Определение и оценка конкурентоспособности предприятия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

III международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 22.03.2014

Статья просмотрена: 4916 раз

Библиографическое описание:

Якупов, И. Ф. Определение и оценка конкурентоспособности предприятия / И. Ф. Якупов. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/94/5325/ (дата обращения: 16.12.2024).

В современной экономической литературе существует множество различных определений конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность предприятия — это [1, с. 27]:

-          способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию, а также конкурентоустойчивость предприятия и возможность его адаптации к изменяющимся условиям конкуренции;

-          способность предприятия приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной прибыльности;

-          способность предприятия производить пользующуюся спросом продукцию при эффективном использовании производственного, кадрового и финансового потенциалов;

-          способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами;

-          реальная и потенциальная способность предприятия, а также имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по своим ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов;

-          свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там конкурирующими субъектами рыночных отношений;

-          обобщающая характеристика деятельности предприятия, отражающая уровень эффективности использования экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами.

Оценка конкурентоспособности предприятия имеет большое значение в деятельности каждого предприятия. Она требуется для определения конкурентных позиций предприятия, разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности, выбора контрагентов для совместной деятельности, осуществления инвестиционной деятельности.

Существует множество методик оценки конкурентоспособности предприятия. Рассмотрим основные.

1.      Оценка с позиции сравнительных преимуществ.

Сущность данного метода заключается в том, что производство и реализация предпочтительнее, когда издержки производства ниже, чем у конкурентов. Основным критерием, применяемым в данном методе, являются низкие издержки. Преимуществом метода является простота оценки уровня конкурентоспособности.

2.      Метод, основанный на оценке конкурентоспособности продукции предприятия.

Данный метод основывается на утверждении о том, что конкурентоспособность предприятия определяется конкурентоспособностью выпускаемой им продукции.

Исследованиями установлено, что в процессе сравнения и отбора продукции потребителями выигрывает та, у которой значение соотношения полезного эффекта к затратам на приобретение максимальное.

Следует отметить, что полезный эффект продукта соответствует его качеству, а затраты на приобретение равны цене продукта. Таким образом, согласно данному методу, конкурентоспособность предприятия будет зависеть от цены и качества выпускаемой продукции.

К преимуществам данного метода можно отнести то, что он учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности предприятия — конкурентоспособность его продукции. Недостатком метода является получение ограниченной информации о конкурентоспособности предприятия.

3.      Матричный метод.

Данный метод базируется на оценке маркетинговой стратегии предприятия на основе построения матрицы конкурентных стратегий. Суть метода — анализ конкурентоспособности предприятия с учетом жизненного цикла его продукции. Оценка осуществляется при помощи матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали — относительная доля предприятия на рынке [1, с. 56].

По данному методу наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Преимуществом матричного метода является то, что при наличии соответствующей информации обеспечивается высокая адекватность оценки.

4.      Метод, основанный на теории эффективной конкуренции.

По данному методу наиболее конкурентным является то предприятие, на котором лучше всего организована работа всех подразделений.

Конкурентоспособность предприятия рассчитывается на основе интегрального показателя:

K = ∑Ki*Wi,                                                                                                                  (1)

где Кi — критерии качества позиционирования предприятия;

wi — весомость соответствующих критериев.

Оценка ведется в соответствии с 4 группами показателей (критериев) конкурентоспособности:

-                   показатели, оценивающие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных производственных фондов;

-                   показатели, оценивающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам;

-                   показатели, оценивающие эффективность управления сбытом и продвижением товара путем рекламы и стимулирования.

-                   показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.

Большой вклад в развитие данного метода внесла И. Максимова. Экспертным методом она определила коэффициенты весомости каждого критерия и получила выражение следующего типа [2, с. 34]:

ККП=0,15*ЭП + 0,29*ФП + 0,23*ЭС + 0,33*КТ,                                                      (2)

где ККП — коэффициент конкурентоспособности предприятия;

ЭП — значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия;

ФП — значение критерия финансового положения предприятия;

ЭС — значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;

КТ — значение критерия конкурентоспособности товара.

Рассмотрим каждый критерий подробнее.

1.      ЭП — критерий эффективности производственной деятельности предприятия.

ЭП = 0,31*И + 0,19*Ф + 0,4*РТ + 0,1*П,                                                                 (3)

где: И — относительный показатель издержек производства на единицу продукции. Он отражает эффективность использования затрат при выпуске продукции. Рассчитывается как отношение валовых издержек к объему выпуска продукции;

Ф — относительный показатель фондоотдачи. Фондоотдача показывает количество продукции (в руб.), производимой на один рубль производственных основных фондов. Рассчитывается как отношение объема выпуска продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов;

РТ — относительный показатель рентабельности товара. Рентабельность товара характеризует степень прибыльности производства товара. Рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости;

П — относительный показатель производительности труда. Отражает эффективность использования рабочей силы. Измеряется количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенным одним работником за определенное время (час, день, месяц, год);

2.      ФП — критерий финансового положения предприятия.

ФП = 0,29*КА + 0,20*КП +0,36*КЛ + 0,15*КО, (4)

где: КА — относительный показатель автономии предприятия. Характеризует финансовую независимость предприятия. Рассчитывается как отношение собственных средств к общей сумме источников финансирования;

КП — относительный показатель платежеспособности предприятия. Он отражает способность предприятия выполнять свои финансовые обязательства. Рассчитывается как отношение собственного капитала к величине общих обязательств;

КЛ — относительный показатель абсолютной ликвидности предприятия. Он показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств;

КО — относительный показатель оборачиваемости оборотных средств. Он показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за рассматриваемый период. Рассчитывается как отношение выручки от реализации к среднегодовой стоимости оборотных средств.

3.      ЭС — критерий эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке.

ЭС = 0,37*РП + 0,29*КЗ + 0,21*КМ + 0,14*КР, (5)

где: РП — относительный показатель рентабельности продаж. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля продаж;

КЗ — коэффициент затоваренности готовой продукцией. Показывает долю нереализованной продукции в общем объеме продаж;

КМ — относительный показатель загрузки производственных мощностей. Данный коэффициент показывает уровень использования производственных мощностей предприятия.

КР — относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта. Рассчитывается как отношение прироста прибыли от реализации к затратам на применение средств рекламы и стимулирования сбыта.

4.      КТ — критерий конкурентоспособности товара.

КТ = К/Ц (6)

где К — показатель качества товара,

Ц — цена товара.

Подводя итог, необходимо отметить, что конкурентоспособность играет важную роль в деятельности любого предприятия. Актуальность и дискуссионность данного вопроса выражается в наличии множества подходов к определению сущности конкурентоспособности, а также существовании различных методик оценки уровня конкурентоспособности.

Литература:

1.                  Воронов Д. Оценка, анализ и выявление путей повышения конкурентоспособности предприятий: Дисс. … канд. эконом. наук / Воронов Д. С. — Екатеринбург, 2002. — 145 с.

2.                  Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. — 1996. — № 3. — с. 33–39.

Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность предприятия, способность предприятия, продвижение товара, эффективность управления, конкурентоспособная продукция, матричный метод, относительный показатель, производственная деятельность предприятия, среднегодовая стоимость, финансовое положение предприятия.