В статье проведен анализ и оценка эффективности внешнего финансового контроля. Изучены полномочия органов внешнего государственного финансового контроля. Проанализированы подходы и критерии эффективности внешнего финансового контроля. Приведена методика оценки эффективности системы внешнего финансового контроля. Сделан вывод о необходимости регулярности проведения внешнего финансового контроля.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, внешний финансовый контроль, внешний государственный аудит, Счетная палатаэффективность финансового контроля, оценка эффективности.
Анализ и оценка эффективности внешнего финансового контроля является важной задачей для обеспечения прозрачности и ответственности в управлении государственными и муниципальными финансами. Эффективный внешний финансовый контроль может помочь обнаружить коррупцию, повысить качество финансового управления и обеспечить рациональное использование бюджетных средств.
В России финансовый контроль осуществляется в двух основных направлениях [4]:
1) внешний государственный финансовый контроль, реализуемый Счетной палатой РФ;
2) внутренний, который осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
Согласно ст. 268.1 БК РФ, полномочия органов внешнего государственного финансового контроля включают: контроль за соблюдением бюджетного законодательства, условий государственных контрактов и достоверности бюджетной отчетности; контроль в других сферах, установленных федеральными законами [1].
При осуществлении контроля проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [2] и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [3]; направляются представления и предписания объектам контроля, уведомления финансовым органам о применении бюджетных мер, а также осуществляется производство по делам об административных правонарушениях. Данные меры являются бюджетными мерами принуждения.
Порядок осуществления полномочий определяется федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами [1].
Лукашов А. И. выделяет три подсистемы системы оценки эффективности внешнего финансового контроля, позволяющие глубже анализировать и улучшать работу органов государственного финансового контроля:
– подсистема экспертных оценок, которая включает в себя мнения и оценки экспертов в области финансового контроля, аудита и управления. Эксперты могут быть внешними (независимые аудиторы, специалисты из других организаций). Оценка может проводиться на основе анализа проведенных проверок, качества отчетности, а также на основании интервью и опросов с участниками процесса. Экспертные оценки помогают выявить субъективные аспекты работы органов контроля, которые могут не быть отражены в количественных показателях;
– формализованная подсистема показателей, которая основана на разработке и использовании конкретных количественных и качественных показателей, позволяющих оценить эффективность каждого этапа деятельности органов государственного финансового контроля. Показатели могут включать количество проведенных проверок, долю выявленных нарушений, время, затраченное на устранение нарушений, уровень соблюдения рекомендаций и другие. Формализованный подход позволяет систематизировать данные и проводить их сравнительный анализ, что способствует более объективной оценке эффективности;
– подсистема эффективности сотрудника органа государственного финансового контроля фокусируется на индивидуальной эффективности сотрудников, работающих в органах контроля. Она может включать в себя оценку производительности, качества работы, профессиональных навыков и уровня подготовки. Оценка может проводиться через аттестацию, самооценку, а также обратную связь от коллег и руководства. Важным аспектом является создание системы мотивации для сотрудников, что может способствовать повышению их эффективности и вовлеченности в процессы контроля [5].
Система оценки эффективности бюджетного мониторинга включает однофакторную составляющую, основывающуюся на соотношении количества направленных в адрес заказчиков и исполнителей сведений о принятых мерах реагирования и полученных от них решений.
Данные подсистемы в совокупности позволяют создать многогранный подход к оценке эффективности внешнего финансового контроля, обеспечивая как количественные, так и качественные аспекты анализа, что способствует более глубокому пониманию работы органов контроля и выявлению направлений для их совершенствования [7].
Для анализа и оценки эффективности внешнего финансового контроля разработаем следующие подходы и критерии:
1. Функциональные критерии:
– соответствие — оценить, насколько внешние контрольные органы (например, Счетная палата) соблюдает требования законодательства и методологии, применяемой для контроля;
– полнота охвата — определить, сколько социальных программ, проектов и организаций подвергаются внешнему контролю, и насколько это покрывает весь спектр финансируемых мероприятий.
2. Качество контроля:
– анализ отчетности и качество отчетов, публикуемых контрольными органами, включая ясность, доступность для широкой аудитории и адекватность содержания;
– изучить, насколько рекомендации, выносимые в отчетах, конкретны, реализуемы и актуальны для улучшения финансового управления.
3. Результативность:
– достижение целей, в какой степени внешний финансовый контроль способствует достижению целей и задач, заложенных в стратегии управления финансами;
– снижение нарушений, проанализировать статистику выявленных нарушений и оценить динамику их снижения после внедрения рекомендаций внешнего контроля.
4. Влияние на эффективность затрат:
– исследовать, какие финансовые сбережения были достигнуты благодаря выявлению неправомерных расходов или неэффективного использования бюджетных средств;
– оценить влияние внешнего контроля на качество предоставляемых государственных услуг и программ.
5. Обратная связь и участие:
– вовлеченность заинтересованных сторон, насколько население, депутатский корпус и другие заинтересованные стороны информированы о результатах внешнего контроля и участвуют в процессе оценки;
– реакция на замечания — оценить, как быстро и эффективно организации реагируют на выводы внешнего контроля и какие меры принимаются для устранения недостатков.
6. Сравнительный анализ:
– сравнение с аналогичными органами — уровень эффективности внешнего контроля с другими регионами или странами, чтобы выявить лучшие практики и возможные области для улучшения;
– исследовать, как эффективность внешнего контроля изменялась со временем, с учетом различных экономических и политических условий.
7. Инструменты и методологии:
– оценить применяемые методы и подходы в аудите, включая риск-ориентированные методы, которые могут повысить эффект от контроля;
– оценить, насколько внедрение технологий (например, цифровых платформ для аудита) повышает потенциал и результативность внешнего контроля [5].
