Современная государственная финансовая политика претерпевает значительные изменения, регионам ставится задача управления результатами, а не управление затратами, как было ранее. Такие изменения ведут к возникновению методических и организационных особенностей оценки эффективности финансового контроля (далее — ФК), как функции финансов.
В настоящее время становится наиболее значимой проблема оценки эффективности деятельности государственных органов, в том числе и органов финансового контроля. Обычно в итогах проверок приводятся показатели результативности: общая сумма нарушений, отнесенных к категории «нецелевое использование бюджетных средств», общая сумма нарушений, отнесенных к категории «неэффективное использование бюджетных средств», общее число нарушений, «недопоступление платежей в бюджет и в государственные внебюджетные фонды», «неправомерное расходование денежных средств и материальных ценностей», и ряд других. Исходя из вышеуказанных абсолютных показателей, эффективность деятельности органов контроля определить невозможно.
В экономической литературе имеются различные взгляды на оценку эффективности ФК. В таблице № 1 отражены принципы и критерии оценки эффективности деятельности органов ФК.
Таблица 1
Принципы и критерии оценки эффективности деятельности органов ФК
Автор |
Принцип |
Критерий |
Преимущества |
Недостатки |
Жуков В. А. |
Сущность ФК заключается не только в определении эффективности использования государственных средств, но и в проведении анализа обоснованности задач и достаточности функций исполнительного органа власти, в оценке результативности и экономичности исполнения функций, полноты и своевременности исполнения государственных функций, баланса прав и ответственности по исполнению функций и т. п. [1]. |
На основе выполнения социально-экономических результатов делаются соответствующие выводы о степени экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств, выделенных на осуществление государственных функций. |
Есть возможность определить реальный положительный эффект в социально-экономической области |
Сложность расчета, требуется большой объем информации. |
Шохин С. О. |
Показатель эффективности ФК следует определять как отношение его результатов к затратам на его проведение. Поэтому одним из факторов повышения результативности является снижение затрат. Анализ проводится по каждому проведенному контрольному мероприятию исходя из результатов и затрат. [2,3] |
Предполагается утвердить нормативы на однородные группы контрольных мероприятий. Рекомендуются следующие показатели: · уровень полноты исполнения функций органами контрольно-счетных палат; · уровень автоматизации контрольных функций; · уровень своевременности и полноты перечисления бюджетных средств; · уровень нецелевых расходов за некоторый отчетный период. |
При сформированной нормативной базе можно реально быстро оценить эффективность работы органов контроля. |
При сравнении результатов деятельности органов ФК и затрат на его проведение, может возникнуть большая погрешность в разные годы. Также при сравнении деятельности органов ФК в разных регионах будут получаться показатели не отвечающие действительности. |
Игнатов С. Ю. |
Эффективность контрольных органов должна осуществляться по результатам деятельности объектов контроля. |
· конечные результаты деятельности объектов контроля, в их динамике; · объемы ресурсов, которыми располагают объекты контроля и уровень их использования; · рост конечных результатов за счет улучшения использования имеющихся у контролируемых объектов ресурсов. [4] |
При определенной систематизации возможен мониторинг показателей за некоторый период. |
Сложность расчета, требуется большой объем информации. |
Белобжецкий И. А. |
Подходы к вопросам определения эффективности финансового контроля сводится к тому, что необходимо принимать во внимание не единичные показатели, а их систему. [5] |
¾ абсолютные размеры выявленных ревизиями и проверками недостач, незаконных расходов и хищений; ¾ уровень возмещения причиненного государству материального ущерба в абсолютных суммах и в процентах к общей величине выявленных незаконных расходов, недостач и хищений. |
Анализируются множество показателей, дающие более лучший результат. |
Отсутствует нормативная база. |
Салихов З. А. |
В перспективе главным критерием эффективности будет не финансовые нарушения проверяемых, а выполнение разработанных и утвержденных ревизорских стандартов (правил) проведения контрольных мероприятий по выявлению фактов хищений, присвоений и злоупотреблений, [6] |
Необходимо законодательно закрепить такие термины, понятия и показатели, как эффективность, целесообразность, рациональность и целевое расходование государственных бюджетных средств. |
Исходя из утвержденных нормативов появится возможность сравнить текущие результаты и определить эффективность. |
Необходимо определить какой орган будет разрабатывать данные нормативы и в какой срок. |
Бурцев В. В. |
Эффективность контрольных органов должна определятся по сумме ущерба, причиненному государству, а также сумме средств, возвращенных в бюджет. |
¾ прямой эффект, т. е. сумма возмещенных государству средств минус затраты на контроль; ¾ анализ ненужных расходов и других недостатков системы контроля; ¾ уровень качества исполнения функций органами государственного финансового контроля; ¾ соблюдение профессиональных стандартов и кодекса этики. |
Быстро определяется реальный ущерб, причиненный государству. |
Данные функции выполняет органы, подведомственные министерству внутренних дел РФ и генеральной прокуратуры РФ. |
Автор считает, что позиция З. А. Салихова для системы финансов в России имеет преимущества. Если законодательно закрепить такие термины, такие термины, понятия и показатели, как эффективность, целесообразность, рациональность и целевое расходование государственных бюджетных средств, то станет возможным быстро и качественно определять недостатки органа ФК, а также своевременно корректировать его деятельность.
