Профессиональная адаптация учащихся в агропрофилированной школе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.

Дата публикации: 02.06.2018

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Степанов, К. М. Профессиональная адаптация учащихся в агропрофилированной школе / К. М. Степанов, Е. П. Эверстов, Т. К. Аммосова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3414/ (дата обращения: 16.11.2024).



Агропромышленный комплекс сегодня становится всё более привлекательным сектором развития малого и среднего бизнеса в России. Все чаще, используя современные управленческие знания и опыт, молодые люди начинают строить свою карьеру и бизнес в сфере сельского хозяйства. Именно поэтому ключевыми направлениями работы агропрофилированных школ является изучение учащимися основ ведения малого бизнеса и предпринимательства в агропромышленном секторе. Участвуя в дискуссиях, организационно-деятельностных играх, экскурсиях, создавая электронные презентации, исследовательские работы, проекты, бизнес-планы, учащиеся знакомятся с основами экономики, менеджмента, права, экологии и предпринимательства.

В этом отношении они становятся настоящим полигоном трудового образования школьников, началом формирования их жизненного опыта в учебно-трудовой, опытнической, познавательной и исследовательской работе [1 с. 12–19].

Но это не предполагает только сельское хозяйство. Данное направление представляет обновленный подход к технологической подготовке школьников, перспективу самореализации учащихся, которая рассматривается как многоплановый процесс, включающий изучение не только технологии получения сельскохозяйственной продукции, но также ознакомление с экологическими, экономическими, общекультурными, морально-этическими и историческими аспектами развития района, что означает подготовку новых специальностей [1 с. 28–35].

В этих условиях введение профильного аграрного обучения и предпрофильной подготовки в школе становятся особенно актуальными и являются компонентом новой образовательной среды, которая создает условия для самоопределения, самореализации школьников, обеспечивает возможность осуществления профессиональных проб, готовит к самостоятельному сознательному выбору профиля профессионального обучения.

В целях расширения путей социализации, самоопределения школьников, для обеспечения возможности школьникам заняться реальным делом, необходимо создать условия, позволяющие выявить у него предпринимательские способности, сформировать умение генерировать идеи, овладеть подходом к решению различных проблем, создать возможность получения всесторонней ресурсной поддержки (образовательной, информационной, производственно-технической, консультационной и др.) [2 с. 281–285].

Наиболее подходящей формой организации подготовки школьников с выходом на создание реального нового продукта или услуги является создание Школьного бизнес-инкубатора, который осуществляет деятельность при взаимодействии образовательных структур, структур предпринимательства, управляющих структур, научно-образовательных учреждений. Бизнес инкубатор для школьников должен стать стартовой площадкой для формирования нового поколения выпускников, эффективным фактором личностного и социального самоопределения школьников [2 с. 281–285, 3 с. 14–21].

Бизнес инкубатор в школе поможет сориентировать активных, инициативных, целеустремленных учащихся на предпринимательскую деятельность как значимую жизненную установку, позволит повысить у детей интерес к предпринимательству, а также поможет выявлять и поддерживать перспективные проекты.

В течение обучения у школьника сформируется представление о деловой и предпринимательской активности, теоретические и практические основы осуществления предпринимательской деятельности, участники получат возможность развить способность самостоятельно принимать экономические решения и анализировать экономическую ситуацию в бизнесе. Каждый участник попробует прописать собственный бизнес-план, который, возможно, в будущем станет основой для создания своего дела. Финальным мероприятием проекта станет защита бизнес-проектов перед экспертами в области предпринимательства [2 с. 281–285, 3 с. 14–21].

Инновационное движение в республике набирает обороты, образовательные организации внедряют новые образовательные методы и технологии обучения. Каждая школа ищет различные пути развития, одним из которых является инновационная деятельность. Сегодня стремительное развитие современного общества требует внедрения прогрессивных технологий в образовании по всему миру, главной задачей педагога является воспитание активной личности с высоким духовным, культурно-интеллектуальным уровнем, со своей этнической самобытностью. Весь педагогический и практический опыт работы школ должен быть направлен на развитие компетенций школьников, которые пригодятся ему в жизни, особенно в селе [4 с. 6].

В Республике Саха (Якутия) 72 % школ являются сельскими, а сельская школа всегда являлась социальным, культурным центром. В условиях сельской местности МБОУ «Танаринская СОШ» под руководством директора Спиридонова Михаила Степановича избрала агротехнологическое направление образования, в 2004 году школа стала улусной экспериментальной площадкой, как школа повышенного уровня по ранней специализации учащихся, в 2006 году школа внедрила дуальное образование, в 2010 года стала опорной школой дуального образования согласно приказу МО РС (Я) № 01–08/1359 от 18 августа 2010 г., в 2012 году вошла в перечень образовательных учреждений агротехнологического профиля республики [4 с. 6].

В концепции дуального образования в Республике Саха (Якутия), разработанной Министерством образования в 2006 году было отмечено, что за последние годы обозначилось стремление общеобразовательных школ к организации профессиональной подготовки в кооперации с учреждениями и предприятиями, представляющими различные отрасли экономики. Совместная деятельность школы и производственной организации, как показывает мировой исторический опыт, является прекрасным полигоном для формирования личности с высоким человеческим капиталом [4 с. 3–4].

Сегодня стратегия на перспективу определена — это рыночная экономика. Поэтому необходимо готовить школьников к будущей трудовой деятельности в условиях рыночных отношений. Мировой опыт показывает, что введение дуального образования способствует кардинальному экономическому росту. Оно активно практикуется во многих странах Европы и Азии, где охватывает до 30 % обучающихся [4 с. 4].

