Переход нашего общества к рыночной экономике требует формирования качественно нового типа личности — профессионала, обладающего творческим складом ума, способностью к самообучению, ответственностью, свободой мышления, высокой степенью адаптивности и профессионализмом. Современные требования, предъявляемые работодателями к будущему специалисту, диктуют необходимость серьезно изменить цели, содержание и функции профессионального образования [5].
Актуальность данной системы обуславливается тем, что дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность.
Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки [2].
Наиболее известными толкователями идей немецкой профессиональной подготовки рабочих кадров являются Н. Е. Воробьѐв, Б. Л. Вульфсон, А. И. Пискунов, Д. А. Торопов, Г. А. Федотова. В своем исследовании, посвященном истории развития немецкой системы профессионального образования, Д. А. Торопов указывает на то, что возрастающие темпы технологической революции, и в связи с этим появление новых требований на рынке труда к его участникам — оказывают сильное влияние на систему профессионального образования в любой промышленно развитой стране [5].
Д. А. Торопов, самый известный толкователь идей немецкой дуальной модели обучения, пишет о том, что в любой развитой стране появление постоянно обновляющихся требований на рынке труда к его участникам оказывают влияние на систему образования. Этот факт обусловлен постоянными экономическими изменениями и возрастающими темпами технологической революции [4, с. 42].
Дуалистическая система образования — в соответствии с Международной стандартной классификацией образования организованные в некоторых странах образовательные программы для молодёжи, сочетающие частичную занятость на производстве и обучение с неполной нагрузкой в традиционной школьной и университетской системе [1].
Удобство такой системы заключается в том, что после окончания образования в вузе у выпускников уже имеется опыт работы и навыки в своей сфере.
Особенности системы заключаются в том, что:
− студенты не платят за обучение, учёбу оплачивает та организация, в которой студент проходит производственную практику;
− студенты чередуют занятия в вузе и работу на производстве, а именно три месяца посещают вуз и три месяца проводят на практике (зависит от вуза, с чего начинается обучение с практики или с занятий);
− обучение занимает, как правило, 3,5–4,5 лет на бакалавриате, и 1,5–3 года на магистратуре.
− практика на производстве оплачивается;
− каникулы у таких студентов заменяются на оплачиваемый отпуск, как правило, на этот отпуск выделяется до 30 дней в году;
− после обучения студенты, как правило, остаются работать на предприятии, на котором проходили практику.
В связи с особенностями обучения у системы имеются такие преимущества, как:
− учёба подкрепляется практикой, полученные знания в вузе усваиваются на практике сразу же после получения, студент становится работником производства, «вклинивается» в рабочий процесс и реализует полученные знания, тем самым получая необходимый опыт, который понадобится при поиске работы и повысит шансы по конкурентоспособности;
− труд студента оплачивается, так же как и труд всех работников организации, оплата производится каждый месяц, и не важно, были вы в это время на занятиях в вузе или на своём рабочем месте. Зарплата зависит от организации и занимаемой вами должности. Тем самым вам удобнее обеспечивать свою учёбу;
− повышенные шансы остаться после окончания вуза на своём рабочем месте, фирма, в которой вы проходите практику инвестирует и заинтересована в вас, пока вы проходите практику вы ближе знакомитесь со сферой своей деятельности на данном предприятии, так же работодатель видит вашу работоспособность и компетенцию. Так же у вас есть возможность повышения в должности;
− двойной диплом. Такая возможность доступна не во всех вузах, но в некоторых предлагается получение среднего специального образования, на ряду с образованием в вузе и практикой на предприятии, которое позволяет стать более подкованным специалистом. В конце обучения выдаётся двойной диплом;
− комфортность получения образования. Вузы, предлагающие подобное образование, могут так же организовать более удобные условия обучения (маленькие группы, современное оборудование).
Так же существуют и минусы в связи с особенностями данной системы, такие как:
− Уходит много сил и времени и нет оптимального отдыха, только отпуск, т. к. студент совмещает работу с учёбой. После прохождения курса в конце сдаются экзамены. Студент одновременно учится, сдаёт все экзамены и работает, и отдыхает лишь во время предоставляемого отпуска.
− Нельзя сменить специальность или прекратить обучение, т. к. ваше обучение оплачивается предприятием, на котором вы работает, вы не можете самостоятельно перевестись на другую специальность или сменить ВУЗ, если это вам не подходит, вам придётся возместить потраченные на вас средства или вовсе принудительно доучится на данном факультете до конца.
− Нужно сразу определиться со специальностью, т. к. на предприятии вас сразу определяют на определённое рабочее место, в то время как в обычном ВУЗе есть время «найти себя» и определится с тем, чем вы хотите заниматься и ознакомится с отраслями своей деятельности.
− Так как на первом месте идёт практика и получение навыков, образование не направлено на получение научных знаний и исследований в этой области. В таких условиях выпускаются рабочие, т. е. с вашими знаниями вы не сможете работать, как научный сотрудник. Нехватка теории. И чаще всего обучение проводят такие же сотрудники, а не научные деятели.
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что дуальная система образования является лучшим способом для обучения людей, которые определились со своей специальностью и знают, в какой сфере хотят работать. Они смогут проявить себя, зарекомендовать и быстро достичь повышения в своей сфере. Так же оно подходит для людей, которые не хотят тратить много времени на обучение и желают уже сейчас зарабатывать и устраивать свою карьеру.
Также подобное образование даёт хорошие возможности для работодателей, они не просто воспитывают для себя приемлемые кадры, но и так же могут выбирать себе наиболее отличившийся контингент, т. к. в процессе практики студенты на деле проявляют себя и зарекомендовывают с полезных сторон.
Литература:
- 1.Академик. [Электронный ресурс] https://dic.academic.ru/ (дата обращения 16. 03. 2020)
- Ашимова Д. А. Актуальность внедрения дуальной системы образования для творческих специальностей в Казахстане // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2013. [Электронный курс] https://sibac.info/conf/pedagog/xxvii/32631 (дата обращения 06.10. 19)
- Доклад на тему «Дуальное обучение в практике образовательных учреждений». [Электронный курс] https://multiurok.ru/files/doklad-na-tiemu-dual-noie-obuchieniie-v-praktikie.html (дата обращения 25. 09. 19)
- Торопов Д. А. Обеспечение качества профессионального образования в Германии: автореф. дисс. д-ра педаг. наук: 13.00.01 — Казань, 2005. — 42 с.
- Торопов Д. А. Учебное пособие «История развития немецкой системы профессионального образования». ИСПО РАО. Москва 2002. Российская Академия образования. Институт среднего профессионального образования. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-244177.html (дата обращения 27. 02. 2020).