В настоящее время единого показателя эффективности работы органов финансового контроля не существует. Применяется ряд косвенных показателей, которые характеризуют деятельность органов с разных сторон. Для оценки деятельности работы контрольного органа должен быть ряд законодательно утвержденных показателей, при сравнении с которыми можно сделать вывод об эффективности деятельности конкретного органа ФК.
Все авторы приходят к единому мнению в том, что контроль должен быть действенным и результативным, а его результаты должны быть оценены как с качественной, так и с количественной точек зрения. Количественные показатели могут быть выражены набором различных показателей, полученных путем сбора и анализа собранной информации. Качественные — должны отображать результативность контроля и эффективность выполнения поставленных целей.
К примеру, в г. Новосибирске с 2008 года проводится ежеквартальный мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемый главными распорядителями бюджетных средств, это достаточно новый инструмент повышения уровня финансового управления в регионе, и пока трудно оценить его действенность. Перечень показателей был разработан министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области по принципу ответственного управления финансами.
Немаловажную роль играет периодичность оценки, которая может составлять: квартал, полугодие, год, несколько лет. Соответственно чем выше период анализа, тем качественней будет определение эффективности органа ФК. Результаты деятельности органа ФК должны быть доступны общественности в соответствии с действующим законодательством.
При оценке эффективности деятельности органа финансового контроля могут применяться пять основных критериев: результативность, действенность и экономичность, интенсивность и динамичность работы.
Результативность можно определить с помощью соотношения суммы установленных нарушений ко всему объему проверяемых бюджетных средств:
Кв=УН/С, (1)
где УН- сумма установленных нарушений;
С — сумма бюджетных средств, представленных к проверке.
Также имеет смысл показать относительную величину соотношения суммы нарушений, отнесенных к категории «нецелевое использование бюджетных средств» к общей сумме нарушений:
Кнецел=Ннецел/Н, (2)
где Ннецел — сумма нарушений, отнесенных к категории «нецелевое использование бюджетных средств»;
Н — общая сумма нарушений.
Также и по группе «неэффективное использование бюджетных средств»:
Кнеэфф=Ннеэфф/Н, (3)
где Ннеэфф- сумма нарушений, отнесенных к категории «неэффективное использование бюджетных средств».
Эта группа наиболее важная, которая отображает ущерб от неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств, а также соотношение ресурсов, которые предполагалось израсходовать на достижение определенных целей и выполнение конкретных работ, с фактически выполненными.
Автор считает, что критерий действенности можно отразить в виде соотношения количества исполненных представлений и предписаний к общему количеству выданных представления и предписаний:
Кn=n/N, (4)
где n — исполненных представлений и предписаний;
N- количество всех выданных представлений и предписаний.
Также, с экономической точки зрения, действенность можно оценить с объемом средств, возвращенных в бюджет, после проведения контрольных мероприятий. В случае наличия «высоких» показателей результативности, но при малом объеме денежных средств, возвращенных в бюджет, высоко оценивать деятельность органа ФК нельзя. Такой критерий можно отразить соотношением объемов средств, восстановленных в бюджет к объему средств, предложенных к восстановлению.
КВБС=ВБС/БС, (5)
где ВБС — восстановленные бюджетные средства;
БС- объем средств, предложенных к восстановлению.
Для оценки действенности органа ФК также подходит критерий отношения количества возбужденных уголовных дел по материалам органа ФК, направленным в правоохранительные органы к общему количеству материалов, направленных в правоохранительные органы.
Ккуд=КУД/КМ, (6)
где КУД — количество возбужденных уголовных дел по материалам органа ФК, направленным в правоохранительные органы;
КМ — общее количество материалов, направленных в правоохранительные органы.
Критерий экономичности предполагает расходование наименьших средств и усилий для достижения наилучшего результата.
Оценку экономичности предлагается определять, как отношение объема средств, полученных от реализации результатов финансового контроля, к объему средств, затраченных на содержание контрольного органа.
Ээкф = Эк / Зфк, (7)
где Ээкф — экономическая эффективность деятельности;
Эк — экономический эффект от всех контрольных мероприятий (средства, восстановленные в бюджет);
Зфк — затраты на содержаниеоргана финансового контроля.