Распоряжением главы улуса от 15 сентября 2006 года в улусе были созданы 3 Опорных Центра по дуальному образованию (в Кобяйской, Танаринской и Себян-Кельской школах).

С того времени в Танаринской средней школе созданы учебные кабинеты по автоделу, трактору, электромонтажному делу. Работают классы по токарному и слесарному делу. Были подобраны мастера производственного обучения, имеющие соответствующие специальные образования и практику.

На сегодняшний день, благодаря внедрению дуального образования, выпускники при окончании школы получают свидетельства государственного образца по специальностям «Электрик», «Тракторист», «Токарь».

Как школа агрономического сельскохозяйственного направления МБОУ «Танаринская СОШ» открыла широкие возможности для приобретения учащимися компетенций по сельскохозяйственному труду — скотоводству, растениеводству, заготовке сена, сбору и хранению урожая, агрокультурному научному экспериментированию, и, как следствие, изготовлению обогащенных почв, перегноя, удобрений, которые рекомендованы на получение патента [4 с. 6].

На сегодня школа, на наш взгляд, вышла на новый качественный уровень развития. Как агрошкола на результатах учебно-производственной деятельности школа ведет реальное рыночное экономическое образование школьников. И следующим шагом в развитии МБОУ «Танаринская СОШ» стала работа по созданию школьного бизнес-инкубатора.

С целью воплощения идей в жизнь МБОУ «Танаринская СОШ» 9 марта 2018 года провел I Региональный конкурс школьных бизнес-проектов, направленных на реализацию услуг населению. Конкурс был организован при поддержке ГАУ ДО РС(Я) «НОЦ Сахаагроэкотур», МСХА ЯНИИСХ, МКУ «УО» МО «Кобяйский улус (район)». Он способствует повышению общей финансово-экономической грамотности школьников, выявлению и поддержке талантливых детей, реализации бизнес-проектов малых творческих коллективов учащихся за счет призовых грантов, развитию сферы услуг населению и повышению общего уровня жизни в селе.

Первые шаги к предпринимательской деятельности, как перспективной сфере в сельской местности, профессиональному самоопределению учащихся успешно состоялся. Он активизировал нестандартное креативное мышление школьников и творчески работающих педагогов, вызвал интерес у населения, частных лиц и организаций, индивидуальных предпринимателей, которые пожелали выступить в качестве спонсоров и поддержать инициативу руководства школы, учителей. Фактически, все население приняло участие в данном проекте. У каждого школьника из улусов региона была возможность принять участие со своим проектом и получить рекомендации по его реализации. Надеемся, что предпринимательские идеи будут реализованы, знания и навыки будут совершенствоваться, и принесут свои плоды.

В данное время организована и налажена работа по 6 направлениям. В рамках плодотворной работы с местным СХПК МТС «Сайылык» приобрели 2 дойные коровы с телятами и 4 головы молодняка КРС. Каждое лето мастера ПО вместе с учениками заготавливают сено в местности «Тек».

В планах расширение земельных участков по овощеводству улучшение условий полива участка под картофель — оборудование уже закуплено.

В перспективе занятие детей по ихтиологии по проекту «Мое озеро» на улусном уровне, начато разведения кур, перепелок, кроликов.

Отрадно то, что столь большой коллектив школы (67 человек) понимает поставленные задачи и готов смело идти вперед к намеченным целям.

В 2016 году школа стала муниципальной инновационной площадкой по проекту «Производственный труд учащихся — главная производственная сила аграрного сектора страны», в 2017 году на республиканской педагогической ярмарке данный проект получил грант Главы МО «Чурапчинский улус».

30–31 марта 2018 года проект школы «Организация школьного бизнес-инкубатора как условие успешного сетевого взаимодействия образовательных учреждений на селе» был защищен на конкурсе образовательных организаций, реализующих инновационные проекты на Грант Главы Республики Саха (Якутия), и МБОУ «Танаринская СОШ» присвоен статус республиканской инновационной площадки (РИП).

В заключении отметим, что в условиях села школа достигает качественное, доступное и профессиональное обучение обучающегося только на основе использование современных инновационных технологий воспитания, обучения и социализации детей в соответствии требованиям ФГОС с интеграцией традиционной хозяйственной деятельности населения региона. И, это будет одним из приоритетных направлений работы МБОУ «Танаринская СОШ имени И. Е. Левина».

Литература:

  1. Кондратьев П. П. Технологическое пространство трудовой подготовки школьников / П. П. Кондратьев. — Якутск: Изд-во ИПКРО, 2002. — С. 61
  2. Левченко Т. Г., Ермолаев С. А. Школьный бизнес инкубатор как эффективный фактор профессиональной ориентации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 26. — С. 281–285. — URL: http://e-koncept.ru/2015/95341.htm.
  3. Панина С. В. Социальное партнерство в региональной профориентационной работе с учащейся молодежью //Теоретические и прикладные аспекты современной науки. Серия: социально-гуманитарная: коллективная монография /колл.авт. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество» — 2014. — 272 с. С.160–186
  4. Сборник проектов Регионального конкурса школьных бизнес-проектов «Начни свое дело» / сост.: К. М. Степанов, Т. К. Аммосова. — СПб.; Якутск, 2018. — 100 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дуальное образование, школа, предпринимательская деятельность, проект, школьник, школьный бизнес-инкубатор, Якутия, Республика Саха, сельская местность, сельское хозяйство.
Задать вопрос