В рыночной экономике каждая организация функционирует в сформировавшейся конкурентной сфере, представляющая собой субъекты конкурентной борьбы и их действия согласно собственной заинтересованности, в следствии чего создаются условия работы компании. Оценка конкурентной среды считается неотъемлемым обстоятельством для принятия аргументированных стратегических заключений. Его результаты применяются с целью развития разных областей работы предприятия на рынке.
Проблемами оценки конкурентной среды занимались иностранные и российские эксперты такие как Б. Бенсуссaн, Ф. Кoтлер, М. Портер, М. Скотт, К. Фляйшер, Г. Азoев, С. Борисенко, А. Вoйчак, Е. Голубков, Е. Крикавский, и прочие. Итоги изучений, которые предлагаются данными авторами, заслуживают исследования, однако определенные факторы призывают к последующему анализу и конкретизации. Остается большое количество нерешенных проблем, сопряженных с изучением состояния конкурентной среды. По этой причине целью данной работы считается изучение подходов к анализу конкурентной среды и способов её оценки. Для эффективной деятельности компании на рынке необходимо принимать во внимание условия внешней среды, оказывающее воздействие на её деятельность. Используя такой распространенный метод исследования как SWОT- анализ, возможно дать оценку сильным и слабым сторонам предприятия, а кроме того, помогающие определить угрозы, которые могут помешать его функционированию в конкурентной среде. PEST- анализ представляет собой оценку воздействия условий внешней среды. Он предназначен для выявления, экономических, политических, технологических и социальных факторов внешней среды, которые влияют на бизнес предприятия. Для оценки конкурентной среды в рамках произведенного SWОT- и PЕSТ-анализа чаще всего применяется методы экспертных оценок. Группа специалистов обязана хорошо ориентироваться в общественно-политической, финансовой ситуацией в государстве, знать тенденции развития научно-технологического прогресса, общественные процессы, совершающиеся в социуме. На предприятии на должности специалистов выступают; экономисты-аналитики; главный юрист, главы компании и т. п. При проведении этого исследования важными считаются степень подготовки и осведомленности, их навык и проницательность, потому что переоценка собственных заслуг, ресурсов и возможностей может помешать объективной оценке состояния конкурентоспособной среды, что плохо воздействует на качество принятых решений [2].
Чтобы этого избежать, целесообразно воспользоваться подходом, который предложил М. Портер. Он сформулировал теорию «слепых зон» и объяснил, почему аналитики часто неверно оценивают состояние конкурентной среды. Он разделил эту проблему на две составляющие: первая — это собственно представление предприятия о себе, и вторая − представление фирмы о своих конкурентах и той области, в которой происходит их соперничество. Наиболее распространенными являются 7 источников «слепых зон»: неверные предположения; бич победителя, или гипотеза высокомерия; усиливающаяся приверженность; перспектива в условиях ограничений, или ограниченная ценностная ориентация; излишняя самоуверенность; эвристическая представительность, или обоснование по аналогии; просеивание информации [1].
Неверные теории имеют все шансы затрагивать факторы поведения предприятия в конкурентной среде: оценки собственных конкурентов, их сильных и слабых сторон, ошибок в подборе поставщиков и посредников. Помимо этого, вероятны неправильные понятия о собственных покупателях, их способностях, в ходе принятия ими решений о подборе продукта и марки.
Успешные организации зачастую переплачивают за разработки, патенты, технологические процессы, что приобретают. В большинстве случаев это приводит к тому, что они могут никак не получить тот объём прибыли на который они рассчитывали.
Усиливающаяся приверженность приводит к неэкономному расходованию средств, неправильной оценке возможных инвестиций и, как следствие, дальнейшим потерям.
Перспектива в условиях ограничений заключается в том, что же заключения берутся без учета ценностных ориентиров компании и вероятных действий конкурентов.
Излишняя самонадеянность лиц, ответственных за утверждение решений, в оценке своих перспектив, собственного навыка и познаний имеет возможность послужить причиной искажения ситуации, а, следовательно, отрицательно скажется на качестве оценки конкурентной среды.
Анализ данных приводит к тому, что руководитель приобретает неверные сведения. Значит степень принятия заключений является достаточно низкой.
Исследование конкурентной среды будет неполным без оценки силы конкуренции. В. Шкардун и Т. Ахтямов предложили подход оценки степени влияния силы конкуренции на рынке [3]. Оценку уровня воздействия силы конкуренции рекомендуется реализовывать согласно следующим этапам:
– Создается список образующих компонентов любой из 5 сил конкурентной борьбы, созданных М. Портером (приход новых конкурентов, угроза появления товаров-заменителей, сила позиции поставщиков, сила позиции покупателей, конкуренция среди производителей внутри отрасли). Рассматриваются характеристики, обуславливающие положение конкурентной борьбы на рынке в соответствии с ситуацией в отрасли, появлением продуктов-заменителей и новых конкурентов, положением поставщиков и покупателей;
– Разрабатываются аспекты оценок, согласно которым обусловливается сила влияния конкуренции. Предполагается использовать шкалу: «1» воздействие условий конкурентной борьбы не имеет проявления; «2» воздействие условий конкурентной борьбы выражается незначительно; «3» воздействие условий конкурентной борьбы проявляется чётко;
– Создается группа специалистов. Посредством выборочного опроса выявляется их позиция сравнительно силы проявления факторов конкуренции. Согласно вышеизложенным критериям оценок они устанавливают силу воздействия каждого фактора, а кроме того, коэффициенты значимости с учетом того, что разные условия проявляют разное воздействие в конкуренции на рынке;
– Определяется средний балл, который представлен оценкой уровня воздействия каждой из 5 сил конкуренции;
– Рассчитываются пределы силы воздействия условий, что устанавливают интервалы интервальной шкалы.
На интервальной шкале проставляется значение средневзвешенного балла исследуемого предприятия и делаются выводы. Принимая во внимание все вышеизложенное, можно рассчитывать на то, что полученное представление о состоянии конкурентной среды будет способствовать принятию обоснованного стратегического решения.
Литература:
- Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 541 с
- Чернышева Т. Ю., Попова О. А. Экспертные методы принятия решений // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2007. № 4 (4). С. 192–194.
- Шкардун В. Д., Ахтямов Т. М. Методика исследования конкуренции на рынке // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 4. С. 44–54. ISSN 1993–5552 Альманах современной науки и образования, № 2 (81)