Оценивание эффективности внешнего финансового контроля предполагает строгое следование четко определенным критериям, которые отражают способность контрольно-счетных органов достигать поставленных перед ними задач. Такие критерии являются основой для анализа работы органов и включают в себя различные аспекты их деятельности.
Прежде всего, важно убедиться, что действия контрольных органов охватывают все аспекты законодательства, касающиеся бюджетных отношений, начиная от предварительной разработки проектов нормативных актов и заканчивая контролем за исполнением бюджета. Полнота этого охвата обеспечивает уверенность в том, что контрольные мероприятия выявляют все потенциальные нерегулярности и недочеты.
Далее следует анализ осуществления ключевых полномочий, предоставленных органам внешнего финансового контроля. Согласно Закону № 6-ФЗ, эти полномочия включают в зону внимания весь процесс, начиная с планирования финансовой деятельности и заканчивая подведением итогов по результатам бюджетной реализации. Эффективное выполнение полномочий является залогом того, что финансовые операции прозрачны и соответствуют бюджетным нормативам.
Третий аспект оценки — это качество работы контрольного органа. Качество может быть определено на основе экспертной оценки или путем анализа формализованных показателей, таких как соблюдение сроков выполнения работы, соответствие выполнения работы нормативным требованиям, полнота документирования выявленных нарушений и объективность при проведении проверок и составлении отчетности.
Количество и объективность выявленных нарушений, а также качество и своевременность предоставления отчетных документов могут служить надежными индикаторами эффективности работы контрольного органа. Обобщенная оценка всех этих факторов дает представление о качестве и эффективности внешнего финансового контроля в целом [7].
Таким образом, результативность внешнего финансового контроля определяется совокупностью факторов, позволяющей оценить его полноту, соответствие полномочий и качественное выполнение работы с точки зрения удовлетворения законодательных и финансовых требований. Оценка этих критериев должна стать неотъемлемой частью деятельности контрольно-счетных органов для поддержания их эффективного функционирования.
Методика оценки эффективности системы внешнего финансового контроля может включать несколько ключевых этапов и инструментов, позволяющих выявить недостатки и сформировать предложения по ее улучшению:
- Определение целей и задач оценки — установить критерии эффективности, выявить недостатки в функционировании системы, предложить меры по улучшению. Определить ключевые показатели, собрать данные, провести анализ и подготовить рекомендации.
- Разработка критериев и показателей оценки: соответствие законодательству, качество проведенных проверок, эффективность использования ресурсов, уровень профессионализма сотрудников.
Показателями могут быть: количество проведенных проверок за определенный период, доля выявленных нарушений от общего числа проверок, время, затраченное на устранение нарушений, уровень выполнения рекомендаций, отзывы заинтересованных сторон (государственные органы, общественность).
- Сбор данных, то есть анализ отчетов и документации, опросы и интервью с сотрудниками органов контроля и другими заинтересованными сторонами, наблюдение за процессами контроля.
- Анализ собранных данных:
Качественный анализ, то есть оценка экспертных мнений и отзывов, выявление проблемных областей.
Количественный анализ — сравнение показателей с установленными стандартами или нормами, выявление отклонений.
- Выявление недостатков и определение системных проблем (например, недостаточная квалификация сотрудников, неэффективные процессы). Анализ причин возникновения выявленных недостатков (недостаток ресурсов, отсутствие четких регламентов).
- Формирование предложений по улучшению и разработка рекомендаций на основе выявленных недостатков: повышение квалификации сотрудников через обучение и аттестацию, оптимизация процессов проверки и отчетности, внедрение современных технологий для автоматизации процессов контроля, улучшение взаимодействия с другими государственными органами и общественностью.
- Мониторинг и оценка внедрения предложений и периодическая переоценка эффективности системы после внедрения изменений [6].
Приведенная методика позволяет не только оценить текущую эффективность системы внешнего финансового государственного контроля, но и выявить недостатки, что способствует формированию обоснованных предложений по ее улучшению. Процесс оценки должен быть регулярным и систематическим, что позволит постоянно адаптироваться к изменениям в законодательстве.
Таким образом, анализ и оценка эффективности внешнего финансового контроля — это процесс, который требует комплексного подхода и постоянного улучшения. Эффективный внешний контроль не только способствует борьбе с коррупцией и нецелевыми расходами, но и повышает доверие населения к институтам власти, что в конечном итоге способствует устойчивому развитию экономики. Эффективность внешнего финансового контроля можно оценивать с различных точек зрения. Важно учитывать не только количественные показатели, но и качественные аспекты, включая влияние на управление финансами и доверие граждан к институтам власти. Полная и глубокая оценка позволит выявить реальные достижения и области, требующие улучшения, что в конечном итоге приведет к более эффективному и прозрачному управлению государственными ресурсами.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823.
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 1649.
- Федеральный закон от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 903.
- Левочкина, К. С. Проблемы правового регулирования внешнего финансового контроля в Российской Федерации / К. С. Левочкина // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2022): сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. — Москва: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина», 2022. — С. 87–93.
- Лукашов, А. И. Формирование системы оценки эффективности государственного финансового контроля и бюджетного мониторинга в Российской Федерации / А. И. Лукашов // Финансы: теория и практика. — 2024. — № 28(1). — С. 52–63.
- Тюпаева, А. И. Особенности внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации / А. И. Тюпаева, Ф. А. Тюпаева // Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народно-хозяйственных комплексов: Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. — Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. — С. 220–224.
- Шелякина, А. Д. Проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации / А. Д. Шелякина // Проблемы развития современного общества: Сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 4-х томах / Под редакцией В. М. Кузьминой. Том 1. — Курск: Юго-Западный государственный университет, 2023. — С. 470–472.