Критерий интенсивности характеризует загруженность органа финансового контроля, систематичность и методичность контроля. Оценка данного критерия может проводится, как по всему органу финансового контроля в целом, так и по направлениям деятельности органа.
Уровень эффективности организационно-технического уровня органа финансового контроля, может быть представлена в виде формулы:
Эоту = (П1 + П2 + П3 + П4 + П5 + П6 + П7 + П8 + П9)/9 (8)
Таблица 2
Расшифровка показателей в сфере эффективности организационно-технического уровня системы государственного управления
Наименование показателя |
Расчетная формула |
Расшифровка параметров |
П1 — уровень технологичности управления |
П1 = Ф1/Ф |
где Ф1 — число функций органа или структурного подразделения, на выполнение которых имеются инструктивные или методические материалы; Ф — общее число функций органа или структурного подразделения |
П2 — уровень числа служащих, текущие результаты которых постоянно оцениваются |
П2 = Ко/К |
где Ко — число служащих, текущие результаты которых постоянно оцениваются; К — общее число служащих |
П3– уровень стабильности кадров |
П3 = 1 –К2/К |
где К2 — число служащих, уволенных за год; К — общее число служащих |
П4 — уровень дисциплинированности кадров |
П4 =1- К3/К |
где К3 — число служащих, получивших за год дисциплинарные взыскания; К — общее число служащих |
П5 — уровень организации рабочих мест служащих |
П5 = К4/К |
где К4 — число служащих, рабочее место которых соответствует требованиям научной организации труда на площади, оснащенной в соответствии с условиями труда; К — общее число служащих |
П6 — уровень технической вооруженности служащих |
П6 = К5/К |
где К5 — число служащих, использующих персональные компьютеры; К — общее число служащих |
П7 — уровень профессиональной подготовки служащих |
П7= К6/К |
где К6 — число служащих, прошедших профессиональную подготовку за год; К — общее число служащих |
П8 — уровень исполнения (в срок) |
П8 = О1/О |
где О1 — число поручений исполненных в установленные сроки; О — общее число поручений |
П9- критерий персональной нагрузки
|
П9= 1-Н/Кпо |
где Н- численность персонала органа ФК, Кпо- количество проверенных объектов. |
Критерий динамичности показывает, насколько быстро осуществляется контрольное мероприятие. Можно рассчитать, как отношение фактически затраченного времени на осуществление контрольного мероприятия к его нормативному показателю или к плановому, определенный руководством региона.
Кдин=Тз/Тнорма, (9)
где Тз- затраченного времени на осуществление контрольного мероприятия;
Тнорма- нормативный или плановый показатель.
Главный же критерий определения эффективности финансового контроля — это конечный результат. При этом, важное значение приобретает контроль исполнения устранения нарушений, выявленных по результатам ревизий и проверок. Систематизация выявленных нарушений и разработка механизма, приводящего к недопущению возникновения таких нарушений вновь, на мой взгляд, должны стать прерогативой в дальнейшем совершенствовании эффективного управления финансами, в том числе муниципальными.
Критерии эффективности должны заключаться в сведении к минимуму количества системных нарушений, для чего необходимо проводить мониторинг выявленных нарушений, систематизировать их по видам с указанием причин возникновения и на соответствующем уровне бюджетных отношений принимать решения нормативно-правового характера, которые позволили бы избежать нарушения в будущем.
В современных условиях одним из важнейших условий эффективного развития экономики является успешное функционирование государственных органов всех уровней. Совершенствование системы муниципального финансового контроля требует пересмотра подходов к планированию и оценке деятельности муниципальных органов. Речь идет о переходе к ориентации на достижение максимальных результатов при использовании имеющихся материальных, информационных, финансовых, человеческих и других ресурсов.
Деятельность муниципального финансового контроля должна быть направлена на соблюдение всеми участниками бюджетного процесса принципа результативности и эффективности использования средств бюджетов всех уровней.
Литература:
1. Жуков В. Что такое «аудит эффективности» // Президентский контроль. 2004. № 7.
2. Шохин С. О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 1999.
3. Шохин С. О. Основы государственного и муниципального финансового контроля. (Постатейный научно-практический комментарий к главе 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации). — М.: Изд. ФГУ «Редакция «Российской газеты», 2008 г.
4. Игнатов Ю. Основы взаимодействия // Президентский контроль. 1999. № 9. — Стр. 23–26.
5. Белобжецкий И. А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. — М.: Финансы и статистика, 1989 г— 255 стр.
6. Салихов З. А. Методология, методика и организация контрольно-ревизионной работы: монография / З. А. Салихов; Финансовая академия при правительстве Российской Федерации. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та; Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2005. — 277 с. — Библиогр.: с.251–276 (269 назв.)
7. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль и методология и организация. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000 г.