Проект (от лат. рrojectus) — 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком.
Проективная (проектная) деятельность включает в себя
- анализ проблемы;
- формулировку темы;
- постановку цели;
- определение задач;
- выбор средств достижения цели;
- анализ ресурсного обеспечения проекта (баланс задач и условий);
- поиск и обработку информации, ее анализ и синтез;
- оценку полученных результатов и выводов;
- презентацию и обсуждение результатов.
Педагог может как сам вести определенную проектную деятельность, так и использовать данный метод в обучении своих учащихся. В первом случае это является педагогическим исследованием.
Педагогическое исследование- это процесс и результат научной деятельности, направленный на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике, содержания, принципах, методах, организационных формах учебно-воспитательной работы.
Целями подобного исследования являются
- Определение, выявление новых соотношений, взаимосвязей;
- Проверка и подтверждение определенных фактов и теоретических положений. Проверка данных- непременное условие достоверности результатов исследования.
Состоит исследование из нижеперечисленных основных этапов:
- Подготовительный (разработка научного аппарата исследования, изучение литературы) — 3–6 мес.
- Пилотажный (предварительный эксперимент) — 3–6 мес.
- Основной (получение, обработка и систематизация экспериментальных данных) 1–3 года
- Оформление результатов (публикации, отчеты)
- Внедрение (организация работ по использованию полученных данных, рекомендации).
Логическим завершением исследования является оформление результатов в виде реферата, научной статьи, методического пособия, монографии, устного научного общения (научные семинары, конференции, съезды, конгрессы, симпозиумы, педагогические чтения и др.).
Метод же проектов, используемый педагогом в обучающей его деятельности, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Существуют основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование проблемы языкового барьера в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме, пр.).
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий, пр.).
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов предусматривает также определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Реализация метода проектов (исследовательского метода) на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Предлагаем структуру проекта, которую мы используем в своей деятельности.
- Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
- Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
- Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
- Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
- Защита проектов, оппонирование.
- Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Следовательно, выделяются следующие этапы работы над проектом:
- планирование;
- аналитический этап;
- этап обобщения информации;
- этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).
Педагогическая инновация- это процесс и результат перевода отдельных частей, компонентов или образовательной системы в целом из существующего состояния в качественно новое путем творческого освоения и внедрения новшества (результат научного исследования, уже прошедший апробацию, что в определенной степени гарантирует успешность инновации).
Литература:
1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. — № 4. — 2009 — с. 19–27.
2. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия.– ПГПИ Павлодар, 2010. — 216 с.
3. Громыко Ю. В., Громыко Н. В. Исследование и проектирование в образовании. — Режим доступа: // http.www.abitu.ru/researcher/methodics/nauka/.
4. Конюшенко С. М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования. — Калининград: Изд-во КГУ, 2008. — 248 с.