Баскетбол — важнейшее средство физического воспитания студентов, направленное на увеличение работоспособности и совершенствование психофизических качеств занимающихся. Это увлекательная атлетическая игра, способствующая развитию и совершенствованию физических, психических и интеллектуальных качеств человека; овладению игроками профессиональными двигательными умениями и навыками. Занятия баскетболом воспитывают у спортсменов силу воли, выдержки, настойчивости, смелости, решительности, уверенности в своих силах, чувства долга и ответственности, патриотизма и коллективизма.
Эффективность воспитания этих качеств зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в тренировочном процессе осуществляется взаимосвязь физического, психологического и нравственного воспитания спортсменов. Учебно-тренировочный процесс в баскетболе построен на повышении сложности и интенсивности тренировочных занятий, приобретении игроками специальных знаний о психофизиологических свойствах личности, строении организма и биомеханики движений человека.
В процессе детальной подготовки к длительному насыщенному разнообразными соревнованиями сезону и, непосредственно, в проводимых тренером занятиях по технике и тактике игры, спортсмены приобретают необходимые профессиональные знания, умения и навыки для увеличения разнообразия индивидуальных и командных технико-тактических действий баскетболистов. Это говорит о том, что залогом успешного выступления баскетбольной команды в соревнованиях является высокая спортивная подготовка игроков (реализующаяся в основном в спортивных тренировках), включающая все стороны подготовки спортсменов к длительному спортивному сезону (теоретическая, техническая, тактическая, морально-волевая и психологическая). Таким образом, спортивная подготовка — это сложный специализированный процесс, направленный на формирование, развитие и совершенствование необходимых физических, психофизических и психофизиологических качеств игроков, оказывающий разностороннее воздействие на спортсменов [1].
Баскетбол — командный вид спорта, требующий в меняющихся игровых эпизодах на площадке от каждого игрока полной самоотдачи; он позволяет развивать в игре выносливость, хорошую координацию движений, гибкость, подвижность и прыгучесть. Он является отличной школой для обучения взаимодействию игроков в команде, ведь успех в игре зависит не только от развитого глазомера спортсменов, но и от их умения понимать намерения и тактику других членов команды. Немаловажным фактором является способность игроков мгновенно принимать решения, учитывая игровую ситуацию на площадке, так как специфика игры предполагает резкие смены направления движения и темпа, которые чередуются с форсированными прыжками во время бросков, борьбой за верховой мяч и попытками накрыть бросок.
Основной задачей тренера-преподавателя при подготовке к спортивному сезону является постепенное подведение игроков к оптимальной физической, технической, тактической и психической готовности. На этом этапе психологическая подготовка заключается в формировании установки на соревновательную деятельность и создании условий для адаптации игроков к экстремальным условиям этой деятельности. Это связано с определенными особенностями и условиями проведения соревнований, а также индивидуальными психическими особенностями личности каждого спортсмена. Психологическая подготовка обеспечивает формирование психического состояния, способствующего, с одной стороны, оптимальному использованию физической и технической подготовленности игроков, а с другой — способности противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т. д.). Интенсивные тренировочные занятия, плотный календарь соревнований, характеризуются такими высокими физическими и психическими нагрузками, которые доводят нервно-эмоциональное напряжение до пределов индивидуальных возможностей спортсмена. Наиболее эффективными в спортивной деятельности являются средства психической реабилитации для восстановления затраченной нервной энергии. Здесь важно снизить уровень нервно-психической напряженности, снять состояние психической угнетенности, значительным образом влияющих на ускорение процессов восстановления в различных органах и системах организма.
Эффективность использования психологических средств восстановления отражается в объективной оценке результатов психологических воздействий на спортсменов в процессе психологической реабилитации. Для формирования психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды требуется формировать психологическую подготовку спортсменов за счет совершенствования мотивации спортивной тренировки, создания оптимальных условий для проведения тренировочного процесса. Использование в спортивной подготовке психологических средств восстановления позволяет снизить уровень нервно-психического напряжения, снять состояние психической угнетенности, быстрее восстановить затраченную нервную энергию и тем самым оказать влияние на ускорение процессов восстановления в различных системах организма игрока [4].
Психологическая подготовка включает общую (круглогодичную) подготовку игроков, психическую подготовку к соревнованиям и управление нервно-психическим восстановлением спортсменов. На регулярно проводимых тренером-преподавателем учебно-тренировочных занятиях, в процессе спортивной подготовки, развиваются и совершенствуются физические, психофизические и нравственные качества личности, способствующие формированию психической устойчивости игроков. Использование во время спортивной подготовки современной методики тренировки, эффективного использования педагогических и психологических средств восстановления позволяет определить профессиональный уровень психолого-педагогического мастерства тренера-преподавателя, наличие у него системы знаний и навыков, позволяющих успешно организовать учебно-тренировочный процесс [2].
