Обзор методик по оценке уровня конкуренции на рынке
Авторы: Сопова Екатерина Валерьевна, Щербинина Любовь Юрьевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.
Дата публикации: 16.05.2016
Статья просмотрена: 6524 раза
Библиографическое описание:
Сопова, Е. В. Обзор методик по оценке уровня конкуренции на рынке / Е. В. Сопова, Л. Ю. Щербинина. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3.1 (5.1). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/959/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье обозначено понятие конкуренции, а также значение уровня конкуренции. Указан принцип расчета уровня конкуренции. Представлен обзор следующих методов и методик: оценки уровня конкуренции: метод оценки конкурентоспособности отрасли Р.А. Фатхутдинова, метод оценки силы конкуренции на основе индекса концентрации рынка, метод оценки конкурентных отношений на основе цены, методика оценки уровня интенсивности конкуренции, методика балльного подхода к оценке уровня конкуренции.
Ключевые слова: конкуренция, уровень конкуренции, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации, индекс энтропии, коэффициент дисперсии, коэффициент Джини, интенсивность конкуренции.
В свете мировых кризисных событий, резкого увеличения изменчивости внешней среды и недостаточной базы научно-методических разработок проблема изучения конкуренции и ее оценки становится наиболее актуальной.
Оценка уровня конкуренции позволяет скорректировать и оптимизировать конкурентную стратегию для конкретной компании, работающей на рынке. На уровне же государственного управления оценка уровня конкуренции позволяет более грамотно оценить меры государственной поддержки предпринимательства, находить новые пути и подходы к решению данного вопроса, что особенно актуально для российской экономики. Так по оценкам опроса Аналитического центра при Правительстве РФ уровень конкуренции отечественной экономики можно назвать умеренным (53%).Сказанное предопределило выбор цели данного исследования – провести обзор методик по оценке уровня конкуренции.
Существует множество различных определений понятия «конкуренция».В широком смысле под конкуренцией принято понимать соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности [4, c. 312]. Также под понятием «конкуренция» следует понимать экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между компаниями с целью обеспечения наиболее выгодных возможностей сбыта продукции, удовлетворения широкого спектра потребностей покупателей [3, c. 90].
Ряд экономистов определяют термин «конкуренция» как центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между компаниями по поводу установления цен и объемов производства продуктов на рынке [5, c.48].
Конкуренция представляет собой динамическое явление. Выполняя функцию регулятора объема и темпа производства, она побуждает рынок к внедрению инноваций и совершенствованию технологического процесса.
Ключевое значение конкуренции для оптимального функционирования рыночной экономики было обозначеноеще Адамом Смитом в18 веке в его широко известном и общепринятом подходе «невидимой руки» [3, c. 89].
Под уровнем конкуренции подразумевается процент влияния предприятий одной отрасли на развитие всего бизнеса через стремление к собственному лидерству.
Перейдем к обзору методов оценки конкуренции.
Все методы, которые используются для оценки конкуренции, можно разделить на две группы:
- дифференциальные, используемые в основном при оценке единичного (основного) показателя;
- комплексные (интегральные), позволяющие оценить систему показателей [2].
Определяя тип рыночной структуры предпочтительно использовать прямые и косвенные показатели «рыночной власти». Прямые показатели отражают уровень влияния организации на отрасль. Косвенные показатели позволяют в целом охарактеризовать ситуацию.
На сегодняшний день нет общепринятой методики оценки уровня конкуренции. Также наблюдается сложность в получении достоверной информации и высокой стоимости исследования. Поскольку конкуренция многогранна и стратегически важна, ее невозможно оценить по одному параметру, необходимо рассматривать и анализировать комплекс показателей.
С учетом этих выводов рассмотрим некоторые методики оценки уровня конкуренции:
Методика оценки уровня интенсивности конкуренции [1, c 45-47].
Принцип расчета включает в себя следующие пункты:
1 .Определение основных факторов, таких как: характер распределения рыночных долей между компаниями на рынке, темп роста рынка и рентабельность рынка.
2 .С помощью коэффициента вариации определяется интенсивность конкуренции, под влиянием характера распределения рыночных долей между конкурентами:
ИД = 1 – Б(Д) / Дср ,(2)
i = 1, … , n,
где: Б(Д ) /Дср – коэффициент вариации рыночных долей (Дi) компаний-конкурентов;
Б(Д) – среднеквадратическое отклонение Дi;
Дср – среднее арифметическое значение Дi;
n – количество организаций на рынке.
3. Расчет интенсивности конкуренции на основе темпа роста объемов продаж. Значения показателя интенсивности конкуренции распределяются в диапазоне от 70% до 140%:
ИТР = 1 – (Тр – 70) / (140 – 70),(3)
где Тр – годовой темп роста объема продаж на рынке, %.
