочных показателей, которые получены в результате опроса ведущих компаний России. Производят группировку показателей макроэкономики на 5 категорий: производство, торговля, финансовый сектор, ресурсная база экономики и потребительский рынок. Расчет интегрального индекса производят на основе суммы 5 взвешенных индексов по выделенным категориям макроэкономики и 1 индекса, основанного на опросе экспертов. |
Конъюнктурный индекс «Финанс» (КИФ) |
Росстат, Российский экономический барометр (РЭБ), Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ (ЦЭК), ИЭ РАН |
КИФ рассчитывается на основе относительных изменений ряда показателей: грузооборота транспорта, инвестиций в основной капитал, численности безработных, доли предприятий в «хорошем» и «нормальном» финансовом состоянии, индекса портфеля заказов, оборота розничной торговли, реальных располагаемых денежных доходов населения, кредитных вложений в экономику, вкладов населения в банки, цен на нефть Urals. |
Индекс предпринимательских ожиданий |
Российский экономический барометр |
Рассчитывается на основе опроса промышленных предприятий по следующим показателям: - соотношение доли предпринимателей, которые ожидают повышения цен на продукцию, и доли предпринимателей, которые ожидают повышения цен на ресурсы; - соотношение доли предпринимателей, которые ожидают повышения цен на продукцию, и доли предпринимателей, которые ожидают повышения ставки зарплаты; - доля предпринимателей, которые ожидают увеличение выпуска; - доля предпринимателей, которые ожидают расширение занятости; - доля предпринимателей, которые ожидают увеличение расходов на оборудование; - доля предпринимателей, которые ожидают увеличение портфеля заказов. |
Индекс деловой среды |
Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» |
Рассчитывается на основе шести частных индексов: - институциональные условия (восприятие действий власти в интересах развития бизнеса); - развитие бизнеса (восприятие перспектив его развития); - развитие социальной ответственности (уровень ее развития, понимание ее сути и содержания, реальная практика, влияние власти); - сплоченность бизнес сообщества (оценка действий объединений и ассоциации с позиции интересов развития бизнеса, оказания поддержки); - доверие к власти (отношение к реформам, оценка действий властных структур); - социальное самочувствие (оценка экономической и политической обстановки, удовлетворенность условиями жизни). |
Индекс деловой активности TheMoscowNarodnyBank (MNB) |
Исследовательская группа NTC Research совместно с банком ВТБ Европа |
Расчет на основе опроса 300 крупнейших промышленных компаний России. Определяется на основе отдельных диффузных индексов по показателям: производства; заказов; экспортных заказов; объема закупок комплектующих; взвешенного по объему ценового индекса комплектующих; взвешенного по объему индекса сроков поставок комплектующих; запасов комплектующих; запасов готовой продукции; занятости. Помимо индекса PMI обрабатывающих отраслей рассчитывается также индекс PMI сферы услуг и Российский совокупный индекс PMI. |
Из таблицы 1 видно, что для анализа деловой активности используется определенная вариация индексов, которые основываются на различных показателях, присущих исследуемым отраслям, а также особенностях структур, занимающихся их расчетом.
При этом расчет индексов деловой активности опирается на расчет диффузных индексов, в основе которых – опрос значительного числа экспертов (руководителей компаний) по заранее сгруппированным экономическим показателям, впоследствии представленным в соответствующей анкете.
Следует отметить, что каждому региону присущи свои отличительные особенности, поэтому деловая активность каждого из них характеризуется специфическими чертами. При расчете индексов деловой активности на уровне региона важно учитывать эту специфику, принимая во внимание природно-географические, исторические, культурные и прочие особенности, ему присущие [4].
Литература:
- Аношин И. С. Индексы деловой активности в России // Макроэкономика. 2004. №10(12). С. 20-21.
- Глисин Ф.Ф. Использование конъюнктурных опросов в исследованиях деловой активности предприятий и организаций // Биржевое обозрение. 2004. №5 (7) С. 39-41.
- Наумова О. А. Система показателей деловой активности организации // Экономические науки. 2011. №4(77). С. 248-251.
- Фатхуллина А. А. Деловая активность как многоуровневая категория // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1(29). С. 166–172.
- Чечевицына Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / Л. Н. Чечевицына, К. В. Чечевицын. Ростов н-Д.: Феникс, 2013. 368 с.
Ключевые слова
деловая активность, индекс деловой активности, индекс PMI, диффузные индексы, ин-декс предпринимательской уверенности, конъюнктурный индекс «Финанс», индекс пред-принимательских ожиданий, индекс деловой средыПохожие статьи
Оценка деловой активности в регионе
В статье представлены: обзор отечественного и зарубежного опыта оценки деловой активности на основе индексного подхода, систематизация субъектов и объектов анализа деловой активности, предложения по региональному мониторингу деловой активности.
Анализ рынка банковских услуг г. Санкт-Петербурга
В статье рассмотрены барьеры входа и выхода на рынок, проанализирован рынок банковских услуг в г. Санкт-Петербурге по величине активов, рассчитан индекс концентрации и индекс Херфиндаля-Хиршмана.