Эффективность деятельности тренера-преподавателя, его профессионализм, заключается в правильной организации учебно-тренировочного процесса, включающего все стороны спортивной подготовки команды, в том числе, воспитательную и культурно-массовую работу. В его обязанности входит:
- совместное, с администрацией вуза и председателем спортивного клуба, создание условий для проведения круглогодичных тренировочных занятий, привитие занимающимся любви к избранному виду спорта, интереса к регулярным занятиям избранным видом спорта и стремления к росту спортивного мастерства;
- обеспечение общей и специальной физической подготовки занимающихся в группе спортивного совершенствования, сдачи ими контрольных нормативов и тестов по ОФП и СФП;
- организация в рационально построенном тренировочном процессе систематической воспитательной работы для формирования таких важных качеств, как трудолюбие и дисциплинированность, честность и порядочность, доброжелательность и принципиальность, товарищество и взаимовыручка, способность рационально организовать свой труд и вносить в него элементы творчества, чувство ответственности за результаты своего труда и коллективизм;
- привитие игрокам навыков соблюдения спортивной этики, принципов морали, любви и преданности своей команде;
- укрепление здоровья занимающихся, соблюдение ими правил личной гигиены, включающей в себя рациональный устойчивый режим спортсмена, уход за телом, гигиену одежду и обуви, а также контроль общественной гигиены, гигиены тренировки и четкая организация врачебного контроля;
- систематическое участие и проведение контрольных и товарищеских игр, а также участие в календарных соревнованиях;
- пропаганда и популяризация баскетбола среди студентов и ППС;
Учебно-тренировочные занятия по баскетболу в вузе проводятся согласно утвержденного председателем спортивного клуба вуза плана спортивной работы на учебный год. Программа годичного тренировочного цикла содержит учебный материал, на основе которого строится планирование учебно-тренировочных занятий, предусматривающее проведение теоретической и практической подготовки игроков, а также сдачу контрольных нормативов. Необходимая в годичном цикле периодизация учебно-тренировочного процесса проводится с учетом календарного плана соревнований, что позволяет фундаментально подготовиться к играм и наиболее полноценно решать задачи каждого периода подготовки баскетболистов.
Главная задача тренера-преподавателя в подготовительном периоде годичного цикла заключается в подготовке баскетбольной команды к успешному выступлению в предстоящих соревнованиях. Основой для развития и совершенствования физических и психофизических качеств занимающихся является оптимальная физическая подготовка игроков, подразделяющаяся на общую и специальную подготовку. Поэтому, подготовительный период является базовым тренировочным циклом, в котором учебно-тренировочные занятия направлены на обеспечение общей и специальной физической подготовки игроков и повышение их спортивной работоспособности. Специальная физическая подготовка (СФП) игроков в баскетболе обеспечивается только на базе общей физической подготовки (ОФП). Ее задача состоит в совершенствовании специальных качеств игроков, направленных на формирование умений и закрепление навыков игры в баскетбол. Освоенные двигательные действия при применении на тренировочных занятиях специальных физических упражнений являются эффективным средством укрепления здоровья и восстановления умственных, психических и физических сил спортсмена и могут в дальнейшем использоваться в самостоятельных формах занятий физическими упражнениями.
При оптимизации спортивной тренировки, состоящей в постепенном увеличении физической и психофизической нагрузки, возрастает роль тренера в психологической подготовке игроков. Во время проведения тренировочных занятий происходит комплектование игроков в состав команды и воспитание их волевых качеств, обеспечивающих преодоление трудностей в борьбе с утомлением в соответствии с возрастающими физическими и психоэмоциональными нагрузками. С этой целью для повышения качества психологической подготовки игроков тренер-преподаватель во время тренировки применяет индивидуальные средства подготовки, направленные на развитие смелости и решительности в единоборстве с соперником [3].
На этапе предсоревновательной подготовки происходит дальнейшее совершенствование специальной физической и технической подготовки, овладение приемами тактики игры отдельных игроков, звеньев и команды в целом, совершенствование морально-волевой, технико-тактической и психологической подготовки игроков, определение основного и резервного состава команды. Соревновательный период состоит из нескольких циклов, начиная с участия команды в соревнованиях на первенство города, проводимых различных турнирах, а в конце периода, в соревнованиях на первенство вузов, проводимых в зачет областной спартакиады. В этом периоде особое внимание нужно уделять созданию сплоченного и сыгранного коллектива, совершенствованию технического и тактического мастерства игроков, сохранению и улучшению спортивной формы и устранению имеющихся недостатков в игре команды, а также дальнейшему совершенствованию волевой и психологической подготовки команды.
Литература:
1. Баскетбол. Теория и методика обучения / Под общ. ред. Д. С. Нестеровского. — М.: Академия, 2004–336с.
2. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учебник для студ. вузов / Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — М.: Академия, 2004. — 400с.
3. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин и др; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 520 с.
4. Яхонтов Е. Р. Психологическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие/СПб: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000. — 58 с.