4. Расчет показателя интенсивности конкуренции, учитывающего уровень рентабельности рынка:
Ир= 1 – П / Ф = 1 – Ор, (4)
где П – совокупная прибыль;
Ор – общий объем продаж.
5. Расчет обобщенного показателя интенсивности конкуренции:
(5)
где Ик – обобщенный показатель интенсивности, находящийся в диапазоне 0 ≤ Ик ≤ 1. [1, c 45-47]
К недостаткам данной методики следует отнести:
- сложность сбора фактических данных;
- отсутствие показателей, входящих в расчет уровня конкуренции в росстате
- факторы, используемые в методике, не охватывают весь перечень направлений влияния конкурентной среды на конкуренцию.
Поэтому более подробно рассмотрим методику, включающую экспертную балльную оценку уровня конкуренции [3, c. 90-92].
Сущность данной методики заключается в оценке экспертным методом по 2-балльной шкале (0-2) основных факторов, которые в большей степени влияют на уровень конкуренции. В качестве экспертов могут выступать органы государственной статистики, участники рынка, независимые аналитические компании.
Методика расчета уровня конкуренции содержит следующие этапы:
1. Определение уровня рыночной концентрации, который определяется по следующей системе показателей:
- индекс концентрации используется, чтобы выявить, какую часть рынка занимают крупные организации;
- индекс Херфиндаля – Хиршмана используется, чтобы оценить степень неравномерности распределения долей компаний в отрасли. Если его значение колеблется в пределах от 0 до 1000, то рынок является слабоконцентрированным; в пределах от 1000 до 1800, то рынок является среднеконцентрированным; больше 1800, то рынок высококонцентрированный:
HHI = (S1)2 + (S2)2 + … + (Sn)2, (6)
где Si – доля продаж i-й компании (i = 1, 2, …, n), %;
- индекс энтропии отражает неравномерность общего объема реализации между организациями в отрасли;
- коэффициент дисперсии рыночных долей показывает отклонение доли каждой компании по отрасли.
- коэффициент Джини характеризует рыночную концентрацию компаний. Данный коэффициент равен нулю, когда на рынке все компании одного размера и 1 – в случае наличия доминирования.
2. Определение уровня рентабельности. Если рентабельность компании на рынке средняя в исследуемой области, присваивается балл 1, если рентабельность отклоняется в меньшую сторону более чем на 10%, присваивается балл 2, если отклонение в большую сторону более чем на 10% - присваивается балл 0.
3. Определение нестратегических барьеров, таких как: экономические и административные ограничения.
4. Определение стратегических барьеров, таких как: стратегия поведения действующих на рынке организаций, наличие среди действующих на рынке организаций вертикально- интегрированных хозяйствующих субъектов.
Интерпретация результатов:
- рынок является конкурентным, если итоговый балл равен 10;
- уровень конкуренции средний, если итоговый балл находится в интервале от 5 до 9;
- конкуренцию принято называть неразвитой, если балл находится в интервале от 0 до 4 [3, c. 90-92].
Данные методики применяются на практике на многих российских рынках, поскольку позволяют оценить основные наиболее важные факторы, оказывающие влияние на уровень конкуренции.
На сегодняшний день, с учетом сложившейся динамики изменения внешней среды, наиболее целесообразна комплексная оценка уровня конкуренции. Также необходимо учитывать специфику каждого конкретного рынка и в соответствии со спецификой выбирать методику оценки. В свою очередь, немаловажно оценивать степень влияния государства на уровень конкуренции в отрасли.
Оценка уровня конкуренции и его дальнейший анализ позволяет делать суждения о привлекательности отрасли для инвестиций, определить будущие угрозы и возможности, а также прогнозировать развитие данного рынка в целом.
Литература:
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика /Г. Л. Азоев. М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. 208 с.
- Говорова Н. Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 4. С. 25–37.
- Мокроносов А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного университета, 2014. 194 с.
- Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 715 с.
5 Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: учебник. М.: Дело, 2001. 448 с.
Ключевые слова
конкуренция, коэффициент Джини, индекс концентрации, уровень конкуренции, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, коэффициент дисперсии, интенсивность конкуренцииПохожие статьи
Методы оценки финансового состояния организации
В данной статье рассматривается понятие финансового состояния организации, а также его методы и подходы. Представлена авторская методика анализа, основанная на концепции Турманидзе Т. У., и составлена таблица порядка его проведения.
Нечёткая оценка качества банковских услуг
В статье предложена система критериев и показателей качества, а также ме-тодика оценки качества банковских услуг, использующая аппарат теории нечетких множеств. Наряду с этим рассмотрено практическое применение этой методики и даны рекомендации по ее...
Индикаторный анализ конкуренции в российском банковском секторе
Статья посвящена анализу конкуренции на банковском рынке РФ на основе расчетов индикаторов концентрации банковского сектора по активам. В ходе комплексного статистического анализа авторы приходят к выводу, что политика ЦБ РФ направленная на очищение ...