Оценка рыночного риска Value-at-Risk (VaR) с помощью метода исторического моделирования
В данной статье рассматривается оценка финансового риска по методологии Value-at-Risk с применением метода исторических моделей на примере ГМК «Норникель». В исследовании за основу взяты данные по изменению рыночной стоимости компании за определенный...
Методика анализа деловой активности организации
В статье представлена авторская методика анализа деловой активности организации, адаптированная для целей проведения анализа деловой активности и финансовой устойчивости, проводимого в рамках выполнения бакалаврской дипломной работы по направлению «М...
Упрощенная система показателей деловой активности
В статье дано определение сущности деловой активности, рассмотрены количественные и качественные показатели деловой активности. Количественные показатели определены оборачиваемостью средств предприятия. Качественные показатели позволяют оценить делов...
Статистическое исследование индекса человеческого развития
В статье изучен социально-экономический смысл индекса человеческого развития, а также представлена методика его расчета. Исследован международный рейтинг стран по индексу человеческого развития за 2015 год. Отдельно рассмотрено место России в данном ...
Анализ показателей эффективности инвестиционного проекта
В статье рассмотрены показатели оценки эффективности инвестиционных проектов. Подробно анализируются группы статистических и динамических методов. Дается характеристика на каждый из показателей, обращается внимание на их достоинства и недостатки.
Анализ деловой активности организации на примере ООО «Кашелка»
В статье рассмотрено понятие и оценка деловой активности. Проанализированы изменения показателей в ООО «Кашелка», произошедших за отчетный период, указаны факторы, оказавших влияние на деловую активность, а также даны рекомендации по увеличению собст...
Анализ управления частной инвестиционной деятельностью физических лиц в России: сравнение условий крупнейших брокерских клиентов
В статье рассмотрены причины роста частной инвестиционной активности россиян и проанализированы крупнейшие операторы российского фондового рынка, предлагающие продукты для инвесторов — физических лиц. Определены параметры для сравнения брокерских кли...
Маркетинговое исследование макросреды факторов-регуляторов, характеризующих инвестиционную привлекательность рынка детских товаров Калининградской области
Статья посвящена поиску и обоснованию факторов макросреды, влияющих на развитие бизнеса детских товаров и его инвестиционной привлекательности. В результате были выявлены и представлены в виде схемы факторы макросреды, влияющие на бизнес детских това...
Похожие статьи
Оценка деловой активности в регионе
В статье представлены: обзор отечественного и зарубежного опыта оценки деловой активности на основе индексного подхода, систематизация субъектов и объектов анализа деловой активности, предложения по региональному мониторингу деловой активности.
Анализ рынка банковских услуг г. Санкт-Петербурга
В статье рассмотрены барьеры входа и выхода на рынок, проанализирован рынок банковских услуг в г. Санкт-Петербурге по величине активов, рассчитан индекс концентрации и индекс Херфиндаля-Хиршмана.
Оценка рыночного риска Value-at-Risk (VaR) с помощью метода исторического моделирования
В данной статье рассматривается оценка финансового риска по методологии Value-at-Risk с применением метода исторических моделей на примере ГМК «Норникель». В исследовании за основу взяты данные по изменению рыночной стоимости компании за определенный...
Методика анализа деловой активности организации
В статье представлена авторская методика анализа деловой активности организации, адаптированная для целей проведения анализа деловой активности и финансовой устойчивости, проводимого в рамках выполнения бакалаврской дипломной работы по направлению «М...
Упрощенная система показателей деловой активности
В статье дано определение сущности деловой активности, рассмотрены количественные и качественные показатели деловой активности. Количественные показатели определены оборачиваемостью средств предприятия. Качественные показатели позволяют оценить делов...
Статистическое исследование индекса человеческого развития
В статье изучен социально-экономический смысл индекса человеческого развития, а также представлена методика его расчета. Исследован международный рейтинг стран по индексу человеческого развития за 2015 год. Отдельно рассмотрено место России в данном ...
Анализ показателей эффективности инвестиционного проекта
В статье рассмотрены показатели оценки эффективности инвестиционных проектов. Подробно анализируются группы статистических и динамических методов. Дается характеристика на каждый из показателей, обращается внимание на их достоинства и недостатки.
Анализ деловой активности организации на примере ООО «Кашелка»
В статье рассмотрено понятие и оценка деловой активности. Проанализированы изменения показателей в ООО «Кашелка», произошедших за отчетный период, указаны факторы, оказавших влияние на деловую активность, а также даны рекомендации по увеличению собст...
Анализ управления частной инвестиционной деятельностью физических лиц в России: сравнение условий крупнейших брокерских клиентов
В статье рассмотрены причины роста частной инвестиционной активности россиян и проанализированы крупнейшие операторы российского фондового рынка, предлагающие продукты для инвесторов — физических лиц. Определены параметры для сравнения брокерских кли...
Маркетинговое исследование макросреды факторов-регуляторов, характеризующих инвестиционную привлекательность рынка детских товаров Калининградской области
Статья посвящена поиску и обоснованию факторов макросреды, влияющих на развитие бизнеса детских товаров и его инвестиционной привлекательности. В результате были выявлены и представлены в виде схемы факторы макросреды, влияющие на бизнес детских това...