Показатели конкуренции. Международная торговля России в XIX веке
Проводится анализ статистических данных международного товарообмена России в XIX веке. Дана оценка годовых темпов роста общего товарооборота. Сделан критический анализ семи показателей концентрации товарообмена с выводом о проблематичности определени...
Построение эконометрических моделей для анализа эффективности инвестиций в основной капитал (региональный аспект)
В статье описывается поэтапное построение регрессионной модели динамики инвестиций в основной капитал классифицированных по источникам финансирования. Выполнена детальная оценка значимости полученной регрессионной моделей, а также дана характеристика...
Применение концепции EVA для оценки инвестиционной привлекательности предприятий строительной отрасли
В статье рассмотрены основные подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятий, показаны их положительные и отрицательные стороны. Для оценки инвестиционной привлекательности компаний строительной отрасли предложена методика оценки, осно...
Моделирование динамики заработной платы в Российской Федерации
В рамках модели лагов Алмон рассмотрено влияние инвестиций в основной капитал в Российской Феде-рации на уровень заработной платы. Выбиралась линейная и квадратичная структура лага. Приведены модельные соотношения и результаты их анализа в среде MATL...
Анализ показателей эффективности инвестиционных проектов
В данной статье рассмотрены проблемы использования показателей эффективности инвестиционных проектов. Проанализированы недостатки таких общепринятых показателей, как чистого дисконтированного дохода, внутренней нормы доходности (а также модифицируемо...
Стоимостный подход как основа современного управления бизнесом
Научная статья посвящена анализу особенностей и характеристики основных методов оценки стоимости бизнеса, которые выступают инструментами стоимостного подхода к управлению компанией. Перечислены основные факторы, которые имеют прямое влияние на выбор...
Современные модели оценки стоимости компаний
В статье рассмотрены основные подходы к оцениванию бизнеса: затратный, доходный и рыночный. Исследованы основные методы в пределах каждого подхода, выделены основные преимущества и недостатки. Также были проанализированы причины неравномерности получ...
Похожие статьи
Методы оценки финансового состояния организации
В данной статье рассматривается понятие финансового состояния организации, а также его методы и подходы. Представлена авторская методика анализа, основанная на концепции Турманидзе Т. У., и составлена таблица порядка его проведения.
Нечёткая оценка качества банковских услуг
В статье предложена система критериев и показателей качества, а также ме-тодика оценки качества банковских услуг, использующая аппарат теории нечетких множеств. Наряду с этим рассмотрено практическое применение этой методики и даны рекомендации по ее...
Индикаторный анализ конкуренции в российском банковском секторе
Статья посвящена анализу конкуренции на банковском рынке РФ на основе расчетов индикаторов концентрации банковского сектора по активам. В ходе комплексного статистического анализа авторы приходят к выводу, что политика ЦБ РФ направленная на очищение ...
Показатели конкуренции. Международная торговля России в XIX веке
Проводится анализ статистических данных международного товарообмена России в XIX веке. Дана оценка годовых темпов роста общего товарооборота. Сделан критический анализ семи показателей концентрации товарообмена с выводом о проблематичности определени...
Построение эконометрических моделей для анализа эффективности инвестиций в основной капитал (региональный аспект)
В статье описывается поэтапное построение регрессионной модели динамики инвестиций в основной капитал классифицированных по источникам финансирования. Выполнена детальная оценка значимости полученной регрессионной моделей, а также дана характеристика...
Применение концепции EVA для оценки инвестиционной привлекательности предприятий строительной отрасли
В статье рассмотрены основные подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятий, показаны их положительные и отрицательные стороны. Для оценки инвестиционной привлекательности компаний строительной отрасли предложена методика оценки, осно...
Моделирование динамики заработной платы в Российской Федерации
В рамках модели лагов Алмон рассмотрено влияние инвестиций в основной капитал в Российской Феде-рации на уровень заработной платы. Выбиралась линейная и квадратичная структура лага. Приведены модельные соотношения и результаты их анализа в среде MATL...
Анализ показателей эффективности инвестиционных проектов
В данной статье рассмотрены проблемы использования показателей эффективности инвестиционных проектов. Проанализированы недостатки таких общепринятых показателей, как чистого дисконтированного дохода, внутренней нормы доходности (а также модифицируемо...
Стоимостный подход как основа современного управления бизнесом
Научная статья посвящена анализу особенностей и характеристики основных методов оценки стоимости бизнеса, которые выступают инструментами стоимостного подхода к управлению компанией. Перечислены основные факторы, которые имеют прямое влияние на выбор...
Современные модели оценки стоимости компаний
В статье рассмотрены основные подходы к оцениванию бизнеса: затратный, доходный и рыночный. Исследованы основные методы в пределах каждого подхода, выделены основные преимущества и недостатки. Также были проанализированы причины неравномерности получ...